Тема: Методы психологического воздействия в укреплении и развитии здоровой личности
Цель:овладению навыками подготовки и презентации программ психического здоровья для общественных и государственных организаций, программ раннего психологического вмешательства для групп повышенного риска психологической дезадаптации в различных ее формах (ПК-23).
Организационная форма занятия –защита творческих проектов.
Вопросы, выносимые на обсуждение.
1. Психопрофилактические задачи охраны и укрепления здоровья и их решение.
2. Психокоррекция и психотерапия как методы лечения, цели и задачи.
3. Реабилитация, ее принципы, проблемы и их решение.
4. Общее представление о психодиагностике. Цели и задачи психодиагностики.
Методические рекомендации.
1. Обучающийся должен иметь представления о следующем: психопрофилактика и задачи клинических психологов. Усиление роли психологии в профилактике заболеваний. Превентивные задачи клинической психологии на трех этапах профилактики: первичная профилактика; вторичная профилактика; третичная профилактика. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.
2. Обучающийся должен иметь представления о следующем: определение психокоррекции и психотерапии. Психологическая коррекция поведения с целью совершенствования адаптационных возможностей и предупреждения пограничных личностных расстройств. Психологическая коррекция – специальные методы «исправления» черт личности, относящихся к факторам повышенного риска заболеваемости с целью профилактики нервно-психических расстройств и психосоматических недугов, с целью предупреждения рецидивов болезни и профилактики инвалидизации. Проблемы развития психокоррекции. Два значения понятия психотерапия. Психотерапия как система принципов и приемов традиционного медицинского лечебного воздействия на пациента. Психологическая «терапия». Разнообразные методы и способы психологической поддержки и помощи человеку. Гештальттерапия, поведенческая терапия, психоанализ, психодрама, психосинтез и т.п. Проблема систематизации разнообразных подходов и приемов психологической «терапии». Разработка критериев их применения и оценки эффективности. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.
3. Обучающийся должен иметь представления о следующем: реабилитация социально-трудового статуса. Система комплексных мероприятий медицинского, психологического, социально-экономического характера. Психологические аспекты реабилитации. Направленность психологических реабилитационных мероприятий на предупреждение инвалидизации, на сохранение и восстановление личностного, трудового и социального статуса. Значение установок и системы ценностей личности. Значение особенностей «внутренней картины болезни» и «зоны конфликтных переживаний» для успеха адаптации. Принципы и формы компенсации и восстановления нарушенных психических функций. Нейропсихологическая реабилитация. Психологические задачи реабилитации больных разного профиля — психических, неврологических, соматических и др. Первые попытки подготовки специалистов психологов-реабилитологов. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. - М., 2007.
4. Обучающийся должен иметь представления о следующем: клинико-психологическая диагностика. Типы диагностических задач. Диагностика как первичная форма деятельности клинических психологов. Разнообразие диагностических задач. Диагностика уровня психического и умственного развития детей и подростков при разных вариантах аномального развития. Личностная (типологическая) диагностика групп повышенного риска психосоматических, нервнопсихических заболеваний и пограничных расстройств. Диагностика в целях психологической коррекции (выявление психологических факторов риска, опора для выбора коррекционных программ, оценка эффективности психологического воздействия). Клинико-нозологическая диагностика в психиатрической клинике; показания для психологической диагностики. Топическая психологическая диагностика – нейропсихологический синдромный анализ в клинике локальных поражений мозга. Функциональная диагностика (в специальных экспертных задачах, для оценки динамики психического состояния, терапевтического эффекта и т.д.). Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. - М., 2007.
2. Диагностика здоровья. Психологический практикум / под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2007.
3. Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.
4. Никифоров Г.С. Психология профессионального здоровья. – СПб., 2006.
5. Петрова Н.Ф. Отношение к здоровью у развивающейся личности // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. – Ростов-на-Дону: РГПУ, 2006.
6. Современные образовательные технологии / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – М., 2011.
Дополнительная литература
1. Ананьев В. А. Легальные и нелегальные наркотики. — СПб.: ИМАТОН, 2000.
2. Белогуров С. Б., Зефиров С. Ю., Софронов А. Г. и др. Предложения по совершенствованию системы медицинской помощи наркоманам в Санкт-Петербурге. - СПб., 1996.
3. Ван-де-Велъде. Супружество и техника идеального брака. — Рига, 1991.
4. Каплан X. С. Сексуальная терапия. — М.: Класс, 1994.
5. Комфорт А. Радость секса. — Екатеринбург, 2000.
6. Кон И. С. Введение в сексологию. — М., 1988.
7. Кон И. С. Введение в сексологию. — М.: Медицина, 1990.
8. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. — М., 1991.
9. Мастере У., Джонсон В., Колодны Р. Мастере и Джонсон о любви и сексе. — СПб.: Ретур, 1991.
10. Наркомания в России: вызов национальной безопасности. — М.,1997.
11. Николаева Л. П., КолесовД. В. Уроки профилактики наркомании в школе. — М.; Воронеж, 2000.
12. Сборник методических рекомендаций по организации системы профилактики наркотической зависимости у подростков и молодежи на основе территориальной модели. — СПб., 2000.
13. Свядощ А. М. Женская сексопатология — М., 1991,
14. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. и др. Профилактика наркомании у подростков. — М.: Генезис, 2001.
15. Справочник: сексопатология / Под ред. Г. С. Васильченко. — М.: Медицина, 1990.
16. Шабалина В. В. Зависимое поведение школьников. — СПб., 2001.
17. Школа без наркотиков / Под ред. Л. М. Шипицина, Е. И. Казакова. — СПб.:Образование—культура, 1999.
18. Яффе М., Фенвик Э. Секс в жизни женщины. — М.: Медицина, 1992,
19. Яффе М., Фенвик Э. Секс в жизни мужчины— М.: Медицина, 1990.
Информационные ресурсы:
1. www.pedlib.ru/Books/3/0244/3_0244-1.shtml
2. psychology.net.ru/shop/book.html?book=157917
3. www.koob.ru/homskaja/homskaja_neuropsychology
4. www.psyinst.ru/library.php/index.htm?part=article&id=1610
Задания для развития и контроля владения компетенциями:
1.Разработать программу психологической помощи (психопрофилактическую, психокоррекционную, реабилитационную) для подростков с различными видами зависимости на тему «Твое свободное время и твое здоровье».
2.Конспект статьи: Психотерапевтические методы в психологии здоровья // Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб.: Питер / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – 2000.
3.Конспект главы: Характеристика социально-психологического тренинга как активного метода воздействия на личность // Вачков И. Основы технологии группового тренинга психотехники. – М.: Изд-во «Ось-89», 2001.
4.Провести самооценку здоровья по тестам (Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2002.) и написать психологическое заключение.