Использование сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование коммуникативных навыков у дошкольников (формирующий этап)

Полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента данные подтвердили актуальность поставленной проблемы и были учтены при проведении работы по использованию сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование коммуникативных навыков у дошкольников.

Формирующий эксперимент проводился в 12 группе Муниципального бюджетного образовательного учреждения города Набережные Челны, Детский сад №10 «Маленький принц». и был направлен апробацию и определение эффективности проведения сюжетно - ролевых игр на коммуникативные навыки старших дошкольников.

Сюжетно-ролевые игры проводились как в первой половине дня, так и во второй в экспериментальной группе в течении двух месяцев (апрель, май), в контрольной группе игры не проводились.

Организация длительных сюжетно-ролевых игр требовало от педагогов значительных усилий по их тщательной и продуманной подготовке.

Так, к сюжетно-ролевой игре «Почта» мы заранее изготавливали все необходимые для ее организации атрибуты (конверты, бланки, открытки, сумку для почтальона, почтовый штамп), проводили экскурсию на почту, в ходе которой дети знакомились с работой почтовых работников; составляли письма в детскую телевизионную передачу «Утренняя почта», заболевшим воспитанникам, читали «Почту» С. Маршака.

Готовясь к сюжетно-ролевой игре «Зоопарк», били прочитаны детям произведения разных авторов, посвященные природе; рассказывалось о животных, которых дети, живущие в Поволжье, могут увидеть только в зоопарке (верблюд, слон, обезьяны и т. д.), сопровождался рассказ показом иллюстраций; изготовлением всех необходимых атрибуты (силуэтные фигуры верблюда, медведя, слона, оленя и их детенышей, деревьев, растущих в тех природных зонах, где обитают эти животные; картонные вольеры для них, указатели, инвентарь для ухода за ними и т. д.).

Для организации игры «Дорога» необходимо предварительно оформлены автозаправочные станции, путевки для водителей грузового транспорта, перевозящих различные грузы, дорожные указатели; рассказать о различных видах машин (самосвал, бульдозер, экскаватор, бетономешалка и т. д.).

Особых усилий требовалась подготовка сюжетно-ролевой игры «Космонавты». Читались детям отрывки из книг Е. Левитана «Малышам о звездах и планетах» и А. Леонова «Я выхожу в космос». Вместе с ними рассматривались иллюстрации в них, а также открытки, посвященные космосу. На занятиях рисованием детям давались такие темы, как «Что я видел на другой планете», «Кого из животных возьму с собой в космическое путешествие», «Звездное небо», «Животные, птицы и растения других планет». Вместе с ними составлялись творческие рассказы «Что я видел во время полета в космос», придумывались «былицы» и небылицы о космосе. Много времени занимало изготовление всех необходимых для игры атрибутов (ракеты, микрофона, одежды для космонавтов, специальной «космической» еды), а также карты звездного неба, стенда с фотографиями космонавтов, выставки рисунков на космическую тему.

Чтобы интерес к игре, которая длится долго, иногда по неделям, не угасал, необходимо вносить в нее все новые и новые дополнения, придумывать различные варианты их проведения. Например, в сюжетно-ролевой игре «Театр» было целесообразно предлагать детям следующие варианты: открытие детского театра «Рябинка», где в роли артистов выступают сначала родители, потом дети; получение телеграммы, в которой сообщается, что настоящие артисты уехали на гастроли, но спектакль должен обязательно состояться; есть идея провести конкурс танцев и песен с участием родителей.

Очень важен такой момент, как формирование детского игрового коллектива, распределение ролей в игре. Самое главное — индивидуальный подход, который предполагает знание особенностей каждого ребенка, понимание его склонностей и интересов. Это помогает детям, даже самым застенчивым и неорганизованным, раскрыться, проявить инициативу, удерживать интерес к игре на протяжении длительного времени. При таком подходе подчас выявляются самые неожиданные вещи.

Например, Алеша Т., мальчик умный и находчивый, помог при организации игры «Дорога»: трем детям не хватило ролей, тогда он предложил одному из них работать в ГАИ в первую смену, другому — во вторую, а себя «назначил» начальником. Ильдар Г. не интересовался никакими играми и даже мешал другим детям играть. Тогда начали практиковать беседы с детьми о том, как идет игра, как ведут себя дети в той или иной роли, исподволь побуждала их отмечать даже самые маленькие, самые незначительные успехи Ильдара Г. В результате постепенно мальчик перестал мешать другим «играть», начал выполнять отдельные поручения воспитателей.

Мальчики стали активны не только сооружая какие-то постройки, но и подключались и играм девочек, беря на себя роль папы или брата. Дети могут длительное время играть интересно и увлекательно, самостоятельно придумывая дальнейший ход игры.

При проведении игр приходилось сталкиваться и с непредвиденными ситуациями, учиться с честью выходить из них, порой менять сюжет, согласуя его с творческой инициативой детей, отвечать на каверзные вопросы, узнавать не замечаемые ранее черты характера воспитанников. Например, Диме С. в игре «Дорога» не досталась его любимая машина, он согласился работать в ГАИ, но очень быстро сделал три прокола в водительских правах мальчика, который водил эту машину (за превышение скорости, остановку в неположенном месте, плохое знание правил дорожного движения), отобрал у него права и сам «сел за руль» этой машины.

Для того чтобы заинтересовать детей будущей игрой, были использованы следующие приемы:

1) совместное с детьми обсуждение, во что и где они хотят играть;

2) «сюрпризное» преподнесение интересного атрибута предполагаемой игры (посылка от инопланетян в игре «Космонавты», поиск по чертежу клада и т. д.);

3) участие в игре воспитателя (ненавязчивое, тактичное, в роли не наставника, а участника: «Добрый день! А я доктор, зашла узнать, как себя чувствует ваша дочка»);

4) косвенное побуждение к игре («Мне нужно купить холодильник. Но как доставить его домой? Может быть, Дима согласится стать водителем грузовика?..»).

Важно также правильно закончить игру, что означает не только завершение ее сюжета, но и подведение итогов. Это необходимо для поддержания интереса детей к игре вообще, для формирования у них способности и привычки к анализу поступков своих и товарищей. Обсуждение хода игры позволяло воспитателю также выявить собственные недочеты при ее подготовке. Например,' при анализе игры «Зоопарк», Игорь С, выполнявший роль ветеринарного врача, сказал, что директор Уголка Дурова постоянно опаздывает на работу и животных вовремя не кормят, а собираясь в морское плавание, я упустила из виду необходимость поднять над кораблем национальный флаг, в результате на него напали пираты, ведь они думали, что это вражеский флот...

Как было сказано выше, очень много времени занимала подготовка всех необходимых для игр атрибутов, поэтому старались привлекать к этой работе родителей, тем более что все, что делают родители, вызывает особый интерес и гордость детей.

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

Примерный объем знаний и умений.

Растительность и животный мир разных природных зон; образ жизни животных в естественных условиях и в зоопарке; в Уголке Дурова и цирке; функции людей, профессионально связанных с животными (ветеринарный врач, работники зоопарка, дрессировщики). Умение строить вольеры и клетки для животных с учетом их повадок.

Необходимые для игры атрибуты и материалы. Фигуры верблюда, слона, медведя, оленя, обезьяны и их детенышей; мох, желуди, шишки; изображения деревьев разных природных зон и т. д.

Работа на занятиях: по ознакомлению с окружающим — рассматривание тематических иллюстраций («Из жизни диких животных», «Утро в сосновом бору», «Купание медвежат» и т. д.); по развитию речи — рассказ воспитателя о зоопарке с показом иллюстраций, составление детьми рассказов (впечатления от экскурсий, описание животных); по ознакомлению с художественной литературой — чтение книг о природе; по изобразительной деятельности — рисование по темам «Кого из животных я возьму с собой в космическое путешествие», «Мы играем в зоопарк», аппликации «Заяц», «Медведь»; по конструированию — постройка из крупного и мелкого «Строителя» вольеров и клеток; по ручному труду — изготовление из природного материала различных диких животных, дидактические игры «Узнай дерево», «Узнай бабочку».

Работа вне занятий: наблюдение за трудом взрослых (ветеринарный врач, работники зоопарка); работа в книжном уголке (чтение дополнительной литературы, подбор и рассматривание иллюстраций, выставка книг, открыток, марок, детских рисунков по теме игры); театрализованная деятельность (диалог животных из зоопарка с детьми с помощью настольного театра, рассказ пингвина и белого медведя о жизни на Северном полюсе); досуг (просмотр диафильмов «Про слона», «Два жадных медвежонка», «У солнышка в гостях», слайдов по теме игры).

Рабата с родителями: их помощь в изготовлении необходимых для игры атрибутов.

Использование сюрпризных моментов: работники зоопарка подарили детскому саду медведя, оленя, слона и верблюда с их детенышами; детей и животных приглашают в другой город; открывается филиал Уголка Дурова.

Сюжетно-ролевая игра «Почта»

Примерный объем знаний. Что делают на почте и кто на ней трудится; расширение словаря (бланки, печать, штемпель, адресат, корреспонденция, главпочтамт, индекс, почтовый ящик).

Необходимые для игры атрибуты. Конверты, бланки, штамп, журналы, открытки, сумки для почтальона, телефон-автомат, переговорный пункт.

Работа на занятиях: по ознакомлению с окружающий — экскурсия на почту; по развитию речи — рассказ воспитателя о путешествиях, которые совершают письма; по ознакомлению с художественной литературой — чтение «Почты» С. Маршака; по изобразительной деятельности — рисование по теме «Мы играем в почту», изготовление способом аппликации поздравительных открыток; по конструированию — постройка телефона-автомата, телеграфного устройства; по ручному труду — изготовление конвертов, квитанций, бандеролей; дидактические игры «Разговор по телефону», «Путешествие письма».

Работа вне занятий: наблюдение за трудом взрослых во время посещения почты; работа в книжном уголке (рассматривание соответствующих иллюстраций).

Работа с родителями: привлечение ими детей к отправлению писем и открыток родственникам и друзьям, посещение почты вместе с детьми.

Использование сюрпризных моментов: торжественное • открытие нового почтового отделения; поздравления, которые получил детский сад в связи с каким-нибудь праздником; Дед Мороз забыл в группе свой мешок с подарками и адресами детей.

Сюжетно – ролевая игра «Театр»

Примерный объем знаний. Назначение театра, правила поведения в нем и других общественных местах.

Необходимые для игры атрибуты. Настольный театр по сказкам «Репка» и «Колобок»; кукольный театр по сказкам «Три поросенка», «Теремок»; палочный театр по сказке «Теремок»; билеты.

Работа на занятиях: по ознакомлению с окружающим — рассматривание иллюстраций по теме игры; по развитию речи — составление рассказов «Что я видел в театре»; по изобразительной деятельности — рисование по теме «Я люблю цирк», изготовление куклы Петрушки способом аппликации; по конструированию — постройка здания театра из крупного «Строителя»; по ручному труду — оформление театральных билетов; дидактическая игра «Три поросенка».

Работа вне занятий: рассказ воспитателя о труде артистов, режиссеров, костюмеров и т. д.; работа в книжном уголке (рассматривание иллюстраций по теме игры), выставка детских рисунков; театрализованная деятельность (кукольный театр «Знайка и Незнайка»), досуг «Папы и мамы, играйте вместе с нами!».

Работа с родителями: их помощь в изготовлении необходимых атрибутов, участие в игре в роли артистов.

Использование сюрпризных моментов: открытие нового театра (с участием родителей в роли артистов); театр уехал на гастроли, но спектакль должен состояться; конкурс танцев и песен (с участием родителей).

Сюжетно – ролевая игра «Космонавты»

Примерный объем знаний. Космонавты — люди особые, они работают в космическом доме, куда прилетают на ракете; в космическом доме есть «прихожая», где хранятся скафандры, рабочий отсек (столы для работы, стадион для тренировок, кухня, медицинский кабинет), кладовая для горючего. Что такое невесомость и как она влияет на жизнь и работу людей в космосе.

Необходимые для игры атрибуты. Ракета с пультом управления, микрофон, наушники, подзорная труба, фотоаппарат, планшет, блокноты, скафандры, пакеты со специальной едой, карта звездного неба, стенд с фотографиями космонавтов, выставка детских рисунков по теме игры.

Работа на занятиях: по ознакомлению с окружающим — рассказ воспитателя о космосе и космонавтах с использованием иллюстраций; по развитию речи — составление рассказов «Что я видел во время полета в космос»; по ознакомлению с художественной литературой — чтение отрывков из книги А. Леонова «Я выхожу в космос»; по изобразительной деятельности — рисование по темам «Что я видел на другой планете», «Звездное небо», «Животные, птицы и растения других планет», «Кого из животных возьму с собой в космическое путешествие»; по конструированию — постройка из крупного «Строителя» «космического дома»; по рунному труду — изготовление подзорной трубы и бинокля; дидактическая игра «Экипаж космического корабля».

Работа вне занятий: рассказ воспитателя о труде космонавтов; работа в книжном уголке (чтение книг Е. Левитана «Малышам о звездах и планетах»; Обуховой «Как мальчик стал космонавтом»; «Тайна третьей планеты»); выставка детских рисунков по теме игры; театрализованная деятельность (кукольный театр «К нам прилетели инопланетяне»); досуг «Веселые старты».

Работа с родителями: их помощь в изготовлении атрибутов и участие в анализе итогов игры.

Использование сюрпризных моментов: в детском саду открылась «Школа подготовки космонавтов», к нам прилетели инопланетяне и т. д.

Наши рекомендации