Имеет ли творчество возрастной рубеж?

Случаи высокой сохранности продуктивности в период старения, на которых мы останавливались выше, могут представлять не меньший интерес для психолога, чем наиболее часто встречающаяся закономерность спада в среднем возрасте. О желательности специального выделения группы творческих работников, в которой выражен ранний спад, и группы, сохраняющей высокую продуктивность до позднего возраста писал Л. Терман в предисловии к монографии Г. Лемана «Возраст и достижения». Если бы Г. Леман выделил эти две группы, он, возможно, обнаружил бы, что во вторую группу вошли преимущественно наиболее выдающиеся деятели науки и искусства. Такой же вывод мы можем сделать и на основе сопоставления двух групп: А – наиболее выдающихся представителей науки и искусства (всего 405 человек) и Б – менее выдающихся деятелей (всего 467 человек):

Проведя статистическую обработку всего материала (группы А и Б), мы смогли установить, что в выборке А спад во всех профессиональных группах констатируется намного реже, чем его отсутствие. И, напротив, в выборке Б (менее выдающихся) спад обнаруживается чаще также во всех профессиональных группах. Достоверность различий для возраста «финиша» между группами А и Б как и различий для возраста «старта» оказалась статистически значимой. Эти результаты еще раз подтверждают высокую сохранность наиболее выдающихся представителей творческого труда.

Полученные данные позволяют нам сделать фундаментальный вывод: частота спада творческой продуктивности в среднем и пожилом возрасте отрицательно коррелирует со значимостью личности творческого работника, с уровнем его творческого потенциала. То есть наиболее выдающиеся деятели науки и искусства характеризуются высокой сохранностью продуктивности творческого труда в позднем онтогенезе, тогда как у менее значительных лиц спад встречается значительно часто (во всей группе у 68,7%).

Интересно сопоставить наши результаты с данными по шахматам, полученными С. Струмилиным, с одной стороны, и Н. Крогиусом с другой. Снижение продуктивности, по данным С. Струмилина, исследовавшего турниры шахматистов-любителей, наступает после 32–33 лет, а по данным Н. Крогиуса, исследовавшего матчи общепризнанного международного масштаба, – только после 41–43 лет. Такую же закономерность можно проследить в сводках, приведенных в работе Н. Крогиуса «Возрастные различия интеллектуальных способностей«. У пяти чемпионов мира (Х. Р. Капабланка, А. Алехин, М. Эйве, Эм. Ласкер, М. Ботвинник) средняя длительность оптимального периода равна 20 годам, тогда как у претендентов на титул чемпиона мира она равна только 10 годам, а у семи других сильных гроссмейстеров – 12 годам. Очевидно, выведенная в наших исследованиях закономерность имеет широкое распространение, возможно, она имеет отношение также ко всем другим видам творческой и интеллектуальной деятельности.

Этапы жизни и творчества

В творческом процессе создания любого произведения можно выделить три основные стадии: а) подготовительную, которая характеризуется накоплением предпосылок и элементов будущего открытия (идеи, замыслы); б) стадию непосредственного акта творчества, то есть создание данного продукта; в) стадию дальнейшей разработки уже созданного.* В онтогенезе творческой личности прослеживается преобладание той или иной стадии в определенное время жизни. В период обучения и в начале профессиональных занятий преобладает первая стадия. Длительность ее зависит, во-первых, от рода деятельности – например, в химии, математики, поэзии и музыке период обучения, как правило, короче, чем в философии и истории, во-вторых, – от факторов среды, которые могут благоприятствовать или не благоприятствовать обучению и началу творческой деятельности, и, в-третьих, – от психологической структуры самого субъекта творческого труда. Преобладание второй стадии характерно для производительного периода жизни творческой личности, длительности и особенностям протекания которого посвящена эта работа. Преобладание третьей стадии – последующей разработки, обобщения уже созданного – характерно для пожилого и старческого возраста и выражается конкретно в таких формах деятельности, как руководство, обучение, писание книг и статей общего содержания. Строгое чередование этих стадий наблюдается относительно редко, чаще они сосуществуют, накладываются друг на друга. Первая стадия – подготовительная, всегда предшествует производительной.

Между первой и второй стадией, как правило, имеется период становления, в течение которого ученый или деятель искусства делает первые попытки творить, пробует свои силы. Деятельность на этом этапе носит обычно репродуктивный и подражательный характер, тем не менее без этого периода бывает трудно обойтись: ведь здесь происходит утверждение творческой индивидуальности человека. Т.е., если на предыдущей стадии человек учится обучаясь, на следующей он учится творя. Хотя первые достижения еще недостаточно совершенны, в них уже можно различит признаки незаурядного таланта (ранние работы Маркса, Резерфорда, Пастера, Моцарта, Вагнера, Э. Моне).

Следующая фаза производительного периода – этап расцвета, период творческой зрелости, который характеризуется наиболее высокими достижениями. В данном периоде происходит синтез основных идей, формируется профессиональное мировоззрение личности. Затем творческая продуктивность несколько ослабевает, наступает последняя фаза производительного периода – фаза генерализации. Здесь уже начинает преобладать разработка, обобщение достигнутого. Производительный труд не прекращается, а только меняет характер, иногда становится менее эффективным, зато появляются новые формы деятельности – обучение молодежи, организационная работа. Этой стадией обычно завершается жизнь творческого работника, но в некоторых случаях в позднем возрасте прекращаются все виды творческого труда, ученый или деятель искусства «почивает на лаврах». Такой период, если он имеет место, можно назвать постпродуктивным.

Перечисленные стадии обыкновенно приурочены к определенным этапам индивидуального развития. Обучение осуществляется в юности, начало творчества (подражательный период) приходится на раннюю зрелость (18–25 лет, акмэ или расцвет – на возраст 25–40 лет). В средней и поздней взрослости, а также в пожилом возрасте наступает время генерализации, полное прекращение творческого труда наблюдается в период геронтогенеза. Мы сопоставили продолжительность отдельных фаз в выборках А и Б, а также в группах по профессиям. Весьма показательно, что во всех профессиональных группах подготовительный период «расцвета« продолжительнее в выборке А, чем в выборке Б, а период генерализации и постпродуктивный период, напротив, продолжительнее в выборке Б. Таким образом, наиболее выдающиеся ученые и деятели искусства, как учатся, так и подвергают свои труды теоретической разработке в течение почти всей профессиональной жизни.

Наши рекомендации