Приветствие «Оказываем знаки внимания собеседнику»
Цель: показать значимость знаков внимания на активизацию процесса слушания.
Задание: оказать знаки внимания своему собеседнику.
Инструкция: нормальные, дружеские отношения между людьми невозможны без оказания друг другу знаков внимания. Они выполняют роль «поглаживания» человека. Положительные знаки внимания укрепляют веру человека в свои силы. Сегодняшнее занятие мы начнем с оказания знаков внимания друг другу. Предъявление их собеседнику может осуществляться в разных формах: комплимент, поздравительная открытка, письмо, подарок.
Упражнение 1. «Слушаем тишину»
Цель: настрой на предстоящую работу, концентрация внимания участников тренинга, разграничение понятий «слушаем», «слышим».
Задание: услышать и описать звуки, сопровождающие участника тренинга в момент занятия.
Инструкция: сегодня мы настроимся на занятие следующим образом: сядем поудобнее, закроем глаза, сконцентрируем свое внимание и постараемся услышать звуки внутри аудитории и за ее пределами.
Упражнение 2. «Испорченный телефон»
Цель: демонстрация участникам тренинга приемов слушания.
Задание: передать услышанную информацию своему партнеру по общению.
Инструкция: давайте вспомним детскую игру «Испорченный телефон». Поиграем в нее... А теперь еще один вариант для взрослых: все участники группы выходят за дверь и по приглашению ведущего входят в комнату по одному. Каждому входящему дается инструкция: «Представьте себе, что вы получили письмо, информацию к размышлению, телефонограмму, содержание которых должны передать следующему участнику группы. Текст вам сейчас зачитают, его можно не передавать дословно, главное — как можно точнее выразить содержание». Затем ведущий зачитывает текст первому участнику группы, который должен передавать его следующему вошедшему, тот — следующему и т. д.
Вариант письма:
«Дорогой Джо! Мы живем здесь вот уже две недели, погода в общем хорошая. Морской воздух действует неплохо, но печень моя пошаливает, и я с удовольствием вернусь в Лондон. О Джун ничего хорошего сказать не могу, здоровье и состояние духа у нее скверные, и я не знаю, чем все это кончится».
Вариант информации к размышлению:
«В толпе у двери — хорошо одетой толпе, состоявшей из семей докторов и адвокатов, биржевых дельцов и представителей всех бесчисленных профессий, достойных крупной буржуазии, — Форсайтов было не больше 20 процентов, но тете Энн все казались Форсайтами, — да и разница между теми и другими была невелика, — она всюду видела свою собственную плоть и кровь».
Для телефонограммы текст составляется таким образом:
—должно быть три-четыре сложносочиненных и сложнопод
чиненных предложения;
—должны быть цифры, имена собственные, указания на вре
мя, значимые и незначимые детали.
Примечание: если текст при передаче от одного участника к другому сократился до такой степени, что выполнение упражнения становится бессмысленным, так как передача его становится слишком легкой задачей, то очередному участнику ведущий зачитывает весь текст заново.
Анализ упражнений 1 и 2:
1. В чем отличие умения слышать от умения слушать?
2. От чего зависит активность слушания?
3. Какие условия надо соблюсти, чтобы услышать или быть ус
лышанным?
Упражнение 3. «Уровни слушания»
Цель: соотнесение уровня слушания с типом поведения собеседника, определение влияния уровня слушания на эффективность восприятия.
Задание: проиграв ситуацию, определить, на каком уровне слушания осуществлялось общение и как выражалось поведение партнеров по общению.
Инструкция: работа будет строиться следующим образом: двое участников, «артисты», проигрывают ситуацию, остальные, «зрители», анализируют, на каком из уровней слушания осуществлялось общение. «Артисты» выбираются по желанию.
Ситуация для обыгрывания:
Вспомним типичный разговор двух старушек у подъезда:
—А знаешь, мой внук заработал в армии еще одну лычку! Те
перь он у меня сержант!
—А у меня, ты знаешь, в последнее время печень совсем раз
болелась, сил нет.
—Вот и я говорю, может, теперь ему отпуск дадут.
— Да, отпуск — это хорошо! Видимо, придется теперь в боль
ницу идти.
Анализ упражнения:
1. По каким признакам был определен уровень слушания?
2. Как это выразилось в поведении собеседников?
3. Что наиболее характерно для вашей манеры слушать?