Составить график развития психических функций, отражающих основные закономерности развития (опираться на кн. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология)

Семинар 5.

Тема: Детство как культурно-исторический феномен

1. Исторический анализ понятия «детство». Отношение к детям в исторической перспективе.

2. Детство как предмет науки.

3. Анализ возникновения и изменения детства в процессе человеческой истории.

4. Значимость полноценного проживания детства для благополучия жизненного пути человека.

5. Условия психического развития человека (природная среда, предметная среда, знаковые системы, социальное пространство)

6. Механизм социального наследования.

Литература

1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. Главы 2 – 7.

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. М.: Высшее образование, МГППУ, 2007, главы 2 – 7.

3. Крайг Г. Психология развития. СПб.: 2001, глава 2.

4. Психология человека от рождения до смерти/под ред. А.А.Реана. СПБ.: Питер, 2006, часть 1, разделы 9,14.

Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: 2000, Глава 1.

6. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: 2000, Глава 1, с..9-49.

7. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: 1978, глава 2, раздел 2.

8. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: 1989, с.32-35.

9. Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире. // Вопросы психологии, 2002, № 1, с. 3-16.

10. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых СПб. Издательство "Питер", 2008 г.

Кудрявцев В.Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания // Психологический журнал. 1998. № 3

Самостоятельная работа

Темы докладов: 1) Детская субкультура, ее содержание и функции; 2) Современные концепции детства.

Тема для эссе: Природное и культурное начало в ребенке (анализ любой главы на выбор из книги М.Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»)

СЕМИНАР 6

Тема: Психологические особенности младенческого возраста

Цель занятия: изучение психологических особенностей младенческого возраста, актуальных направлений психологической поддержки возрастного развития.

План

1.Кризис новорожденности.

2. Стадии младенчества.

3. Комплекс оживления, его проявления.

4. Физическое и моторное развитие в младенческом возрасте.

5. Когнитивное и речевое развитие в младенческом возрасте.

6. Психосоциальное развитие в младенчестве.

Психологические особенности раннего детства (1 – 3 года)

1. Социальная ситуация психического развития в раннем детстве. Кризис 1 года. Ведущая деятельность периода раннего детства.

2. Физическое развитие в раннем детстве.

3. Когнитивное развитие в раннем детстве.

4. Развитие речи в раннем детстве.

5. Психосоциальное развитие с раннем детстве.

6. Развитие предметных действий в раннем возрасте.

Литература

1. Крайг Г. Психология развития. СПБ.: 2001, Главы 8,9.

2. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: 1995, глава 7.

3. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: 2000, глава 5.

4. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры. СПб.: 1999, глава 1, раздел 1.12.

5. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: 2006, часть 3.

Самостоятельная работа

Темы докладов: Развитие предметных действий в раннем детстве. Речевое развитие в раннем детстве.

Напишите эссе на тему:«Комплекс оживления и социальная улыбка ребенка: загадка человеческой природы».

Составить 5 задач на изучение особенностей психического и личностного развития в младенчестве и раннем детстве.

СЕМИНАР 7

Тема: Психология детей дошкольного и младшего школьного возраста

План

1. Социальная ситуация психического развития дошкольников. Кризис трех лет.

2. Игра как ведущая деятельность дошкольников. Развитие игры в дошкольном возрасте.

3. Сенсорная культура, ее содержание и развитие в дошкольном возрасте.

4. Развитие когнитивной сферы дошкольников. Развитие речи в дошкольном возрасте.

5. Личностное развитие дошкольников. Психическая готовность детей к обучению в школе.

6. Социальная ситуация психического развития младших школьников.

7. Учение как ведущая деятельность младших школьников.

8. Основные психические новообразования младшего школьного возраста (произвольность, рефлексия, внутренний план действия).

9. Эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная сфера младших школьников.

10. Развитие Я-концепции младших школьников.

11. Особенности общения в дошкольном и младшем школьном возрасте: динамика развития.

Литература

1. Венгер Л.А., Питлюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: 1988, с.3-13.

2. Выготский Л.С. Кризис трех лет. //Собр. Соч. М.: 1984, т. 4, с. 365-376.

3. Крайг Г. Психология развития. СПб.: 2001. Глава 8.

4. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: 2000. Глава 6.

5. Мухина В.С. Детская психология. М.: 1985, с.262-270.

6. Немов Р.С. Психология. Т. 2. Психология образования. Главы 5, 10.

7. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: 1995. Главы 7,8.

8. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: 2006, часть 4.

9. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: 1996. Глава 21.

10. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: 1978. Главы 1,5,6.

Самостоятельная работа

Составление Port folioна тему «Развитие когнитивной сферы дошкольников»

СЕМИНАР 8

Наши рекомендации