Рефлексия занятия. «Самораскрытие»

Цель: определение путем самоанализа настроя каждого участ­ника на процесс учения.

Задание: ответить на поставленные вопросы. Найти способы корректировки деятельности.

Инструкция: следует закрыть глаза и слушать установки ведуще­го. Представьте себе шкалу от 1 до 10. «Единица» означает, что вы стесняетесь раскрываться, быть искренним и откровенным в процес­се общения, а «десять» — что вы можете быть искренним и откро­венным в своих высказываниях. Выберите оценку, которую постави­те себе. Не открывая глаз, поднимите соответствующее количество пальцев. Держите их, пока не поступит команда открыть глаза.

Анализ упражнения:

1. Почему участник выставил себе такую оценку?

2. Что объединяет тех, кто поставил себе одинаковые оценки?

3. Чья оценка показалась неожиданной?

4. Что может изменить группа, сам участник, чтобы работать
лучше?

Домашнее задание «Оказываем знаки внимания собеседнику»

Задание: продумать знаки внимания, которые можно будет ока­зать своему партнеру на следующем занятии. Это может быть по­здравительная открытка, письмо, подарок или комплимент.

Задание для самостоятельной работы «Оценка своей манеры слушать»

Цель: развитие и корректировка умения слушать.

Задание: анализ ситуаций, в которых наиболее ярко проявля­лись навыки активного слушателя.

Инструкция: чтобы лучше осознать свое умение слушать, навы­ки, привычки, рекомендуем каждую неделю проводить анализ си­туаций общения, отвечая на такие вопросы:

1. Какие техники слушания были мною использованы?

2. Я их применял осознанно или, скорее, интуитивно?

3. Пытаюсь ли я анализировать прошедшую ситуацию общения?

4. Если я слушал лучше, чем раньше, то в чем это выразилось?

5. Замечают ли мои коллеги перемены в моих привычках слу­
шать? Как они на это реагируют?

Анализ занятия. «Мозговой штурм»

Вид дискуссии: «мозговой штурм».

Организационная форма работы участников: коллективная.

Инструкция по проведению дискуссии: участникам тренинга пред

лагается обсудить занятие, выделив два аспекта. Во-первых, про­цесс выполнения упражнения, т. е. как участники его выполняли и что при этом чувствовали. Во-вторых, содержание деятельности, т. е. анализ того, что говорили участники, выполняя каждое из уп­ражнений. Всем участникам «мозгового штурма» предлагается вы­сказаться на заданную тему. Выбирается секретарь, который запи­сывает все высказывания. Процесс обсуждения прекращается ведущим тренинга.

Комментарии к занятию

На данном занятии акцент нужно сделать на реализацию умений ви­деть, понимать собеседника, подстраиваться под него, налаживая пози­тивный контакт.

Занятие 3

Искусство слушать, или Давайте быть внимательными к собеседнику

Цель: формирование культуры внимательного слушателя. План занятия:

1. Приветствие «Оказываем знаки внимания собеседнику».

2. Упражнения: «Слушаем тишину», «Испорченный телефон»,
«Уровни слушания», «Упражняемся в активном слушании».

3. Рефлексия занятия: «Оценка собственной манеры слушать».

4. Домашнее задание: составить список чувств, которые прояв­
ляет человек в разных жизненных ситуациях.

5. Задание для самостоятельной работы: «Составить программу
развития своих слушательских навыков».

6. Анализ занятия: «Интервью».

Вступление: общение как акт коммуникации реализуется через одно из самых важных коммуникативных умений — умение слу­шать. Теперь уже доказано, что, чем лучше люди слушают друг друга, тем лучше воспринимаются новые идеи, эффективнее раз­решаются конфликты. Умение слушать как метод восприятия ин­формации используется нами намного чаще, чем умение писать и читать. Когда говорят об умении слушать, то часто его отождеств­ляют с умением слышать, которое имеет врожденный, инстинк­тивный характер. Из-за такого неправильного отождествления пе­ред человеком возникают проблемы общения: потеря важной информации, замешательство, раздражение, неправильное восприя­тие и понимание инструкций партнера по общению. Умение слу­шать предполагает утонченный мыслительный процесс, требует от человека определенной дисциплины и затрат энергии. Это активный процесс, но и, пожалуй, наиболее трудный аспект акта общения.

Чтобы научиться слушать, надо овладеть техническими приема­ми поощряющего отношения к собеседнику; незначительного воз­действия на говорящего, способствующего развитию его мысли «на один шаг вперед»; сдерживания эмоций при восприятии инфор­мации от партнера по общению; а еще надо уметь определять ма­неру слушания вашего партнера, видеть тип реакции и уровень слушания. Этому и будет посвящено занятие.

Наши рекомендации