Рефлексия занятия. Упражнение «Оценка собственной манеры слушать»

Цель: осознание собственной манеры слушать для улучшения общения и отношений с другими людьми.

Задание: определить уровень собственных «слушательных при­вычек».

Инструкция: заполните «Опросник на эффективность общения». В соответствующей колонке поставьте крестик.

Опросник на эффективность общения

(бланк самооценки)

№ п/п Характеристика процесса общения В боль­шинстве случаев Часто Иногда Почти никогда
2 3 4 5 «Отключаетесь» ли вы, слушая тех людей, с которыми вы не со­гласны или которых слушать не хотите? Сосредоточиваетесь ли вы на сказанном даже тогда, когда вам неинтересно? Прекращаете ли вы слушать говорящего, если знаете, что он со­бирается сказать? Повторяете ли вы услышанное своими словами? Выслушиваете ли точ­ку зрения другого че­ловека, если она рас­ходится с вашей? Берете ли вы что-либо от каждого со­беседника, пусть да­же самое незначитель­ное? Выясняете ли вы, что значат услышанные        
№ п/п Характеристика процесса общения В боль­шинстве случаев Часто Иногда Почти никогда
29 30 Повторяете ли вы по­лученные сообщения и инструкции, чтобы убедиться, что вы их правильно поняли? Выражаете ли вы сво­ими словами то, что, по вашему мнению, чувствует говорящий?        

Вычисление результата: сверьтесь с нижеприведенной таблицей и проставьте вместо своих крестиков соответствующее данной стро­ке число. Пример: если вы в первой строке в колонке «Часто» по­ставили крестик, то его нужно заменить числом 2. Затем сложите числа в каждой из колонок и выпишите под каждой из них полу­чившуюся сумму.

Номера В большинстве Часто Иногда Почти
вопросов случаев     никогда
Номера В большинстве Часто Иногда Почти
вопросов случаев     никогда

Теперь подсчитайте сумму цифр во всех колонках:

В большинстве случаев Часто Иногда По"чти никогда Всего

Сумма баллов: 110—120 — отлично; 99—109 — выше среднего; 88—98 — нормально; 11—Ю — посредственно.

Задание для самостоятельной работы «Составить программу развития своих слушательских навыков»

План действий по результатам опросника:

1. Какие действия вам бы хотелось изменить?

2. Выберите, над чем вам нужно поработать, чтобы стать ак­
тивным слушателем в повседневном общении с другими людьми,
в личной жизни, в профессиональной деятельности.

Домашнее задание Составить список слов, обозначающих чувства

Анализ занятия. «Интервью»

Цель: развитие навыков интервьюирования и структурного ана­лиза деятельности.

Инструкция по проведению: проводить интервью предлагается по выбору участников.

Ключевые вопросы интервью:

1. Как опыт человека влияет на его активное слушание?

2. Нашли ли применение в упражнениях качества, которые сти­
мулируют активное слушание участников?

3. Выделить наиболее эффективные моменты данного занятия,
определив линию развития интереса участников к выполнению за­
даний.

4. Как устранить возникшие недостатки на следующем за­нятии?

Комментарии к занятию

При проведении этого занятия акцент делается на процессе выполне­ния участниками предложенных упражнений. Ведущему предоставляется право выбора заданий, которые есть в занятии, чтобы не затянуть его и не превратить в скучное обсуждение вопросов.

Занятие 4

Яи мое восприятие другого человека, или Что же мы чувствуем во время контакта

Цель: создание условий для рефлексии каждым участником соб­ственного поведения в ситуациях общения и положительного вос­приятия других участников тренинга через выражение своих эмо­ций. Развитие способностей разбираться в своих чувствах, проецировать их позитивные проявления на других; формирование эмоциональной открытости, навыков восприятия и адекватной оцен­ки эмоциональных состояний других людей.

План занятия:

1. Приветствие «Погода».

2. Выполнение упражнений: «Слова, обозначающие чувства»,
«Три плана», «Общение без слов», «Точно ли мы можем опреде­
лить, что чувствует другой», «Солнце и планеты», «Парадокс», «Вы­
ражение чувств».

3. Рефлексия занятия: упражнение «Мой эмоциональный пор­
трет».

4. Домашнее задание: написать письмо-историю.

5. Задание для самостоятельной работы: «Анализ негативных
эмоций».

6. Анализ занятия: «Определение ключевых моментов».

Вступление: эмоции являются постоянными спутниками чело­века. Они отражают окружающий мир в виде переживаний и про­являются в нашем поведении, настроении и взаимоотношениях с другими людьми. Но, к сожалению, большинство людей не умеют выражать свои переживания и чувства собеседнику, предполагая, что окружающие сами должны догадываться о том, что сейчас про­исходит в их душе. Помимо различных субъективных препятствий, не позволяющих человеку выразить свои чувства (неуверенность

страх, неловкость, стыд и т. п.), существует еще одно — это про­сто непонимание самим человеком, что он чувствует в настоящий момент и в чем причина его гнева, вдруг появившегося раздраже­ния или радости во время общения с партнером. В особенности данное положение касается отрицательных эмоций, которые, яв­ляясь травмирующими или запретными с точки зрения морали, принятой в обществе, вытесняются психикой в область бессозна­тельного. Но данное вытеснение не решает проблемы, эмоции все равно находят отражение в поведении человека, в характере его общения, только теперь они проявляются в искаженном виде и, как правило, носят характер, неадекватный данной реальной си­туации. В быту довольно часто в таком случае употребляется слово «наболело». Непонятные и невыраженные вовремя эмоции ослож­няют человеку жизнь и затрудняют коммуникативное взаимодей­ствие с окружающими, и чем дальше, тем ситуация все более ус­ложняется, вплоть до ухода человека от общения или проявления агрессии. Для предотвращения нарушения общения и облегчения коммуникации на сегодняшнем занятии предлагаются некоторые упражнения, направленные на осознание собственных эмоций и на умение конструктивной работы с ними.

Приветствие «Погода»

Цель: создание с помощью образных представлений позитивно­го настроя на предстоящую работу, определение роли эмоций во время налаживания контакта между людьми.

Задание: с помощью картинок природы создать приятные ощу­щения от контакта с окружающими.

Инструкция: часто при встрече с человеком мы испытываем не­который дискомфорт от дурного настроения нашего партнера, и наоборот, его хорошее настроение заставляет нас забыть свои про­блемы. Сегодня приветствие будет несколько необычным. Нужно передать свое настроение партнеру образами природы. Для выпол­нения упражнения следует встать в два круга. Сначала участники из внешнего круга при помощи прикосновений создают у своих партнеров из внутреннего круга ощущение той или иной погоды. Затем задание выполняет внутренний круг. Картинки природы: ле­то... Идет теплый дождь... Гроза, тучи, сильные порывы ветра... Зи­ма... Холодно... Сильная метель... Мороз и солнце — день чудес­ный... Осень... В тихом вальсе кружатся листья... Пасмурно, промозгло, идет противный осенний дождь... Весна... Расцветают цветы... По небу тихо плывут облака...

Анализ упражнения:

1. Как смена картинок природы влияла на ваше настроение?

2. Насколько ярко были переданы образы?

3. В какой мере удалось ощутить настроение партнера или пе­
редать ему свое?

Рефлексия занятия. Упражнение «Оценка собственной манеры слушать» - student2.ru Упражнение 1. «Слова, обозначающие чувства»

Цель: исследование реакций отдельных участников на те или иные чувства.

Задание: в подготовленном дома списке чувств, написанном партнером по общению, выделить те, которые чаще всего прихо­дилось переживать конкретному участнику тренинга.

Инструкция: дома вы сделали заготовки списка чувств. Обме­няемся этими списками. В полученном списке следует отметить галочкой те чувства, которые вам хоть раз в жизни пришлось ис­пытать. Затем участники объединяются в пары, чтобы сравнить сделанные пометки.

Анализ упражнения:

1. Каковы особенности выражения нами наших чувств?

2. Можно ли выделить природу наших чувств?

3. Что вам в этом упражнении понравилось меньше всего?

4. Как бы вы выполнили его в следующий раз?

Упражнение 2. «Три плана»

Цель: акцентирование внимания на своих чувствах, отделение их от мыслей и внешнего мира.

Задание: почувствовать внешние воздействия: слуховые, зритель­ные, обонятельные, тактильные. Рассказать об этом партнерам по общению.

Инструкция: упражнение выполняется в парах. Партнеры за­крывают глаза и в течение минуты обращают внимание на ощу­щения, идущие от своего тела, стараясь как можно полнее почув­ствовать и осознать свои мышечные зажимы, болевые ощущения, напряжение и т. д. Через минуту они рассказывают об этом друг другу, начиная словами: «Во внутреннем плане я ощущал...» По­сле этого они рассказывают о тех мыслях, которые сопровождали вышеописанные ощущения, начиная со слов: «В это время я ду­мал о...»

Анализ упражнения:

Упражнение обсуждается по кругу всеми участниками тренинга.

1. Что было легче сформулировать: мысли или чувства?

2. Было ли формулирование ощущений во внешнем и внутрен­
нем плане высказыванием чувств или, может быть, это было вы­
сказыванием мыслей?

Наши рекомендации