Групповая динамика. Параметры групповой сплоченности
Понятие групповой динамики. Впервые термин «групповая динамика» был использован К.Левиным в статье «Эксперименты в социальном пространстве», опубликованной в 1932 г. Сегодня термин «групповая динамика» используется весьма широко, но он практически не несет той методологической нагрузки, которую вкладывали в него ученики К.Левина.
Г.М.Андреева отмечает, что сегодня он используется для описания некоторой реальности в жизни группы: «Групповая динамика, в отличие от статики группы, это и есть совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие». К групповым процессам относятся, прежде всего, такие показатели динамики группы, как: 1) процесс развития; 2) процесс сплочения; 3) процесс группового давления; 4) процесс выработки решений [1].
Вопросы образования группы по разному рассматриваются в отечественной и зарубежной психологии. Для зарубежных авторов основной интерес заключается в психологических причинах вхождения человека в группу. Так, например, М.Робер и Ф.Тильман считают, что основная причина, по которой человек стремится войти в группу – получение удовлетворения от взаимодействия с другими людьми [3].
В свою очередь, Р.Л.Кричевский и Е.М.Дубовская считают, что возникновение организованной группы следует рассматривать как двух-ступеньчатый процесс: вначале группа объявляется формально, а затем наполняется конкретными людьми. На второй ступени личные побуждения людей играют значительную роль. В большинстве случаев человек сам решает, стать ли ему членом данной группы, согласно со своими ожиданиями, ценностями и амбициями, самооценкой и другим [5].
Образование группы – это процесс ее формального возникновения и комплектования конкретными людьми, которые привносят в группу свои живые личностные устремления, жизненный опыт и представления о том, как должна быть организована групповая жизнь.
Существует несколько подходов к выделению этапов развития малой группы. Один из них – теоретические модели развития от номинальной стадии (стадии формального образования) до высшей точки группового развития – коллектива. В качестве примера можно привести модель развития группы Л.И.Уманского [1].
Другой подход – эмпирические модели развития групп, полученные не в ходе теоретических построений, а в процессе лонгитюдных исследований жизни определенных социальных групп, существующих в условии изоляции. Например, такого рода модель создана Стенфордом и Роарксом, которая описывает школьный класс как особый вид малой группы.
Сторонники другого подхода рассматривают стадии развития групп, ограниченных в своем существовании по времени. К ним, в частности, относятся психокоррекционные группы, в которые входят обучающие группы и группы психотерапевтической направленности.
Так, в модели Л.И.Уманского группа – коллектив – это высшая форма развития группы. В такой группе существует широкая кооперация с другими группами, сформирована внутренняя сплоченность, кооперативность в инструментальной сфере. Автор определил коллектив как реальную контактную группу, отличающуюся интегративным единством коммунистической направленности, организованности, подготовленности и психологической коммуникативности.
Описывая механизмы групповой динамики, Л.И.Уманский выделил три источника противоречий, лежащих в основе поступательного развития группы. Любопытно, что его точка зрения перекликается с идеями сторонников психоаналитического направления.
Первое противоречие – это противоречие между потенциальными возможностями группы и ее реальной деятельностью в настоящий момент. Второе противоречие возникает между растущей интеграцией членов группы и потребностью каждого участника личностно реализоваться в ней. Третье – между усиливающейся ориентацией группы на свое общее «мы» и осознанием ее места и роли группы в более широкой социальной общности.
В психоаналитической парадигме ситуация нахождения человека в группе трактуется как изначально конфликтная. Конфликт возникает между существующей зависимостью одних членов группы от других и потребностью сохранить свободу. И как это ни парадоксально конфликт ведет к усилению группового влияния на личность, развитию групповых структур и отношений. Поскольку группа, создавая нормы, общие правила, структуры устоявшихся отношений, защищает своих членов от тревоги, порождаемой изначальной конфликтностью.
Какие процессы и эффекты могут быть отнесены к механизмам развития группы? Несомненно, идиосинкразический кредит лидера, который следует описать следующим образом. Действующим в настоящий момент лидерам, а также тем членам группы, которые внесли большой позитивный вклад в ее жизнедеятельность, позволено в своем поведении отклоняться от групповых норм, в определенном смысле экспериментировать с новыми возможностями. В случае если эксперимент с целями, способами их достижения, новыми формами межличностных отношений рассматривается большинством группы как удачный, его результаты могут быть закреплены как новая групповая норма.
Другим механизмом развития группы является нормативное влияние меньшинства, которое способствует росту познавательной активности членов группы, в ряде случаев ведет к изменению групповых целей или способов их достижения.
Третьим механизмом развития группы можно назвать внутригрупповой конфликт во всем многообразии причин его возникновения. Конфликт является потенциальной возможностью развития, которая реализуется при конструктивном разрешении противоречия. Еще одним механизмом развития группы являются эффекты, возникающие в процессе принятия группой совместных решений, – это поляризация и сдвиг к риску.
Все перечисленные механизмы создают силы изменения, заставляющие группу либо меняться, либо искать рычаги давления на эту силу. В качестве таких рычагов можно назвать механизмы стабилизации группы, к которым относятся следующие процессы и эффекты: конформность, совместимость, сработанность, сплоченность. Об этих явлениях мы поговорим ниже.