Тема 7 Развитие основных психологических школ и отраслей психологии на рубеже XIX - XX вв.
Практикум
1. В чем заключается основное отличие структурализма и функционализма? Как Вы полагаете, представлено ли структурное направление в современной психологии? |
2. Охарактеризуйте особенности европейского и американского функционализма. |
3. Как Вы полагаете, почему в рамках американского функционализма появляется бихевиоральное направление? |
4. Какое значение для развития психологического знания имеют эксперименты, проводимые в Вюрцбургкой школе? Какие основные открытия были сделаны Кюльпе и его сотрудниками? |
5. В чем особенность французской экспериментальной психологии? Почему представители французской психологической школы большую роль уделяли исследованию личности? |
6. Какое значение для понимания психического имеют исследования, поведенные в рамках французской социологической школы? |
7. Объясните, с чем связано появление на рубеже XIX-XX вв. появление и бурное развитие различных отраслей психологии. |
Литература
1. Джемс У. Психология. М., 1991.
2. История зарубежной психологии. Тексты. М., МГУ, 1986.
3. История психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х - середина 30-х годов XX в.): Тексты. М., 1992.
4. Лихи Т. История современной психологии. СПб., 2003.
5. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1999.
6. Психология индивидуальных различий: Тексты./Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1982.
Тема 8 Классические направления и научные школы психологии
Практикум
1.Закономерно ли, на Ваш взгляд, сосуществование многих направлений и школ в психологии? Что является объективным основанием для отдельных течений в психологии? Чем определяется доминирование в обществе определенного психологического направления или школы? |
2. Как вы считаете, почему Дж.Уотсон отказывается от сознания как предмета психологии? Какие теоретические основания стоят за этим положением? |
3. Можно ли бессознательные процессы рассматривать как часть сознания? Соотнесите представления о сознании, выдвинутые мыслителями Нового времени, и основными направлениями в психологии в нач. ХХ в. |
4. Что нового внесла гештальтпсихология в понимание функционирования психических процессов? Как можно объяснить феномен инсайта? |
5. Почему гуманистическая психология получила название «третьего пути»? Как понимается человек в данном направлении? |
6. При описании человека в когнитивной психологии используется, так называемая, «компьютерная метафора». Как Вы думаете, какие теоретические основания стоят за этим? |
7. Охарактеризуйте современные направления в психологии. В чем специфика современной ситуации психологического знания? |
Литература
1. Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии М.,1982.
2. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. М.,1981.
3. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.
4. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
5. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
6. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991
7. Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы личности. М., 1993.
8. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
9. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.
10. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993.
11. Куттер Т. Современный психоанализ. СПб., 1997.
12. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1998.
13. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1997.
Тема 9 Развитие психологических идей в России
Практикум
1. При описании психологических идей в развитии отечественной научной мысли отмечается их самобытность, отличие от европейских представлений. В чем отражалась самобытность психологической мысли в XVIII в.? |
2. Какие особенности состояния психологии в начале XX века заставили Л.С. Выготского увидеть ее кризис. В чем он видел исторический смысл кризиса в психологической науке? |
3. Назовите представителей гуманитарного и естественнонаучного направлений психологии в России. Дайте характеристику особенностей этих направлений. |
4. Кто в отечественной психологии способствовал развитию экспериментальной психологии? Какую роль сыграли идеи М.И.Сеченова в становлении экспериментальной психологии? |
5. Почему категория деятельности в отечественной психологии стала основной? |
6. Как решалась С.Л. Рубинштейном проблема соотношения "внешнего" и "внутреннего" по отношению к сознанию? Почему к выдвинутому им принципу "единства сознания и деятельности" он через некоторое время добавляет принцип "внешнее действует через внутреннее"? |
7. Что означает "сдвиг мотива на цель" в теории деятельности А.Н. Леонтьева? Приведите примеры, с помощью которого можно продемонстрировать этот феномен. |
8. Какое значение имела Павловская сессия для развития отечественной психологии? |
Литература
1. Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков. М., 1947.
2. Кольцова В.А. Вклад М.В. Ломоносова в развитие отечественной психологической науки (к 275-летию со дня рождения) // Психол. журн. № 6. 1986.
3. Кузьмин Е.С., Якунин В.А. Развитие психологии в XVIII-XIX веках. Л.: ЛГУ, 1982.
4. Радищев А.Н. О человеке, его смертности и бессмертии // А.Н. Радищев. Избранные философские сочинения. Госполитиздат, 1949.
5. Психологическая мысль в России: век Просвещения. СПб., Алетейя, 2001.
6. История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. М., 1990.
7. Из истории русской гуманистической мысли. М., 1993.
8. Павлов И. П. Мозг и психика. М.-Воронеж, 1996.
9. Бехтерев В. М. Объективная психология. М., 1991
10. Сеченов И. М. Психология поведения. М.-Воронеж, 1997.
11. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. М., 1992.
12. Эткинд А. Эрос невозможного: история психоанализа в России. СПб., 1994, 1993.
13. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь (серия "Психологи Отечества"), М.; Воронеж, 1996.
14. Басов М.Я. Избр. психолог. произв. М., 1975.
15. Будилова Е. А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М., 1983.
16. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. - М.-Воронеж, 1998.
17. Психологическая наука в России ХХ столетия. М., ИПАН, 1997.
18. Выготская Г.Л., Лифанова Т.М. Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность Штрихи к портрету. М., 1996.
19. Лурия А.Р. Этапы пройденного пути: Научная биография. М., 1982.
20. Корнилов К.Н. Естественно-научные предпосылки психологии. М.- Воронеж, 1999.
21. Мясищев В. Н. Психология отношений. М.-Воронеж, 1996.
22. Узнадзе Д. Н. Теория установки. М.-Воронеж, 1997.
23. Брушлинский А.В. Первая психологическая лаборатория в системе Академии наук СССР // Психол. журн. М., 1995. Т.16, № 3. С.53-60.
24. Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки. Воспоминания. Материалы. М., 1989.
25. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения. М., 1989.
26. Лейбин В. Фрейд. Психоанализ и современная западная философия. М., 1990.
27. Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. Работа советских психологов в годы Великой отечественной войны // Психол. журн. 1995. Т.16, № 3. С. 3-12.
28. Зинченко В. П., Моргунов Е. М. Очерки российской психологии. М., 1995.
Реферативные задания к модулю 3
1. Сравнительный анализ структурализма и функционализма в психологии.
2. Особенности изучения мышления в ассоциативной психологии и Вюрцбургской школе.
3. Особенности исследования патологических отклонений в психике во французской психологической школе.
4. Педологическое движение в Европе и Америке.
5. Вклад Ф.Гальтона в развитие дифференциальной психологии.
6. Развитие психотехники.
7. Причины становления зоопсихологии и ее роль в развитии психологии.
8. Роль культуры в развитии национального характера. Психология народов (по работам Вундта, Лацаруса, Штейнталя, Шпета).
9. Основные подходы к проблеме личности и общества.
10. Антропологический принцип в отечественной науке: история, идеи, представители
11. Общая характеристика к изучению психики в Чикагской и Колумбийской школах.
12. Общенаучная и социо-культурная ситуация возникновения методологического кризиса в психологии конца XIX - начала XX в.
13. Анализ методологического кризиса в психологии Л.С. Выготским и С.Л.Рубинштейном.
14. Особенности формирования поведения в стимульном и оперантном подходе.
15. Возможности и границы управления поведением в бихевиоризме.
16. Рефлексология как наука о поведении человека: история формирования и ключевые положения
17. Проблема инсайта и ее подход в изучении гештальт-психологии.
18. Значение теории «психологического поля» К.Левина для современной психологии личности.
19. Особенности экспериментальной ситуации в школе К.Левина.
20. Предпосылки возникновения психоанализа.
21. Сравнительный анализ подхода к типологии человека в теориях К.Г.Юнга и А.Адлера.
22. Проблема идентичности и ее место в современной психологии.
23. Основные подходы к проблеме защитных механизмов (психоанализ и гуманистическая психология).
24. Основные вехи формирования и развития психоанализа в России.
25. Э. Фромм и его "гуманистический психоанализ".
26. Особенности французского психоанализа.
27. Самоактуализирующаяся личность: особенности и пути формирования
28. Особенности к проблеме бессознательного в гуманистической психологии.
29. Исследования познания в традиционном и когнитивном подходах.
30. Значение Женевской школы в развитии психологии.
31. Теория личностных конструктов Д. Келли.
32. Значение для психологической науки монографии И. Сеченова «Рефлексы головного мозга».
33. В.М. Бехтерев как основоположник отечественной научной психологии
34. Основные этапы в развитии отечественной психотехники и психотехнического движения и их характеристика.
35. Основные этапы в развитии отечественной педологии и педологического движения и их характеристика.
36. Становление культурно-исторической психологии в России.
37. Формирование и развитие деятельностного подхода как основного методологического принципа отечественной психологии (М. Басов, С. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).
38. Дискуссия о предмете психологии в отечественной науке в 60-е гг. XX в.
39. Разработка проблем дифференциальной психофизиологии в отечественной психологии
40. Б.Г. Ананьев и его идея комплексного человекознания.
41. Нейропсихология в ее историческом развитии.
42. Харьковская школа психологии.
43. С.Л.Рубинштейн как теоретик и организатор психологической науки.
44. Д.Н.Узнадзе как основатель грузинской школы психологии.
45. Современные проблемы психологии.
Тестовые задания к модулю 3
1.Сознание представляет собой упорядоченную структуру, состоящую из отдельных элементов, механически сцепленных между собой, считал:
М.Вертгеймер
В.Джемс
Э.Титченер
Дж.Уотсон
2. Сознание не является разрубленным на куски. В сознании нет ничего жестко зафиксированного, оно течет. «Река» или «поток» - вот метафоры, которые описывают его самым естественным образом, утверждал:
М.Вертгеймер
В.Джемс
Э.Титченер
Дж.Уотсон
3. Сознание должно быть исключено из предмета изучения психологии, потому как его невозможно объективно изучить, считал:
М.Вертгеймер
В.Джемс
Э.Титченер
Дж.Уотсон
4. Человек - это система, занятая активными поисками сведений и переработкой информации: перекодирование в другую форму, отбор определенной информации для дальнейшей переработки или исключение некоторую информацию из системы, утверждается представителями:
бихевиоризма
Вюрцбургской школы
гештальт-психологии
когнитивной психологии
5.Поведение представляет собой систему реакций организма на внешние и внутренние стимулы; новые реакции образуются путем слепых проб и ошибок, утверждается представителями:
бихевиоризма
Вюрцбургской школы
гештальт-психологии
когнитивной психологии
6. Тестовые процедуры изучения мышления, в частности выявление умственного возраста в сравнении с хронологическим, создали представители:
Вюрцбургской школы
генетической психологии
дифференциальной психологии
французской социологической школы
7. Решение задачи – активный процесс, в основе которого лежит особый психологический механизм: установка и детерминирующая тенденция; они придают мышлению целенаправленный характер, утверждали представители:
Вюрцбургской школы
гештальтпсихологии
генетической психологии
французской психологической школы
8. Психическое развитие – это стадиальное развитие интеллекта, утверждают представители:
психоаналитического направления
генетической психологии
педологии
французской социологической школы
9. Существует два типа мышления: первобытное и логическое (современный тип); эти типы мышления не сменяют друг друга, а сосуществуют - в ходе исторического развития изменяется соотношение между первобытным (пралогическим) и логическим мышлением, утверждают представители:
Вюрцбургской школы
генетической психологии
дифференциальной психологии
французской социологической школы
10. Положение об оперантном виде поведения, когда реакция не вызывается стимулом, а выделяется организмом, а подкрепление реакции становится средством формирования нового поведения, разработал:
Э.Толмен
Э.Торндайк
Б.Скиннер
Дж.Уотсон
11. Под поведением нужно понимать объективно наблюдаемую систему реакций организма на внешние и внутренние стимулы, посредством которых индивид приспосабливается к среде, утверждает:
В.Джемс
К.Левин
Б.Скиннер
Дж.Уотсон
12. Комплекс важнейших понятий, характеризующих поведение, связанных с достижением целей: целевая структура и целевые уровни индивида, реальные и идеальные цели, уровень притязаний, поиск успеха и стремление избежать неудачи и др., ввел в психологию:
З.Фрейд
К.Левин
В.Келер
А.Адлер
13. Основатель психотехники, разрабатывавший проблемы профессионального утомления, профориентации, профотбора, психологии воздействия:
В.Джемс
Э.Дюркгейм
Г.Мюнстерберг
С.Холл
14. Данная статья явилась началом оформления гештальтпсихологии:
Экспериментальные исследования видимого движения
Некоторые задачи гештальтпсихологии
О гештальттеории
Принципы гештальтпсихологии
15. Основные теоретические положения педологии представил:
В.Джемс
Э.Дюркгейм
Г.Мюнстерберг
С.Холл
15. Содержанием и сущностью бессознательного являются влечения; основные влечения – это сексуальное влечение (либидо) и влечение к смерти (мортидо), утверждал:
А.Адлер
З.Фрейд
К.Юнг
Э.Эриксон
16. Развивая идеи Эго-психологии, соединил психоаналитический подход с идеями гуманистической психологии, что выразилось в идее о важности осознания и сохранения идентичности с собой и с обществом, цельности личности:
К.Юнг
А.Фрейд
К.Хорни
Э.Эриксон
17. В качестве базисного мотива человека выступает смысл, ибо именно поиск смысла является признаком подлинно человеческого бытия, утверждал:
К.Роджерс
Дж.Мид
К.Юнг
В.Франкл
18. Теорию полноценно функционирующей творческой личности и соответствующую ей личностно-ориентированную психотерапию разработал:
К.Роджерс
Дж.Мид
К.Юнг
В.Франкл
19. В качестве критериев построения типологии личности ввел психические функции и направленность энергии, расширил понимание либидо до диффузной творческой силы, проявляющейся разными путями:
К.Роджерс
Дж.Мид
К.Юнг
В.Франкл
20. Основателем Института экспериментальной психологии является:
И.П. Павлов
А.А. Ухтомский
Г.И. Челпанов
Г.Г. Шпет
21.Предметом психологии является "чистое" сознание, структура которого определяется духовными сущностями, утверждал:
В.М.Бехтерев
И.П.Павлов
А.А.Ухтомский
Г.И.Челпанов
22. Понятие о доминанте разработал:
В.М.Бехтерев
И.П.Павлов
А.А.Ухтомский
Г.И.Челпанов
23. Психология должна анализировать все звенья единого и целостного психического акта: его возникновение под влиянием внешних воздействий (начальное звено), интеграцию психики в центральном звене рефлекса и внешнее выражение психического акта в виде определенной двигательной или речевой реакции (завершающее звено), утверждал в программе построения психологии:
Г.Г.Шпет
И.М.Сеченов
К.Н.Корнилов
А.Н.Леонтьев
24. Термин «деятельность», в котором стало возможным объединить и то, что осознает субъект (сознание – традиционный предмет спиритуалистической психологии), и то, что проявляется в его внешних действиях (поведение – предмет естественнонаучной психологии) введен в отечественную психологию:
М.Я.Басовым
Л.С. Выготским
А.Н. Леонтьевым
С.Л.Рубинштейном
25.Психологические орудия, благодаря которым качественно меняется структура душевной жизни человека по Л.С. Выготскому:
орудия труда
духовные сущности
знаки (слово)
мышление
26. Основной принцип советской психологии - принцип единства сознания и деятельности, сформулировал:
М.Я.Басов
Л.С. Выготский
А.Н. Леонтьев
С.Л.Рубинштейн
ДЛЯ ЗАМЕТОК
Дьячук Анна Анатольевна
Миллер Ольга Михайловна
История психологии
Тетрадь для самостоятельной работы
Корректор Ж. В. Козуница
Верстка Е.Г. Одноколова
660049, г. Красноярск, ул. А. Лебедевой, 89.
Редакционно-издательский отдел КГПУ им. В.П. Астафьева,
22-12-89
Подписано в печать 05.05.08. Формат 60х84 1/8. Бумага тип. № 1.
Усл.печ.л. 2,75. Тираж 100 экз.
Отпечатано ИПК КГПУ им. В.П. Астафьева
Т. 23-48-60