Тема I.1 Теоретические основы специальной психологии: объект, предмет, цель, задачи
РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Модуль I. Место специальной психологии в системе научного знания
Тема I.1 Теоретические основы специальной психологии: объект, предмет, цель, задачи
Основные содержательные компоненты мультимедийной презентации «Факторы, влияющие на изменение целей и задач специальной психологии на разных этапах развития общества»:
· перечисление и краткую характеристику факторов;
· пример влияния какого-либо фактора наизменение целей и задач специальной психологии на разных этапах развития общества
Тема I.2 Принципы специальной психологии
Образец оформления таблицы
«Содержание принципов специальной психологии и их реализация на практике»
№ | Название принципа | Сущность принципа | Специфика (пример) реализации принципа на практике |
Тема I.3 Отрасли специальной психологии. Связь специальной психологии с другими науками
Мультимедийные презентации и схемы: «Отрасли специальной психологии», «Межпредметные связи специальной психологии» должны отражать основные взаимосвязи и взаимозависимости между основными структурными компонентами, а также сущностные характеристики этих взаимосвязей.
Тема 1.4. «Методология специальной психологии»
Образец оформления таблицы
«Концептуальные методологические основы специальной психологии»
№ | Название теории (концепции и т.п.) | Авторы | Содержание теории (концепции и т.п.) | Специфика практического применения теории (концепции и т.п.) в специальной психологии |
Учение о системном строении любого дефекта | Л.С. Выготский | В структуре любого дефекта можно выделить первичные и вторичные нарушения. Первичные - обусловлены органическим поражением мозга или функциональной незрелостью его структур, а вторичные детерминированы первичными, так как психическое развитие ребенка происходит на неполноценной основе. Помимо этого могут возникать третичные, и даже четвертичные нарушения, которые главным образом затрагивают личностную сферу. | Чем меньше возраст ребенка, тем более выражен первичный дефект, а вторичные нарушения формируются по мере того, как ребенок развивается на дефектной основе. Таким образом, при раннем начале коррекционной работы можно ослабить проявление первичного дефекта и предупредить появление вторичных нарушений. Для практической работы с детьми также важно понимать что, чем дальше от первопричины отдалено нарушение, тем легче оно поддается коррекции. |
Тема I.5 Исторические аспекты специальной психологии
Основные содержательные компоненты мультимедийной презентации «История становления и развития специальной психологии»:
· Название периода и этапа развития ССО (в соответствии с периодизацией Н.Н. Малофеева);
· Ценности и цели периода;
· Достижения в области развития гражданских прав и свобод;
· Ключевые вопросы этапа;
· Специалисты, предпринимающие попытки отвечать на эти вопросы;
· Терминология;
· Предмет внимания психологии по преимуществу;
· Задачи психологии;
· Хронология начала изучения особенностей детей с ОВЗ различных групп;
· Психологические специализации, специальности и службы;
· «Инструменты» и методы изучения и психологической помощи;
· Основные исследования (ученые, содержание исследований).
Модуль III. Структура нарушенного развития и механизмы формирования системных отклонений
Тема III. 1 Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития
Образец оформления таблицы
«Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития»
Общие закономерности | Пример проявления общих закономерностей | Специфические закономерности | Пример проявления специфических закономерностей |
проявление общих и специфических закономерностей психического развития при сенсорных нарушениях | |||
проявление общих и специфических закономерностей психического развития при интеллектуальных нарушениях | |||
проявление общих и специфических закономерностей психического развития при физических нарушениях | |||
РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Модуль I. Место специальной психологии в системе научного знания
Тема I.1 Теоретические основы специальной психологии: объект, предмет, цель, задачи
Основные содержательные компоненты мультимедийной презентации «Факторы, влияющие на изменение целей и задач специальной психологии на разных этапах развития общества»:
· перечисление и краткую характеристику факторов;
· пример влияния какого-либо фактора наизменение целей и задач специальной психологии на разных этапах развития общества