Тема 9. Взгляды отечественных психологов на проблему психологической структуры личности и ее становления в процессе развития человека
Тема 9. Взгляды отечественных психологов на проблему психологической структуры личности и ее становления в процессе развития человека
В. 20. Взгляды В.М.Бехтерева на проблему понимания личности и условия развития личности
Влади́мир Миха́йлович Бе́хтерев (1857-1927) — выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик.
В 1907 основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт — первый в мире научный центр по комплексному изучению человека и научной разработке психологии, психиатрии, неврологии и других «человековедческих» дисциплин, организованный как исследовательское и высшее учебное заведение, ныне носящее имя В. М. Бехтерева.
По мнению Бехтерева личность представляет собою как бы две тесно связанные друг с другом совокупности следов, из которых одна теснее связана с органической, а другая – с социальной сферой. Т.е. в личности Бехтерев выделял социальную и органическую составляющие. Он подчеркивал доминирующую роль социальной среды, как побудитель всех рефлексов. По Бехтереву условия развития личности:
1 – окружающая природа: метеорологические и географические условия;
2 – наследственность организма;
3 – биологический фактор: врожденные условия с момента зачатия;
4 – физиологические условия – инфекции и другие заболевания;
5 – экономические условия;
6 – отсутствие общественной деятельности (учеба, спорт, адекватное общение) – приводит к неполному развитию личности;
7 – воспитание и обучение.
В.21. Понятие личности и уровней психического развития в представлении А.Ф.Лазурского
Александр Фёдорович Лазурский (1874-1917) — украинский и русский врач и психолог. Учитель В.Н. Мясищева.
Значение этой концепции в том, что впервые было выдвинуто положение об отношениях личности.По мысли А.Ф. Лазурского, основная задача личности – это приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле (природа, вещи, люди, человеческие взаимоотношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные ценности и т. п.). Мера (степень) активности приспособления личности к окружающей среде может быть разной, что находит отражение в трех психических уровнях:
1. Низшем уровне (среда максимально подчиняет человека, не учитываются его эндоспособности);
2. среднем уровне (больше возможности адаптации, человек более сознателен, более инициативен, выбирает занятие соответственно своим склонностям и задаткам);
3. высшем уровне (изменение среды, творческие способности). Фактически эти уровни отражают процесс психического развития человека.
Личность в представлении А.Ф. Лазурского – это единство двух психологических механизмов. С одной стороны, это эндопсихика – внутренний механизм человеческой психики - обнаруживает себя в таких основных психических функциях, как внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, т. е. в темпераменте, умственной одаренности, наконец, характере. По А.Ф. Лазурному, эндочерты в основном являются врожденными.
С другой стороны это экзопсихика,содержание которой определяется отношением личности к внешним объектам, среде. Экзопсихические проявления всегда отражают на себе внешние, окружающие человека условия. Обе эти части связаны между собой и влияют друг на друга.
В. 23. Основные характеристики структуры человека как индивида, личности и субъекта деятельности по Б.Г.Ананьеву
Борис Герасимович Ананьев (1907 – 1942) советский психолог, создатель концепции факультета психологии СПбГУ полагал, что структура личности строится по двум принципам одновременно:
- Иерархическому, где более общие и сложные социальные свойства личности подчиняют себе элементарные социальные психофизиологические свойства.
- Координационному, при котором взаимодействие свойств относительно автономно.
Теория
Дея-
Тельности
Содержание идеи А.В.Петровского при обосновании фаз становления личности в социальной среде.
Арту́р Влади́мирович Петро́вский (1924 -2006) — советский и российский психолог, специалист в области истории психологии, социальной психологии и психологии личности. Доктор псих. наук (1965), профессор (1967).
А. В. Петровский для каждого возрастного периода выделяет три фазы вхождения в референтную общность: адаптация, индивидуализация и интеграция, в которых происходят развитие и перестройка структуры личности: Первая фаза становления личности - активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности (нравственные, учебные, производственные и др.) и овладение теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы. Вторая фаза порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации - тем, что субъект стал таким, «как все» в группе, - и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. Третья фаза детерминируется противоречиями между сложившимся на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значимыми для него отличиями - с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те, демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности и т.д. - с другой. Интеграциянаблюдается и тогда, когда не столько индивид приводит в соответствие свою потребность в персонализации с потребностями общности, сколько общность трансформирует свои потребности в соответствии с потребностями индивида, который занимает в этом случае позицию лидера. Впрочем, взаимная трансформация личности и группы всегда, так или иначе, происходит.
Если противоречие между индивидом и группой оказывается не устраненным, возникает дезинтеграция, ее следствием оказывается либо вытеснение личности из данной общности, либо ее фактическая изоляция в ней, что ведет к закреплению характеристик эгоцентрической индивидуализации, либо ее возврат на еще более раннюю фазу развития.
В рамках этой фазы в групповой деятельности у индивида складываются новообразования личности — черты, которых не было не только у него, но и, быть может, нет и у других членов группы, но которые отвечают необходимости и потребностям группового развития и собственной потребности индивида осуществить значимый «вклад» в жизнь группы.
Каждая из перечисленных фаз выступает как момент становления личности в ее важнейших проявлениях и качествах — здесь протекают микроциклы ее развития. Если человеку не удается преодолеть трудности адаптационного периода, в дальнейшем будут складываться качества конформности, зависимости, безынициативности, что приводит к серьезной личностной деформации.
Тема 9. Взгляды отечественных психологов на проблему психологической структуры личности и ее становления в процессе развития человека