Рефлексия занятия. «Методическая мастерская»

Цель: систематизация представлений участников тренинга по технологии организации диалогового взаимодействия.

Задание: составление памяток, рекомендаций по ведению дис­куссии для ведущего, участников: «Памятка поведения во время дискуссии», «Правила ведения дискуссии», «Кодекс вежливости уча­стников дискуссии».

Инструкция: на основании собственного опыта участия в дис­куссии, наблюдения за участниками дискуссии каждой микрогруп­пе из пяти человек предлагается на выбор составить памятки, ре­комендации, правила, кодекс.

Каждой микрогруппе предстоит работа в творческой лаборато­рии. У нее есть название, возможен девиз лаборатории. Материал может быть представлен в виде проекта, методических рекоменда­ций, модели.

Для оформления используются листы бумаги формата А4, ли­сты ватмана, цветные карандаши, фломастеры.

На подготовку отводится 15—20 мин, затем проходит защита.

Критерии оценки:

1. Лаконичность представленного материала.

2. Объемность содержания.

3. Последовательность предъявления.

4. Эстетичность оформления.

Во время защиты участникам следует:

1. Четко определить жанр представляемого материала.

2. Продумать способ защиты своего проекта, модели, методи­
ческих рекомендаций.

3. Выделить в содержании представляемого материала централь­
ное звено.

4. Соблюсти регламент защиты (не более 3 мин).

Для анализа материалов творческой лаборатории назначается экспертная группа. Ее члены имеют право дополнять правила за­щиты и критерии.

Анализ занятия. Экспресс-опрос

Инструкция: на листе бумаги выписан состав участников заня­тия. Вам следует напротив каждой фамилии поставить суммарное количество баллов, обозначающее, насколько этот человек достиг результатов в прошедшей дискуссии (выполнение правил, ролей, активность в обсуждении, степень участия в разработке памяток).

Листок по мере заполнения передается из рук в руки, чтобы каждый видел прогнозы чужих реакций на себя. Напротив каждой фамилии должно стоять не менее трех вариантов баллов. После заполнения проводится обмен мнениями.

№ п/п Фамилия, имя, отчество участников Варианты баллов за участие в дискуссии
2 3    

Домашнее задание Подбор типов литературных героев-манипуляторов

Инструкция: в художественных произведениях найти литератур­ных персонажей, в характеристике которых прослеживались бы ти­пы манипуляторов (4—6 ситуаций

Задание для самостоятельной работы Методическая разработка темы «Техника дискуссии»

Цель: овладение приемами составления методических разрабо­ток и сравнительная характеристика техники разных видов дис­куссий.

Инструкция: при составлении необходимо учесть следующее:

—Методическая разработка представляет собой обобщение на­
учного и практического опыта в определенной области педагоги­
ческой деятельности.

—В ней желательно представить собственные подходы автора
к рассмотренной проблеме.

—Предлагаемый вариант разработки не должен быть объем­
ным (три—пять листов машинописного текста формата А4).

—За автором остается право конкретизации темы.

—Можно воспользоваться литературой, представленной к те­
ме тренингового занятия, или найти ее самостоятельно.

Психогимнастика «На уроке у Мальвины».

Музыкальный материал: песня из кинофильма «Приключения Буратино», лд>бая танцевальная музыка по выбору ведущего.

Инструкция: звучит фонограмма песни из кинофильма. Рассказ Мальвины: «Здравствуйте, здравствуйте. Очень рада. Сейчас мы зай­мемся музыкой. Слушайте ее и представляйте кто какие хочет дви­жения. Танцуйте, я выберу лучшего и подарю ему свой портрет». Двигаться можно в разных направлениях аудитории, движения то­же могут быть самые разнообразные. Участники заканчивают дви­жение произвольно, по мере усталости.

Информация к теме

Любая дискуссия имеет несколько ключевых моментов, на ко­торые следует обратить внимание: подготовка помещения, разра­ботка процедуры дискуссии, продумывание способов налаживания контакта между участниками и определение тактики поведения ру­ководителя.

Организация и проведение групповой дискуссии включает в се­бя подготовку помещения, удобных мест для сидения, расположе­ние участников для диалога (чаще всего это создание внешнего и внутреннего кругов).

Процедура дискуссии заключается в выделении:

1. Этапов дискуссии: ориентировки, оценки, завершающей ча­сти. Каждый из последующих этапов реализуется через последова­тельные шаги:

1) Определение целей и темы дискуссии.

Сбор информации через приобретение знаний, мнений, но­
вых идей по проблеме дискуссии

3) Упорядочение, обоснование, совместная оценка получаемой
в ходе дискуссии информации.

4) Подведение итогов дискуссии проходит при сопоставлении це­
лей полученным результатам. Результат включает в себя обмен ин­
формацией, мнениями, выработку решения, достижение согласия
(выбирается в начале как цель вместе с участниками дискуссии).

2. Схемы дискуссии. Ее вырисовывание позволяет:

1) заинтересовать, убедиться в том, что все участники понима­
ют тему одинаково;

2) собрать информацию по теме, задать вопросы участникам;

3) резюмировать полученную информацию;

4) упорядочить информацию и выделить главное;

5) сформулировать выводы кратко и ясно.

Контакт участников дискуссии происходит в двух измерениях: а) групповой предметной и межличностной активности;

6) межгрупповых отношениях, которые могут быть реализова­
ны через позитив и негатив в виде конфликта. Продуктивность
решения конфликта зависит от выраженной установки на учет
позиции другого, готовность проявить инициативу в при­
нятии ответственности или восприятие конфликта как личной уг­
розы.

Групповая дискуссия невыполнима без столкновения мнений, поэтому важно выделить сущностные характеристики диалогичес­кого контакта:

1) создание психологического климата через открытость, доб­
рожелательность, взаимное доверие. Открытость — готовность быть
самим собой, позитивная установка на партнера, отказ от безлич­
ных высказываний, проницаемость для другого мнения;

2) позиция взаимодействующих сторон, имеющая двусторон­
нюю направленность; совместный поиск, отказ от менторского дик­
тата, несводимость к оцениванию, т. е. принятию позиции суро­
вого судьи, оценкам-приговорам, т. е. избеганию категоричного
высказывания;

3) использование логических средств дискуссии. К ним отно­
сятся:

— суждения, т. е. утверждение или отрицание чего-либо в пред­
мете. Выделяют два компонента суждения: субъект, который ука­
зывает на предмет, и предикат, который показывает отношение,
приписываемое субъекту;

—определения, т. е. логические операции, предназначенные
Для прояснения значения используемого термина, уточнения его
смысла и значения;

тезисы — вероятностные, правдоподобные суждения, истин­
ность которых может быть подтверждена доказательством. Тезисы
являются конечным элементом в цепи доказательств, своеобраз­
ным заключением. Они требуют ясности, четкости формулировки,
однозначности выражения и не должны содержать формального

Рефлексия занятия. «Методическая мастерская» - student2.ru Рефлексия занятия. «Методическая мастерская» - student2.ru — аргументы, т. е. доказательства, доводы, положения, с помо­щью которых доказывается истинность тезисов.

Задачи

Наши рекомендации