Факторы, инициирующие возникновение синдрома «эмоционального выгорания»
После признания существования синдрома «эмоционального выгорания» закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его. Традиционно они группируются в два больших блока:
1) особенности профессиональной деятельности;
2) индивидуальные характеристики самих профессионалов.
Рассмотрим в качестве примера классификацию В.В.Бойко, который выделяет ряд внешних и внутренних факторов предпосылок, провоцирующих «эмоциональное выгорание» [1].
1. Группа организационных (внешних) факторов включает в себя условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности. В некоторых работах подчеркивается доминирующая роль этих факторов в возникновении синдрома эмоционального выгорания. Рассмотрим их:
1) хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: такая деятельность связана с интенсивным общением, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения;
2) дестабилизирующая организация деятельности: основные ее признаки – нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие «бюрократического шума» – мелких подробностей, противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность, например, учащихся в классе. При этом дестабилизирующая обстановка вызывает многократный негативный эффект: она сказывается на самом профессионале, на субъекте общения – клиенте, потребителе, студенте, пациенте и т.д., а затем на взаимоотношениях обеих сторон;
3) повышенная ответственность за исполняемые функции и операции: представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Прежде всего, это касается медиков, педагогов, воспитателей и т.д. Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность, принимать на себя энергетические разряды партнеров. На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров – пациентов, учащихся, клиентов и т.д. Плата – нервное перенапряжение;
4) неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности, которая определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель – подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега – коллега». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других – искать способы экономии психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы;
5) психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения: у педагогов и воспитателей это дети с аномалиями характера, нервной системы, задержками психического развития. В процессе профессиональной деятельности почти ежедневно попадается клиент или пациент, который «портит нервы» или «доводит до белого каления». Невольно специалист начинает упреждать подобные случаи и прибегать к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая себя при помощи формулы: «не следует обращать внимание...» В зависимости от статистики своих наблюдений, он добавляет, кого именно надо эмоционально игнорировать: невоспитанных, распущенных, капризных или безнравственных. Механизм психологической защиты найден, но эмоциональная отстраненность может быть использована неуместно, и тогда профессионал не включается в нужды и требования вполне нормального партнера по деловому общению.
2. К внутренним факторам, обуславливающим «эмоциональное выгорание», В.В.Бойко относит следующие:
1) склонность к эмоциональной ригидности: естественно, «эмоциональное выгорание» как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Например, формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволять ему развиваться. Жизнь многократно подтверждает сказанное. Нередко случается так, что, проработав «в людях» до пенсии, человек, тем не менее, не утратил отзывчивость, эмоциональную вовлеченность, способность к соучастию и сопереживанию;
2) интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности: данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессогенный случай из практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья, бессонницу. Профессор Т.В.Решетова называет это безграмотным сочувствием, полным растворением в другом, слабыми границами «Я». Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость их восстанавливать или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Так, некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы и даже профессию. Часть молодых учителей покидает школу в первые пять лет трудового стажа. Но типичный вариант экономии ресурсов – «эмоциональное выгорание». Учителя спустя 11-16 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности;
3) слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности: здесь существует два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Соответствующее умонастроение стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы – безразличие, равнодушие, душевную черствость. Во-вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Систему самооценок он поддерживает иными средствами — материальными или позиционными достижениями. Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, и он не нуждается в ней, не испытывает от нее удовлетворения, поэтому «выгорать» ему просто и легко. Для личности с альтруистическими ценностями важно помогать и сочувствовать другим, поэтому утрату эмоциональности в общении она переживает как показатель нравственных потерь, как утрату человечности;
4) нравственные дефекты и дезориентация личности: возможно, профессионал имел нравственный изъян еще до того, как стал работать с людьми, или приобрел его в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности. Нравственная дезориентация вызывается иными причинами – неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого другой личности. Однако как в случае нравственного дефекта, так и при наличии нравственной дезориентации, формирование эмоционального выгорания облегчается. Увеличивается вероятность безразличия к субъекту деятельности и апатии к исполняемым обязанностям.
К этому перечню можно добавить факторы, выделенные Т.В.Решетовой (2002 г.):
5) неэмоциональность или неумение общаться;
6) алекситимия во всех проявлениях (невозможность высказать словами свои ощущения), всегда связана с тревогой;
7) трудоголизм, когда происходит камуфлирование какой-либо проблемы работой (трудоголик чаще всего темпом работы прикрывает свою профессиональную несостоятельность):
8) люди без ресурсов (социальные связи, родственные связи, любовь, профессиональная состоятельность, экономическая стабильность, цель, здоровье и т.д.).
Особенности факторов, обуславливающих синдром «эмоционального выгорания» в деятельности педагога. Рассмотрим сначала группу организационных факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности.
Условия работы. Основной упор в изучении этих факторов был сделан на временные параметры деятельности и объема работы. Практически все исследования дают сходную картину, свидетельствующую о том, что повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа, высокая продолжительность рабочего дня стимулируют развитие «выгорания». Профессия педагога подпадает под эти параметры: так, средняя величина рабочей недели учителя равна 52 часам, намного выше той, которая установлена по стране (40 часов); низкая оплата труда, не обеспечивающая нормального существования (практически все исследования подтверждают, что недостаточное денежное или моральное вознаграждение или его отсутствие способствуют возникновению выгорания), как следствие – сверхурочная работа, а значит повышенные нагрузки, что нередко приводит к фрустрации, тревожности, эмоциональному опустошению, как предпосылке различных психических заболеваний [6].
Содержание труда. Данная группа факторов включает в себя количественные и качественные аспекты работы с клиентами (учащимися): их количество, частоту обслуживания, степень глубины контакта. Так, в профессии педагога, большое количество учащихся в классе может привести к недостатку элементарного контроля, что будет являться главным фактором, способствующим «выгоранию». Педагогам все чаще приходится иметь дело с детьми из социально-неблагополучных семей, острота их проблем также способствует возникновению выгорания. Наиболее выпукло показано влияние этих факторов в тех видах профессиональной деятельности, где острота проблем клиентов сочетается с минимизацией успеха в эффективности их решения. В педагогике это могут быть классы коррекции, где при максимальном вложении усилий со стороны педагога, результат может оказаться не самым высоким. Любая критическая ситуация с учеником, независимо от ее специфики, ложится тяжким бременем на педагога, отрицательно воздействуя на него, приводит, в конечном итоге, к «выгоранию».
Социально-психологические факторы. Анализ взаимодействия между социально-психологическими отношениями работников к объекту их труда можно провести в двух направлениях: с позиции работников по отношению к своим реципиентам и особенностей поведения самих реципиентов (учеников). Существует взаимосвязь между данной характеристикой и «выгоранием». Зависимость может быть обусловлена спецификой самой деятельности. Так, учителя, характеризующиеся наличием опекающей идеологии во взаимоотношениях с учениками, не использующие репрессивную и ситуационную тактики, демонстрируют высокий уровень «выгорания». С другой стороны, неблагоприятная атмосфера в коллективе учащихся, их отношение к учителю и учебному процессу, апатия учеников и активное сопротивление учителю в виде негативного поведения также могут провоцировать возникновение «эмоционального выгорания» у педагогов [2].
Таким образом, профессия учителя может быть отнесена к разряду стрессогенных, требующих от него самообладания и саморегуляции. Проявления стресса в работе педагога разнообразны и обширны. В первую очередь, выделяются фрустрированность, тревожность, депрессия, эмоциональная ригидность и эмоциональное опустошение – это цена ответственности, которую платит учитель.
По данным социально-демографических исследований, труд педагога относится к числу наиболее напряженных видов труда в эмоциональном плане: по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т.е. тех, кто непосредственно работает с людьми. В.В.Бойко приводит следующие данные: из 7 300 педагогов общеобразовательных школ риск и повышенный риск патологии сердечно-сосудистой системы отмечен в 29,4 % случаев, заболевания сосудов головного мозга у 37,2 % педагогов, 57,8 % обследованных имеют нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта. Вся выявляемая соматическая патология сопровождается клиникой неврозоподобных нарушений. Собственно невротические расстройства выявились в 60-70 % случаев [1].
Индивидуальные факторы. В эту группу включены социально-демографические и личностные особенности. В.Е.Орел отмечает, что из всех социально-демографических характеристик наиболее тестю связь с «выгоранием» имеет возраст и стаж [3]. Причины спада профессиональной деятельности учителя старшего возраста, так называемый «педагогический криз», выделяет Ю.Л.Львова (1998 г.). По ее мнению, это:
– стремление педагога использовать новые достижения науки и невозможность их реализовать в сжатые сроки обучения; отсутствие отдачи учащихся; несоответствие ожидаемого и фактического результатов;
– возникновение и развитие излюбленных приемов, шаблонов в работе и осознание того, что нужно менять сложившуюся ситуацию, но как менять – неизвестно;
– возможность изоляции учителя в педагогическом коллективе, когда его поиски, инновации не поддерживаются коллегами, что вызывает чувство тревоги, одиночества, неверия в себя.
Большая часть учителей справляется с кризом, но частично он может оказывать влияние на развитие «выгорания» [2].
Что касается зависимости «эмоционального выгорания» и пола, то, как пишет Т.В.Форманюк, феминизированность профессии учителя имеет целый ряд отрицательных моментов. Среди них повышенная, в сравнении с мужчинами, в три раза заболеваемость психическими болезнями, высокая «стрессируемость», вызываемая бытовыми неурядицами из-за загруженности домашней работой, недостаточности внимания, уделяемого домочадцам и т.п. [6].
Личностные особенности. Более всего риску возникновения синдрома «эмоционального выгорания» подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. В их представлении настоящий педагог – это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью.
Таким образом, мы видим, что личностные характеристики людей приходящих в профессию, так же как характер профессиональной деятельности, играют не последнюю роль в формировании синдрома «эмоционального выгорания». Так какова же основная причина развития «эмоционального выгорания» – личностные черты или характеристики профессиональной деятельности? Определенной попыткой ответа на этот вопрос стало появление нескольких новых подходов к понятию выгорания, среди которых следует отметить подход К.Маслач и М.Лейтер. Основная идея подхода, предложенного данными авторами, заключается в том, что «выгорание» – результат несоответствия между личностью и работой. Увеличение этого несоответствия повышает вероятность возникновения «выгорания». Авторы выходят за рамки интерперсонального подхода и рассматривают «выгорание» как проявление эрозии человеческой души в целом, независимо от типа профессиональной деятельности.