Человек будущего – взрослый ребенок?
Ювенильный тип отличается от неювенильного внешне. Но, исходя из положения о единстве генетического материала, мы можем ожидать, что ювенильный облик может сочетаться с определенными психическими особенностями. Какие же это особенности? Первое, что приходит в голову, так это то, что ювенильный или детский облик может объединятся с ювенильными или детскими психическими чертами. В таком случае можно поставить вопрос: какие черты взрослого человека с психологической точки зрения можно назвать детскими?
Предки человека жили стадом. Современный человек сохранил в себе многие черты, присущие члену стада. Какие же это черты? Любое стадное существо – это, во-первых, член общества и только во-вторых - индивид. Член сообщества животных (волк, павиан) не может жить вне общества, он не способен к самостоятельному существованию, им непременно должен кто-то руководить. Под чьим-либо руководством можно усвоить законы стада, но не законы природы; изучить последние способен только самостоятельный индивид. Поэтому жизнь любого стадного животного, а предки человека были стадными, делится на два этапа: на первом индивид (стадное животное или первобытный человек) познает природу, на втором – общество себе подобных. Первый этап – детство, на протяжении его индивид независим, независимость – это условие реализации поискового рефлекса. Второй этап – взрослость, на его протяжении индивид зависим от общества себе подобных или от стада, зависимость – необходимое условие принятия законов стада. Юных и независимых в стаде терпят, но только до поры до времени; затянувшееся детство и независимость действуют на стадо разрушающе.
Совсем другое положение в цивилизованном мире. Самостоятельность, независимость от общества перестает быть признаком разрушающим это общество. «Творчество есть проекция детских черт на психику взрослого человека; мы все станем гениями, если сможем сохранить на всю жизнь качества ребенка» – пишет выдающийся английский ученый и популяризатор науки Десмонд Моррис. О каких же особых детских качествах он пишет? Прежде всего о поисковом инстинкте, который проявляется у человека в форме учебно – познавательной активности, а позднее в творчестве. Сам Десмонд Моррис считает творчество проекцией детских черт на взрослого человека. А вот если бы он еще и присмотрелся повнимательнее к людям творческим, то, наверное, со свойственной ему наблюдательностью, обнаружил бы, что и внешне многие творческие личности несколько напоминают детей. Удивился бы он этому? Возможно, нет.
Неювенильные индивиды лучше вписываются в иерархию и в общество. Очень часто они, не проявляя сопротивления обстоятельствам, быстро растут по службе; их дисциплинированность и исполнительность импонируют начальству, поначалу они подают большие надежды, достигают определенного положения и... вдруг застопориваются на месте или даже демонстрируют полную свою несостоятельность. Впрочем, происходит это не всегда. Если работа не меняет требований к исполнителю, а, напротив, предписывает ему строгое соблюдение раз и навсегда усвоенных правил и навыков, неювенильный справляется с ней, как правило, успешно. А вот в случае, когда часто приходится ломать рутину, когда работа предъявляет задачи, решить которые стандартными приемами невозможно, ему приходится нелегко. Для неювенильного индивида сложна задача, требующая нового, оригинального, творческого подхода, он всегда предпочитает идти проторенными путями, мыслить готовыми клише и шаблонами.
Вторая причина, по которой неювенильный индивид перестает справляться с работой, связана с возрастом или, точнее, с присущим ему психологическим старением – снижением способности усваивать новую информацию, обучаться и переучиваться. Например, предприятие оснастили новым оборудованием. Для работы с ним необходимы знания и навыки, которым инженер, окончивший институт двадцать или тридцать лет назад, не обучен. Он, конечно, пытается чему-то научиться, приспособиться к новой технике, но обучение и работа идут плохо... Особенно остро проблема переучивания встает в наши дни, в связи с быстрой сменой оборудования и технологий. Хорошо, если в таком случае руководство предприятия сможет подыскать опытному, но не способному приспособиться к новой технике сотруднику, местечко в администрации.
Перед работником ювенильного типа таких проблем, как правило, не встает. Он всегда ищет оригинального решения любой задачи, и часто его находит! Он никогда, ни в каком возрасте не теряет способности обучаться, воспринимать новое, поэтому переход на новое оборудование для него не невыполнимая задача, а, скорее, обновление, вносящее разнообразие и радость в жизнь.
Эволюция сегодня
Подведем итог всему, изложенному выше. Homo sapiens – Человек разумный – сложнейшая система. При этом в системе «человек« можно выделить четыре главные координаты: конституциональный тип, межполушарная асимметрия, и, наконец, скорость индивидуального развития – параметр, который, в свою очередь, распадается на две координаты: степень ювенильности и время полового созревания (параметр акселерация-ретардация).
В предшествующих главах мы пришли к фундаментальному выводу: эволюция человека не прекращалась, она продолжается и в наши дни. Можно предполагать, что именно в последние десятилетия, в связи с резкими переменами в экологических условиях, успехами медицины и новыми требованиями к человеку со стороны общества эволюция человека должна была ускориться. Действительно, именно вторая половина ХХ века была ознаменована коренными морфо-психологическими изменениями вида Homo sapiens.
Первую эпохальную тенденцию развития человека можно обозначить как астенизацию. Это явление включает в себя увеличение в популяции пропорции лиц эктоморфного или астенического типа. У.Шелдон и его сотрудники, изучавшие распределение соматотипов в 40–60-е годы ХХ столетия, отмечали приблизительно равную долю в популяции Европы и Северной Америки представителей трех основных соматотипов – экоморфа (астеника), мезоморфа (атлетика) и эндоморфа (пикника). В наши дни доля эктоморфов в популяции детей и подростков до 25-летнего возраста увеличилась с 33% до 51%. Увеличение численности экоморфов сопровождается общей тенденцией к снижению агрессивности, силы нервной системы и степени экстравертированности – большей направленности мотивов на себя, а не на других людей. Причиной астенизации может служить отмеченная многими авторами меньшая сопротивляемость детей эктоморфного типа инфекционным заболеваниям; благодаря успехам медицины детская смертность значительно снижается, вследствие чего в популяцию вливаются те конституциональные типы (эктоморфы), которые прежде отметались естественным отбором на ранних стадиях развития. Поскольку социальные психологи считают, что в наши дни «выигрывают» слабые интроверты, тенденцию к астенизации, без всякого сомнения, следует рассматривать как прогрессивную.
Следующая эпохальная тенденция, отмеченная на стадии современного развития человека – увеличение в популяции доли левшей и амбидекстров. Если среди взрослого населения европейских стран отмечают 6–7% левшей и 12–14% амбидекстров, то среди детей и подростков их количество почти удвоилось – 11% левшей и около 30% амбидекстров. Психологически левши и амбидекстры, о чем мы уже писали, также отличаются боле слабой нервной системой, меньшей агрессивностью, тенденцией к интроверсии, более высоким интеллектом, глубокой интуицией и большими креативными способностями. Очевидно, что увеличение носителей таких психологических признаков в популяции человека можно рассматривать как показатель прогрессивного развития.
Замедленные темпы онтогенеза и, следовательно, более длительный период созревания антропологи рассматривают как одну из главных предпосылок становления и прогрессивной эволюции человека: ретардированных индивидов можно рассматривать как эволюционно более продвинутых. Психологически они характеризуются прежде всего более высоким интеллектом, более слабой нервной системой, меньшей агрессивностью, меньшей степенью экстравертированности, большей креативностью и большей интеллектуальной мотивированностью – то есть направленностью на познание, на развитие интеллекта. Все перечисленные признаки, без сомнения, можно рассматривать как прогрессивные, а их носителей - как эволюционно более продвинутых представителей вида Homo sapiens.
Еще одна эпохальная тенденция эволюционного развития человека может быть обозначена как ювенилизация. Она заключается в усилении мозгового черепа при одновременном ослаблении или редукции лицевого. Ювенильных людей характеризует прежде всего существенно более высокий интеллект, а так же слабая нервная система, меньшая агрессивность, склонность к интроверсии и высокая творческая способность.
В заключении отметим, что если первые два из отмеченных тенденций – астенизация и увеличение доли левшей и амбидекстров – автономны и независимы, то последние две в большой степени взаимосвязаны: ретардированные индивиды как правило более ювенильны,. Отметим также, что весь набор изменяющихся соматических признаков и сопровождающих их психологических признаков характеризует психологический прогресс человечества на современном этапе эволюции.
Глава 5. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Тот, кто не ведет себя соответственно своему возрасту,
всегда расплачивается за это.
Вольтер
Термин «развитие» широко употребляется в современной жизни. Развитие предполагает качественные изменения какой-то системы человека, социальной общности, физического явления. Анализ развития побуждает искать ответы на три основных вопроса: «Какие изменения происходят? Какие процессы приводят к этим изменениям? Какие условия определяют происходящие изменения?» В настоящей главе речь пойдет о психическом развитии человека.
В учебниках по психологии, в многочисленных статьях и монографиях подробно описаны особенности развития психики ребенка до поступления в школу и в школьные годы. А что же дальше? Конечно, развитие не останавливается. Человек развивается на протяжении всей своей жизни, и в каждый ее период он неодинаков.
Признание обществом ценности человеческой индивидуальности стимулирует стремление понять, каковы закономерности изменения человека как индивида, личности и субъекта деятельности на разных этапах его жизненного пути, каков путь к достижению вершины своего развития.
В современной психологии все больше внимания уделяется психическому развитию взрослого человека.
Любой взрослый человек нуждается в том, чтобы понимать те изменения, которые происходят, произошли или могут произойти в его внутреннем мире при определенных условиях.
Без понимания закономерностей и тенденций развития человека на протяжении жизни невозможно понять ни другого, ни самого себя, невозможно понять, что может быть в жизни вообще.
Стать автором собственно жизни, творцом своей судьбы можно лишь в том случае, если отдаешь отчет о том, что с тобой происходит, что преобразуется, что появляется нового в твоем внутреннем мире.
Из вопросов: «Какой я сейчас, каким я был раньше, каким буду?» вытекает вопрос: «Что я могу в себе изменить?».
Только тогда становится понятно, как строить свою жизнь, какие условия нужно создать, чтобы раскрыть свою индивидуальность. Знание особенностей психического развития в разные периоды жизни позволит человеку максимально раскрыть свой потенциал, создаст возможности для самореализации.
Описать психическое развитие человека – значит описать кривую его жизни с точки зрения преобразований в его внутреннем мире.
Изменения психической жизни в детские годы очевидны. Они происходят очень быстро и связаны с тем, что подрастающий человек осваивает специфически человеческие способности. Он учится ходить, говорить, использовать окружающие предметы, общаться с разными людьми, соблюдать моральные нормы, то есть жить в обществе.
Какие же изменения происходят во внутреннем мире взрослого человека? По мнению Б.Г. Ананьева, внутренний мир человека всегда работает. Происходит переоценка ценностей, меняются прежние позиции по отношению к общественным и личным событиям, к конкретным людям, перестраивается «Я-концепция», преобразуются и конкретизируются планы, выстраивается линия своего развития.
С возрастом изменяются интересы, представления, переживания. Претерпевают перестройку все стороны психической жизни человека. Расширяются связи человека с его окружением, сферы самовыражения, способы самореализации. Складывается иная картина мира, то есть представление о сущем, о бытии.
К.И. Чуковский в своем дневнике очень емко описывает изменения мировосприятия: «…Прочел чеховских сестер. Не произвели того впечатления, какого ждал. Что это такое? Или я изменился, или он! Ведь год тому назад прочтешь чеховский рассказ – и неделю ходишь, как помешанный, – такая сила, простота и правда… А нынче мне показалось, что Чехов потерял свою объективность, – что из-под сестер выглядывает его рука, видна надуманность, рассчитанность (расчетливость?)…».
В процессе жизни устанавливаются сложные взаимосвязи между развитием человека как природного существа (индивида), общественного существа (личности) и профессионала (субъекта деятельности).
Развитие человека как индивида предполагает реализацию филогенетической программы, которая модифицируется под влиянием все возрастающего влияния социальной истории человечества. Становление человека как субъекта деятельности проходит фазы подготовки, старта, кульминации и финиша. Такова история развития производственной деятельности человека. Основной формой развития личностных свойств человека является его жизненный путь, его социальная биография.
Индивидуальные, личностные и субъектные характеристики человека, в комплексе образуют человеческую индивидуальность.
Происходящие во внутреннем мире взрослого человека изменения, проявляются в его поведении и постепенно изменяют показатели его психофизиологических, психических и социальных процессов.
Очень важно понимать, что то, насколько успешно взрослый человек сможет себя реализовать, определяется тем, как он провел детские годы, с кем дружил, что читал, о чем мечтал, что заставляло его переживать, а что радоваться.
В исследованиях психологов психоаналитического направления отчетливо показано, что программы человеческой активности закладываются в детстве.
З. Фрейд, например считал, что взрослая жизнь – это разыгрывание динамических структур, заложенных в детстве. Все выборы, которые человек на протяжении жизни, определяются теми фактами и противоречиями, которые связаны с ближайшим окружением ребенка и проявлением его врожденных влечений. Они являются производными от детских связей ребенка с родителями. Ранний детский опыт побуждает к определенному рисунку поведения.
По мнению К.Хорни, детские переживания оставляют непосредственный след. Их совокупность определяет структуру характера человека. Поэтому прошлое тем или иным образом всегда содержится в настоящем.
Следовательно то, каким будет человек завтра, определяется в его сегодняшнем дне. Одновременно в психической жизни человека присутствует и настоящее, и прошлое, и будущее. Поэтому любой возраст, любой период жизни имеет непреходящую ценность и вносит свой вклад в общий цикл развития.
К.Г. Юнг, швейцарский психиатр и психолог, писал: «Жизнь всегда виделась подобной растению, которое развивается из своего корневища, его подлинные превращения невидимы, скрыты в глубине, его часть, появляющаяся на поверхности, сохраняется лишь в течение одного лета. Затем она исчезает как эфемерный призрак. И когда мы задумываемся о бесконечных подъемах и упадках жизни людей и цивилизацией, то не можем избежать ощущения абсолютной их необходимости. Но все же я никогда не терял осознания чего-то, что живет и осуществляется по этим вечным движениям. То, что мы видим на поверхности, проходит. Зерно остается.»
Изменения, происходящие в психике человека могут носить не только прогрессивный, но и регрессивный характер. Например, человек «опускается«, теряет интерес к жизни, одурманивает себя вешествами. Регрессивные изменения возникают в том случае, если связи человека с окружающим миром сужаются, объединяются, если человек теряет смысл жизни.
Что же движет развитием взрослого человека? Какими условиями оно определяется? Прежде всего по сравнению с периодом детства, взрослый человек живет в новых социальных условиях. Ребенок не имеет сколько-нибудь серьезных обязанностей перед обществом. Взрослые удовлетворяют потребности ребенка независимо от того, каких результатов он достигает.
Ж.Ж. Руссо, видный гуманист, считал, что детство – время шуток и забав, когда улыбка не сходит с уст, когда душа наслаждается постоянным миром.
Ко взрослому же общество предъявляет определенные требования, которым он должен соответствовать. Он должен выполнять обязанности перед членами своей семьи и обществом в целом, должен отвечать за свои поступки и решения, участвовать в общественной жизни страны.
Сам процесс развития взрослого человека отличается от развития в детстве, подростничестве и юности. Изменения мировоззрения, мышления, поведении, личности взрослого незначительно обусловлены хронологическим возрастом и в большей мере определяются фактами его биографии, и социальным контекстом его жизни.
Значительно расширяются сферы деятельности взрослого человека, сферы его самореализации. Этот труд, семейная, общественно-политическая, досуговая сферы. Серьезные изменения в человеке происходят под влиянием его профессии: от профессионального роста до профессиональной деформации.
События, происходящие в обществе оказывают существенное влияние на психическое развитие человека. Историческое время, в которое он живет неизменно отражается в структуре его личности.
Взрослый человек выполняет разнообразные социальные роли: семьянина, профессионала, друга, покупателя, и пр. Каждая социальная роль диктует необходимость определенного рисунка поведения, учета иных правил и выполнения определенных функций.
Представители гуманистической психологии раскрывают сложные связи человека и общества, которые устанавливаются на протяжении жизни. Так, в теории Г. Олпорта личность выступает как открытая саморазвивающаяся система, и развивается она посредством контактов с другими людьми. Общество стимулирует развитие одних качеств и тормозит развитие других. Таким образом и складывается уникальная личность, уникальный набор черт, лежащих в основе «Я» человека. По мере взросления черты личности становятся независимыми от биологических потребностей, ни от давления общества.
Возрастает и роль активности самого человека в процессе развития и проявляется в его реализующемся стремлении воздействовать на окружающий мир и на самого себя. Пока человек творчески создает материальные и духовные ценности, созидает самого себя, его активность продолжается.
Развитие человека в период взрослости во многом определяется тем, что из объекта воспитания в детстве, он становится субъектом воспитания, то есть осуществляет деятельность по самовоспитанию. Каждый человек рано или поздно встает перед проблемой самоизменения. Для того, чтобы внутренне меняться, надо что-то менять в своей жизни.
Не следует избегать трудностей. Именно их преодоление открывает перед человеком новые горизонты достижений, раскрывает в нем те способности, о которых он сам может быть и не подозревал, чем обогащается его развитие. Любая трудность, будь то отсутствие необходимых для решения жизненной задачи навыков, или отсутствие необходимых внешних условий побуждают человека искать новые пути решения, то есть внутренне изменяться.
Достижение новых целей, которые ставит перед собой человек, требует выработки новых способов решения вновь возникающих задач. Умение противостоять неблагоприятным обстоятельствам и не смотря на них добиваться цели, при этом не нарушая ценности личности других людей, является показателем личностной зрелости, Не тот человек многого добивается, кто никогда не падает, а того, кто падая, каждый раз находит в себе силы встать на ноги.
Психическое развитие – это сложный и противоречивый процесс. Он характеризуется достижениями и спадами, успехами и поражениями.
Кривая развития человека состоит не только из периодов постепенных изменений, но из крутых переломов. Развитие не происходит плавно и равномерно. Периоды жизни, когда внешние изменения в развитии человека незаметны, сменяются периодами бурных преобразований, периодами скачков-кризисов.
Кризис – это показатель того, что развитие происходит. И любой кризис имеет не только отрицательные, но и положительные стороны. В период кризиса человек перерастает тот уровень развития, который был ему ранее присущ, приподнимается над своей жизнедеятельностью. Переход на новую ступень развития развенчивает какие-то иллюзии, открывает новые горизонты, побуждает искать новые способы самореализации.
В переходные моменты, как считает Г. Шихи, образ жизни человека подвержен изменениям в четырех измерениях. Первое измерение – внутреннее ощущение себя по отношению к другим. Второе измерение – чувство безопасности или опасности. Третье измерение – восприятие человеком времени – достаточно его или не хватает. Четвертое измерение – ощущение физического спада или подъема. Эти измерения и задают основной тон жизни и определяют те решения, которые принимает человек.
Конечно, психическое развитие любого человека происходит индивидуально. Закон жизни в конечном счете нацелен на индивидуально проживаемую жизнь (К. Юнг). Но в то же время в любой возрастной период проявляются общие для всех людей закономерности.
Каждый период жизни имеет в рамках психического развития свою особую задачу. Решение данной задачи и определяет траекторию развития.
В детстве решается задача научиться жить в обществе. Детство, как пишет Д.И. Фельдштейн, представляет собой особое состояние, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождения его в социальный мир взрослых, что предусматривает приобретение свойств, качеств, зрелого человека.
Не просто определить критерии взрослости человека. Важнейшим критерием следует признать способность реагировать на изменения и успешно действовать в новых условиях является критерием зрелости.
Хотя ряд исследователей и считают, что развитие в взрослости протекает по определенным стадиям, на самом деле оказывается, что границы между стадиями недостаточно отчетливы, они могут сдвигаться по отношению к хронологическому возрасту. Например создание семьи и рождение ребенка заставляет быстро повзрослеть.
Не все взрослые достигают одинаковых успехов, или устраивают свою жизнь по определенному образцу.
Традиционной является разделение взрослости на молодость, средний и пожилой возраст, с последующими фазами старения.
Взрослости непосредственно предшествует период ранней юности. Этот период окрашен возвышенными идеалами, романтическими мечтаниями, радужными планами. Недаром, юность называют поэзией жизни.
В ранней юности человек решает важнейшие для дальнейшего построения жизненного пути вопросы: «Кем быть и каким быть?» Он определяется в отношении тех жизненных целей, которые хочет достичь и путей их достижения. Выбор и освоение профессии позволит приобрести, подлинную взрослость, так как обеспечит материальную независимость и участвовать в важных для общества процессах. В ранней юности оформляется временная перспектива. Она включает жизненные планы, пути их достижения, стремления, проекты, выражающие планы на будущее. Мечты о будущем соотносятся с реальной действительностью и подвергаются анализу.
Построение жизненного плана и выступает главной психологической задачей, которая решается в период ранней юности.
Жизнь дает самоопределяющемуся человеку множество возможных вариантов. Он стоит на перепутье многих дорог, ведущих во взрослый мир. Наступает время принять ответственное решение: чем заниматься после школы. Те, кто недавно выбирал профессию, несомненно помнят, сколько тревог, сомнений, метаний с этим связано. Действительно, выбрать профессию непросто, это очень важный шаг. Ведь он определит всю дальнейшую жизнь человека. Но именно в процессе такого выбора, принятия решения происходят позитивные изменения в личности человека.
Он понимает, что становится автором собственной жизни. Человек всем своим существом обращен в будущее, оценивает свои перспективы и возможности. Такая позиция приводит к существенным изменениям в самосознании: детство уже закончилось, наступила пора жить как полноправный член мира взрослых. Формируется особое духовное состояние, свойственное взрослому: готовность принимать на себя ответственность за происходящее.
В связи с выбором профессии осмысливается не только будущее, но и прошлое: успехи, неудачи, сложившиеся интересы. Самоопределяясь в отношении профессии человек находит смысл своей жизни и приходит к пониманию необходимости что-то в себе менять.
Выбирая профессию, от многих возможностей приходится отказаться. Например, старшеклассница в своем сочинении пишет: «Я многое люблю. Меня манит безграничный мир космоса, мир который отражается в росинке, мир поэзии и красок. Хочется обнять весь мир и раствориться в нем. Хочется оставить след в этой жизни. Сейчас приходится выбирать. Хочу быть архитектором, создавать красоту окружающего мира». Но такой выбор – это не ограничение, в обогащении развития, поэтому что требует сложной работы самосознания и открывает возможность реализации в конкретной сфере деятельности.
В ранней юности человек часто задумывается о том, что с ним происходит. Он открывает сложный и противоречивый мир в самом себе. Начинается путешествие по лабиринтам своей души, и оказывается, что внутренний мир ничуть не менее интересен, чем мир вокруг. Наверное, каждому известно тревожное и сладостное чувство переживания богатства своего внутреннего мира, то удивление, которое испытываешь, открывая в себе все новые и новые стороны, проникая в мотивы своего поведения, осознавая свои переживания. Чувство одиночества, которое нередко посещает человека, углубившегося в свой мир, является закономерным следствием сложных процессов, происходящих в самосознании.
Очень сложные переживания испытывает человек на пороге взрослости. Они противоречивы, глубоки, заставляют мучительно искать ответы на вопросы, которые не имеют однозначных ответов: «Есть ли вечная дружба? Может ли предать любимый человек? Зачем я пришел в этот мир?» Тревога и душевное сметение – это неизменные спутницы решения проблемы первого самостоятельного выбора.
К завершению периода ранней юности человек подходит обновленный, готовый действовать в направлении принятого решения, преодолевать препятствия.
Человек вступает во взрослую жизнь, обретая психологические, социальные признаки взрослости. В период, следующий за юностью – молодость. В жизни человека происходят очень важные события, среди которых по их влиянию на психическое развитие выделяются – создание семьи и рождение детей, а также профессиональная подготовка и начало освоения профессии. Найти партнера для создания семьи и начать свою профессиональную деятельность – это те психологические задачи, которые человек решает в молодости – первой фазе взрослости.
Известный философ И. Кант призывал: «Молодой человек, полюби труд, отказывай себе в удовольствиях не для того, чтобы отказаться от них навсегда, но для того, чтобы тем более иметь их в перспективе».
Профессиональное обучение перестраивает все стороны психического развития человека. Человек выступает в новой социальной роли, приобретая новый социальный статус – он студент. Позади вступительные экзамены, получен долгожданный студенческий билет и зачетная книжка. Проходит эйфория, вызванная первыми днями пребывания в учебном заведении. Начинается повседневный труд, освоение дисциплин профессиональной подготовки. Успешность обучения напрямую определяется тем, какие мотивы привели к выбору определенной профессии. Один поступил на обучение по данной специальности, потому что давно ей интересуется, второй хочет добиться желаемого социального статуса, третий – отсрочки от службы в армии, четвертый просто не знал, куда еще поступить, пятый – не мог уехать поступать в иногородний вуз и потому выбрал первую попавшуюся на глаза специальность… В условиях профессионального обучения проявляется конструктивный и деструктивный тип развития. Сравним отношение двух первокурсников к обучению в вузе. Один рассуждает так: «Я попал сюда случайно, поэтому мне здесь ничего не нравится, как-нибудь дотяну до получения диплома». А второй так: «Так получилось, что я попал в этот вуз на этот факультет. Ну, что ж, попробую. Может и получится, кто знает. Не попробуешь – не узнаешь». Конечно второй студент добьется больших успехов, сохранит свое психическое здоровье, избежав разочарований, и, скорее всего, добьется реализации своих жизненных планов.
На протяжении обучения в вузе отношение к будущей профессии меняется. На первом курсе все кажется достаточно легким, оценки своего будущего оптимистичны, нет сомнений в том, что удастся достичь высот в своей профессии, создать прочную материальную базу, стать известным. Ко второму – третьему курсу самооценка понижается. Приобретение профессиональных знаний, проникновение в профессию показывает, что далеко не все профессионально важные качества и умения сформированы. Не надо бояться такого разочарования. Оно показывает, что человек критичен к себе и понимает, сколько необходимо освоить, чтобы соответствовать званию мастера своего дела. Это разочарование временное. Важно понять, что оно преодолевается работой над собой, в результате чего человек значительно перерастает тот уровень развития, который был ему ранее присущ. Так начинается выработка основ профессионализма. К пятому курсу вузовского обучения самооценка опять повышается, потому, что возникает определенность в отношении той сферы профессии, в которой человек хочет себя проявить. Освоение профессионально важных умений и знаний придает уверенности в своих силах, их хочется попробовать на практике и показать обществу, но что ты способен. Первое место работы, первая должность является уже большим достижением и требует творческого использования полученных знаний. Важно заслужить признание своего окружения. От этого зависит успешность старта на профессиональном пути.
В молодости достаточно легко завязываются знакомства. Но проблема не в том, чтобы найти человека, с которым приятно проводить время, а в том, чтобы найти человека, который готов вместе с вами создать общий стиль жизни, в то же время уважая интересы друг друга. Человек, создающий семью, должен быть готов не только изменить образ жизни, но и внутренне меняться: после периода влюбленности налаживать взаимоотношения, растить детей...
По мнению М. Мерс, развитие женщины в эти годы происходит несколько иначе, чем развитие мужчины. В начале она превосходит мужчину в отношении зрелости личности. Она стремится к душевной любви, что обусловлено обостренными материнскими чувствами. Выбор между профессией и карьерой с одной стороны и ролью хранительницы домашнего очага бывает достаточно труден.
Уже в первой фазе брака, на этапе становления семьи содержатся предпосылки дальнейших отношений. Если внутреннее развитие семьи не произойдет, что наверняка в 35–40 лет возникнут трудности в семейно-брачных отношениях.
Для создания семьи оказывается недостаточным питать взаимные чувства. Надо уметь уступать и сохранять свою целостность, действовать сообща и проявлять оправданную самостоятельность, обладать набором умений по обустройству быта, подчиняться не своим сиюминутным побуждениям, а целесообразностью для всех членов семьи. В создании семьи и выработке стратегии общего существования и проявляется зрелость личности.
Важный момент в развитии человека – это освоение роли родителя, основанной на ответственности за благополучие маленького существа, которое не может выжить самостоятельно и в то же время имеет права на развитие и проявление своей собственной индивидуальности. Радость общения с ребенком не должна превращаться в экзальтированное чувство, когда личность матери или отца растворяется в проявлениях жизнедеятельности ребенка. Также опасна и другая крайность – когда жизнь ребенка программируется родителем (или родителями) по своему образу и подобию. «Мы не получили высшего образования, а он получит», «Мне не удалось посещать музыкальную школу, а мой ребенок будет заниматься» и пр.
Главный момент в становлении детско-родительских отношений, обеспечивающий личностный рост как родителей, так и ребенка – это создание общей жизнедеятельности, общих интересов и переживаний, что и порождает чувство единения.
В целом можно сказать, что в молодости человек пытается реализовать те планы, которые поставил перед собой в ранней юности.
В возрасте около тридцати лет возникает кризис, связанный с подведением первых итогов предшествующего периода жизни: Как реализованы юношеские планы? Что не сбылось и почему? Какие установки оказались несостоятельны? Пересматриваются планы на будущее. По-новому осмысливаются ценности, вырабатываются новые стратегии поведения, основанные на анализе реальных условий жизни и своих возможностей.
В период 30–40 годов устанавливается своеобразный баланс чувства и воли, на основе осознания своих чувств. Возрастает рассудочность.
В характере проявляется уверенность, умение управлять событиями. Человек склонен решать проблемы путем обобщения, анализа. Он принимает логические решения, основанные на интерпретации фактов, прогнозе. Ярко проявляются организаторские способности: у женщин при воспитании детей и в производственной сфере, а у мужчин – в политической и производственной сферах.
Однако наблюдается склонность к переоценке своих способностей в отношении разрешения трудностей.
Изменяются внутрисемейные отношения. Первая влюбленность прошла, налаживается быт. Человеку необходимо найти новые источники привязанности. Духовный союз двух людей достигается на основе общности целей и путей их достижения.
Человек пожинает последствия своих выборов (профессии, супруга, образа жизни) и анализирует их: «Скоро получу повышение», «Ребенок меня радует своими успехами», «Я ценю свой семейный уклад».
Возраст с 30 до 40 лет – это вершина проявления работоспособности, творческого потенциала. Этот период характеризуется существенными изменениями психофизиологических функций. В исследованиях Б.Г. Ананьева и его сотрудников была выявлена динамика интеллектуальных функций и общей структуры интеллекта. Мощь одних функций нарастает, а других снижается, иные функции стабилизируются. Например, наиболее высок объем внимания к 33 годам, а устойчивости внимания к 34 годам. К 35 годам происходит становление целостной функциональной основы интеллектуальной деятельности.
К 40 годам активизируется потребность в развитии своих интеллектуальных процессов потому, что их активность снижается. Человек стремится изучать иностранные языки, осваивать новую профессию, хотя знает, что не будет работать в данной сфере… Познавательные процессы нуждаются в тренировке, кругозор – в расширении, потенциалы –в реализации.
Кризис сорока лет называют «взрыв в середине жизни». Он связан с тем, что нарастает чувство утраты молодости. Нередко возникают проблемы со здоровьем, например, дают о себе знать давние травмы. Уровень работоспособности нередко снижается, а чувство усталости провоцирует угнетенность, некоторую отрешенность от мира. Источником отрицательных пережив<