Анализ занятия. Дискуссия «Проблема использования преподавателем стратегии невербального поведения»
Вид дискуссии: беседа за круглым столом.
Форма организации работы участников: фронтальная.
Вопросы для обсуждения:
1. Правомерно ли выделение в классификации невербальных
средств общения категории так называемых педагогических жес
тов?
2. Существует ли в действительности проблема так называемой
стратегии невербального поведения преподавателя?
Инструкция по организации дискуссии: ведущим дискуссию является один из участников тренинговой группы. Во время беседы Участникам рекомендуется использовать результаты, полученные от рефлексии данного занятия и от участия в практикуме. Желательно, чтобы высказывания основывались на личностной позиции выступающего. Для этого каждому участнику предлагается карточка с распечаткой таких вопросов:
1- Насколько вам удалось систематизировать сведения о невер
бальных средствах общения и найти им практическое применение?
2- В чем сложность обучения педагога «языку телодвижений»?
3. Как полученные сведения можно применить в работе пре
подавателя со студентами педагогического колледжа?
Домашнее задание
Памятка молодому преподавателю «Стили общения преподавателя со студентами»
Цель: отработка навыка в составлении памятки, систематизация и актуализация сведений по теме.
Инструкция: при составлении памятки учтите, что основу ее должны составлять советы: краткие, лаконичные, последовательно вытекающие один из другого. Теоретический материал вы сможе те найти в литературе:
Гейхман Л. И., Клейман С. К. Педагогическое общение. — Пермь, 1991.
Макарова С. К. Техника речи. — М., 1995.
Практическая психология для преподавателей / М. К. Тутушкина и др. -М., 1997.
Задание для самостоятельной работы
Сделайте аннотацию учебного пособия Е. А. Петровой «Жесты в педагогическом процессе». Используя материал данной книги, составьте небольшое выступление (методическую рекомендацию) перед аудиторией студентов педагогического колледжа, воспитателями ДОУ, преподавателями колледжа по темам:
1. Жаргонные жесты подростков и юношества.
2. Способы формирования «языка жестов» у детей дошкольно
го возраста.
3. Жесты преподавателя как средство установления позитивно
го контакта со студентами (детьми дошкольного возраста).
Проведите наблюдение по теме «Зрительный контакт в повседневной жизни».
Цель: исследование особенностей установления зрительного контакта в повседневной жизни.
Задание: путем длительного наблюдения зафиксировать особенности проявления способов установления зрительного контакта в разных ситуациях педагогического общения.
Инструкция: примерно в течение месяца понаблюдайте за собой, другими людьми в разнообразных жизненных ситуациях. Постарайтесь определить, как люди пользуются одной из самых универсальных форм общения. Делайте постоянные записи. Сконцентрируйте свое внимание на таких вопросах:
1. Когда люди вынуждены поддерживать зрительный контакт?
2. В каких ситуациях его избегают?
3. Какие виды зрительного контакта вам приходилось чаще все
го наблюдать?
4. Как вы используете зрительный контакт?
Психогимнастика «Надежды маленький оркестрик»
Музыкальный материал: фрагменты музыкальных произведений в исполнении народного, симфонического, эстрадного оркестров
Инструкция: вы, наверное, знаете, какие инструменты входят в состав оркестра народных инструментов, симфонического или эстрадного. Разделимся на команды-оркестры. Выберем дирижера. Зазвучит музыка, и оркестр оживет. Дирижер управляет музыкантами, а они стараются вовсю. Не стесняйтесь выражать свои эмоции. Оркестры выступают по очереди. Победитель получает звание заслуженного оркестра энтузиастов, ему вручается почетный диплом.
Информация к теме
Преподаватель обогащает содержание своей речи невербальными средствами, причем на них может приходиться до 55% всей информации, которую предлагают слушателям. В состав невербального поведения обычно включают разнообразные характеристики голоса, движения тела, временную и пространственную организацию этого поведения. Традиционно невербальные средства общения классифицируют на:
1) кинесические средства, т. е. зрительно воспринимаемые' дви
жения другого человека (мимика, поза, походка, взгляд);
2) такесические средства представлены в виде поцелуев, руко
пожатия, похлопывания;
3) проксемические средства — это дистанция и ориентация
партнеров во время общения;
4) просодические и экстралингвистические средства. Просоди
ка — это ритмико-интонационные характеристики голоса (высота,
тембр, громкость, сила ударения). Экстралингвистическая система
включает в себя паузы и психофизиологические проявления: плач,
смех, вздох, кашель.
По другой классификации к невербальному поведению относятся невербальные:
1. Действия-символы. Их можно точно перевести в слова (по
качать головой, улыбнуться, нахмуриться, показать кулак).
2. Действия-иллюстраторы. Они являются до некоторой степе
ни частью речи и выполняют функцию акцентирования (движе
ния головы, кистей рук и другие движения, которые человек де
лает, произнося слова с логическим ударением, или движения,
выполняющие функцию дополнительных знаков препинания: об
рисовка контура предмета).
3. Действия, выражающие аффект (гнев, радость, удивление).
4. Действия-регуляторы. Они помогают инициировать или за
канчивать речь.
5. Действия-адаптеры. Они связаны с удовлетворением телес
ных потребностей (почесывание или изменение положения тела во
вРемя контакта).
Рассматриваются четыре ведущие системы отражения невербального поведения:
1. Акустическая — это разные характеристики выразительнос
ти голоса: пауза, интонация, тембр, высота, громкость голоса.
2. Оптическая: поза, жесты, мимика, походка; строение лица,
черепа, конечностей; контакт глаз.
3. Тактильно-кинестезическая: прикосновения (рукопожатия, по
хлопывания, поглаживания, поцелуи), «язык тела» (жесты, мими
ка, позы), манера одеваться и причесываться.
4. Ольфакторная: система запахов (тела, косметики).
Одну из ведущих ролей в передаче и приеме информации играют мимика и пантомимика.
Под мимикой понимается передача информации с помощью мускулов лица. Существует определенный набор общепринятых мимических выражений чувств человека по отношению к событиям и явлениям. Положительные отражаются на обеих половинах лица равномерно, а отрицательные более всего проявляются на левой стороне. С помощью мимики выражаются удивление, страх, отвращение, печаль, счастье.
Мимическим проявлением принято считать взгляд, т. е. определенное выражение глаз или поворот их в ту или иную сторону.
Зрительный контакт представляет собой очень важный коммуникативный мостик от лектора к слушателям. Выражение глаз преподавателя свидетельствует о проявлении внимания, заинтересованности и уверенности. Зрительный контакт дает возможность следить за реакцией аудитории и вовремя предотвратить нежелательные реакции. Однако существует ряд причин, не позволяющих в полной мере использовать это почти универсальное средство невербального общения: неуверенность педагога в своих профессиональных возможностях, страх и скованность, сознательный или бессознательный отказ от зрительного контакта, отсутствие идентификации с высказыванием.
Существует несколько вариантов зрительного контакта, каждый из которых имеет свое значение:
1. «Глаза в глаза». Такой взгляд производит впечатление того,
что через отверстие зрачка хотят проникнуть во внутренний мир
другого человека. Он означает доверие, прямодушие, молчаливое
согласие. Такой взгляд можно наблюдать у детей. Этот взгляд -
серьезное испытание для преподавателя, так как предполагает вза
имную открытость.
2. Прищуренный взгляд служит для недоверчивого контроля,
говорит о навязчивости и в некоторых случаях об агрессивности,
предполагает намерение получить информацию о других, при этом
скрыв свою. Достаточно неприятный, холодный взгляд.
Взгляд глаз, параллельно направленных на небольшое рас
стояние, говорит о том, что перед вами задумчивый человек, по
груженный в свои мысли. Этот взгляд демонстрирует, что собесед
ник — это «пустое место», при таком взгляде остается неяс
но — действия человека действительно не замечены или человека
просто не захотели увидеть
4. Прямой взгляд подходит для установления контакта с людь
ми, которым хочется выразить симпатию. Он свидетельствует о за
интересованности, уважительном отношении, готовности откровен
ного общения. Это взгляд хорошо воспитанного и вежливого
человека, который признает равноправие партнера.
5. Взгляд сверху вниз обычно обусловлен и ростом собеседни
ков, и разницей занимаемых ролей. Он увеличивает расстояние
между партнерами по общению: тому, кто смотрит сверху вниз,
придает чувство превосходства, а другому партнеру, наоборот, чув
ство неуверенности.
6. Взгляд снизу имеет несколько интерпретаций. Если это взгляд
невысокого человека, то направление взгляда можно исправить за
счет вспомогательных средств. Взгляд снизу со склоненной голо
вой означает позу нападения или подчинения, а также недоверие
и готовность действовать.
7. Косой взгляд может быть направлен сверху, тогда говорят о
снисходительности, а направленный снизу читается как угодниче
ство. Такой взгляд может также служить для тайного наблюдения,
так как прямой слишком явно демонстрирует намерения челове
ка, а при склоненной набок голове легче ввести в заблуждение.
Иногда косой взгляд — это следствие тугоухости или укрытие от
оптических раздражителей.
8. Блуждающий взгляд выражает интерес. В соответствии с бы
стротой блуждания можно судить о любопытстве, конкретном по
иске, повышенной раздражительности, об упрощенном пережива
нии. Если сопровождается целенаправленно прохладной мимикой,
то создает впечатление трезвого взвешивания, оценки, иногда обиды.
9. Фиксированный взгляд выражает осознание собственной си
лы и воздействия. Этот взгляд позволяет лектору фиксировать вни
мание на какой-либо точке в пространстве.
Для преподавателя важным средством невербального общения является пантомимика, т. е. движения тела, рук, ног. Она влияет на отношение слушателей к внешней информации. Например, интерес к информации выражается наклоном головы в сторону, кивками. Нейтральность слушатель показывает держа голову прямо. Слушатель потирает ухо, когда ему скучно и надоело слушать, а скрещенные руки, нога закинута на ногу, лодыжки сведены вмес-те — показатели негативного отношения.
Одним из проявлений пантомимики являются жесты. Они ча-Ще всего предупреждают ход мыслей, нежели следуют за ними.
Выделяют несколько функций жестов как средства коммуникации:
1) фактическую, т. е. контактоустанавливающую;
2) конативную, т. е. побуждающую к действию, установлению
контакта;
3) металингвистическую, т. е. функцию перевода информации
языка одной системы на язык другой с сохранением общепри
нятого смысла;
4) эмотивную, т. е. функцию передачи чувств, других психиче
ских процессов;
5) референционную, которая определяет, что знак представля
ет предмет, указывает, отсылает к нему;
6) поэтическую, т. е. регулирующую связь речевых знаков с яв
лениями внелингвистической реальности.
Существует еще функция познавательная — овладения историческим опытом и функция регуляторная — избирательного воздействия на другого человека.
Есть несколько классификаций жестов. По одной классификации жесты бывают описательные (изображающие, иллюстрирующие ход мыслей) и психологические (выражающие чувства).
По другой — жесты бывают условные и неусловные. Условные не всегда бывают понятны по своему значению. Условность им придают договоренность или традиция. К таким жестам относится воинский жест приветствия (рука под козырек), кивок сверху-вниз, означающий «да». Условные жесты бывают интернациональными, национальными. Например, высунутый язык для европейцев — насмешка, для китайцев — угроза, для индейцев — гнев.
Неусловные жесты понятны для любого человека. Они указывают на что-то или кого-либо, передают эмоции, подчеркивают мысль, неуверенность. Есть ритмические жесты.
Говорят еще о:
—коммуникативных жестах: приветствие, прощание, привле
чение внимания, утверждение, вопрос, отрицание;
—модальных, т. е. выражающих оценку и отношение: одобре
ние, неудовлетворение, доверие, растерянность;
—описательных. Они имеют смысл только в контексте рече
вого высказывания. В процессе общения говорят о конгруэнтнос
ти, т. е. совпадении жестов и речевых высказываний.
Выбор жестов является одной из сложных задач для преподавателя, потому что подача информации должна сопровождаться некоторым балансом жестов, а добиться этого достаточно трудно. Полная статичность педагога означает скованность, неуверенность, а чрезмерная жестикуляция снижает эффект восприятия, утомляет слушателей. В выборе стратегии невербального поведения следует говорить о технологии оптимального жестикулирования, которая предполагает нахождение наилучшего соотношения между жестикуляцией и другими средствами общения. Важны: динамика жеста (темп, амплитуда, завершенность рисунка движения), соотношение жеста с речью, определение цели общения в соответствии с объективной ситуацией, нюансы межличностных отношений между преподавателем и студентами, индивидуальность педагога и его состояние в конкретный момент общения, содержание и структура учебного занятия.
Следующим средством пантомимики является поза. Главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом сво
его тела по отношению к собеседнику. Это размещение говорит 0ЯИ об открытости, расположенности к общению, или о закрытости. Закрытые позы — свидетельство недоверия, несогласия, противодействия. В такой позе человек старается занять как можно меньше пространства, закрыть переднюю часть тела. Открытые по-Зы — знак доверия, доброжелательности, комфорта. Есть ясно воспринимаемые позы раздумья, критической оценки.
Походка позволяет распознать эмоциональное состояние человека.
О горе, гневе, радости можно узнать по тому, как идет человек. Самая тяжелая походка при гневе, а самая легкая — при радости, вялая походка означает горе, а длинный шаг — показатель гордости.
Дистанция — это тоже компонент пантомимики. Причем пространственная организация общения, особенно педагогического, играет одну из ключевых позиций. Существует четыре нормы дистанции: интимная зона (0—45 см) предполагает общение самых близких людей; персональная (45—120 см) допускает общение знакомых людей; социальная (120—400 см) предпочтительна при официальном общении с чужими людьми; публичная (400—750 см) — это выступление перед различными аудиториями. Как правило, нарушение дистанции воспринимается негативно.
Во время педагогического взаимодействия весьма важным является выбор угла общения. Это выражается в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него. Если общение носит характер соперничества, соревнования, то садятся напротив друг друга. Дружеская беседа заставляет принять угловую позицию. Дискуссия, кооперация предполагает, что будут заняты места с одной стороны стола. Независимая позиция выражается в расположении партнеров по диагонали.
Каждый в отдельности компонент невербального поведения преподавателя и все вместе взятые помогают созданию образа партнера по общению, поддерживают оптимальный уровень атмосферы доверия и комфорта, являются индикатором актуализации психических состояний партнеров по общению, выступают в роли показателя статусно-ролевых взаимоотношений между преподавателем и студентами, снижают возможную избыточность языка и в то же время служат важным средством подкрепления абсолютной однозначности речевого акта.
Занятие 6
Педагогика отношений, или Кое-что о стилях педагогического общения
Цель: овладение приемами предъявления разных стилей педагогического общения перед студенческой аудиторией. План занятия:
1. Приветствие «Мое настроение».
2. Упражнения: «Доверие», «Тренируем наши реакции», «Си
дящий и стоящий», «Преобразуем ситуацию», «Художественный
салон».
3. Рефлексия занятия: экспресс-опрос «Мой стиль общения на
учебном занятии».
4. Анализ занятия: «Мои пожелания на будущее занятие».
5. Домашнее задание: подбор отрывков из любимых художест
венных произведений.
6. Задание для самостоятельной работы: подбор диагностичес
ких методик для выявления индивидуальных особенностей педаго
гического общения.
7. Психогимнастика «Веселый лягушонок».
Вступление: наши отношения выражаются в стиле общения. Стиль — это относительно устойчивые приемы воздействия педагога на аудиторию или взаимодействия с ней, проявление индивидуальности, выраженной в относительно постоянной манере поведения с окружающими. Чтобы отношения были позитивными, а стиль — демократическим, следует обратить внимание на отдельные компоненты общения.