Семинар 1. ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Структура деятельности преподавателя.
2. Психологические предпосылки повышения эффективности деятельности преподавателя высшей школы.
3. Особенности педагогического мастерства преподавателя вуза.
4. Структура учебной деятельности.
5. Индивидуальные стили учебно-познавательной деятельности студентов.
Темы рефератов
1. Психологические особенности деятельности преподавателя.
2. Проблема педагогического мастерства преподавателя вуза.
3. Стили педагогической деятельности преподавателя вуза.
4. Учебная активность студентов и факторы, ее определяющие.
Семинар 2. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
1. Направленность личности педагога и типы педагогов.
2. Педагогические способности.
3. Профессиональное самосознание преподавателя.
Темы рефератов
1. Педагогическая направленность в структуре личности преподавателя вуза.
2. Общие и педагогические способности преподавателя вуза.
3. Профессиональное самосознание преподавателя вуза и его роль в педагогической деятельности.
4. Эмоциональная гибкость личности преподавателя и ее значение в сохранении психического здоровья учащихся.
5. Синдром «эмоционального выгорания» как фактор деформации личности преподавателя.
Семинар 3. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА И СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
1. «Я-концепция» и самооценка студента.
2. Психология студенческого коллектива.
Темы рефератов
1. Развитие мотивационно-потребностной сферы личности студента.
2. Психологические особенности развития эмоционально-волевой сферы личности студента.
3. Психологические особенности возрастного развития личности студента.
4. Психологические особенности формирования студенческого коллектива в процессе учебной деятельности.
5. Психологические особенности адаптации студентов к условиям вуза и к профессиональной деятельности.
Семинар 4. ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
1. Педагогическое общение.
2. Стили педагогического общения.
3. Диалог и монолог в педагогическом общении, уровни общения.
4. Педагогическая социальная перцепция.
Темы рефератов
1. Психологические особенности педагогического общения.
2. Педагогическая социальная перцепция.
3. Педагогическая эмпатия и ее роль в общении.
4. Рефлексия в процессе педагогического общения.
5. Вербальные и невербальные составляющие общения преподавателя вуза и их роль в повышении профессионального мастерства.
6. Творческая активность личности преподавателя и факторы, ее определяющие.
Литература
Основная литература
1. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович. Мн., 2003.
2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А.Зимняя. Ростов н/Д, 1997.
3. Педагогика и психология высшей школы. Ростов н/Д, 2002.
4. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / С.Д.Смирнов. М.,2001.
5. Столяренко, Л.Д.Педагогическая психология / Л.Д.Столяренко. Ростов н/Д, 2003.
6. Якунин, В.А. Педагогическая психология / В.А.Якунин. СПб., 1998.
Дополнительная литература
1. Акопов, Г.В. Социальная психология высшего образования / Г.В.Акопов. Самара, 1993.
2. Аминов, Н.Л. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей / Н.А.Аминов // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 71-77.
3. Аминов, Н.А. Выделение групп риска среди работающих учителей: прикладные аспекты психодиагностики склонности к развитию «синдрома эмоционального сгорания» с помощью 16 – PF Р.Кеттелла / Н.А.Аминов // Журнал прикладной психологии. 1998. № 6. С. 55-70.
4. Баранов, А.А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога: монография / А.А.Баранов. Ижевск, 1997.
5. Бенедиктов, Б.А. Психология обучения и воспитания в высшей школе / Б.А.Бенедиктов, С.Б.Бенедиктов. Мн., 1983.
6. Бенедиктов, Б.А. Психологические основы воспитывающего обучения в вузе / Б.А.Бенедиктов. Мн., 1977.
7. Бойко, В.В. Эмоциональное выгорание. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В.Бойко. М., 1996. С. 132-146.
8. Вербицкий, А.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов / А.А.Вербицкий, Т.А.Платонова. М., 1986.
9. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / A.А.Вербицкий. М., 1991.
10. Водопьянова, Н.Е. Синдром «психического выгорания» в управленческой деятельности / Н.Е.Водопьянова, А.Б.Серебрякова, Е.С.Старченкова // Вестник СПбГУ Сер. 6. 1997. Вып. 2. № 13. С.84-90.
11. Воронина, С.И. Особенности понимания личности студента преподавателями разных специальностей / С.И.Воронина // Вопросы психологии межличностного познания и общения. 1985. С. 30-38.
12. Габай, Т.В. Педагогическая психология / Т.В.Габай. М., 1995.
13. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В.Давыдов. М., 1986.
14. Ильясов, И.И. Структура процесса учения / И.И.Ильясов. М., 1986.
15. Кан-Калик, В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс / B.А.Кан-Калик. Грозный, 1976.
16. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С.Кон. М., 1989.
17. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В.Кузьмина. М.. 1990.
18. Кузьмина, Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н.В.Кузьмина. М., 1989.
19. Кузьмина, Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н.В.Кузьмина, Л.А.Реан. СПб., 1993.
20. Маркова, Л.К. Психология труда учителя / Л.К.Маркова. М., 1993.
21. Маркова, Л.К. Психология профессионализма / Л.К.Маркова. М., 1996.
22. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С.Мерлин. М., 1986.
23. Митина, Л.М. Психология профессионального развили учителя / Л.М.Митина. М., 1998.
24. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал / Л.М.Митина. М., 1994.
25. Педагогика и психология высшей школы. Ростов н/Д, 2002.
26. Реан, А.А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога / А.А.Реан // Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 77-82.
27. Реан, А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей / А.А.Реан, А.А.Баранов // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 45-54.
28. Реан, А.А. Психология педагогической деятельности / А.А.Реан. Ижевск, 1994.
29. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А.Реан, Я.Л.Коломинский. СПб., 1999.
30. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И.Ронгинская // Психологический журнал. 2003. Т. 23. № 3. С. 85-95.
31. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие / Е.Е.Сапогова. М., 2001.
32. Скугаревская, М.М. Синдром эмоционального выгорания / М.М.Скугаревская // Медицинские новости. 2002. № 7. С. 3-9.
33. Смирнов, С.Д. Психология образа: проблемы активности психического отражения / С.Д.Смирнов. М., 1985.
34. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С.Д.Смирнов. М., 2001.
35. Сочивко, Д.В. Исследование индивидуальных стилей познавательной деятельности: дисс. канд. психол. наук / Д.В.Сочивко. Л., 1984.
36. Форманюк, И.А. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / И.А.Форманюк // Вопросы психологии. 1994. №6. С. 57-64.
37. Формирование учебной деятельности студентов / [под ред. В.Я.Ляудис]. М., 1989.
38. Шитова, И.Ю. Проблемы педагогической профессии и пути их разрешения / И.Ю.Шитова // Ученые записки Таврического национального университета. Вып. № 3 (42).
39. Якунин, В.А. Психология педагогической деятельности / В.А.Якунин, Е.Н.Линов, Л., 1990.
Примерный план курса для аспирантов
№ п/п | Тема | Количество, ч |
Введение в психологию высшей школы | ||
Категории психологии: психика, сознание, деятельность | ||
Психология учебной деятельности и проблемы обучения в высшей школе | ||
Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения | ||
Психология педагогической деятельности | ||
Синдром «эмоционального выгорания» в педагогической деятельности | ||
Психология личности | ||
Психология личности студента и проблема воспитания в высшей школе | ||
Психология личности преподавателя | ||
Психология возрастных и профессиональных кризисов | ||
Психология общения | ||
Психология педагогического общения | ||
Психология студенческого коллектива | ||
Всего |
Примерный план курса для магистрантов
№ п/п | Тема | Лекции, ч | Семинары, ч |
Введение в психологию высшей школы | - | ||
Психология педагогической деятельности. | |||
Психология личности преподавателя | |||
Психология педагогического общения | |||
Психология учебной деятельности студентов | - | ||
Психология личности студента | |||
Психология возрастных и профессиональных кризисов | - | ||
Психология студенческого коллектива | - | ||
Всего |
Приложение