Раздел 1. Психологическое здоровье личности

ПРОЕКТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ

(Наименование дисциплины (модуля))

Направление подготовки

030401 Клиническая психология

Профиль подготовки

_____________________

Квалификация (степень) выпускника

Специалист

Форма обучения

очная

УТВЕРЖДАЮ Декан факультета _______________ _______________________________ «____» ______________ 20____ г. СОГЛАСОВАНО Председатель Учебно-методической комиссии факультета _________________ _______________________________ «____» ______________ 20____ г.

Ставрополь 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие…………………………………………………………….3

Учебно-тематический план…………………………………………….5

Разработки лабораторных занятий…………………………………….6

Предисловие.

1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Психология здоровья» является формирование у студентов исследовательской и практической компетентности в сфере распространения информации и формирования знаний о психологических факторах психического и физического здоровья и здоровом образе жизни.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Психология здоровья» относится к базовой части общепрофессиональных дисциплин (Цикл С.3). Логически и содержательно данный курс сопряжен с курсами «История», «Функциональная анатомия ЦНС», «Антропология», «Профессиональная этика», «Общая психология».

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: способность и готовность к:

- пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

- пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

- овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК-6);

- совершенствованию и развитию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-7);

- овладению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-8);

- умению самостоятельно проводить психодиагностическое исследование в соответствии с исследовательскими задачами и этико-деонтологическими нормами, обработку и анализ полученных данных (в том числе, с применением информационных технологий), интерпретировать результаты исследования (ПК-7);

- овладению навыками формирования установок, направленных на здоровый образ жизни, гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, гуманистическое взаимодействие с окружающим миром (ПК-22);

- овладению навыками подготовки и презентации программ психического здоровья для общественных и государственных организаций, программ раннего психологического вмешательства для групп повышенного риска психологической дезадаптации в различных ее формах (ПК-23).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: теоретические и методологические основы психологии здоровья, современные концепции здоровья и здорового образа жизни;психологические факторы формирования поведения, направленного на поддержание, сохранение, укрепление и восстановление здоровья.

Уметь: разработать и презентовать программу для общественных и государственных организаций о психологических услугах в области здоровья; применять психологическое сопровождение инноваций, нацеленных на повышение качества жизни, психологического благополучия и ценности здоровья людей; оказывать практическую помощь людям разного возраста по формированию и укреплению здоровья, в том числе психического, социального и физического.

Владеть: базовыми понятиями здоровья, методами психологического воздействия в укреплении и развитии здоровой личности; навыками просвещения и овладения психологической культурой ведения научно-исследовательской работы в области психологии здоровья.

4. Учебно-тематический план дисциплины (модуля) «Психология здоровья»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц 108 часов.

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Семинар Лаборат. Практич. Самост. раб.
1. Раздел 1. Психологическое здоровье личности 1. Здоровье как научная категория. Ценностный аспект здоровья               контрольная работа
2. Раздел 2. Психология здоровья 2 - Физическое здоровье. 3- Психологическая устойчивость личности. 4- Индивидуально-типологические аспекты личности. 5 – Социальное здоровье. 6- Гендер и здоровье.           тестирование
3. Раздел 3. Образ жизни 7- Здоровье и образ жизни. 8- Интеграция медико-педагогических знаний в решении проблем здоровья подрастающего поколения. 9- Жизненный путь человека и его здоровье.         тестирование
3. Раздел 4. Охрана психического здоровья. 10- Частные области сохранения и развития индивидуального и общественного здоровья: охрана психического здоровья, питание, семейное здоровье, сексуальное здоровье, профилактическая наркология, труд и отдых; 11- Методы психологического воздействия в укреплении и развитии здоровой личности.           тестирование
  Итого       экзамен

Лабораторное занятие №1

Вопросы, выносимые на обсуждение.

1. История становления и современное состояние науки.

2. Современное состояние и перспективы развития психологии здоровья.

3. Определение психологии здоровья и задачи исследования.

4. Взаимосвязь с другими науками.

5. Психологические факторы здоровья.

Методические рекомендации.

1. Студент должен ознакомиться с определениями понятияздоровье, психология здоровья, психосоматическая медицина, поведенческая медицина, болезнь, здоровый образ жизни, валеология, гигиена, медицина, психогигиена; иметь представление об основных этапах в становлении психологии здоровья за рубежом и в России. Изучить развитие гигиены, санологии и валеологии как этапы развития психологии здоровья. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.

2. Студент должен ознакомиться с понятием интрарактивный человек. Охарактеризовать основные мысли Бехтерева В.М. относительно условий формирования здоровой личности. Проблемы здоровья и здорового образа жизни в контексте российской культуры. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Бовина И.Б. Социальная психология здоровья и болезни. – М., 2008.

3. Студент должен ознакомиться с понятием психология здоровья, критерии психического и социального здоровья, факторы здорового образа жизни, здоровое поведение, психосоматическое заболевание. Изучить содержание предметной области данной отрасли психологии. Сформировать представление о сфере интересов психологии здоровья. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.

4. При подготовке к данному вопросу студент должен ознакомится с такими определениями как, эпидемиология, общественное здоровье, медицинская социология, медицинская антропология. Изучить взаимосвязь психологии здоровья и психофизиологии, детской и возрастной психологии, медицинской психологии, социальной психологии, инженерной и промышленной психологии, психологии спорта, дефектологии. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья: Учебное пособие. — СПб., 1998.

5. При подготовке к данному вопросу студент должен ознакомиться с тремя основными группами психологических факторов, влияющих на болезнь и здоровье. Охарактеризовать группу независимых факторов: поведенческие паттерны, поддерживающие диспозиции, эмоциональные паттерны. Изучить вторую группу факторов: совладение, употребление и злоупотребление веществами, виды поведения, способствующие здоровью, соблюдение правил. Раскрыть содержание третьей группы факторов: общий стресс и существование в болезни. Сформировать представление о взаимодействии факторов. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья: Учебное пособие. — СПб., 1998.

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. - М., 2007.

2. Бовина И.Б. Социальная психология здоровья и болезни. – М., 2008.

3. Диагностика здоровья. Психологический практикум / под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2007.

4. Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.

5. Петрова Н.Ф. The idea of systematic character in the determination of the notion of health // European Journal of Natural history. №2. 2006. С. 61-63.

6. Современные образовательные технологии / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – М., 2011.

Дополнительная литература

1. Абрамова Г. С, Юдчиц Ю. А. Психология в медицине: Учебное пособие. — М., 1998.

2. Агаджанян Я А., Ананьев В. А., Андреев Ю. А. и др. Основы валеологии. Кн. 2. — Киев: Олимпийская литература, 1999.

3. Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья: Учебное пособие. — СПб., 1998.

4. Ананьев В. А., Давиденко Д. Я, Петленко В. Я, Хомутов Г. А. Этюды валеологии / Под общ. ред. Д. Н. Давиденко. - СПб.: СПбГТУ, БПА, 2001.

5. Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье. — М., 1990.

6. Васильева О. С, Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека (эталоны, представления, установки): Учебное пособие. — М., 2001.

7. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья. Феномен здоровья в культуре, психологической науке и обыденном сознании. – М., 2005.

8. Водопьянова Н. А., Ходырева Н. В. Психология здоровья // Вестник ЛГУ Сер. 6 . - 1991. Вып. 4.

9. Гарбузов В. И, Человек, жизнь, здоровье. (Древние и новые каноны медицины). - СПб., 1995.

10. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984.

11. Никифоров Г. С. Здоровье как системное понятие // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб., 2000.

12. Никифоров Г. С. Психология здоровья: Учебное пособие. — СПб., 2002.

13. Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб., 2000.

14. Секач М.Ф. Психология здоровья. - М., 2005

Информационные ресурсы:

1. www.pedlib.ru/Books/3/0244/3_0244-1.shtml

2. psychology.net.ru/shop/book.html?book=157917

3. www.koob.ru/homskaja/homskaja_neuropsychology

4. www.psyinst.ru/library.php/index.htm?part=article&id=1610

Задания для развития и контроля владения компетенциями:

1. Аннотирование пяти статей из психологических журналов 2007-2011 гг. по теме «Психология здоровья».

2. Конспект статьи: 18. Давидович В.В., Чекалов А.В. Здоровье как философская категория // Валеология. 1997, №1.

3. Подготовить реферат на тему: Понятие о психологическом здоровье личности.

Лабораторное занятие №2

Тема: Физическое здоровье

Цель: формирование у студентов способности и готовности к овладению навыками формирования установок, направленных на здоровый образ жизни, гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, гуманистическое взаимодействие с окружающим миром (ПК-22).

Организационная форма занятия – лабораторное занятие.

Вопросы, выносимые на обсуждение.

1. Понятие «физическое здоровье».

2. Факторы физического здоровья.

3. Адаптационные резервы организма.

Методические рекомендации.

1. Студент должен ознакомиться с определениями понятия физическое здоровье, самоорганизация, самообновление, гомеостаз. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Никифоров Г. С. Здоровье как системное понятие // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб., 2000.

2. Студент должен ознакомиться с основными факторами физического здоровья. Изучить физическое развитие. Охарактеризовать физическую и функциональную подготовленность. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Васильева О. С, Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека (эталоны, представления, установки): Учебное пособие. — М., 2001.

3. Студент должен ознакомиться со структурой и функциональными резервами организма. Изучить состояние функциональных резервов. Охарактеризовать физиологические резервы организма. Рассмотреть влияние двигательной активности на физическое здоровье. Ответить на вопрос: «Каковы медицинские подходы к объективной оценке уровня физического здоровья?». Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.

Рекомендуемая литература.

Основная литература

1. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. - М., 2007.

2. Диагностика здоровья. Психологический практикум / под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2007.

3. Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.

Дополнительная литература

1. Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья: Учебное пособие. — СПб., 1998.

2. Васильева О. С, Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека (эталоны, представления, установки): Учебное пособие. — М., 2001.

3. Гурвич И. Н. Социологическое исследование общего и нервно-психического здоровья молодежи // Социология молодежи. Кн, III. — М., 1995.

4. Никифоров Г. С. Здоровье как системное понятие // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб., 2000.

5. Никифоров Г. С. Психология здоровья: Учебное пособие. — СПб., 2002.

6. Никифоров Г.С. Практикум по психологии здоровья. – СПб., 2005.

7. Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб., 2000.

Информационные ресурсы:

1. www.pedlib.ru/Books/3/0244/3_0244-1.shtml

2. psychology.net.ru/shop/book.html?book=157917

3. www.koob.ru/homskaja/homskaja_neuropsychology

4. www.psyinst.ru/library.php/index.htm?part=article&id=1610

Задания для развития и контроля владения компетенциями:

1. Конспект статьи: Труфанова О.К. К вопросу о психологической характеристике состояния соматического здоровья // Психологический вестник РГУ. 1998, №3, с.70-71.

2. Проведение исследования с помощью методики «Оценка физической работоспособности с помощью 6-моментной функциональной пробы» (поД. Н. Давиденко); описание и оценка результатов. Обсуждение результатов в группе.

Оснащение.Секундомер.

Порядок работы.Методически эта проба выполняется, следующим образом:

1. Подсчитывается частота сердечных сокращений в состоянии по­коя (в положении лежа) за минуту.

2. Испытуемый встает, и у него подсчитывают частоту сердечных сокращений за вторую минуту пребывания в вертикальном поло­жении.

3. Разность между величинами ударов пульса в состоянии стоя и ле­жа умножают на 10.

4. Испытуемый делает 20 глубоких приседаний в течение 40 с (во время приседания руки энергично вытягиваются вперед, при вста­вании — опускаются). Подсчитывается ЧСС за первую минуту восстановления.

5. Подсчитывается ЧСС за вторую минуту восстановления.

6. Подсчитывается ЧСС за третью минуту восстановления.

Итоговая оценка получается благодаря суммированию результа­тов всех 6 описанных выше пунктов. При сумме, равной 500 и более, уровень физической работоспособности оценивается как низкий; при 450-500 — ниже среднего; при 400-450 — средний; при 350-400 — выше среднего; при сумме, меньшей 350, — высокий.

3.Проведение методики «Самооценка физического здоровья»;описание и оценка результатов

Методика.Самооценка состояния физического здоровья проводится по методике, разработанной С. Степановым..

Порядок работы.Испытуемому предлагается оценить свое физиче­ское здоровье по ряду наиболее важных показателей.

Обработка и интерпретация результатов.Подсчитывается общая сумма баллов по всем показателям. Полученным результатам соот­ветствуют следующие рекомендации:

• Не более 20 баллов:целесообразно обратиться к врачу, чтобы проверить свое здоровье, а также попытаться сбросить лишний вес, пересмотреть свои привычки, начать заниматься физически­ми упражнениями.

• 21-60 баллов:следует уделить серьезное внимание борьбе с имею­щимися у вас факторами риска (лишним весом, курением, малой физической активностью).

• 61-100 баллов:результат неплохой, не снижайте интенсивности, развивая выносливость.

• Свыше 100 баллов:ваше здоровье отличное, у вас хорошие резер­вы выносливости и сопротивляемости болезням. Продолжайте в том же духе.

Лабораторное занятие №3

Вопросы, выносимые на обсуждение.

1. Общее представление о психологической устойчивости личности.

2. Составляющие психологической устойчивости личности.

3. Доминанты активности как опоры психологической устойчивости. Психологическая устойчивость как сопротивляемость.

Методические рекомендации.

1. Студент должен ознакомиться с определениями понятийпсихологическая устойчивость, личность, вера, религия, психологическая зависимость, уравновешенность, стойкость, сопротивляемость, социальная среда, внешняя религиозная ориентация, внутренняя религиозная ориентация, модель социального стресса, нервно-психическая неустойчивость, интеракционная зависимость. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Никифоров Г. С. Здоровье как системное понятие // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб., 2000.

2. Студент должен изучить внутренние и внешние составляющие психологической устойчивости. Охарактеризовать состояния уравновешенности и сопротивляемости. Рассмотреть факторы социальной среды, личность. Сформировать представление о вере, как опоре психологической устойчивости. Ответить на вопрос как связаны вера и психологическая устойчивость личности. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Секач М.Ф. Психология здоровья. - М., 2005.

3. Студент должен охарактеризовать виды и направления доминантной активности как опоры психологической устойчивости. Изучить психологическую устойчивость как сопротивляемость. Охарактеризовать состояния в ситуациях преодоления трудностей. Рассмотреть психологическую зависимость как следствие снижения устойчивости. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Секач М.Ф. Психология здоровья. - М., 2005.

Рекомендуемая литература.

Основная литература

1. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. - М., 2007.

2. Бовина И.Б. Социальная психология здоровья и болезни. – М., 2008.

3. Диагностика здоровья. Психологический практикум / под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2007.

4. Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.

Дополнительная литература

1. Абрамова Г. С, Юдчиц Ю. А. Психология в медицине: Учебное пособие. — М., 1998.

2. Агаджанян Я А., Ананьев В. А., Андреев Ю. А. и др. Основы валеологии. Кн. 2. — Киев: Олимпийская литература, 1999.

3. Гурвич И. Н. Социологическое исследование общего и нервно-психического здоровья молодежи // Социология молодежи. Кн, III. — М., 1995.

4. Никифоров Г. С. Психология здоровья: Учебное пособие. — СПб., 2002.

5. Никифоров Г.С. Практикум по психологии здоровья. – СПб., 2005.

6. Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб., 2000.

7. Секач М.Ф. Психология здоровья. - М., 2005

8. Ходырева Я. В. Психологические факторы здоровья // Актуальные проблемы практической психологии. — СПб., 1992.

Информационные ресурсы:

1. www.pedlib.ru/Books/3/0244/3_0244-1.shtml

2. psychology.net.ru/shop/book.html?book=157917

3. www.koob.ru/homskaja/homskaja_neuropsychology

4. www.psyinst.ru/library.php/index.htm?part=article&id=1610

Задания для развития и контроля владения компетенциями:

1. Конспект статьи: Смотрова Т.Н., Гриценко В.В. Ценностные ориентации личности и склонность к нарушению социальных норм // Психологический журнал. - №6, 2009.

2. Провести методику «Определение адаптационного потенциала» (Д. Н. Давиденко); обработать и описать результаты.

Вводные замечания.По определению И. И. Брехмана, здоровье представляет собой способность человека сохранять соответствую­щую возрасту устойчивость в условиях резких изменений триедино­го потока сенсорной, вербальной и структурной информации. Иными словами, здоровье можно рассматривать как степень выраженности адаптационных (приспособительных) реакций, обусловленных раз­витием функциональных резервов организма. Р. М. Баевским пред­ложена методика оценки так называемого адаптационного потенциа­ла (АП), отражающего возможности организма к адаптации. Если и результате адаптации организм исчерпал свои резервные возможно­сти, то адаптационный механизм нарушается и появляются устойчи­вые патологические изменения.

Оснащение.Секундомер, тонометр для определения уровня артери­ального давления.

Порядок работы. Для оценки адаптационного потенциала измеряют­ся уровень артериального давления и частота сердечных сокраще­ний. По формуле определяется численное значение показателя:

АП = 0,011 × ЧСС+ 0,014 × АД сист + 0,008 × АД диаст + 0,014 × В + 0,009 × т - 0,009 × h - 0,27,

где ЧСС — частота сердечных сокращений (уд/мин; АД сист и АДдиаст — систолическое и диастолическое артериальное давление соответствен­но, В — возраст (годы), т — масса тела (кг), h — рост (см).

Полученные результаты интерпретируются согласно данным, при­веденным в табл. 7.1.

Таблица 1

Лабораторное занятие № 4

Вопросы, выносимые на обсуждение.

1. Общие положения индивидуально-типологического подхода.

2. Психологические типы как формы психического здоровья.

3. Акцентуации личности и психическое здоровье.

Методические рекомендации.

1. Студент должен ознакомиться с определениями понятий:абсолютные нормы, основные нормы, темперамент, характер, акцентуация характера, астенический радикал, депрессивный радикал, психоастенический радикал, астенический радикал, интуитивно-логический тип, интуитивно-чувственный тип, мыслительный тип, сенсорно-планирующий тип, сенсорно-импульсивный тип, художественный тип, стрессовые ситуации. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.

2. При подготовке ко второму вопросу студент должен рассмотреть психологические типы, выделенные К. Юнгом, Д. Кейрси, И.П. Павловым. Охарактеризовать интуитивно-логический, сенсорно-планирующий, интуитивно-чувсвенный, сенсорно-импульсивный типы. Ответить на вопрос: «В чем состоит значение индивидуально-типологического подхода для психологии здоровья». Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб., 2000.

3. При подготовке ко второму вопросу студент должен рассмотреть классификации индивидуально-типологических особенностей К. Леонгарда, П.Б. Ганнушкина, Э. Кречмера. Охарактеризовать основные формы акцентуаций личности. Назвать сильные стороны каждого психологического типа и показать их адаптивное значение. Раскрыть сущность психологических проблем каждой из акцентуаций характера.

Рекомендуемая литература.

Основная литература

1. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. - М., 2007.

2. Бовина И.Б. Социальная психология здоровья и болезни. – М., 2008.

3. Диагностика здоровья. Психологический практикум / под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2007.

4. Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.

5. Петрова Н.Ф. Идея системности в определении понятия здоровья. Фундаментальные исследования // Научно-теоретический журнал Академии естествознания. – М., №3 – 2006. С. 25-27.

Дополнительная литература

1. Абрамова Г. С, Юдчиц Ю. А. Психология в медицине: Учебное пособие. — М., 1998.

2. Агаджанян Я А., Ананьев В. А., Андреев Ю. А. и др. Основы валеологии. Кн. 2. — Киев: Олимпийская литература, 1999.

3. Боев И.В. Пограничная аномальная личность. – Ставрополь: СГУ, 1999.

4. Гурвич И. Н. Социологическое исследование общего и нервно-психического здоровья молодежи // Социология молодежи. Кн, III. — М., 1995.

5. Никифоров Г. С. Психология здоровья: Учебное пособие. — СПб., 2002.

6. Никифоров Г.С. Практикум по психологии здоровья. – СПб., 2005.

7. Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб., 2000.

8. Секач М.Ф. Психология здоровья. - М., 2005

9. Ходырева Я. В. Психологические факторы здоровья // Актуальные проблемы практической психологии. — СПб., 1992.

Информационные ресурсы:

1. www.pedlib.ru/Books/3/0244/3_0244-1.shtml

2. psychology.net.ru/shop/book.html?book=157917

3. www.koob.ru/homskaja/homskaja_neuropsychology

4. www.psyinst.ru/library.php/index.htm?part=article&id=1610

Задания для развития и контроля владения компетенциями:

1. Подготовить реферат «В.М. Бехтерев о здоровье личности».

2. Проведение методики «Личностный опросник Айзенка»и групповое обсуждение результатов.Предлагаемая ниже методика направлена на выявление базо­вых характеристик личности (Айзенк) и может быть использована с целью поиска индивидуальных средств решения психологических затруднений отдельно взятых студентов.

Инструкция: Ответьте «да» или «нет» на вопросы:

Список вопросов.

1. Нравится ли Вам оживление и суета вокруг вас?

2. Часто ли у Вас бывает беспокойное чувство, что Вам чего-то хочется, а Вы не знаете чего?

3. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?

4. Чувствуете ли Вы себя иногда счастливым, а иногда печальным без какой-либо причины?

5. Держитесь ли Вы обычно в тени на вечеринках или в компании?

6. Всегда ли в детстве Вы делали немедленно то, что Вам приказывали?

7. Бывает ли у Вас иногда дурное настроение?

8. Когда Вас втягивают в ссору, предпочитаете ли Вы отмолчаться, надеясь, что все обойдется?

9. Легко ли Вы поддаетесь переменам настроения?

10.Нравится ли Вам находиться среди людей?

11.Часто ли Вы теряли сон из-за своих тревог?

12.Упрямитесь ли Вы иногда?

13.Могли бы Вы назвать себя беспечным?

14.Часто ли Вам приходят хорошие мысли слишком поздно?

15.Предпочитаете ли Вы работать в одиночестве?

16.Часто ли Вы чувствуете себя апатичным и усталым без серьезных причин?

17.Вы по натуре живой человек?

18.Смеетесь ли Вы иногда неприличным шуткам?

19.Часто ли Вам что-то так надоедает, что Вы чувствуете себя "сытым по горло"?

20.Чувствуете ли Вы себя неловко в какой-либо одежде, кроме повседневной?

21.Часто ли Ваши мысли отвлекаются, когда Вы пытаетесь сосредоточить на чем-то свое внимание?

22.Можете ли Вы быстро выразить свои мысли словами?

23.Часто ли вы погружены в свои мысли?

24.Полностью ли Вы свободны от всяких предрассудков?

25.Нравятся ли Вам "первоапрельские шутки"?

26.Часто ли Вы думаете о своей работе?

27. Очень ли Вы любите поесть?

28. Нуждаетесь ли Вы в дружески расположенном человеке, чтобы выговориться, когда Вы раздражены?

29. Очень ли Вам неприятно брать взаймы иди продавать что-нибудь, когда Вы нуждаетесь в деньгах?

30. Иногда Вы немного хвастаетесь?

31. Очень Вы чувствительны к некоторым вещам?

32. Предпочли бы Вы остаться дома в одиночестве, чем пойти на скучную вечеринку?

33. Бываете ли Вы иногда так беспокойны, что не можете долго усидеть на месте?

34. Склонны ли Вы планировать свои дела тщательно и раньше, чем следовало бы?

35. Бывают ли у Вас головокружения?

36. Всегда ли Вы отвечаете на письма сразу после прочтения?

37. Справляетесь ли Вы с делом лучше, обдумав его самостоятельно, а не обсуждая с другими?

38. Бывает ли у Вас когда-либо одышка, даже если Вы не делали никакой тяжелой работы?

39. Относитесь ли Вы к людям, которых беспокоит чтобы все было именно так. «как-нужно»?

40. Беспокоят ли Вас ваши нервы?

41. Предпочитаете ли Вы больше строить планы, чем действовать?

42. Откладываете ли Вы иногда на завтра то, что должны сделать сегодня?

43. Нервничаете ли Вы в местах, подобных лифту, метро, туннелю?

44. При знакомстве Вы обычно первым проявляете инициативу?

45. Бывают ли у Вас сильные головные боли?

46. Считаете ли Вы обычно что все само собой уладится и придет в норму?

47. Трудно ли Вам заснуть ночью?

48. Лгали ли Вы когда-нибудь в своей жизни?

49. Говорите ли Вы иногда первое, что придет в голову?

50. Долго ли Вы переживаете после случившегося конфуза?

51. Замкнуты ли Вы обычно со всеми, кроме близких друзей?

52. Часто ли с Вами случаются неприятности?

53. Любите ли Вы шутить и рассказывать забавные истории Вашим друзьям?

54. Предпочитаете ли Вы больше выигрывать, чем проигрывать?

55. Часто ли Вы чувствуете себя неловко в обществе людей выше Вас но положению?

56. Когда обстоятельства против Вас, обычно Вы думаете, тем не менее, что стоит еще что-либо предпринять?

57. Часто ли у Вас «сосет под ложечкой» перед важным делом?

КЛЮЧ: Для подсчета экстра версии- интроверсии - по 1 баллу за ответы «да» на вопросы 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 37, 39, 44, 46, 49, 53, 56.

За ответы «нет» на вопросы 5, 15, 20 ,29, 32, 34, 41, 51.

Для подсчета эмоциональной устойчивости - «да» - 2, 4, 7, 9,

11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Искренность в ответах - «да» - 6, 24, 36, «нет» - 12, 18, 30, 42, 48, 54. Если больше 4 баллов - результаты теста недействи­тельны.

1) Экстраверсия – интроверсия. Характеризуя типич­ного экстраверта, Айзенк отмечал его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Действует под влиянием мо­мента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимис­тичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмо­ции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт – это спокойный, застенчивый человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию реше­ний, любит во всём порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, и высоко ценит нравственные нормы.

2) Нейротизм — эмоциональная стабильность. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Эмоциональная устойчивость черта, выражающая сохранение организованного пове­дения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрес­совых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспо­койства, а так же склонностью к лидерству, общительно­сти. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

Используя данные обследования по шкалам экстраверсии – интроверсии и нейротизма мож­но вывести показатели темперамента личности по класси­фикации Павлова, который описал четыре классических типа.

Раздел 1. Психологическое здоровье личности - student2.ru

Лабораторное занятие № 5

Тема: Социальное здоровье

Цель: формирование у студентов способности и готовности ксовершенствованию и развитию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-7).

Организационная форма занятия – лабораторное занятие.

Вопросы, выносимые на обсуждение.

1. Здоровье как социальный феномен

2. Социальная структура и здоровье

3. Здоровье в территориальных общностях

4. Здоровье и социальные организации

5. Социальные изменения и здоровье общества. Система здравоохранения как институт социального контроля

Методические рекомендации.

1. Студент должен ознакомиться с определениями понятий:абсолютные нормы, аккультурация, внутригосударственная миграция, тендер, биологическая гипотеза, социализационная гипотеза, канализационная гипотеза, глобализация, девиантное поведение, евгеника, здоровое общество, здоровье городского и сельского населения, индустриальные неврозы, классовый градиент здоровья, мобильность, макроэкологический анализ, межгосударственная миграция. Рассмотреть роль популяции в сохранении индивидуального здоровья. Изучить критерии здорового общества. Определить место психологической науки в изучении здорового общества. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.

2. При подготовке к данному вопросу студент должен суметь перечислить основные виды устойчивых социальных групп. Описать механизмы воздействия на здоровье признаков принадлежности к социальному классу. Раскрыть сущность теоретических моделей, объясняющих причины классовой градации здоровья. Изучить влияние гендерных групп и семьи на здоровье человека. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. - М., 2007.

3. Студент должен описать критерии выделения территориальных общностей. Провести сравнительный анализ здоровья городского и сельского населения. Изучить роль территориальных перемещений на здоровье населения. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.

4. Студент должен рассмотреть влияние социальных организаций на общественное здоровье. Описать три группы факторов, влияющих на внутриорганизационные условия деятельности. Раскрыть сущность организационной патологии. Изучить показатели здоровья людей в организации и эффективность социальной организации. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Секач М.Ф. Психология здоровья. - М., 2005

5. Студент должен рассмотреть воздействие социальных изменений на здоровье общества. Ознакомиться с повреждающими эффектами вестернизации. Охарактеризовать стресс социальных изменений и его морально-психологические и экономические составляющие. Изучить очевидные и неочевидные функции социального контроля в системе здравоохранения. Изложить основные конкретно-методологические подходы к социологическому изучению здоровья. Для

Наши рекомендации