Тема I.1 Теоретические основы специальной психологии: объект, предмет, цель, задачи

РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Модуль I. Место специальной психологии в системе научного знания

Тема I.1 Теоретические основы специальной психологии: объект, предмет, цель, задачи

Основные содержательные компоненты мультимедийной презентации «Факторы, влияющие на изменение целей и задач специальной психологии на разных этапах развития общества»:

· перечисление и краткую характеристику факторов;

· пример влияния какого-либо фактора наизменение целей и задач специальной психологии на разных этапах развития общества

Тема I.2 Принципы специальной психологии

Образец оформления таблицы
«Содержание принципов специальной психологии и их реализация на практике»

Название принципа Сущность принципа Специфика (пример) реализации принципа на практике
     
       

Тема I.3 Отрасли специальной психологии. Связь специальной психологии с другими науками

Мультимедийные презентации и схемы: «Отрасли специальной психологии», «Межпредметные связи специальной психологии» должны отражать основные взаимосвязи и взаимозависимости между основными структурными компонентами, а также сущностные характеристики этих взаимосвязей.

Тема 1.4. «Методология специальной психологии»

Образец оформления таблицы
«Концептуальные методологические основы специальной психологии»

Название теории (концепции и т.п.) Авторы Содержание теории (концепции и т.п.) Специфика практического применения теории (концепции и т.п.) в специальной психологии
Учение о системном строении любого дефекта Л.С. Выготский В структуре любого дефекта можно выделить первичные и вторичные нарушения. Первичные - обусловлены органическим поражением мозга или функциональной незрелостью его структур, а вторичные детерминированы первичными, так как психическое развитие ребенка происходит на неполноценной основе. Помимо этого могут возникать третичные, и даже четвертичные нарушения, которые главным образом затрагивают личностную сферу. Чем меньше возраст ребенка, тем более выражен первичный дефект, а вторичные нарушения формируются по мере того, как ребенок развивается на дефектной основе. Таким образом, при раннем начале коррекционной работы можно ослабить проявление первичного дефекта и предупредить появление вторичных нарушений. Для практической работы с детьми также важно понимать что, чем дальше от первопричины отдалено нарушение, тем легче оно поддается коррекции.

Тема I.5 Исторические аспекты специальной психологии

Основные содержательные компоненты мультимедийной презентации «История становления и развития специальной психологии»:

· Название периода и этапа развития ССО (в соответствии с периодизацией Н.Н. Малофеева);

· Ценности и цели периода;

· Достижения в области развития гражданских прав и свобод;

· Ключевые вопросы этапа;

· Специалисты, предпринимающие попытки отвечать на эти вопросы;

· Терминология;

· Предмет внимания психологии по преимуществу;

· Задачи психологии;

· Хронология начала изучения особенностей детей с ОВЗ различных групп;

· Психологические специализации, специальности и службы;

· «Инструменты» и методы изучения и психологической помощи;

· Основные исследования (ученые, содержание исследований).

Модуль III. Структура нарушенного развития и механизмы формирования системных отклонений

Тема III. 1 Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития

Образец оформления таблицы
«Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития»

Общие закономерности Пример проявления общих закономерностей Специфические закономерности Пример проявления специфических закономерностей
проявление общих и специфических закономерностей психического развития при сенсорных нарушениях
       
       
проявление общих и специфических закономерностей психического развития при интеллектуальных нарушениях
       
       
проявление общих и специфических закономерностей психического развития при физических нарушениях
       
       

РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Модуль I. Место специальной психологии в системе научного знания

Тема I.1 Теоретические основы специальной психологии: объект, предмет, цель, задачи

Основные содержательные компоненты мультимедийной презентации «Факторы, влияющие на изменение целей и задач специальной психологии на разных этапах развития общества»:

· перечисление и краткую характеристику факторов;

· пример влияния какого-либо фактора наизменение целей и задач специальной психологии на разных этапах развития общества

Наши рекомендации