Большинство семей, в которых появляется ребенок-инвалид (выберите 1 правильный ответ)
а) не в состоянии сами справиться с проблемами, связанными с его появлением
б) имеют возрастающую конфликтность, тревожность, эмоционально неоднозначно окрашенные семейные отношения
в) проявляют отчужденность, а члены семьи переживают чувство одиночества
г) могут сами справиться с проблемами воспитания ребенка-инвалида
49. Проблеме комплексного подхода к вопросу о социально-психологической адаптации семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, посвящены исследования (отметьте лишнее):
а) Т.А. Добровольской
б) И.Ю. Левченко
в) В.В. Ткаченко
г) Е.Г. Бабич и В.А. Тактарова
д) К.Г. Юнга
е) В.Н. Мясищева
50. А. Торнбал выделяет следующие периоды, связанные со стрессом на стадиях и переходах жизненного цикла семей, имеющих детей-инвалидов (отметьте лишнее):
а) рождение ребенка: получение точного диагноза, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи
б) школьный возраст: становление личностной точки зрения на форму обучения ребенка (инклюзивное или специализированное обучение), решение вопросов, связанных с поступлением ребенка в школу, внешкольной деятельностью ребенка, переживание реакций сверстников
в) подростковый возраст: привыкание к хронической природе заболевания ребенка, возникновение проблем, связанных с сексуальностью, изоляцией от сверстников, планированием общей занятости ребенка
г) период «выпуска»: признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей для социализации семьи
д) помещение ребенка в интернат, где ему оказывается специализированная помощь
е) постродительский период: перестройка взаимоотношений между супругами (если ребенок начал самостоятельную жизнь) и взаимодействие со специалистами по месту проживания ребенка.
51. Основные проблемы социальной адаптации семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья (исключите лишнее):
а) в обществе недостаточно сформировано отношение к инвалиду как к гражданину, все еще преобладает медицинская модель инвалидности, в отличие от социальной модели
б) отсутствует система ранней профилактической и информационной помощи родителям
в) как правило, врачи предоставляют скудную и предвзятую информацию о «бесперспективности» ребенка с патологией и не сообщают, какие достижения может иметь этот ребенок при заботливом воспитании дома
г) среди семей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, самый большой процент составляют неполные материнские семьи, поэтому к проблемам данной категории семей прибавляются проблемы неполной семьи
д) материальное обеспечение
е) родительские ассоциации, неправительственные организации подключаются к этой проблеме поздно, когда в семье уже нарушена психологическая стабильность
52. В настоящее время в России существенно усилилось внимание к детям-инвалидам (отметьте лишнее):
а) законодательство обеспечивает детям-инвалидам равные условия для эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха
б) активизируются общественные движения, которые на сегодняшний день являются одним из сильнейших механизмов стимулирования рассмотрения проблем инвалидности – как детской, так и взрослой
в) активизируется работа Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества глухих, Всероссийского общества слепых и др.
г) создано несколько видов общественных организаций и ассоциаций, занимающихся проблемами инвалидов (взрослых и детей), которые в том или ином виде разрабатывают и внедряют программы, направленные на социальную адаптацию семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья
д) за семьями с детьми-инвалидами закрепляется домработница
53. В контексте рассмотрения механизмов социальной адаптации семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, наиболее значимой представляется социально-экологическая модель, предложенная (отметьте правильный ответ):
а) У. Бронфенбреннером
б) Дж. Миллем
в) Г. Спенсером
г) О. Контом
54. Подсистемы социально-экологической модели включают в себя (исключите лишнее):
а) микросистему
б) мезосистему
в) экзосистему
г) макросистему
д) ноосферу
55. С точки зрения Д. Митчелла, микросистема представляет собой набор паттернов поведения, ролей и межличностных взаимоотношений, существующих в семье. В ней можно выделить следующие компоненты (отметьте лишнее):
а) «мать – отец»
б) «мать – особый ребенок»
в) «мать – здоровый ребенок»
г) «отец – особый ребенок»
д) «отец – здоровый ребенок»,
е) «особый ребенок – здоровый ребенок»
ж) «семья с проблемным ребенком – соседи»
56. Алгоритм психолого-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (исключите лишнее):
а) исследование семьи: изучение особенностей функционирования семьи, выявление ее скрытых ресурсов, сбор информации о ее социальном окружении, изучение потребностей родителей и ребенка
б) установление контакта, работа на преодоление реакций психологических защит, мотивирование на сотрудничество
в) оценка путей оказания психолого-педагогической помощи
г) выбор направлений работы в зависимости от результатов диагностики
д) работа специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опереться на свои собственные ресурсы
е) анализ эффективности достигнутых результатов
ж) включение ребенка в систему социального страхования
57. Виды психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (исключите лишнее):
а) фандрайзинг
б) информирование
в) индивидуальное консультирование
г) семейное консультирование и семейная психотерапия
д) индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери
е) групповая работа (родительские и детско-родительские группы)
58. Школа для родителей, имеющих проблемных детей, - это (отметьте лишнее):
а) условие благоприятного варианта динамики семьи с проблемным ребенком
б) оптимальный вариант социально-психологической помощи семье
в) испытание, которое должны пройти родители проблемного ребенка
г) система, в которой может оказываться психологическая помощь родителям проблемного ребенка
59. Зарубежные и отечественные развивающие программы абилитации детей с отклонениями в развитии адаптированы (отметьте правильный ответ):
а) для применения в детских образовательных учреждения
б) в системе социальной защиты населения
в) для применения в домашних условиях
60. Работа с семьями, имеющими детей с комплексными проблемами (отметьте лишнее):
а) требует командной работы специалистов
б) имеет собственную нормативно-правовую основу
в) организуется по запросу родителей проблемного ребенка
г) существует только за рубежом
Бланк ответов
№ вопроса | Правильный ответ | № вопроса | Правильный ответ |
1. | б | 31. | г |
2. | в | 32. | ж |
3. | в | 33. | а |
4. | е | 34. | д |
5. | д | 35. | а |
6. | д | 36. | г |
7. | г | 37. | е |
8. | а, г | 38. | б, в, г, а, д |
9. | д | 39. | вокруг различных проблем семьи |
10. | з | 40. | г |
11. | д,е | 41. | д, е |
12. | б, г, в, д, а | 42. | а |
13. | б | 43. | е |
14. | е,ж | 44. | а |
15. | б | 45. | д |
16. | в | 46. | г |
17. | а | 47. | б |
18. | е | 48. | а |
19. | а | 49. | д, е |
20. | и | 50. | д |
21. | д | 51. | д |
22. | г | 52. | д |
23. | г | 53. | а |
24. | а | 54. | д |
25. | в | 55. | ж |
26. | б | 56. | ж |
27. | з | 57. | а |
28. | л | 58. | в |
29. | д | 59. | в |
30. | д | 60. | г |
Обработка данных
В бланке ответов обводятся кружком варианты ответов, совпавшие с ключом (правильными ответами).
Каждый правильный полный ответ на вопрос – это 1 балл.
Подсчитывается сумма набранных баллов.
Минимальная сумма баллов равна 0.
Максимальная сумма баллов равна 60.
Интерпретация результатов
Уровни освоения теоретического и практического материала:
0-29 баллов – низкий уровень освоения материала,
30-34 балла – ниже среднего уровень освоения материала,
35-44 балла – средний уровень освоения материала,
45-54 балла – выше среднего уровень освоения материала,
55-60 баллов – высокий уровень освоения материала.
Перевод баллов теста в оценочные баллы:
Баллы тестирования | Оценочные баллы |
0-29 | 0-4 |
30-34 | 5-6 |
35-44 | 7-8 |
55-60 | 9-10 |