Сущность и виды психологического консультирования

Каждый седьмой человек в трудной жизненной ситуации готов за советом в первую очередь обратиться к специалисту. В той или иной степени носителям профессиональных знаний доверяют 71,2 % людей. Время от времени в обществе появляются прорицатели и гадалки всяких мастей, рейтинг доверия к которым значительно ниже.

Форма обращения к специалисту называется «консультация» (от лат. слова «consultare», что означает «совещаться», «советоваться», «заботится»). И. М. Никольская определяет консультационный процесс как совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятия решений относительно профессиональной карьеры, брака, личностного развития, воспитания, управления, межличностных отношений, смыслов существования, трудностей в повседневной жизни на работе, в школе, семье, в общении, в собственном характере [4].

Выделяют целую отрасль психологической науки – консультативная психология. В системе ее знаний предполагается, что с помощью специально организованного психологом процесса общения у нуждающегося в помощи человека актуализируются дополнительные силы, индивидуальные и личностные ресурсы, которые позволят ему найти новые варианты решения проблемных ситуаций [1, 2, 4].

Консультативная психология сложилась на стыке психотерапии, дифференциальной психологии, психодиагностики и прикладной психологии. Тонкая грань отделяет психологическое консультирование от классической психотерапии. Консультирование отличает отказ от концепции болезни и большее внимание к ситуации и личностным ресурсам человека. В трудных ситуациях в состоянии человека проявляются признаки, близкие к неврозу, обратимому нервно-психическому расстройству. При неврозе пациенты жалуются на эмоциональные расстройства, нарушения телесных и вегетативных функций.

В основе невротического состояния и состояния в трудной жизненной ситуации «лежит переживание человеком внутреннего конфликта – столкновения особо значимых отношений личности с противоречащими им обстоятельствами или ожиданиями жизненной ситуации». Человек не всегда обнаруживает сам психологические средства в собственном опыте жизни и запасах психологических средств, чтобы разрешить такой конфликт. У него нарастает эмоционально-психическое напряжение и дискомфорт. В таком состоянии затруднено осознание и контроль ресурсов ситуации. Психологическая консультация создает условия, когда возможно посмотреть на свои проблемы со стороны, акцентировать стороны личности и взаимоотношений, которые явились источником трудностей, обсудить индивидуально-личностные резервы разрешения трудностей.

Консультирование – это процесс, в котором человек достигает более высокой стадии личной (личностной) компетентности. В консультировании не поощряются пассивность зависимость клиента. Напротив, создается ситуация, когда клиент чувствует себя принимаемым, услышанным, заслуживающим уважения и не оцениваемым. Это способствует развитию его доверия к самому себе и увеличивает способность принимать собственные решения. (Гулина М. А, 2001)

Консультирование и психотерапия разделяются следующим образом (Р. Нельсон-Джоунс, 2000):

- в отличие от психотерапии, в консультировании в качестве клиентов чаще участвуют не больные, а здоровые люди, имеющие какие-либо проблемы.

- психологи-консультанты чаще используют информирование, объяснения, советы, тогда как психотерапевтам больше приходится слушать.

- консультанты делают основной акцент на личностных ресурсах, а психотерапевты – на личностных изменениях.

- консультирование – занятие менее элитное, чем психотерапия. Овладеть навыками консультирования могут психологи, врачи, социальные работники, социальные педагоги, медицинские сестры, а также специалисты из других областей человеческих взаимоотношений (хотя у каждого из них будет свой предмет консультирования).

Общим в консультировании и психотерапии является оказание психологической помощи, но в первом случае – здоровым, во втором – больным. Область между этими полюсами (пограничные нервно-психические расстройства) – это область и консультирования, и психотерапии. При этом нередко консультирование является начальной стадией процесса психотерапии.

В консультировании применяются знания дифференциальной психологии, которая изучает психологические различия между индивидами, группами людей, а также причины и следствия этих различий. Для изучения индивидуальных различий дифференциальная психология использует методы психодиагностики (организационные и интерпретационные методы, а также тесты, опросники, проективные методики, психометрические методы и методы статистического анализа).

Психодиагностика – это научный и практический раздел психологии, дающий знания о методах распознавания психологических качеств высокоорганизованных объектов. Термин «психодиагностика» состоит из трех греческих слов и приставки «dia», и первое – это «психэ», душа. Во втором слове корень «диагноз», от слова diagnosis, означает «определение существа и особенностей болезни на основе всестороннего исследования больного». Слово «диагностика», от diagnostikos, - «способный распознавать, процесс постановки диагноза». Приставка «dia» несет значение завершенности, а третье слово – «gnosis», «познание, наука», часть сложного слова, соответствующего слову «знание». Таким образом, термин «психодиагностика в целом можно определить как завершенное познание психологической сущности какой-либо формы.

В консультировании осуществляются следующие функции (Кочюнас Р., 1999):

помощь человеку в выборе действия;

обучение новому поведению;

сопровождение развития личности;

развитие ответственности и независимости обратившегося за консультацией человека;

создание условий для актуализации волевого поведения;

взаимодействие между клиентом и консультантом.

Психологическая консультация всегда направлена на самосознание личности: на осознание своих индивидуальных особенностей, желаний, целей, потенциальных возможностей, чувств, мыслей и действий. Это способствует углублению и интеграции различных аспектов индивидуального "Я", расширяет границы мотивационного, эмоционального и интеллектуального компонентов личности. Осознание себя можно одновременно рассматривать как предпосылку и результат роста личности – формирования ее ценностей, жизненных планов и способов их реализации в виде индивидуальных моделей поведения. Благодаря развитию самосознания появляется возможность более полно использовать ресурсы личности [Гулина М.А., 2001].

Консультант – специалист в области психологии, дающий советы, заключения по вопросам своей специальности. Он может быть приглашен для более или менее систематического курирования клиента и помощи ему в решении внутренних проблем.

Консультирование занимает важное место в социальной работе. Так, Колшед, автор руководства по практике социальной работы, изданного Британской Ассоциацией Социальных Работников в качестве учебника, в главе, посвященной консультированию, приводит перечень семи качеств эффективного консультанта:

1. Эмпатия, или понимание – усилие увидеть мир глазами другого человека.

2. Уважение – отношение к другому человеку, подразумевающее веру в его способности справиться с проблемой.

3. Конкретность, или способность быть определенным и точным – способ коммуникации с другим человеком, при котором у него возникает большая ясность в отношении своих высказываний.

4. Знание и принятие себя, а также готовность помочь в этом другим.

5. Подлинность – умение быть настоящим во взаимоотношениях.

6. Конгруэнтность – совпадение того, что говорится, с тем, что сообщается языком тела.

7. Непосредственность (способность делать что-то немедленно, без оговорок, посредников и откладывания) – работа с тем опытом, который имеет место в процессе консультирования в настоящий момент, как с примером того, что имеет место и в повседневной жизни клиента.

Все больше специалистов, занимающихся теорией психотерапии и консультирования, склоняются к мнению, что качество межличностных отношений между клиентом и психотерапевтом или консультантом является более важным фактором, чем философия, метод или техника, которые исповедует и использует помощник (консультант или психотерапевт). Это было продемонстрировано как применительно к консультированию, так и для психотерапии и обучения.

Однако, непрофессиональное консультирование может быть эффективным в отдельных случаях. Непрофессиональное слушание часто представляет собой один из следующих типов:

«Ты думаешь, у тебя проблема? Вот, например,....»;

«Я понимаю, потому что у меня был такой опыт...»;

«Послушай, что нужно сделать...»;

«Я беру издержки на себя и сделаю это для тебя...»

Лишь последний вариант возможен в рамках профессиональной помощи, например, социального работника в начале его работы с клиентом, если это действительно необходимо и неизбежно.

Все богатство и разнообразие запросов клиентов может быть сведено к четырем основным стратегиям их отношения к ситуации. Они могут хотеть: изменить ситуацию; изменить себя так, чтобы адаптироваться к ситуации; выйти из ситуации; найти новые способы жить в этой ситуации.

Иногда запросы клиента требуют отдельного консультационного времени, и могут решаться в групповом тренинге. Оказывать воздействие на клиента в процессе беседы позволяют также применение специальных заданий, упражнений, тестов, которые раскрывают актуальные и потенциальные возможности клиента [Абрамова Г.С., 1995, 2001].

Процесс психологического консультирования можно условно
разделить на 5 стадий: 1. установление контакта. 2. сбор информации о контексте и осознание желаемого результата. 3. формулирование и проверка гипотез. 4. коррекционное воздействие. 5. завершение беседы.

В одних случаях эти стадии могут быть пройдены за одну беседу длительностью 1 – 1,5 часа. В других – процесс консультирования может потребовать нескольких встреч (до 4 – 15). Длительность определяется сложностью проблемы и индивидуально-психологическими особенностями клиентов. Во время первой встречи консультант решает, будет ли он впредь консультировать клиента. Наиболее частыми причинами отказа от дальнейшего консультирования являются следующие:

• Консультант не компетентен решать проблему.

• Различия личностей клиента и консультанта настолько велики, что препятствуют контакту.

• Клиент – друг или родственник консультанта, поэтому велика вероятность возникновения двойственных отношений.

• Клиент отказывается обсуждать свои проблемы с консультантом.

• Консультативный контакт неэффективен и мала вероятность его изменения в продуктивном отношении.

Виды консультирования зависят от уровня вмешательства консультанта в жизнь клиента или группы. Кораблина Е. П. выделяет в практической психологии выделяют следующие уровни и виды консультирования:

1. Индивидуальное развитие и изменение, когда объектом изменения выступает отдельный человек, с целью оптимизации его существования в различных сферах жизнедеятельности: профессиональной, коммуникативной, личной и обыденной. На этом уровне проводится индивидуальная консультация с психодиагностикой и коррекцией.

2. Оптимизация межличностных отношений также в различных сферах жизнедеятельности: здесь может проводиться групповая консультация с элементами тренинга.

3. Организационное развитие предполагает совершенствование организационных структур и управления. На этом уровне осуществляется сложное управленческое консультирование.

Схема деятельности консультанта: выявление проблемы – диагноз – анализ фактов – план вмешательства – вмешательство в виде консультирования – оценка результатов совместной деятельности консультанта и клиента. В процессе консультирования возможно проявление психологических защит и сопротивления. Психологическая защита – система стабилизации личности, проявляющаяся в устранении или сведении к минимуму отрицательных эмоций, чувства тревоги, возникающих при рассогласовании внутренних составляющих структуры личности «Оно», «Я» и «Сверх Я».

В процессе внутриличностной работы может возникнуть так называемое сопротивление, представляющим собой компромисс между силами, которые стремятся к нахождению нового решения и силами, которые противодействуют этому. Сопротивление может быть осознанным либо, что случается чаще, неосознанным. Проявления сопротивления многообразны – это эмоции, отношения, идеи, побуждения, фантазии или действия, т. е. практически каждая психическая функция возможна в качестве сопротивления. Сопротивление зачастую подобно бессознательному нежеланию что-то делать, это проявление определенной защиты от стресса (как неопределенной угрозы) при помощи ухода от нерешенных проблем.

В определенных ситуациях реакции сопротивления являются адекватными, и нет необходимости навсегда и полностью избавляться от них. Однако преувеличение опасности может привести человека к предохраняющим (защитным) действиям слишком часто, и это ограничит процесс его свободного развития. Дж. Буженталь считает, что с помощью сопротивления человек поддерживает идентичность самому себе в этом изменяющемся мире, защищая некий конструкт «Я и внешний мир».

Существуют основные направления психологического консультирования, или «техники» - гештальт-терапия, клиент-центрированный подход, экзистенциально-аналитический подход, позитивный подход, телесно-ориентированный подход и т. д.

Главные идеи гештальт-подхода в терапии сформулированы Фредериком Перлзом, на формирование взглядов которого оказали влияние гештальт-психология, дзен-буддизм, экзистенциальная философия, а также идеи Вильгельма Райха. Согласно гештальт-терапии организм рассматривается как единое целое, объединяющее ментальное и физическое начала. Любой аспект поведения может быть рассмотрен как проявление целостного бытия человека. Человек – часть более широкого поля: организм + среда. У личности граница со средой подвижна: возникновение определенной потребности требует «контакта» со средой и формирует гештальт, удовлетворение же ее приводит к завершению гештальта и «отходу» от среды.

У личности, которая попадает в затруднительные ситуации, процессы контакта и отхода искажены. Чтобы осознавать свои потребности, человеку необходимо ощущать себя в настоящем – «здесь и теперь». Поэтому в гештальт-терапии все внимание фокусируется на переживаниях в настоящем, на осознании своих доминирующих потребностей. Ф. Перлз рассматривал личностный рост как процесс расширения зон самоосознавания, что само по себе может быть целительным. Непрерывное сознавание помогает саморегуляции и выражает мудрость организма, координирующего равновесие между внутренним миром и средой.

Ф. Перлз выделял три зоны сознавания: внутренняя зона – это события и процессы, происходящие в нашем теле; внешняя зона – отражает внешние события, которые поступают в наше сознание в виде сенсорных сигналов. Как внутренняя, так и внешняя зоны почти не оцениваются и не интерпретируются; средняя зона – это зона фантазий, мыслей, верований, отношении.

Целью гештальт-терапии является пробуждение потенциально существующих в человеке естественных процессов, способствующих его личностному росту, достижению целостности и зрелости. Задачей консультанта в этой связи является помощь клиенту в осознании собственного опыта и в выражении неотреагированных чувств в рамках принципа «здесь и теперь». Согласно Перлзу, сопротивление психотерапевтическому процессу проявляется в избегании человеком осознавания собственного поведения. Вслед за Вильгельмом Райхом он считал, что психологическое сопротивление имеет физическое выражение в невербальном поведении и языке тела. Психотерапевт, наблюдая за тем, как человек выражает и удовлетворяет свои потребности, должен помочь ему осознать их и увидеть, как он себя останавливает, а затем предложить человеку пойти на риск, чтобы пережить заблокированные чувства. Таким образом, вопрос «как?» является более важным, чем вопрос «почему?». Сопротивление в гештальт-терапии не разрушают попыткой его интерпретировать, а следуют за ним, экспериментируя, создавая ситуации, при которых клиент начинает делать необходимую ему, интересную для него работу.

Основные положения клиент-центрированного подхода в психотерапии сформулированы известным американским психологом Карлом Роджерсом, который считал, что направляющей и главной силой в психотерапевтическом или консультативном процессе должен быть не терапевт, а сам клиент. При этом он исходил из уверенности в том, что личность есть постоянно развивающийся гештальт, а это развитие происходит на основе познания собственного внутреннего мира.

Интеллектуальными предшественниками К. Роджерса были экзистенциальные философы Серен Кьеркегор, Мартин Бубер, восточные проповедники идей дзен-буддизма и Лао Цзы.

Назовем основные понятия клиент-центрированного подхода. Поле опыта – это та часть опыта, с помощью которой люди «очерчивают» себя; то, что потенциально доступно сознанию, это воспринимаемая часть внутреннего мира – используемые слова, символы, отражающие реальность. Поле опыта есть «карта» территории, которой является реальность. Таким образом, огромное значение имеет то, что осознается, поскольку человек воспринимает внешнюю реальность через свой внутренний мир, через свое поле опыта, которое может ограничивать его восприятие и понимание реальности (внешнего мира). Гештальт-паттерн, или конфигурация – специфическая организация частей, составляющих единое целое.

Самость – находится в поле опыта и представляет собой взгляд на себя, основанный на прошлом и настоящем опыте, а также представлениях о будущем. Самость не есть неизменная сущность, тем не менее в каждый данный момент она устойчива подобно «стоп-кадру», фиксирующему фрагмент опыта.

Идеальная самость – представление о себе как об идеале, наибольшей ценности. Степень различия идеальной и реальной самости определяет степень дискомфорта личности и препятствует ее росту. Согласно К. Роджерсу, принятие себя таким, каким являешься в действительности, есть признак душевного здоровья. Если идеальная самость выражает обостренное самолюбие и повышенную амбициозность, она может стать причиной невротического срыва, если же она лишь в некоторой степени отличается от реальной самости, то она может выступить двигателем развития личности.

Конгруэнтность – соответствие между опытом и сознаванием, когда человек выражает то, что он действительно чувствует (маленькие дети, например, конгруэнтны, так как их эмоции соответствуют потребностям). Дзен-буддийская формула гласит: «Когда я голоден, я ем; когда я устал, я сижу; когда я хочу спать, я сплю». Следование ей позволяет полностью завершить ситуацию и не перетаскивать неотреагированный эмоциональный багаж предыдущего опыта в каждую новую ситуацию. Когда человек не способен увидеть амбивалентность своих чувств и справиться с ней, он неконгруэнтен, и тревожность его растет.

В этом направлении работают также с «условными ценностями» – это своеобразные фильтры, порождающие не конгруэнтность, т. е. разрыв между самостью и представлением о самости, отрицание некоторых сторон себя. Создается замкнутый круг: каждый опыт не конгруэнтности между самостью и реальностью ведет к повышению уязвимости, усилению внутренних защит, отрезающих опыт и создающих новые поводы для не конгруэнтности. Когда эти защиты не срабатывают, возникает тревожность. Клиент-центрированное консультирорвание направлено на разрушение «условных ценностей», на их пересмотр и отказ от них.

Экзистенциальный подход в консультировании основывается на принципах гуманистической психотерапии, признающей свободу и ответственность личности, первостепенное значение ее субъективного опыта переживаний, а также реальности человеческой жизни. Кроме того, экзистенциальный подход связан с психоанализом, поскольку в нем анализируются уровень осознания проблемы клиентом, уровни межличностного взаимодействия и коммуникаций между клиентом и психотерапевтом, а также степень совпадения темы беседы, чувств, рамок разговора и локуса, в котором он осуществляется; также используется идея «археологии» жизни.

Экзистенциальное консультирование направлено на развитие способности человека в каждый момент своей жизни быть собой. Личность обладает уникальным существованием, в то же время человек является частью мира, и в этом выражается идея связи всех людей, живущих в этом мире. Феноменология существования заключается в том, что нам следует его описывать, а не судить. Основное ее понятие заключается в том, что субъективность в человеке есть опыт его живого бытия. Основная задача данной терапии – помочь человеку отвечать на фундаментальные вопросы жизни. Чем глубже решаемая проблема, тем более глубоко. Д. Буженталь, как теоретик экзистенциального подхода, выдвигает следующие посылки:

1. Человек есть целое, не сводимое к сумме его частей.

2. Человек как человек существует в контексте собственных человеческих проблем.

3. Человек способен к осознанию и способен действовать рационально.

4. Человек всегда имеет выбор.

5. Поведение человека, прежде всего интенционально, т. е. имеет причину, всегда преднамеренно, человек может принимать осознанные решения.

Основные функции экзистенциального психотерапевта заключаются в том, чтобы содействовать клиенту в его погружении и помогать ему в более полном описании своего интереса в решении проблемы;

поддерживать убежденность клиента в том, что он способен что-то сделать для себя;

помогать клиенту обнаружить в себе силы, разрушающие его и его жизнь, обнаружить консервативные структуры, которые он сам построил и, следовательно, может изменить;

быть сочувствующим и заботливым, особенно в моменты тяжелых, глубоких переживаний клиента, важнее человеческие качества психотерапевта, чем его интеллектуальный блеск;

надеяться и быть уверенным в том, что клиент поможет себе сам.

Последнее время в связи с бурными социально экономическими и культурными изменениями актуализируются такие виды специального консультирования: профориентационное, школьное, управленческое, семейное, политическое.

В профориентационном направлении Пряжников Н. С. выделяет несколько типов профессиональных консультаций в зависимости от образовательного уровня, возраста, этапа жизненной карьеры и т. д. Профконсультации ранняя детская информационного характера; школьная - направленная на формирование готовности к профессиональному самоопределению. Консультирование людей, потерявших, меняющих работу (в том числе в связи с ограничением трудоспособности). Во всех этих случаях может возникать необходимость психодиагностики особенностей и способностей человека, подробного сбора данных о его предыдущей истории жизни.

Школьная консультация – это самостоятельное, отдельное направление специально подготовленного психолога. Цель – наблюдение за ходом психологического развития учащегося в школе соответствии с его возрастными периодами. Такие консультации могут носить диагностический, стимулирующий, рекомендательный характер, служить средством повышения психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей (Овчарова В. В., 1993).

Управленческое консультирование связано с принятием решения о привлечении к диагностике проблем, разработке стратегий и других задач организации, профессионалов, компетентных в том роде проблемы, которая возникла.

Политическое консультирование это деятельность специалиста, владеющего экспертными знаниями, направленная на:

- эмоциональную поддержку политической персоны или его команды в трудных для решения ситуациях;

- обеспечение познавательных потребностей клиента в информации о закономерностях эффективного взаимодействия с окружающим миром;

- помощь в понимании ситуации и анализе существующих подходов к ней;

- выполнение функций доверенного лица;

- разработку способов и средств снижения социально-психологического напряжения вокруг и внутри окружения политика;

- анализ и коррекция идей, исходящих от самой политической персоны или значимых лиц его окружения;

- разработка стратегии повседневной тактики и стратегии персоны на довыборных и предвыборных стадиях;

- разработка имиджа персоны и его осуществление;

- набор команды политика.

Семейное консультирование ставит своей целью, изучив проблему, содействовать поиску решений по благоприятному ролевому взаимодействию членов семьи и личностному росту каждого из них.

Глава 4. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Нам хотелось бы обратить ваше внимание на такую важную для менеджмента область практической психологии, как управ­ленческое консультирование. В этом процессе менеджер высту­пает как заказчик, клиент, пользователь, поэтому некоторые осо­бенности практического консультирования ему полезно знать.

В деловом мире обращение к консультанту довольно частое явление. Существуют и успешно развиваются крупные, сред­ние, малые консультационные фирмы и множество независи­мых индивидуальных консультантов. Понятно привлечение спе­циалиста высокой квалификации для решения какого-то част­ного, особенно технического вопроса. Однако не это является спецификой и главным в консультировании как сфере деятель­ности. Наиболее важны помощь организации в определении це­лесообразности, момента проведения, содержания и формы из­менений, необходимых для ее развития и эффективности, а так­же сопровождение организации на пути этих изменений.

В чем преимущества консультанта: он имеет особые знания и навыки. (Заметим, что сама по себе работа в разных фирмах за короткий срок уже относится к «особым знаниям и навыкам; специализация на изменениях в фирмах и организациях – тоже особое знание.) Кроме того, консультант свободен от «текучки» и может сосредоточиться на решении каких-то важных узких проблем, которыми в организации некому и некогда заняться. Далее, консультант достаточно независим в этой организации, он свежим взглядом может увидеть то, к чему другие слепы.

Одна из многочисленных ролей консультанта – «резонатор» при проработке важных управленческих решений. Иногда ру­ководству важно обосновать уже принятое и работающее или подготовленное решение и подкрепить его мнением консультанта как специалиста «со стороны». Удобно и эффективно ис­пользовать консультанта для обучения административных ра­ботников, особенно для тактичного индивидуального обучения персонала высшего управленческого уровня. Подчеркнем еще раз, что в отличие от эффективных управляющих и специали­стов организаций, которые обычно достаточно редко меняют место работы, консультант по роду своей деятельности сталки­вается с большим количеством фирм. Он не подменя­ет управляющих организаций, а помогает им произвести необ­ходимые изменения. Консультирование эффективно, когда кли­ент готов активно работать над проблемой вместе с консуль­тантом.

Каковы самые общие задачи консультанта? Помочь клиенту осознать и сформулировать истинную проблему, симптомы ко­торой заставили его обратиться к консультанту, совместно вы­работать альтернативные методы ее решения , чтобы клиент мог сам или с минимальной помощью консультанта выбрать путь предстоящих изменений. Помочь клиенту (если он этого захочет) разработать стратегию и тактику, а также осуществить изменения на тех фазах, на которых клиент считает помощь не­обходимой. Лейтмотив здесь – помочь клиенту расширить его собственные возможности, усилить независимость и уверенность в себе. Есть два основных вида консультирования: по ресурсам – решение «технических» проблем без обращения к организаци­онному и человеческому факторам; по процессу – здесь на пер­вом плане организационные процессы, человеческие отноше­ния и управление ими. Консультирование по процессу является наиболее сложным. Его мы и будем рассматривать.

Консультанты делятся на универсалов (общая стратегия, так­тика, управление процессом в целом, хотя и с акцентом на один из аспектов) и специалистов по отдельным проблемам. Наибо­лее эффективен консультант, сочетающий эти качества, или все же универсал, так как в его руках специфика консультирования – «изменения в организациях». Консультирование имеет свои формальные фазы: подготовка, диагноз, планирование дейст­вий, внедрение, завершение.

Подготовка – это первые контакты, обсуждение желаний клиента и возможностей помочь ему, определение ролей клиен­та и консультанта, предварительный план задания, переговоры и соглашение об условиях сотрудничества. В этой фазе особен­но важно уяснить суть проблемы и установление начальных взаимоотношений клиент – консультант. Клиент зачастую впер­вые сталкивается с новыми ощущениями, начинает чувствовать (!), что его привычное видение трудностей в организации не­верно. Что это лишь его субъективное, личностное восприятие отдельных проявлений, симптомов, «фасада» проблемы, что она - глубже, а иногда вообще лежит в другой плоскости. Что он не видел этого из-за определенных стереотипов мышления, недос­татка знаний и отсутствия желания остановиться и задуматься. Он испытывает болезненное разочарование в себе, но в то же время ощущает появление нового состояния: большей свободы и раскованности. Причем эти чувства достаточно сильны и воз­никают на коротких отрезках времени. На этом специфическом фоне развиваются очень важные для процесса консультирова­ния взаимоотношения клиент – консультант. Происходит при­кидка и принятие ролей: например, начальник - подчинен­ный, хозяин - исполнитель, учитель – студент, соратники, со­юзники, соревнующиеся партнеры. Определяются демонстри­руемые и скрытые реальные роли, формируются основы дове­рия и устанавливаются его пределы – в конечном счете закла­дывается фундамент серьезного психологического контакта.

Клиенту нужно понять, что независимость консультанта – в его интересах, так как только в этом случае отдача от работы послед­него будет максимальной. Консультант должен иметь финансо­вую, административную, политическую и эмоциональную неза­висимость. Консультанта надо хорошо авансировать, хорошо и вовремя ему платить. Полезно осознать, что консультант рабо­тает в организации не только на осознаваемом, но и на бессоз­нательном уровне, поэтому всегда трудно оценить, что происхо­дит.. Вклад в консультанта - это вклад в организацию и в себя. Другое дело, что клиент должен найти «своего» консультанта – это его забота. Доверие и оцен­ка клиентом консультанта проявляются прежде всего в вопро­сах оплаты. Часто это оценка своего страха довериться другому, и если соглашение состоялось, консультант принимает на себя опасения клиента. Не меньшее значение имеет форма соглаше­ния, о чем немного позже.

Административная независимость выражается в том, что кон­сультант не подчинен административным решениям клиента. Он не должен даже чувствовать такой возможности. Когда кон­сультант является сотрудником организации, возникает серьез­ная опасность искажения состояния дел.

Политическая независимость означает, что клиент не может вли­ять на консультанта, используя политическую власть и связи.

Наконец, эмоциональная независимость заключается в праве кон­сультанта на эмоциональное дистанцирование от клиента, несмотря на чувства, возникающие в процессе консультирования.

В подготовительный период клиенту приходится еще раз осоз­нать, что организация – это прежде всего человеческая систе­ма, и если об этом забыть, то любое техническое усовершенст­вование может дать результаты, обратные ожидаемым.

Формы соглашения на консультирование могут быть различ­ными: устный договор (чрезвычайно распространенная у нас фор­ма); письмо-договор – обмен письмами с условиями; письмен­ный контракт. Очень важна гибкость этих форм, вот почему так распространен устный договор: что делать и сколько платить, за какой срок и когда. Но самым важным является психологиче­ский контакт: консультант и клиент обязуются сотрудничать, доверяя друг другу и уважая друг друга.

В целом, в подготовительной фазе осуществляются: первый контакт с клиентом, предварительный диагноз проблемы, пла­нирование задания, предложения клиенту относительно зада­ния, соглашение на консультирование.

В фазе диагностики происходят обнаружение, анализ и син­тез фактов, детальное изучение проблемы; прорабатывается со­отношение технологической, организационной, психологической и других сторон проблемы; определяются ее основания, фун­дамент. Как и на других стадиях, особенно важно взаимодействие и сотрудничество клиента и консультанта. Клиент должен по­чувствовать проблему созвучно пониманию консультанта. Это важно, потому что передавать свое видение проблемы персона­лу организации клиент будет не только распоряжениями, но и через живой контакт, в котором велика роль невербальной пе­редачи своих установок, уверенности и сомнений.

На стадии планирования действий принимаются решения о том, какие изме­нения нужны. Альтернативные варианты оцениваются и пере­даются клиенту для выбора,.затем планируется осуществле­ние решений.

Далее следует стадия внедрения. Здесь существен­ны помощь в осуществлении и корректировке предложений, а также необходимое обучение. На завершающей стадии важна оценка произведенных действий. Возможен конечный отчет, затем расчет по обязательствам. Строятся планы на будущее. Уход кон­сультанта – это особое событие, связанное с определенными эмоциями. Клиент и консультант со своими сотрудниками со­вместно прожили трудный период, где каждый значительно рас­крылся по-человечески.

Остановимся на центральном явлении для консультирования: изменениях в организации.

Мы живем во время стремительных перемен во всем мире, не говоря уже о нашей стране. Организа­ции должны приспосабливаться к внешней среде, чтобы выжить. И первая проблема – это осознать в границах организации, что для нее значит внешняя среда. Иногда это поле поразительных открытий для управляющего: он вдруг чувствует важность для жизни организации событий, с которыми ежедневно сталки­вается, но не придавал им значения. Вообще, изменения есть всегда, одни – позитивные, другие – негативные. Важно. составить свое представление о них .Например, время старит лю­дей и оборудование. Это ~ неизбежные, незапланированные, эволюционные изменения; можно планировать мероприятия по сглаживанию их последствий.

Другие изменения возникают в силу необходимости реагировать на внезапные действия конку­рентов, забастовки и т. п. - это приспособительные измене­ния. Но когда руководство смотрит вперед, то оно планирует активные изменения. И здесь важно определить, какие измене­ния произойдут, если ничего не менять? Что необходимо изме­нить? Что и в каком объеме можно изменить? Как воспримут это люди? Что они способны поддержать, а чему обязательно будут сопротивляться? Очень важны этапы и темп изменений, которые люди воспримут оптимально.

Есть два принципиально разных типа изменений: навязан­ные и изменения с участием. Навязанные изменения директивны -воля руководства. Они эффективны в неотложных ситуациях, ко­гда нет времени на «раскачку». Реакция на эти изменения зави­сит от уровня обшей культуры в организации. Особенно суще­ственно, кто лидер, доверяют ли ему люди, верят ли его умению и намерениям . Руководитель не должен из­бегать объяснения своих целей и методов. Изменения с участием проводятся так, чтобы люди почувствовали их как выработан­ные ими самими, внутренне разделили их с авторами. Эти изме­нения имеют свою особенную те<

Наши рекомендации