Номиналисты утверждали, что общие понятия являются

духовными сущностями, реальными прообразами единичных вещей

реально существующими еще до вещей, в уме у Бога

порождением человеческого разума, только единичные предметы имеют реальное существование

22. Правило, известное под названием "бритвы Оккама", сформулировал представитель:

номиналистов

приверженцев теории двух истин

реалистов

23. Основной вопрос, который решала средневековая арабская психология – вопрос о:

Боге

природе психического

взаимозависимости психологии и соматики

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ 2

Тема 4. Психологическая мысль в Новое время

Практикум.

1.Возникновение каких научных теорий послужило основанием для того, чтобы XVII век в истории науки стали называть периодом научной революции?    
2.Что отличает рациональное от эмпирического направления в науке? Что сближает эти подходы к научному познанию?  
3.Как идеи И.Ньютона повлияли на понимание человеческого поведения? В каких положениях учений Р.Декарта, Д.Гартли, Б.Спинозы проявляются детерминистские идеи Ньютона?    
4.Опишите представления Декарта о содержании сознания, какие идеи дают человеку знания о сущности окружающего мира, могут помочь в познании объективных законов окружающего мира. Раскройте понятие «рациональная интуиция».    
5.Какие рассуждения привели Декарта к знаменитому афоризму: «Мыслю, следовательно, существую». Как вы можете проинтерпретировать призыв Декарта: «Подвергай все сомнению!»?    
6.Какие идеи Декарта были продолжены в исследованиях и теории Ивана Петровича Павлова?    
7. Назовите отличия в учениях Декарта и Лейбница. Какие идеи Лейбница изменили и расширили представление о психическом?  
8. Как соотнесены эмоции, свобода (личности и воли) и необходимость в учении Б.Спинозы?  

Литература

1. Бэкон Ф. Новый Органон. М., 1938.

2. Виндельбанд В. История философии. М., 1997.

3. Декарт Р. Страсти души // Р. Декарт. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1989.

4. Гартли Д. Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях // Английские материалисты XVIII века / Собр. произв.: В 2 т. Т. 2. М., 1967.

5. Гоббс Т. Левиафан. М., 1936.

6. Лейбниц Г.В. Монадология // Г.В. Лейбниц. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1982.

7. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Дж. Локк. Соч.: В 3 т. Т.1. М., 1985.

8. Спиноза Б. Этика. М., 1936.

9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб, 2007.

Тема 5 Развитие предмета психологии в естественнонаучном знании

Практикум

1. Как Вы думаете, почему при изучении психического сначала обратились к разложению сознания на элементы и построению их связей?    
2. Выделите особенности понимания ассоциации на различных этапах развития ассоциативной психологии. С чем связаны новые трактовки в понимании ассоциации?    
3. Что отличается французскую школу от других направлений понимания психического, представленных в данное время?  
4. Почему немецкую психологию называли психологией способностей? Совпадает ли понятие «способность», предложенное немецкими мыслителями с современным пониманием?  
5. Какие виды психологии были выделены Х.Вольфом и как они был развиты в последующем психологической мыслью?    
6. Какие новые характеристики представлений были введены И.Гербартом? Каким образом это способствовало дальнейшему развитию психологии?    
7. Почему этот период называют периодом развития предмета психологии в естественнонаучном знании?  
8. Выделите, какие идеи представителей Нового времени сыграли значимую роль в развитии психологического знания в XVIII – XIX вв.    

Литература

1. Кондильяк К. Трактат об ощущениях: В 2 ч. М., 1982.

2. Ламетри Ж. Трактат о душе: Естественная история души // Ж.О. Ламетри. Соч. М., 1983.

3. Ламетри Ж. Человек-машина // Соч. М., 1983.

4. Гельвеций В.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М., 1938.

5. Юм Д. Трактат о человеческой природе, или попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам // Д. Юм. Трактат о человеческой природе. Соч.: В 2 т. М., 1995.

6. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1984.

Тема 6 Становление экспериментальной психологии

Практикум

1. Становление психологии как экспериментальной науки связано с успехами других дисциплин. Выделите, какие дисциплины сыграли значимую роль в становлении психологии как самостоятельной науки. Какие знания повлияли на понимание предмета психологии.    
2. Почему проблема метода стала основной в середине XIX в. и сыграла огромную роль в построении психологии как научной дисциплины?  
3. Как Вы полагаете, почему одна из первых проблем, которая решалась в психологи, - это соотношение психических и физических явлений?    
4. Какое значение имело построение «личного уравнения» для понимания психического?    
5. С чем связано появление сразу нескольких альтернативных вариантов построения психологии как науки?    
6. Чем можно объяснить появление двух различных психологий в концепции В. Вундта, В. Дильтея и др.? Как Вы думаете, почему в XIX в. получает широкое развитие психология народов?  
7. Эксперименты, проведенные Г. Эббингаузом, рассматривают как первые психологические эксперименты. Что позволяет их отнести к таковым?  


Литература

1. Каннабих Ю. История психиатрии. М., 1994.

2. Кузьмин Е.С., Якунин В.А. Развитие психологии внутри естествознания. Л., 1985.

3. Ланге Н.Н. Гельмгольц как психолог // Вопр. психол. № 2. 1963.

4. Лихи Т. История современной психологии. СПб., 2003.

5. Спенсер Г. Основания психологии. М., 1998.

6. Гальтон Ф. Наследственность таланта, его законы и последствия. М., 1996.

7. Вундт В. Проблемы психологии народа // Преступная толпа. М., 1998.

8. Дильтей В. Описательная психология. – СПб.: Алейтея, 2001.

9. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. // Психология. – М., 2005

Реферативные задания к модулю 2

1. Подход к проблеме познания в сенсуализме и рационализме.

2. Декарт и Гоббс - сходство и различие психологических идей.

3. Учение о страстях Декарта: основные идеи и их обоснование.

4. Психофизическая проблема в трудах мыслителей в Новое время.

5. Влияние Ньютона на развитие научного познания.

6. Виды познания в работах Дж.Локка.

7. Психологическое наследие французских энциклопедистов

8. Научные идеи Д. Гартли и их значение в развитии психологического знания

9. Особенности ассоциативной психологии в XVIII в.

10. Влияние позитивизма на развитие психологии.

11. Роль эволюционной теории Ч.Дарвина в развитии психологии.

12. Особенности немецкой психологической школы.

13. Творческое наследие Гегеля и его значение для развития психологического знания.

14. Предпосылки оформления психологии как самостоятельной науки в анатомо-физиологических и медицинских науках.

15. Значение экспериментальных методов в становлении и формировании психологии как самостоятельной научной дисциплины.

16. Развитие метода интроспекции.

17. Основные вехи и представители экспериментальной психофизиологии конца XIX в.

18. История формирования и развития психофизики.

19. Вклад Спенсера в развитие ассоцианистской теории и психологии как науки.

20. Физиологические открытия И.М. Сеченова и их значение для психологии.

21. История создания первых экспериментально-психологических лабораторий в России.

22. Экспериментальные исследования памяти Г.Эббингауза.

23. Сопоставительный анализ программ развития психологии в конце XIX в.

24. Дискуссия между М.И.Сеченовым и К.Д.Кавелиным о природе психического.

25. Описательная и объяснительная психология. Основные методологические принципы.

Тестовые задания к модулю 2

1. Направление в теории познания, утверждающее разум решающим и даже единственным источником истинного знания:

номинализм

рационализм

реализм

эмпиризм

2. Философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний:

номинализм

рационализм

реализм

эмпиризм

3. Рационализм новоевропейской научности традиционно связывается с философской традицией:

Аристотеля

Демокрита

Платона

Сократа

4. Толчок развитию эмпиризма как научного движения в Новое время дал:

Бэкон

Декарт

Лейбниц

Ньютон

5. Понятие рефлекса в науку ввел:

Бэкон

Декарт

Лейбниц

Ньютон

6. Идеи Бэкона развивал в своих работах:

Декарт

Лейбниц

Локк

Ньютон

Наши рекомендации