Глава ii. организация учебно-воспитательного процесса

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Данное направление деятельности школы с коррекционными классами обеспечивает учащимся психолого-педаго­гические условия, необходимые для формирования способ­ности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенство­ванию на основе раскрытия творческих и интеллектуальных возможностей личности, а также для коррекции негативных тенденций развития.

Комплектование классов КРО осуществляется на основе тестирования, изучения мнения учителей, исследования ин­тересов, потребностей учащихся, их способностей. Ребенок может быть направлен в коррекционный класс только на ос­нове заключения МПК (ПМПК).

Предусмотрены четыре варианта комплектования классов КРО. При первом варианте комплектования дети поступают во 2 класс КРО (2, 3,4). Второй вариант комплектования — 1—4 классы. Третий вариант — только 1 и 2 классы. Обучение по специальным программам в 1—2 классах выполняет «диа­гностическую роль». Если ребенок усваивает программу, его можно через 1—2 года переводить в массовую систему обуче­ния. Если не усваивает — на программы классов КРО перво­го или второго вариантов. Четвертый вариант предполагает обучение в УВК. Дошкольные (старшая и подготовительная) группы комплектуются детьми пяти-шестилетнего возраста. Выпускники дошкольных групп поступают в общеобразова­тельные или коррекционные классы, в зависимости от того, могут ли они обучаться в традиционной системе или продол­жают нуждаться в специальной психолого-медико-педаго­гической помощи. По окончании начальной школы решается вопрос дальнейшего обучения детей: при успешном усвоении программ они переходят в обычные массовые классы после 1, 2 или 4 класса, и другие продолжают обучение в коррекционно-развивающих классах «год в год» с массовыми классами. Возможно также комплектование 5 классов по итогам обуче­ния в традиционной начальной школе.

Практика реализации системы КРО показывает, что по окончании начальных классов 50—60 % детей переходят на массовое обучение. На весь срок обучения (9 классов) оста­ются только дети с наиболее тяжелыми формами ЗПР, как правило, осложненными общим недоразвитием речи.

На основной ступени дети обучаются «год в год» по про­граммам общеобразовательной школы в соответствии с Ре­комендациями к изменениям в программах и тематическим планированием, разработанным в лаборатории содержания и методов обучения детей с трудностями в обучении ИКП РАО под руководством С.Г.Шевченко.

Закончившие неполную среднюю школу выпускники по­лучают свидетельства об окончании школы установленного для общеобразовательных школ образца

Опыт показывает необходимость реализации принципа свободного перехода детей из класса в класс в рамках парал­лели по желанию учащихся и их родителей. Вопрос о перехо­де учащихся в массовый класс должен решаться на педагоги­ческом совете по представлению классного руководителя и специалистов школьной диагностико-консультативной службы (ДКС).

Психолого-дидактические принципы, на которых выстраи­вается коррекционно-развивающее обучение, определяют:

• введение в содержание обучения разделов, предусмат­ривающих восполнение пробелов предшествующего разви­тия, формирование готовности к восприятию наиболее сложных разделов программы;

• использование методов и приемов обучения с ориента­цией на «зону ближайшего развития» ребенка, создающих оптимальные условия для реализации его потенциальных возможностей;

• коррекционную направленность учебно-воспитатель­ного процесса, обеспечивающего решение задач общего раз­вития, воспитания и коррекции познавательной деятельнос­ти и речи ребенка, преодоление индивидуальных недостат­ков развития;

• определение оптимального содержания и отбор учебно­го материала в соответствии с поставленными задачами.

Среди коррекционно-развивающих задач особо выделя­ются и имеют методическую обеспеченность следующие:

S развитие познавательной активности детей (дости­гается реализацией принципа доступности учебного ма­териала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);

S формирование общеинтеллектуальных умений: при­емов анализа, сравнения, обобщения, навыков группи­ровки и классификации;

S нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самокон­троля, самооценки;

S развитие словаря, устной монологической речи в един­стве с обогащением знаний и представлений детей об ок­ружающей действительности;

S логопедическая коррекция нарушений речи;

S психокоррекция поведения ребенка;

S социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Коррекционную направленность обучения обеспечивает набор базовых учебных предметов, составляющих инвари­антную часть учебного плана. К их числу, кроме математики и русского языка, относятся такие предметы, как ознакомле­ние с окружающим миром и развитие речи, ритмика, трудо­вое обучение. Введение этих специально разработанных учебных курсов позволяет обеспечить максимальное погру­жение ребенка в активную речевую среду, повысить его дви­гательную деятельность, а также корригирует его эмоцио­нальный тонус, дает возможность формировать основные этапы учебной деятельности, в том числе ориентировочный этап и этап самоконтроля и самооценки, повышаем мотива­цию учебно-познавательной деятельности.

Воспитательные задачи учебно-воспитательного процесса

Воспитательное направление деятельности образователь­ного учреждения состоит в организации такого взаимодей­ствия сотрудников, которое обладало бы максимальным воспитывающим потенциалом для свободного развития личности каждого ребенка, для его счастливой и полноцен­ной жизни.

Наши рекомендации