Анализ занятия. Дискуссия «Проблема использования преподавателем стратегии невербального поведения»

Вид дискуссии: беседа за круглым столом.

Форма организации работы участников: фронтальная.

Вопросы для обсуждения:

1. Правомерно ли выделение в классификации невербальных
средств общения категории так называемых педагогических жес­
тов?

2. Существует ли в действительности проблема так называемой
стратегии невербального поведения преподавателя?

Инструкция по организации дискуссии: ведущим дискуссию яв­ляется один из участников тренинговой группы. Во время беседы Участникам рекомендуется использовать результаты, полученные от рефлексии данного занятия и от участия в практикуме. Желатель­но, чтобы высказывания основывались на личностной позиции вы­ступающего. Для этого каждому участнику предлагается карточка с распечаткой таких вопросов:

1- Насколько вам удалось систематизировать сведения о невер­
бальных средствах общения и найти им практическое применение?

2- В чем сложность обучения педагога «языку телодвижений»?

3. Как полученные сведения можно применить в работе пре­
подавателя со студентами педагогического колледжа?

Домашнее задание

Памятка молодому преподавателю «Стили общения преподавателя со студентами»

Цель: отработка навыка в составлении памятки, систематизация и актуализация сведений по теме.

Инструкция: при составлении памятки учтите, что основу ее должны составлять советы: краткие, лаконичные, последовательно вытекающие один из другого. Теоретический материал вы сможе те найти в литературе:

Гейхман Л. И., Клейман С. К. Педагогическое общение. — Пермь, 1991.

Макарова С. К. Техника речи. — М., 1995.

Практическая психология для преподавателей / М. К. Тутушкина и др. -М., 1997.

Задание для самостоятельной работы

Сделайте аннотацию учебного пособия Е. А. Петровой «Жесты в педагогическом процессе». Используя материал данной книги, составьте небольшое выступление (методическую рекомендацию) перед аудиторией студентов педагогического колледжа, воспитате­лями ДОУ, преподавателями колледжа по темам:

1. Жаргонные жесты подростков и юношества.

2. Способы формирования «языка жестов» у детей дошкольно­
го возраста.

3. Жесты преподавателя как средство установления позитивно­
го контакта со студентами (детьми дошкольного возраста).

Проведите наблюдение по теме «Зрительный контакт в повсе­дневной жизни».

Цель: исследование особенностей установления зрительного кон­такта в повседневной жизни.

Задание: путем длительного наблюдения зафиксировать особен­ности проявления способов установления зрительного контакта в разных ситуациях педагогического общения.

Инструкция: примерно в течение месяца понаблюдайте за со­бой, другими людьми в разнообразных жизненных ситуациях. По­старайтесь определить, как люди пользуются одной из самых уни­версальных форм общения. Делайте постоянные записи. Сконцентрируйте свое внимание на таких вопросах:

1. Когда люди вынуждены поддерживать зрительный контакт?

2. В каких ситуациях его избегают?

3. Какие виды зрительного контакта вам приходилось чаще все­
го наблюдать?

4. Как вы используете зрительный контакт?

Психогимнастика «Надежды маленький оркестрик»

Музыкальный материал: фрагменты музыкальных произведений в исполнении народного, симфонического, эстрадного оркестров

Инструкция: вы, наверное, знаете, какие инструменты входят в состав оркестра народных инструментов, симфонического или эстрадного. Разделимся на команды-оркестры. Выберем дирижера. Зазвучит музыка, и оркестр оживет. Дирижер управляет музыкан­тами, а они стараются вовсю. Не стесняйтесь выражать свои эмо­ции. Оркестры выступают по очереди. Победитель получает зва­ние заслуженного оркестра энтузиастов, ему вручается почетный диплом.

Информация к теме

Преподаватель обогащает содержание своей речи невербальны­ми средствами, причем на них может приходиться до 55% всей информации, которую предлагают слушателям. В состав невербаль­ного поведения обычно включают разнообразные характеристики голоса, движения тела, временную и пространственную организа­цию этого поведения. Традиционно невербальные средства обще­ния классифицируют на:

1) кинесические средства, т. е. зрительно воспринимаемые' дви­
жения другого человека (мимика, поза, походка, взгляд);

2) такесические средства представлены в виде поцелуев, руко­
пожатия, похлопывания;

3) проксемические средства — это дистанция и ориентация
партнеров во время общения;

4) просодические и экстралингвистические средства. Просоди­
ка — это ритмико-интонационные характеристики голоса (высота,
тембр, громкость, сила ударения). Экстралингвистическая система
включает в себя паузы и психофизиологические проявления: плач,
смех, вздох, кашель.

По другой классификации к невербальному поведению отно­сятся невербальные:

1. Действия-символы. Их можно точно перевести в слова (по­
качать головой, улыбнуться, нахмуриться, показать кулак).

2. Действия-иллюстраторы. Они являются до некоторой степе­
ни частью речи и выполняют функцию акцентирования (движе­
ния головы, кистей рук и другие движения, которые человек де­
лает, произнося слова с логическим ударением, или движения,
выполняющие функцию дополнительных знаков препинания: об­
рисовка контура предмета).

3. Действия, выражающие аффект (гнев, радость, удивление).

4. Действия-регуляторы. Они помогают инициировать или за­
канчивать речь.

5. Действия-адаптеры. Они связаны с удовлетворением телес­
ных потребностей (почесывание или изменение положения тела во
вРемя контакта).

Рассматриваются четыре ведущие системы отражения невер­бального поведения:

1. Акустическая — это разные характеристики выразительнос­
ти голоса: пауза, интонация, тембр, высота, громкость голоса.

2. Оптическая: поза, жесты, мимика, походка; строение лица,
черепа, конечностей; контакт глаз.

3. Тактильно-кинестезическая: прикосновения (рукопожатия, по­
хлопывания, поглаживания, поцелуи), «язык тела» (жесты, мими­
ка, позы), манера одеваться и причесываться.

4. Ольфакторная: система запахов (тела, косметики).

Одну из ведущих ролей в передаче и приеме информации иг­рают мимика и пантомимика.

Под мимикой понимается передача информации с помощью му­скулов лица. Существует определенный набор общепринятых ми­мических выражений чувств человека по отношению к событиям и явлениям. Положительные отражаются на обеих половинах ли­ца равномерно, а отрицательные более всего проявляются на ле­вой стороне. С помощью мимики выражаются удивление, страх, отвращение, печаль, счастье.

Мимическим проявлением принято считать взгляд, т. е. опре­деленное выражение глаз или поворот их в ту или иную сторону.

Зрительный контакт представляет собой очень важный комму­никативный мостик от лектора к слушателям. Выражение глаз пре­подавателя свидетельствует о проявлении внимания, заинтересо­ванности и уверенности. Зрительный контакт дает возможность следить за реакцией аудитории и вовремя предотвратить нежела­тельные реакции. Однако существует ряд причин, не позволяющих в полной мере использовать это почти универсальное средство не­вербального общения: неуверенность педагога в своих профессио­нальных возможностях, страх и скованность, сознательный или бессознательный отказ от зрительного контакта, отсутствие иден­тификации с высказыванием.

Существует несколько вариантов зрительного контакта, каждый из которых имеет свое значение:

1. «Глаза в глаза». Такой взгляд производит впечатление того,
что через отверстие зрачка хотят проникнуть во внутренний мир
другого человека. Он означает доверие, прямодушие, молчаливое
согласие. Такой взгляд можно наблюдать у детей. Этот взгляд -
серьезное испытание для преподавателя, так как предполагает вза­
имную открытость.

2. Прищуренный взгляд служит для недоверчивого контроля,
говорит о навязчивости и в некоторых случаях об агрессивности,
предполагает намерение получить информацию о других, при этом
скрыв свою. Достаточно неприятный, холодный взгляд.

Взгляд глаз, параллельно направленных на небольшое рас­
стояние, говорит о том, что перед вами задумчивый человек, по­
груженный в свои мысли. Этот взгляд демонстрирует, что собесед­
ник — это «пустое место», при таком взгляде остается неяс­
но — действия человека действительно не замечены или человека
просто не захотели увидеть

4. Прямой взгляд подходит для установления контакта с людь­
ми, которым хочется выразить симпатию. Он свидетельствует о за­
интересованности, уважительном отношении, готовности откровен­
ного общения. Это взгляд хорошо воспитанного и вежливого
человека, который признает равноправие партнера.

5. Взгляд сверху вниз обычно обусловлен и ростом собеседни­
ков, и разницей занимаемых ролей. Он увеличивает расстояние
между партнерами по общению: тому, кто смотрит сверху вниз,
придает чувство превосходства, а другому партнеру, наоборот, чув­
ство неуверенности.

6. Взгляд снизу имеет несколько интерпретаций. Если это взгляд
невысокого человека, то направление взгляда можно исправить за
счет вспомогательных средств. Взгляд снизу со склоненной голо­
вой означает позу нападения или подчинения, а также недоверие
и готовность действовать.

7. Косой взгляд может быть направлен сверху, тогда говорят о
снисходительности, а направленный снизу читается как угодниче­
ство. Такой взгляд может также служить для тайного наблюдения,
так как прямой слишком явно демонстрирует намерения челове­
ка, а при склоненной набок голове легче ввести в заблуждение.
Иногда косой взгляд — это следствие тугоухости или укрытие от
оптических раздражителей.

8. Блуждающий взгляд выражает интерес. В соответствии с бы­
стротой блуждания можно судить о любопытстве, конкретном по­
иске, повышенной раздражительности, об упрощенном пережива­
нии. Если сопровождается целенаправленно прохладной мимикой,
то создает впечатление трезвого взвешивания, оценки, иногда обиды.

9. Фиксированный взгляд выражает осознание собственной си­
лы и воздействия. Этот взгляд позволяет лектору фиксировать вни­
мание на какой-либо точке в пространстве.

Для преподавателя важным средством невербального общения является пантомимика, т. е. движения тела, рук, ног. Она влияет на отношение слушателей к внешней информации. Например, ин­терес к информации выражается наклоном головы в сторону, кив­ками. Нейтральность слушатель показывает держа голову прямо. Слушатель потирает ухо, когда ему скучно и надоело слушать, а скрещенные руки, нога закинута на ногу, лодыжки сведены вмес-те — показатели негативного отношения.

Одним из проявлений пантомимики являются жесты. Они ча-Ще всего предупреждают ход мыслей, нежели следуют за ними.

Выделяют несколько функций жестов как средства коммуника­ции:

1) фактическую, т. е. контактоустанавливающую;

2) конативную, т. е. побуждающую к действию, установлению
контакта;

3) металингвистическую, т. е. функцию перевода информации
языка одной системы на язык другой с сохранением общепри­
нятого смысла;

4) эмотивную, т. е. функцию передачи чувств, других психиче­
ских процессов;

5) референционную, которая определяет, что знак представля­
ет предмет, указывает, отсылает к нему;

6) поэтическую, т. е. регулирующую связь речевых знаков с яв­
лениями внелингвистической реальности.

Существует еще функция познавательная — овладения истори­ческим опытом и функция регуляторная — избирательного воздей­ствия на другого человека.

Есть несколько классификаций жестов. По одной классифика­ции жесты бывают описательные (изображающие, иллюстрирую­щие ход мыслей) и психологические (выражающие чувства).

По другой — жесты бывают условные и неусловные. Условные не всегда бывают понятны по своему значению. Условность им придают договоренность или традиция. К таким жестам относит­ся воинский жест приветствия (рука под козырек), кивок сверху-вниз, означающий «да». Условные жесты бывают интернациональ­ными, национальными. Например, высунутый язык для европейцев — насмешка, для китайцев — угроза, для индейцев — гнев.

Неусловные жесты понятны для любого человека. Они указы­вают на что-то или кого-либо, передают эмоции, подчеркивают мысль, неуверенность. Есть ритмические жесты.

Говорят еще о:

—коммуникативных жестах: приветствие, прощание, привле­
чение внимания, утверждение, вопрос, отрицание;

—модальных, т. е. выражающих оценку и отношение: одобре­
ние, неудовлетворение, доверие, растерянность;

—описательных. Они имеют смысл только в контексте рече­
вого высказывания. В процессе общения говорят о конгруэнтнос­
ти, т. е. совпадении жестов и речевых высказываний.

Выбор жестов является одной из сложных задач для препода­вателя, потому что подача информации должна сопровождаться не­которым балансом жестов, а добиться этого достаточно трудно. Полная статичность педагога означает скованность, неуверенность, а чрезмерная жестикуляция снижает эффект восприятия, утомля­ет слушателей. В выборе стратегии невербального поведения сле­дует говорить о технологии оптимального жестикулирования, ко­торая предполагает нахождение наилучшего соотношения между жестикуляцией и другими средствами общения. Важны: динамика жеста (темп, амплитуда, завершенность рисунка движения), соот­ношение жеста с речью, определение цели общения в соответст­вии с объективной ситуацией, нюансы межличностных отношений между преподавателем и студентами, индивидуальность педагога и его состояние в конкретный момент общения, содержание и струк­тура учебного занятия.

Следующим средством пантомимики является поза. Главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом сво

его тела по отношению к собеседнику. Это размещение говорит 0ЯИ об открытости, расположенности к общению, или о закрыто­сти. Закрытые позы — свидетельство недоверия, несогласия, про­тиводействия. В такой позе человек старается занять как можно меньше пространства, закрыть переднюю часть тела. Открытые по-Зы — знак доверия, доброжелательности, комфорта. Есть ясно вос­принимаемые позы раздумья, критической оценки.

Походка позволяет распознать эмоциональное состояние чело­века.

О горе, гневе, радости можно узнать по тому, как идет чело­век. Самая тяжелая походка при гневе, а самая легкая — при ра­дости, вялая походка означает горе, а длинный шаг — показатель гордости.

Дистанция — это тоже компонент пантомимики. Причем про­странственная организация общения, особенно педагогического, иг­рает одну из ключевых позиций. Существует четыре нормы дис­танции: интимная зона (0—45 см) предполагает общение самых близких людей; персональная (45—120 см) допускает общение зна­комых людей; социальная (120—400 см) предпочтительна при офи­циальном общении с чужими людьми; публичная (400—750 см) — это выступление перед различными аудиториями. Как правило, нарушение дистанции воспринимается негативно.

Во время педагогического взаимодействия весьма важным яв­ляется выбор угла общения. Это выражается в повороте тела и но­ска ноги в направлении партнера или в сторону от него. Если об­щение носит характер соперничества, соревнования, то садятся напротив друг друга. Дружеская беседа заставляет принять угловую позицию. Дискуссия, кооперация предполагает, что будут заняты места с одной стороны стола. Независимая позиция выражается в расположении партнеров по диагонали.

Каждый в отдельности компонент невербального поведения пре­подавателя и все вместе взятые помогают созданию образа парт­нера по общению, поддерживают оптимальный уровень атмосфе­ры доверия и комфорта, являются индикатором актуализации психических состояний партнеров по общению, выступают в роли показателя статусно-ролевых взаимоотношений между преподава­телем и студентами, снижают возможную избыточность языка и в то же время служат важным средством подкрепления абсолютной однозначности речевого акта.

Занятие 6

Педагогика отношений, или Кое-что о стилях педагогического общения

Цель: овладение приемами предъявления разных стилей педа­гогического общения перед студенческой аудиторией. План занятия:

1. Приветствие «Мое настроение».

2. Упражнения: «Доверие», «Тренируем наши реакции», «Си­
дящий и стоящий», «Преобразуем ситуацию», «Художественный
салон».

3. Рефлексия занятия: экспресс-опрос «Мой стиль общения на
учебном занятии».

4. Анализ занятия: «Мои пожелания на будущее занятие».

5. Домашнее задание: подбор отрывков из любимых художест­
венных произведений.

6. Задание для самостоятельной работы: подбор диагностичес­
ких методик для выявления индивидуальных особенностей педаго­
гического общения.

7. Психогимнастика «Веселый лягушонок».

Вступление: наши отношения выражаются в стиле общения. Стиль — это относительно устойчивые приемы воздействия педа­гога на аудиторию или взаимодействия с ней, проявление инди­видуальности, выраженной в относительно постоянной манере по­ведения с окружающими. Чтобы отношения были позитивными, а стиль — демократическим, следует обратить внимание на отдель­ные компоненты общения.

Наши рекомендации