Современная практическая психология

СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

© Издательский центр «Академия», 2005. коллектив авторов кафедры практическая психология СПбГАСУ, СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. М. К. Тутушкиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.

Учебник для студентов вузов

Авторский коллектив: М. К. Тутушкина, ответств. редактор введение; часть 1, гл. 1; ч. 2, гл. 1, 2; ч. 3, гл. 1, ч. 4, гл. 3, 4, ч. 5, гл. 1, ч. 6, гл. 1, 2, 3, 4; В. А. Артемьева ч. 4, гл. 5; ч. 5, гл. 2; Ю. А. Афонькина ч. 1, гл. 5; ч. 5, гл. 2; О. Б. Годлиник ч. 3, гл. 2, 3, 6; ч. 5, гл. 6; Е. С. Ермак ч. 2, гл. 2; ч. 3, гл. 6; Е. Д. Короткина ч. 3, гл. 5; Ю. И. Лобанова ч. 3, гл. 4; ч. 5, гл. 4; В. П. Мальцев ч. 5, гл. 3; ч. 6, гл. 4; Л. А. Рудкевич ч. 1, гл. 4, 6; Е. А. Соловьева ч. 1, гл. 2, 3; ч. 2, гл. 2; ч. 4, гл. 1; ч. 5, гл. 5; И. В. Троицкая ч. 4, гл. 2, ч. 6, гл. 3.

АННОТАЦИЯ

В учебнике рассказывается о сути современной практической психологии, о том, кому и зачем она нужна, приводится краткий очерк истории развития психологии. Особо выделен раздел о методах психологии и об этике психолога. Специальные главы посвящены взаимодействию конституции и психики, психологии развития человека.

В части 2 рассматриваются вопросы психологии индивидуальности, особенностей психического мира человека. Предлагаются психологические методики, используя которые можно составить психологический портрет индивидуальности.

Человек вступает в общение с людьми на разных уровнях. Это взаимодействие описывается в 3 части книги. Здесь дается анализ поведения человека в организации, а также причин и типов конфликтов. Часть 4 посвящена анализу взаимодействия человека и профессиональной среды и основных видов профессиональной деятельности: экономической, педагогической, инженерной и творческой.

В 5 части основное внимание обращено на психическое здоровье человека: рассматриваются вопросы эмоциональных состояний, психологических кризисов, стресса и устойчивости, психологии безопасности. Последняя часть посвящена вопросам психологической помощи и разным типам консультирования.

Книга может быть рекомендована как учебник для вузов, а также для широкого круга читателей и специалистов.

Общий объем 30 п.л. с рисунками и схемами.

© Издательский центр «Академия», 2005. коллектив авторов кафедры практическая психология СПбГАСУ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………6

ЧАСТЬ 1. НАУЧНА ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ……10

Глава 1.Кому и зачем нужна психология?…………… ………10

Глава 2. Краткий экскурс в историю психологии………… …18

Глава 3. Методы психологии …………………………...…… .47

Глава 4. Конституция и психика…………………………… …71

Глава 5. Психология развития………………………………… 98

Глава 6. Возраст и достижения……………………………… 116

ЧАСТЬ 2. ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ…… 145

Глава 1. Психический мир человека………………………… 145

Глава 2. Психологический портрет индивидуальности…… 162

ЧАСТЬ 3. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ И

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ В ГРУППЕ……………………… 292

Глава 1. Социально-психологическая структура группы… 293

Глава 2. Межличностные отношения……………………… 309

Глава 3. Межличностное общение…(Общение: структура и функции) .321

Глава 4. Деловое общение…………………………………… 349

Глава 5. Организационное поведение и корпоративная этик378

Глава 6. Конфликты и пути их разрешения………………… 410

ЧАСТЬ 4. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………… 428

Глава 1. Человек и профессиональная среда……………… 428

Глава 2. Психология экономической деятельности…………440

Глава 3. Психология педагогической деятельности……… 464

Глава 4. Психология инженерной деятельности…………… 493

Глава 5. Творческая деятельность……………………………504

ЧАСТЬ 5. ПСИХОЛОГИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ 535

Глава 1. Психология обыденной и личной жизни………… 535

Глава 2. Психология психического здоровья……………… 561

Глава 3. Психологические кризисы………………………… 570

Глава 4. Психологическая устойчивость и работоспособнос579

Глава 5. Психические состояния и настроение…………… 595

Глава 6. Психология безопасности труда……………………613

ЧАСТЬ 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ…………………………………………….624

Глава 1. Психологическая помощь и ее основные виды……624

Глава 2. Психоанализ и самоанализ………………………… 630

Глава 3. Психологическое консультирование……………… 635

Глава 4. Управленческое консультирование……………… 650

Обращение к психологу-консультанту………………………683

© Издательский центр «Академия», 2005. коллектив авторов кафедры практическая психология СПбГАСУ

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире все большее значение приобретают науки, связанные с изучением человека. Одной из важнейших наук является психология, особенно практическая психология, которая становится самой актуальной и широко распространенной областью современной психологии

Наша сложная, многообразная жизнь постоянно ставит перед человеком массу проблем как профессиональных, так и личных. Они причудливо переплетаются, и человек ищет выход из создавшихся противоречивых жизненных ситуаций. Как же его найти. Можно методом проб и ошибок, но это самый сложный путь с огромными нервно-психическими затратами. Лучше всего идти путем самоанализа своего поведения и поведения другого человека, предвидения последствий своих поступков и отношений с другими людьми, формирования умений управлять своим поведением, эмоциями и общением. Этому нам может помочь изучение практической психологии, основы которой изложены в предлагаемой вниманию читателя нашей книге.

Коллектив авторов учебного пособия составлен из преподавателей психологии, имеющих опыт преподавания в вузах и работы в области практической психологии. Все авторы имеют научную степень кандидата психологических наук, специализирующихся в области психологии труда и развития, а также в общей, социальной и педагогической психологии. Главный редактор книги заслуженный деятель науки России, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета. Основной костяк авторов представители этой кафедры.

Наше учебное пособие охватывает комплекс проблем, которые входят в основной курс психологии, предлагаемый и читаемый авторами в течение пятнадцати лет студентам технического вуза. Кафедра практической психологии разработала программу психологической подготовки студентов технического вуза и успешно внедрила ее в практику преподавания в виде обязательных курсов и дисциплин по выбору студентов. Обязательный курс состоит из двух частей: первая-«Психология индивидуальности», вторая-«Психология управления в организации». Дисциплины по выбору включают следующие курсы: «Психология общения», «Психология творчества», «Экономическая психология», «Транспортная психология», «Когнитивная психология для архитекторов», «Средовая психология». На первом курсе обучения с целью лучшей адаптации студентов к условиям обучения в вузе предлагается самостоятельная курсовая работа на тему «Мой психологический портрет», который составляется на основе анализа индивидуальных свойств, полученных при бланковом и компьютерном тестировании. В дальнейшем по материалам этой работы проводится психологическая индивидуальная консультация преподавателем – практическим психологом. Мы рекомендуем нашим читателям составить психологический портрет своей индивидуальности, используя комплекс методик, предлагаемых во второй части нашей книги по психологии индивидуальности.

Появление и быстрое развитие практической психологии как самой популярной области современной психологии выросло из интересов и потребностей самого широкого круга людей, перед которыми стало возникать все больше и больше сложных психологических проблем в разных областях их жизнедеятельности и которые надо научиться разрешать с наименьшими затратами.

Практическая психология, конечно, опирается и основывается на основные положения и достижения научной психологии. Корни нашей науки глубоко уходят в Ленинградскую школу психологов, создавших настоящую по своей сути гуманистическую психологию, в центре которой стоит человек с неповторимой индивидуальностью. Мы очень благодарны нашим учителям, приобщивших нас к большой науке и прививших нам любовь к человекознанию.

Нам хочется отдать дань глубоко уважения основателю Ленинградской школы психологов и нашему учителю академику Б.Г. Ананьеву, который исключительно внимательно относился к достижением молодых ученых и всегда активно поддерживал новые идеи в психологии. Академик Б.Ф. Ломов создал первую в СССР лабораторию индустриальной, инженерной психологии, по сути это был первый выход в широкую сферу практической психологии, стремление объединить научную и практическую психологии. Профессор Е.Ф. Рыбалко внесла большой вклад в психологию развития человека. Академики Н.В. Кузьмина и А.А. Бодалев заложили основы новой науки – акмеологии, которая имеет большое значение для развития современной практической психологии.

Впервые понятие практической психологии появилось в названии книги, ставшей очень популярной, академика, профессора Р.М Грановской «Элементы практической психологии». Мы очень признательны Раде Михайловне за активное сотрудничество в области практической психологии и доброе отношение к нашему коллективу авторов.

Нами выпущена целая серия книг по отдельным направлениям практической психологии, в том числе учебник для студентов вузов с грифом Минобразования. Среди этих книг такие, как «Психологическая помощь и консультирование в практической психологии«, «Практическая психология для педагогов и родителей«, «Практическая психология для преподавателей«, «Практическая психология для экономистов и менеджеров». В новой книге «Современная практическая психологии» расширены и обобщены сведения о разных аспектах практической психологии. Книга может служить учебным пособием для студентов технических и гуманитарных вузов, неспециализирующихся по специальности психология.

Книга состоит из шести частей. Первая часть посвящена соотношению практической и научной психологии, небольшому экскурсу в историю и методы психологии, а также проблеме соотношения конституции человека и его психике, психологии развития. Вторая часть является центральной, так как в ней излагается наше понимание психического мира человека и психологии индивидуальности. Предлагается каждому желающему читателю, используя предлагаемые методики составить психологический портрет индивидуальности. В третьей части рассматриваются вопросы психологии общения применительно к практической психологии. Четвертая часть посвящена психологии профессиональной деятельности. В пятой части рассматриваются проблемы психологии здоровья. Шестая часть отведена для рассмотрения вопросов оказания психологической помощи и психологического консультирования.

Желаем нашим читателям внимательно прочитать все разделы нашей книги и постараться рассматривать важные жизненные проблемы через призму практической психологии.

Согласно Вундту высшие психические процессы (речь, мышление, воля) недоступны эксперименту, и потому они должны изучаться культурно-историческим методом, что выходит за рамки структурной психологии. Кроме экспериментальных работ Вундту принадлежит большой теоретический труд «Психологии народов, в котором он делает попытку психологического истолкования мифов, религии, искусства разных народов.

Многие открытия Вундта актуальны и в настоящее время. Это понятия об апперцепции, суть которого в том, что наше восприятие не является просто отражением существующих во внешнем мире объектов, оно включает также прошлый опыт, личностно значимую информацию, установки, культурные стереотипы. Другое известное положение Вундта, это его структурная теория эмоций, согласно которой для описания любой эмоции необходимо и достаточно трех составляющих, расположенных на шкалах: удовольствие – неудовольствие, напряжение – расслабление, возбуждение – торможение.

Ключевая категория структурализма – элементы сознания и их связь. Основной метод – интроспекция, или непосредственный опыт (психология – наука о непосредственном опыте).

Вундт был чрезвычайно плодовитым исследователем, и у него было много учеников, каждый из которых пошел потом своим путем: В.М. Бехтерев (1857–1927), психиатр и психолог, создатель естественнонаучной теории поведения (рефлексологии); Дж. Кеттел (1860–1944), исследователь внимания, создатель многочисленных тестов для изучения различных психических функций; Г. Мюнстенберг, автор работ по промышленной психологии и психотехнике; Э. Крепелин, изучавший процессы внимания и памяти; Э. Титченер, основатель первой психологической лаборатории в США, последовательный сторонник Вундта. Почти все из них отказались от вундтовского структурализма, но это была хорошая школа подготовки психологов.

Как отрицание структурализма в США возникает другое направление исследований – функционализм. Он явился во многом порождением культа практицизма, предприимчивости, личного успеха, господствовавшего в то время. Его основными представителями являются Уильям Джеймс (1842–1910) и Джон Дьюи (1959–1952). Задача психологии – изучить, каким образом индивид посредством психических функций приспосабливается к окружающей среде, и найти способы наиболее эффективного приспособления. Когда организм находится в привычных условиях, его отношения со средой сбалансированы, и для комфортного существования достаточно инстинктов, рефлексов и привычек. Сознание и интеллект работают только тогда, когда координация между организмом и средой нарушается, а для того, чтобы выжить, нужно создать новые способы приспособления.

Вклад У. Джеймса в современную психологию – это разработка понятия «Я», которое включает материальное Я, (тело, одежда, имущество); социальное Я (престиж, дружба, оценки других); духовное Я (сознание, способности); чистое Я (чувство личной идентичности). А также формулирование принципа развития самооценки (самоуважения), которая является отношением уровня достижений (успеха) к уровню притязаний.

Джон Дьюи внес вклад в психологическое обоснование педагогики. Обучение – это не усвоение, запоминание новых знаний, а развитие мышление и сознания, которое происходит при решение важных для человека проблем. Знаменитая чикагская общеобразовательная школа Дж. Дьюи, из которой вышло много выдающихся деятелей Америки, это первая школа, где стали использовать проблемный метод обучения.

Таким образом, психологи функционального направления работали в сильной связи с практикой. Пользующееся популярностью в течение многих лет учение Дейла Карнеги основано на принципах функционализма.

Рефлексология. Под воздействием работ И.М. Сеченова (1829–1905) к исследованию высшей нервной деятельности обратились И.П. Павлов (1859–1936) и В.М. Бехтерев (1857–1927). Они считали, что вместо изолированного сознания предметом психологии должно быть изучение целостного поведения организма в окружающей среде. Центральной категорией психологии становится рефлекс, а не ощущение как в структурализме.

Революционный смысл этого учения заключался в том, что если раньше под рефлексом понималась жестко фиксированная стереотипная реакция, то Павлов разрабатывает понятие и феномен «условного рефлекса». Условный рефлекс – это механизм формирование связи между специфическим стимулом, вызывающим тот или иной безусловный (врожденный) рефлекс, и каким-либо индифферентным стимулом. В результате этой связи ранее индифферентный раздражитель сам по себе начинает вызывать данный рефлекс. Это означало, что организм приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости от условий – внешних и внутренних. В 1904 году, первым из российских ученых, Павлов получает Нобелевскую премию.

Бихевиоризм. В 20-е годы как продолжение функционализма в США зарождается новое понимание научной психологии. Сознание не может быть предметом исследования, т.к. его невозможно измерить, а результаты невозможно сравнить. Предметом должно быть то, что можно абсолютно объективно наблюдать и фиксировать, т.е. реакции, физиологические и двигательные, действия и поведение людей. «Не научно говорить, что этот ребенок боится собаки, можно только сказать, что при приближении собаки ребенок начинает кричать и плакать. Нельзя сказать, что молодой человек влюблен в эту девушку, а можно только сказать, что при виде этой девушки у молодого человека расширяются зрачки и учащается сердцебиение». Наблюдать и измерять можно диаметр зрачков, частоту пульса, громкость крика и пр. Психолог должен ограничиваться описанием и количественной оценкой форм поведения, возникающих в конкретной ситуации. Изучать и сравнивать следует лишь отношения между стимулом и реакцией. Все понятия, связанные с сознанием, должны быть изгнаны из науки. Это направление получило название бихевиоризма (от англ. behavior – поведение), и оно по сей день, правда, со значительными дополнениями является господствующим в американской психологии. Своим идейным вдохновителем бихевиористы считали И.П. Павлова и его исследования условного рефлекса. Интересно отметить, что американские студенты мало знают о русской науке, единственное имя, которое они называют – Павлов

Ключевой категорией бихевиоризма является действие, центральным феноменом – поведение, основной областью исследования – научение, ведущими методами – наблюдение и лабораторный эксперимент, главным вкладом в современную психологию – разработка методов статистического анализа. Виднейшие представители: Джон Б. Уотсон (1878–1958), Эд. Торндайк (1874–1949), Б. Ф. Скиннер (1904–1990).

Дж. Уотсон предложил основную формулу бихевиоризма: S ® R, которая означает, что каждой ситуации, или стимулу (S), соответствует определенное поведение, или реакция (R). Он экспериментально показал, как формируются многие эмоциональные реакции человека, прежде всего, страхи и привязанности. В историю психологии вошел эксперимент с годовалым мальчиком Артуром (1920 год). Этот эксперимент продемонстрировал, как формируются иррациональные эмоции, и что они могут генерализироваться.

Девятимесячному Артуру показали белого пушистого кролика. Мальчик с радостной улыбкой потянулся к животному и в это время у него за спиной раздался резкий звуковой удар. Мальчик испугался и заплакал. Этот прием повторили несколько раз. После этого всякий раз, когда Артур видел кролика, он начинал плакать. Через некоторое время Артур стал плакать и тогда, когда он видел любой белый и пушистый предмет. Через несколько месяцев на Рождество к нему пришел Санта Клаус с подарками и белой бородой,и мальчик разрыдался так, что его долго не могли успокоить. Возможно, всю оставшуюся жизнь Артур боялся бы любого белого или пушистого предмета, но психологи, проводившие с ним первый эксперимент, избавили его от страха. Для этого каждый раз, когда показывали кролика, Артур получал конфету. И через некоторое время мальчик снова стал радостно улыбаться при виде кролика.

Конечно, современного читателя, прежде всего, поразит некоторый цинизм этого исследования. Не оправдывая его, тем не менее, надо сказать, что с тех пор прошло много времени и ныне существуют жесткие правила соблюдения этики психологических исследований, согласно которым опыты не должны наносить какого-либо морального вреда их участникам. Но сколько похожих экспериментов ставит над нами действительность! И при этом не занимается переучиванием. Поэтому современное ответвление бихевиоризма – поведенческая психотерапия, и разрабатывает методы избавления от страхов или негативного поведения, подобные опытам с Артуром.

Инициатором изучения поведения животных в проблемных ящиках – лабиринтах был Э. Торндайк, который занимался проблемой научения. Он считал, что механизмы научения человека мало отличаются от таковых у животных, а эксперименты с ними проще, дешевле и гуманнее. Толчком к действиям является проблемная ситуация, т.е. такие внешние условия, для которых нет готовой формулы двигательного ответа, и ее надо построить. Формирование ответной реакции происходит методом «проб и ошибок», случайно. Встретившись с препятствиями, индивидуум пытается преодолеть его, и постепенно отказываясь от неэффективных действий, приходит, в конце концов, к правильному решению. Показателем научения является количество проб и время преодоления лабиринта.

Б. Ф. Скиннер, один из современных крупнейших представителей бихевиоризма считал, что поведение определяется своими последствиями. Если действие приводит к правильному результату, т.е. поощряется, то оно закрепляется и повторяется, если к неправильному – не поощряется или наказывается. Точнее, правильным является то, что поощряется, а неправильным то, что наказывается. Он разработал принцип оперантного обуславливания, при котором поощряется выполнение каждого отдельного действия, что в совокупности приводит к формированию нужного поведения. Этот принцип лег в основу методики программированного обучения.

Дж. Мид (1863–1931) и А. Бандура (род. 1925) – создатели теории социального бихевиоризма, описывающего механизмы приобретения человеком социального опыта и норм поведения своего круга. Согласно Дж. Миду, развитие ребенка – это обучение набору ролей, и дети довольно быстро путем наблюдения и подражания понимают, какие роли от них ждут родители и начинают эти роли играть, постепенно с ними срастаясь. А. Бандура считал, что у человека существует основная способность к подражанию. Мы подражаем поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны будут результаты подражания для нас самих. В качестве поощрения выступают оценки других людей.

Бихевиоризм оказался привлекательным из-за того, что это не только направление исследований, но и возможный инструмент управления поведением – эмоциональным, интеллектуальным, двигательным. Основным методом является формирование условных связей между стимулом и нужными реакциями. Таким образом, психическое развитие сводится к научению – направленному или стихийному.

Психоанализ. В это же самое время, в первой половине ХХ века, на основе психиатрической практики начинает развиваться еще одно направление психологии – психоанализ. С бихевиоризмом его роднит только одно – отрицание сознания как предмета исследования психологии. Во всем остальном они различаются.

Возникновение этого направления традиционно связывают с именем З. Фрейда (1859-1939). В некоторых учебниках по сей день используют термин «фрейдизм», что, на наш взгляд, хотя и подчеркивает авторство, но вносит негативный оценочный оттенок. Психоанализ оказал наибольшее влияние на развитие не только современной психологии, но всей культуры ХХ века. Иногда говорят, что всю историю психологии можно разделить на две части: «до Фрейда» и «после Фрейда».

Основным вкладом психоанализа является доказательство существования огромного пласта психики, который лежит за пределами сознания, открытие неосознаваемых субъектом психических сил, процессов и механизмов. Поэтому предметом психологии, по мнению психоаналитиков, являются скрытые, глубинные слои психической активности личности. Опыт Фрейда как врача психиатра показывал, что поступки его пациентов – это не результат их сознательных решений, свободного выбора и волевых усилий, а следствие влияния бессознательного, которое обладает большим энергетическим потенциалом. Основным содержанием бессознательного являются влечения, обусловленные инстинктами и подавленными желаниями, т.е. желаниями, удовлетворение которых «запрещено« на уровне сознания. Эти желания продолжают действовать без ведома человека, проявляясь в сновидениях, оговорках, ошибках, а также оказывают влияние на выбор профессии и на творчество.

В наибольшей степени подавляются сексуальные побуждения человека, именно на них направлено большинство социальных ограничений. Особенно это было характерно для той исторической и культурной среды, в которой жил Фрейд. Но именно эти побуждения заставляют людей действовать, благодаря их энергии (либидо, по терминологии Фрейда) происходит постепенное развитие личности. Чрезмерное подавление и вытеснение влечений приводит к искажению личности и является источником неврозов.

Вклад Фрейда:

1. Показал роль бессознательного и мотивации поведения, которые являются энергетическим компонентом психического.

2. Определил содержание бессознательного: инстинкты, первичные влечения, вытесненные по причине несоответствия моральным нормам, многие переживания детства, получившие название комплексов: Эдипов, Электры, кастрации.

3. Выявил формы проявления бессознательного, в качестве которых выступают сновидения, описки, оговорки, юмор и творчество.

4. Разработал метод исследования подсознания – психоанализ, заключающийся в том, что пациент в свободной форме говорит обо всем, что приходит в голову, рассказывает свои сны сновидения, а психоаналитик анализирует их как символы, за которыми скрывается истинное содержание.

5. Нашел причину происхождение неврозов: конфликт между подсознанием и Суперэго, которое включает нормы, мораль, совесть, т.е. конфликт между сексуальностью и ее ограничениями. В умеренном количестве этот конфликт не так уж плох, т.к. является источником творческой, прежде всего, поэтической деятельности.

6. Предложил психологические методы лечения психических болезней (неврозов): осознание и вербализация скрытых вытесненных мотивов, катарсис (их переживание), сублимация («возвышение«, нахождение приемлемых способов удовлетворения первичных потребностей).

7. Показал значение детских переживаний для всей последующей жизни. Взрослая жизнь может рассматриваться как изживание детских комплексов.

Ключевой категорией психоанализа является мотив, центральным феноменом – бессознательное. К основным проблемам, решаемым в русле психоанализа, относятся поиск движущих сил душевной жизни человека, смысловая и энергетическая характеристика психики, ее структурная организация. Он является практически ориентированным направлением психологии со своей терминологией и методами лечения. Наиболее известные психоаналитики это З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер, также те, кого впоследствии стали называть представителями психодинамического направления в психологии, или неофрейдистами: К. Хорни, Э. Фромм, Г.С. Салливан, Э. Эриксен.

Сторонники психодинамическиго подхода к психике в качестве ключевой категории использовали представления о природе тех внутренних конфликтов, которые лежат в основе способов жизни, а в крайних проявлениях приводят к неврозам.

Фрейд считал, что основной конфликт заключен между сексуальным влечением и ограничением сексуальности. Альфред Адлер – между стремлением к доминированию и чувством неполноценности. Карен Хорни видела противоречие между базовой тревогой, которая рождается одновременно с появлением человека на свет, и стремлением избавиться от этой тревоги. Эрик Фромм говорил о потребности в укоренении (быть с другими) и вступающей с ней в конфликт потребностью в индивидуализации, (быть самим собой). Эрик Эриксен считал, что на каждом этапе психосоциального развития человека, а их всего восемь, проявляется свой внутренний конфликт.

К. Г. Юнг (1875–1961), учение которого часто называют аналитической психологией, ввел понятие коллективного бессознательного, которое существует наряду с индивидуальным бессознательным и определяется памятью поколений. Оно включает большой круг явлений: от панического ужаса перед змеями (даже родившиеся в зоопарках обезьяны боятся змей, хотя никогда их не видели, также как и большинства людей) до существования устойчивых символов. Многие составляющие элементы коллективного бессознательного присутствуют в мифах и сказках (возможно, Дракон, Змей Горыныч и пр. – это визуализация подсознательных воспоминаний о динозаврах и ящерах, которых, скорее всего, застали далекие предки человека). Заслугой Юнга является разработка теории психологических типов, введение важных для практической психологии понятий интроверсии и экстраверсии.

Гештальтпсихология (от нем. гештальт – форма, структура, целостность). Как отрицание структурализма и на фоне неприятия бихевиористского подхода в начале ХХ века в Германии возникает течение под названием гештальтпсихологии. Ее кредо: целое не равно сумме составляющих частей. Особенностью как отдельных психических процессов, так и психики в целом является их интегративный характер. Начиналась гештальтпсихология с отрицания структуралистских представлений относительно восприятия: оно не есть совокупность отдельных ощущений. Воспринимаются не элементы, а отношения между ними – одну и ту же мелодию можно сыграть на разных инструментах. Ядром гештальттеории является представление о структурном подобии (изоморфизме) психических «гештальтов», с одной стороны, объектам внешнего мира, а, с другой, – нейроанатомической организации нервной системы. Ключевой категорией является целостный образ, гештальт, центральным феноменом – восприятие, наиболее распространенный метод исследования – лабораторный эксперимент, основной вклад в современную психологию – разработка принципа системности. Основные представители: М. Вертгеймер (1880–1943), В. Келер (1887–1967), К. Коффка (1886–1941), К. Левин (1890–1947), К. Гольдштейн (1875–1965).

Макс Вергеймер, основатель гештальтеории, занимался изучением мышления как процесса, результатом которого является решение. Он доказал, что для нахождения решения творческой задачи нужно включить проблему в другой целостный контекст, переформулировать.

Курт Коффка исследовал процессы целостного восприятия, ввел понятие фигуро-фоновых отношений, законы «хорошей формы» (прегнантности), согласно которым симметричные и близкорасположенные элементы воспринимаются как части единого образа; закон «центрации», по которому центральные элементы общего поля или фигуры воспринимаются как более яркие, отчетливые, и переоцениваются во всех отношениях.

Вольфганг Келер занимался изучением интеллектуальной деятельности. Его самая известная книга – «Интеллект животных», написанная на примерах исследований поведения шимпанзе. Интеллектуальная деятельность – это схватывание общей ситуации и затем определения в ней места для каждого отдельного явления, предмета или события. Ввел понятие «инсайта» – озарения, которое представляет собой переструктурирование ситуации. В одном из его опытов шимпанзе был обучен сбивать бананы палкой. Когда длины палки ему не хватило, то он сел в угол комнаты, отрешился от ситуации, затем подошел к ящику, который до этого использовал в других целях, встал на него и сбил банан. Келер считал, что обучение ведет к образованию новой структуры, следовательно, к иному восприятию и осознанию ситуации. Когда явление включается в новую ситуацию, оно приобретает другую функцию. Суть мышления – это осознание новых функций предметов в новых ситуациях, т.е. образование нового гештальта.

Курт Левин – автор теории «психологического поля«, по которой личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд. Воздействуя на человека, предметы вызывают определенные потребности, или напряжение, а человек стремится это напряжение снять, т.е. удовлетворить потребности. Потребности связаны между собой, т.е. возможен обмен энергиями. Он внес большой вклад в исследования групповых процессов, показал, что в группе быстрее происходят личностные изменения, тем самым заложил основу метода социально-психологического тренинга.

Генетическая психология в лице ее лидера Ж. Пиаже (1896–1980) продолжает линию изучения познавательных процессов – мышления, речи, интеллекта. В результате экспериментальных исследований Пиаже пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой результат постепенного процесса, состоящего из последовательных ступеней или стадий. Функционирование и содержание интеллекта определяется совместным воздействием факторов созревания нервной системы, опыта обращения с различными предметами и таких социальных факторов, как язык и воспитание. Все дети в одной и той же последовательности проходят разные стадии когнитивного развития. Это стадии сенсомоторного интеллекта (0–2 года), конкретных операций (7–12 лет), абстрактных операций (12–17 лет). При этом некоторые проходят через все стадии, тогда как у других в силу разных причин развитие может затормозиться на каком-то этапе.

В 60–80-ые годы наследницей гештальтпсихологии становится когнитивная психология, которая занимается изучением процессов познания – мышления, памяти, языка. Интерес к этим процессам во многом связан с развитием информационных технологий. Проводятся аналогии между познавательными процессами и работой ЭВМ, ставится проблема искусственного интеллекта. Сторонники этого подхода утверждают, что любая ассоциация между стимулом и реакцией создается сначала в мозгу, и пытаются разработать схемы реализации различных процессов – внимания, восприятия, памяти. Ставятся два основных вопроса: как личность влияет на процессы познания, и как способы познания влияют на формирование личности. В когнитивной психологии вновь поднимаются темы, которые разрабатывались в структурализме, но решаются они с помощью строгих экспериментов при соблюдении всех правил контроля. Работ в русле когнитивного направления выполнено очень много, но явного лидера в нем нет. Читателю могут быть знакомы имена Б.М. Величковского, Л.М. Веккера, У. Найссера, Дж. Бруннера.

Своим путем идет развитие отечественной психологии. Многие русские психологи обучались в немецких университетах, в частности у Вундта – В.М. Бехтерев, у К. Левина – Б.В. Зейгарник (1900–1988). Последователем и оппонентом Ж. Пиаже был Л.С. Выготский (1896–1934).

Психология очень активно развивалась в первые годы советской власти, прежде всего психотехника, связанная с трудовой деятельностью, и детская психология, решающая вопросы развития высших психических функций и формирования личности ребенка, но после постановления 1936 года «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», судьба психологов круто изменилась. В лучшем случае они сменили специальность.

Вновь как самостоятельная наука психология возникает в нашей стране только в конце 50-ых годов. И хотя многие научные открытия в мировой психологии были сделаны на основе достижений русской психологии, тем не менее, большая часть концепций оказывается заимствованной.

В русской и советской психологии можно выделить следующие направления.

Физиология ВНД (высшей нервной деятельности) – наиболее влиятельное и разработанное направление в отечественной психологии. Оно связано с именами И.М. Сеченова (1829–1905), И.П. Павлова (1859–1936), Бехтерева (1857–1927), А.А. Ухтомского (1875–1942), Б.М. Теплова (1896–1965), Н.А. Бернштейна (1896–1966), Анохина, В.Д. Небылицина (1930–1972) и многих других замечательных ученых.

Основоположником этого направления является русский физиолог И.М. Сеченов. Его первый психологический трактат «Рефлексы головного мозга» (1863) получил широкий резонанс в русском обществе. В нем Сеченов указывал на сходство строения психического и рефлекторного акта, но не на их тождество. Психологию он называл родной сестрой физиологии, а не ее придатком. К сожалению, не все современники правильно поняли сеченовские идеи. Известно, что прообразом Базарова, режущего лягушек, в романе «Отцы и дети« был выдуманный Тургеневым ученик Сеченова.

Сеченов преобразовал само понятие рефлекса и психики. В схеме классического рефлекса начальным звеном служит внешний механич

Наши рекомендации