Большинство семей, в которых появляется ребенок-инвалид (выберите 1 правильный ответ)

а) не в состоянии сами справиться с проблемами, связанными с его появлением

б) имеют возрастающую конфликтность, тревожность, эмоционально неоднозначно окрашенные семейные отношения

в) проявляют отчужденность, а члены семьи переживают чувство одиночества

г) могут сами справиться с проблемами воспитания ребенка-инвалида

49. Проблеме комплексного подхода к вопросу о социально-психологической адаптации семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, посвящены исследования (отметьте лишнее):

а) Т.А. Добровольской

б) И.Ю. Левченко

в) В.В. Ткаченко

г) Е.Г. Бабич и В.А. Тактарова

д) К.Г. Юнга

е) В.Н. Мясищева

50. А. Торнбал выделяет следующие периоды, связанные со стрессом на стадиях и переходах жизненного цикла семей, имеющих детей-инвалидов (отметьте лишнее):

а) рождение ребенка: получение точного диагноза, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи

б) школьный возраст: становление личностной точки зрения на форму обучения ребенка (инклюзивное или специализированное обучение), решение вопросов, связанных с поступлением ребенка в школу, внешкольной деятельностью ребенка, переживание реакций сверстников

в) подростковый возраст: привыкание к хронической природе заболевания ребенка, возникновение проблем, связанных с сексуальностью, изоляцией от сверстников, планированием общей занятости ребенка

г) период «выпуска»: признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей для социализации семьи

д) помещение ребенка в интернат, где ему оказывается специализированная помощь

е) постродительский период: перестройка взаимоотношений между супругами (если ребенок начал самостоятельную жизнь) и взаимодействие со специалистами по месту проживания ребенка.

51. Основные проблемы социальной адаптации семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья (исключите лишнее):

а) в обществе недостаточно сформировано отношение к инвалиду как к гражданину, все еще преобладает медицинская модель инвалидности, в отличие от социальной модели

б) отсутствует система ранней профилактической и информационной помощи родителям

в) как правило, врачи предоставляют скудную и предвзятую информацию о «бесперспективности» ребенка с патологией и не сообщают, какие достижения может иметь этот ребенок при заботливом воспитании дома

г) среди семей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, самый большой процент составляют неполные материнские семьи, поэтому к проблемам данной категории семей прибавляются проблемы неполной семьи

д) материальное обеспечение

е) родительские ассоциации, неправительственные организации подключаются к этой проблеме поздно, когда в семье уже нарушена психологическая стабильность

52. В настоящее время в России существенно усилилось внимание к детям-инвалидам (отметьте лишнее):

а) законодательство обеспечивает детям-инвалидам равные условия для эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха

б) активизируются общественные движения, которые на сегодняшний день являются одним из сильнейших механизмов стимулирования рассмотрения проблем инвалидности – как детской, так и взрослой

в) активизируется работа Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества глухих, Всероссийского общества слепых и др.

г) создано несколько видов общественных организаций и ассоциаций, занимающихся проблемами инвалидов (взрослых и детей), которые в том или ином виде разрабатывают и внедряют программы, направленные на социальную адаптацию семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья

д) за семьями с детьми-инвалидами закрепляется домработница

53. В контексте рассмотрения механизмов социальной адаптации семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, наиболее значимой представляется социально-экологическая модель, предложенная (отметьте правильный ответ):

а) У. Бронфенбреннером

б) Дж. Миллем

в) Г. Спенсером

г) О. Контом

54. Подсистемы социально-экологической модели включают в себя (исключите лишнее):

а) микросистему

б) мезосистему

в) экзосистему

г) макросистему

д) ноосферу

55. С точки зрения Д. Митчелла, микросистема представляет собой набор паттернов поведения, ролей и межличностных взаимоотношений, существующих в семье. В ней можно выделить следующие компоненты (отметьте лишнее):

а) «мать – отец»

б) «мать – особый ребенок»

в) «мать – здоровый ребенок»

г) «отец – особый ребенок»

д) «отец – здоровый ребенок»,

е) «особый ребенок – здоровый ребенок»

ж) «семья с проблемным ребенком – соседи»

56. Алгоритм психолого-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (исключите лишнее):

а) исследование семьи: изучение особенностей функционирования семьи, выявление ее скрытых ресурсов, сбор информации о ее социальном окружении, изучение потребностей родителей и ребенка

б) установление контакта, работа на преодоление реакций психологических защит, мотивирование на сотрудничество

в) оценка путей оказания психолого-педагогической помощи

г) выбор направлений работы в зависимости от результатов диагностики

д) работа специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опереться на свои собственные ресурсы

е) анализ эффективности достигнутых результатов

ж) включение ребенка в систему социального страхования

57. Виды психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (исключите лишнее):

а) фандрайзинг

б) информирование

в) индивидуальное консультирование

г) семейное консультирование и семейная психотерапия

д) индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери

е) групповая работа (родительские и детско-родительские группы)

58. Школа для родителей, имеющих проблемных детей, - это (отметьте лишнее):

а) условие благоприятного варианта динамики семьи с проблемным ребенком

б) оптимальный вариант социально-психологической помощи семье

в) испытание, которое должны пройти родители проблемного ребенка

г) система, в которой может оказываться психологическая помощь родителям проблемного ребенка

59. Зарубежные и отечественные развивающие программы абилитации детей с отклонениями в развитии адаптированы (отметьте правильный ответ):

а) для применения в детских образовательных учреждения

б) в системе социальной защиты населения

в) для применения в домашних условиях

60. Работа с семьями, имеющими детей с комплексными проблемами (отметьте лишнее):

а) требует командной работы специалистов

б) имеет собственную нормативно-правовую основу

в) организуется по запросу родителей проблемного ребенка

г) существует только за рубежом

Бланк ответов

№ вопроса Правильный ответ № вопроса Правильный ответ
1. б 31. г
2. в 32. ж
3. в 33. а
4. е 34. д
5. д 35. а
6. д 36. г
7. г 37. е
8. а, г 38. б, в, г, а, д
9. д 39. вокруг различных проблем семьи
10. з 40. г
11. д,е 41. д, е
12. б, г, в, д, а 42. а
13. б 43. е
14. е,ж 44. а
15. б 45. д
16. в 46. г
17. а 47. б
18. е 48. а
19. а 49. д, е
20. и 50. д
21. д 51. д
22. г 52. д
23. г 53. а
24. а 54. д
25. в 55. ж
26. б 56. ж
27. з 57. а
28. л 58. в
29. д 59. в
30. д 60. г

Обработка данных

В бланке ответов обводятся кружком варианты ответов, совпавшие с ключом (правильными ответами).

Каждый правильный полный ответ на вопрос – это 1 балл.

Подсчитывается сумма набранных баллов.

Минимальная сумма баллов равна 0.

Максимальная сумма баллов равна 60.

Интерпретация результатов

Уровни освоения теоретического и практического материала:

0-29 баллов – низкий уровень освоения материала,

30-34 балла – ниже среднего уровень освоения материала,

35-44 балла – средний уровень освоения материала,

45-54 балла – выше среднего уровень освоения материала,

55-60 баллов – высокий уровень освоения материала.

Перевод баллов теста в оценочные баллы:

Баллы тестирования Оценочные баллы
0-29 0-4
30-34 5-6
35-44 7-8
55-60 9-10

Наши рекомендации