Характеристика родительской позиции при типе взаимодействия «Родитель-диктатор»
Образ ребенка у авторитарного родителя имеет несомненное качественное своеобразие. При сравнении своего ребенка со сверстниками родители отмечают большую зрелость своего ребенка («рано повзрослела», «более ответственна», «рассудительна не по годам», «выглядит старше»).Значимой категорией для авторитарных родителей являются коммуникативные качества ребенка, причем родители оценивают их как позитивно («очень общителен», «коммуникабелен», «охотно идет на контакт»), так и негативно («плохо контактирует», «всегда уступает нагловатым детям», «недостаточно раскован»).
Среди значимых характеристик ребенка родители этой группы наиболее часто называют личностные и волевые качества. Среди позитивных личностных качеств преобладают отзывчивость, открытость, дружелюбие, справедливость, умение прощать. Значимых негативных личностных качеств по выборке не выявлено. К волевым качествам родители относят упрямство, упорство, настойчивость, умение доводить дело до конца.
При оценке позитивных особенностей ребенка для родителей также приоритетными являются личностные качества ребенка (доверчивость, доброта, желание помочь), а также послушание («слушается и помогает», «помогает мне и слушает родителей») и позитивное эмоциональное состояние («жизнерадостный», «веселый», «в хорошем настроении»).
Интересно, что в высказываниях по шкале «Сравнительная оценка ребенка» выражена тенденция центрированности родителя на себе, своих переживаниях и на близости с ребенком. Например, при ответе на вопрос «Когда мы с ним/ней бываем среди других детей...» на положительном полюсе такие высказывания, как: «мне с ним легко», «нам очень хорошо», «мне бывает приятно наблюдать за ней», на отрицательном — «он предпочитает не замечать, что рядом есть мама», «полностью переключает на них свое внимание».
Основной причиной трудностей во взаимодействии с ребенком родители называют непослушание («не могу ее переубедить», «упрямится, хотя знает, что не права»). Здесь наиболее часто используется определение «упрямство». Многие родители говорят о склонности ребенка к лени и вранью. По сравнению с другими типами диад, значимость образа реального ребенка высокая (Кзнач.= 1,08).
Образ ребенка в прошлом имеет положительную эмоциональную окраску. Родители отмечают, что с ребенком было в основном легко и называют различные качества ребенка: внешность («был похож на медвежонка», «был как одуванчик»), физическую активность («был шустрым, подвижным»), когнитивное развитие (речь, память, любознательность). Пережитые ребенком трудности в основном связаны со здоровьем и сепарацией.
В идеальном образе ребенка среди требований к ребенку преобладает категория послушания («хотелось бы, чтобы ребенок перестал пререкаться, капризничать, упрямиться»). Наиболее часто в этой категории употребляется глагол «упрямиться». Родитель предъявляет к своему ребенку требование быть активным (перестал бы «стесняться рассказывать стихи», «быть таким застенчивым», «всего бояться»), но при этом послушным и позитивно эмоционально настроенным. Большинство родителей, очерчивая круг желательной активности ребенка в будущем, говорят о достижении успехов в обучении. Вообще, «достичь» и «добиться» — наиболее часто употребляемые здесь глаголы.
Та же тенденция наблюдается и в идеальных ожиданиях. По данной шкале достаточно много отрицательных высказываний, касающихся послушания («не был бы таким упрямым», «почаще прислушивалась к тому, что ей говорят, что от нее требуют» и в то же время «был бы поупорнее») и коммуникативных качеств («был более коммуникабельным», «легко сходился с людьми»). Авторитарные родители чаще, чем в других группах, говорят, что ожидают от ребенка приобретения конкретных умений и навыков («научился кататься на коньках», «научилась шить, вязать», «развила способности к рисованию», «делала мелкую домашнюю работу», «продолжала занятия танцами как можно дольше»), т.е. ожидания в отношении ребенка достаточно конкретизированы. Ожидания также касаются дальнейших отношений с ребенком, в основном в аспекте помощи родителям и взаимного доверия («вырастет и будет помогать маме», «вырастет заботливым сыном», «мы были бы лучшие подруги», «отношения были бы доверительные»). Упоминания собственно эмоционально-личностных качеств в ожиданиях мало. Родители хотели бы, чтобы их ребенок был понежнее, поменьше тревожился, был более уравновешен.
Возможные страхи и опасения касаются в основном оказания внешнего влияния на ребенка («подчинится чужому влиянию», «обращал внимание на отрицательных героев», «влияли плохие поступки других детей», «попадет в плохую компанию», «чтобы кто-то командовал им»), послушания и потери близости с ребенком. Среди основных эмоционально-личностных качеств, которые родитель не хотел бы видеть в своем ребенке, — застенчивость, нерешительность, тревожность, излишняя эмоциональность, ранимость. Но о них родитель говорит мало. Родитель хочет видеть своего ребенка решительным, стойким, послушным, независимым от внешнего окружения и опасается потери влияния на ребенка.
В образе отношений с ребенком (шкала «Ситуация "Мы-взаимодействия"») превалирует категория дружбы, даже подчеркивается равенство позиций родителя и ребенка («общаемся на равных», «учим друг друга»). Общий эмоциональный знак высказываний — положительный, но без выраженных превосходных степеней в описании отношений с ребенком. Можно сказать, что эмоциональная оценка отношений, скорее, сдержанная («неплохие», «нормальные», «пока хорошие», «можно назвать гармоничными», «дружеские, но до определенной степени»).
По характеру открытых высказываний можно сказать, что родители много внимания уделяют своим переживаниям относительно ребенка (интерес, гордость, волнение, радость). Родителями декларируется чувствительность к состоянию ребенка. В образе ребенка приоритет коммуникативных качеств сохраняется.
Пример 4.Протокол сочинения мамы Наташи Л.
«Открытая» шкала
1. Когда я думаю о своем ребенке, то ... испытываю чувство нежности.
11. Скорее всего, он/она ... <- - ->
21. Я всегда замечал(а) ... если она обижается, то это долго не проходит, и нужно время, чтобы она забыла об обиде.