В этом возрасте продолжают развиваться познавательные процессы, однако сколько-нибудь существенных, кардинальных изменений не наблюдается.
В ранней юности закладываются основы мировоззрения (происходит формирование ценностных ориентаций, углубление нравственного сознания, рост социального и познавательного интереса к наиболее общим принципам мироздания, универсальным законам развития природы и общества). Центральное место в этом процессе занимает вопрос о смысле жизни и построение жизненного плана. Ранняя юность – это возраст дальнейшего развития самосознания. На основе самооценки возникает потребность в самосовершенствовании.
Главная забота девушек и юношей – это выбор профессии, а правильнее – выбор формы ее получения (в профессионально учебном заведении или путем профессиональной подготовки на предприятии, в фирме, организации).
Юношеский (18-23 года)возраст представляет собой в буквальном смысле слова ''третий мир'', существующий между детством и взрослостью. Биологически - это период завершения физического созревания. Большинство девушек и значительная часть юношей вступает в него уже постпубертатными, однако, на его долю выпадает задача многочисленных ''доделок'' и устранение диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать уже как принадлежащее к циклу взрослости.
Социальное положение юношества неоднородно. Юность - завершающий этап первичной социализации. Подавляющее большинство юношей и девушек уже учащиеся, их участие в производительном труде рассматривается не только и не только с точки зрения его экономической эффективности, сколько с точки зрения его воспитательной ценности. Юность – это возраст огромных личностно значимых приобретений: друзей, любимых, специальности, собственного жилья и т.д. Ведущие потребности юности – это потребности в социальном и профессиональном самоопределении, социально-психологической поддержке и защите, а также потребность в достижениях. Ведущей деятельностью в юности является профессиональное образование.Основные психологические новообразования личности на данной стадии становления – самостоятельность, социальная зрелость, обобщенные способы познавательной и профессиональной деятельности, социально-профессиональная компетентность
[1] См.: Психология: Слов. С. 428.
[2] См.: Там же. С. 299.
[3] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 74 – 75.
[4] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ соч. С. 75.
[5] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 35.
[6] См.: Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999. С.93 – 94.
[7] См.: Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.,1995. С. 289.
[8] Крысько В.Г. Указ. соч. С. 154-155.
[9] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 153.
[10] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 227.
[11] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 160.
[12] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 254.
[13] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 254.
[14] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 256.
[15] См.: Немов Р.С. Указ. соч. Кн. 1. С. 514 – 515.
[16] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С 119.
[17] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 184.
[18] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 100.
[19] См. Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 149.
[20] См. Там же. С. 150.
[21] См. Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 151.
[22] См. Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 153.
[23] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 90.
[24] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 92.
[25] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 93.
[26] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 155.
[27] См.: Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1986. С. 231.
[28] См.: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Указ. соч. С. 115.
[29] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 169.
[30] См.: Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1998.
[31] См.: Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975. С. 104.
[32] См.: Психология: Слов. С. 264.
[33] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 163.
[34] См.: Зинченко Т.П. Методические исследования и практические занятия по психологии памяти. Душанбе, 1974. С. 142.
[35] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С.111.
[36] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 116.
[37] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 178.
[38] См.: Там же. С. 178.
[39] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 184.
[40] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 187.
[41] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 190.
[42] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 194.
[43] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 208.
[44] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 209.
[45] См.: Там же. С. 211.
[46] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 269.
[47] См.: Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.
[48] См.: Теплов Б.М. Способности и одаренность// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981. С. 32.
[49] Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. С. 129.
[50] Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. М., 1996. С. 118.
[51] Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984. С. 140.
[52] Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996. С. 248.
[53] См.: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Указ. соч. С. 23.
[54] См.: Морозов А.В. Деловая психология. СПб, 2000.С. 272.
[55] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 202.
[56] См.: Крысько В.Г. Указ соч. С. 216.