Когда в отечественной науке появился термин «психология общения»?

Когда в отечественной науке появился термин «психология общения»?

Дайте определение понятия «Психология общение».

1973г. Психология общения — раздел, который посвящен одной из самых важных сфер нашей жизни. Мы люди — социальные существа. Чтобы выжить и насладиться происходящим мы ежедневно взаимодействуем друг с другом. И чтобы это взаимодействие происходило наиболее эффективным и гармоничным путем, нам следует обучиться психологии общения, как «науке» бесконфликтной, гармоничной и эффективной коммуникации.

Две основных цели общения. Охарактеризуйте непосредственное и опосредованное общение.

Цели общения бывают самыми разными, но ученые выделяют две основные цели общения - это планирование и координация общей деятельности общества, либо конкретного индивидуума. Это значит, что общение как бы обслуживает другую деятельность, которая не является коммуникативной. Деятельность эта вполне способна носить и материальный характер и духовный (например, идеи, идеалы, ценности, мысли).

- Опосредованное общение - предполагает не полный психологический контакт - по телефону, через Интернет, в письменной форме и т.д.

- Непосредственное - общение “лицом к лицу”, при контакте визуальном.Формальное общение - деловое, ролевое, функциональное. Это общение всегда предполагает исполнение определенной социальной роли, например, общение по типу “эксперт - аттестуемый”,

Какие формы общения вам известны?

Перечислите их, дайте им краткую характеристику.

· ритуал.

Не несущая глубокого смысла формальность, принятая обычаем форма. Военные отдают при встрече честь, в средние века надо было сделать 16 ритуальных подскоков, а тут такая же формальность — надо произнести "Как дела?". На это собеседник так же формально ответит: "Нормально".

· развлечение,

"Привет! Как дела?" — может быть и началом развлечений, с подтекстом: "Рассказывай, что знаешь интересного". Тогда начинается более-менее занимательный треп, в котором люди привычно коротают время.

· психологическая игра, негативная манипуляция.

"Ну, как дела?", произнесенное с соответствующей интонацией, значит "Ну, попался", когда спрашивающий уже заранее уверен, что здесь что-то "не то" и собирается по этому поводу "врезать".

· деловое общение.

Мне нужна информация, мне ее дают. Партнер по общению здесь - только источник информации, а не человек со своей судьбой, дыханием и поиском.

· близость,

Живой контакт любящих (хотя бы чувствующих) друг друга людей. "Как дела?" здесь значит: "Я так рад тебя видеть! У тебя на душе все хорошо?", а ответное "Хорошо" может расшифровываться: "Я тебя тоже очень рада видеть, и теперь с тобой рядом мне просто замечательно..." Эти двое встретились.

Формы межличностного общения:

1) монологическая – когда только одному из партнеров отводится роль активного участника, а другому – пассивного исполнителя (например, лекция, нотация, и т. д.);

2) диалоговая – характерно сотрудничество участников – собеседников или партнеров по общению (например, беседа, разговор);

3) полилогическая – многостороннее общение, которое носит характер борьбы за коммуникативную инициативу.

При соблюдений каких правил взаимоотношений возложен диолог.

Самые общие правила диалога: обращение по имени, персонализация высказываний, внимательное слушание, безооценочность, следование научной этике, конгруэнтность: непротиворечивость вербальной и невербальной составляющей высказывания, подача и запрос обратной связи по предложенным схемам.

Восприятие партнера по общению как равного, имеющего право на собственное мнение и решение.

Безоценочное восприятие личности собеседника, доверие к нему.

Учет в общении чувств, желаний, физического состояния, которые общающиеся испытывают в данный момент встречи или разговора.

Вычленение и обсуждение проблем и нерешенных вопросов, всесторонний их анализ.

Обращение к собеседнику от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты

Виды атрибуции

– межличностная атрибуцияКаузальная атрибуция (от лат. causa — причина лат. attributio — приписывание) — феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причиндействий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий[1].

– объективная атрибуция обоснованная оценка и интерпретация чьих-либо действий и намерений в качестве агрессивных. Процесс атрибуции проходит, как считается, следующие этапы. Во-первых, устанавливается лицо, ответственное за акт предполагаемой агрессии. Во-вторых, анализируются его намерения, т.е. был ли данный акт совершен сознательно или это произошло случайно. В-третьих, выясняется отношение индивида к наступившим последствиям агрессии, а именно: стремился ли он к ним или, напротив, даже не мог их предвидеть. В-четвертых, если становится ясно, что к последствиям агрессии шли намеренно, наблюдатель решает, были ли мотивы действующего лица злонамеренными, или оно руководствовалось добрыми намерениями (Рул, Фергюсон, 1987). Характер оценок будет зависеть от стиля атрибуции, присущего конкретному наблюдателю. Если это оборонительный стиль атрибуции, то действия третьего лица будут трактоваться как скорее враждебные, нежели доброжелательные или случайные. Упомянутый стиль атрибуции определяется как «тенденция замечать угрозы и интерпретировать поведение других людей как намеренно выбранное для причинения вреда»

ситуативная атрибуциячастный случай атрибуции, нахождение причин своего или чужогоповедения в факторах ситуации (что, как правило, подразумевает их неподконтрольность человеку).

При ситуационной атрибуции наиболее часто причины наблюдаемого поведения усматриваются в случайности (для объяснения как удачи, так и неудачи), везении или невезении, сложности (самой ситуации, поставленной задачи, сопутствующих обстоятельств), во внешних воздействиях, помехах, действиях других людей и пр. Заметим особо, что ситуационность фактора не всегда означает его внешнего по отношению к субъекту характера: атрибуция причин поведения в таких, несомненно, внутренних факторах, как утомление или плохое самочувствие, представляет собой ситуационная атрибуция.

МИМИКА, ПОЗЫ, ЖЕСТЫ

Проксемика (от англ. proximity — близость) — область социальной психологии и семиотики, занимающаяся изучением пространственной и временной знаковой системы общения.

Первый тип жестов – жесты-символы. К ним относится, например, довольно распространенный сегодня во многих странах мира американский символ «ОК», означающий «все хорошо», «все в порядке» и передающийся с помощью большого и указательного пальцев, которые как бы образуют букву «О». Однако этот жест нельзя считать общепринятым. Например, во Франции он может означать ноль, а в Японии – деньги.

Другие жесты-символы еще в большей степени ограничены рамками той или иной культуры или местности, причем эта специфичность может проявляться двояко.

Во-первых, для обозначения какого-либо понятия в одной культуре может быть определенный символ, в то время как в другой – подобный символ отсутствует вовсе. Так, в Саудовской Аравии поцелуй в макушку означает извинение. В Иордании и некоторых других арабских странах проведение по зубам ногтем большого пальца символизирует ограничение финансовых возможностей.

Во-вторых, национальная специфика проявляется в том, что в разных культурах используются разные жесты-символы для обозначения одних и тех же или близких понятий, в частности, для того чтобы показать самоубийственность того или иного действия, решения и т. п., американцы приставляют один или два пальца к голове, как бы показывая тем самым пистолет. В аналогичной ситуации жители Папуа и Новой Гвинеи проводят рукой по горлу, а японцы делают энергичное движение рукой, сжатой в кулак.

Второй тип жестов – жесты-иллюстраторы, используются для пояснения сказанного. С помощью такого жеста усиливаются те или иные посылы сообщения, ключевые моменты беседы подчеркиваются и в результате лучше запоминаются. Наиболее типичным примером может служить указание направления рукой. Интенсивность жестикуляции зависит от темперамента. Когда она сильно различается, собеседники чувствуют неловкость, хотя часто не могут понять причину неудобства и раздражения.

Применение жестов-иллюстраторов, как и символических жестов культурно обусловлено. Главным культурным различием становится интенсивность использования жестов. Так, жители Средиземноморья, в отличие от народов Центральной или Северной Европы, активнее пользуются жестами. «Читать» иллюстративные жесты несколько легче, чем символические, поскольку они поясняют сказанное словами.

Третью группу составляют жесты-регуляторы. Они играют очень важную роль в начале и конце беседы. Один из таких жестов-регуляторов – рукопожатие. Это традиционная и древнейшая форма приветствия. Она информативна и говорит о многом. Не случайно немецкий философ И. Кант назвал руку «видимой частью мозга».

В деловом мире рукопожатие используется не только при приветствии, но также как символ заключения соглашения, знак доверия и уважения к партнеру. Интенсивность и длительность рукопожатия относится к важным компонентам. Так, короткое, вялое рукопожатие и очень сухие руки могут свидетельствовать о безразличии. Влажные руки говорят о сильном волнении. Важно принимать во внимание индивидуальные особенности человека: есть люди, у которых ладони почти всегда влажные. Чуть-чуть удлиненное рукопожатие наряду с другими невербальными средствами (улыбкой, взглядом) демонстрирует дружелюбие, но не стоит слишком долго задерживать руку собеседника. Это вызывает ощущение попадания в капкан что естественно, вызывает раздражение.

Рука, протянутая для рукопожатия и повернутая тыльной стороной вниз, подчеркивает превосходство. Иногда в рукопожатии участвуют обе руки. Например, правая рука пожимает руку собеседника, а левая охватывает ее с другой стороны. Такое рукопожатие называется «перчаточным» так как рука оказывается в руках собеседника, как в перчатке. Подобного рукопожатия следует избегать при первой встрече. Когда будут установлены теплые дружеские и достаточно неформальные отношения, можно прибегнуть к «перчаточному» рукопожатию.

Жесты-регуляторы позволяют поддержать беседу или указать на ее окончание. Например, частые кивки головой означают необходимость ускорить беседу, не отвлекаться на частности и пояснения, а медленные – показывают заинтересованность в беседе, согласие с партнером; немного приподнятый вверх указательный палец – стремление прервать на данном месте партнера, возразить ему, вернуться к другой теме и т.п.

Наконец, четвертую группу составляют жесты-адапторы, сопровождающие обычно наши чувства и эмоции. Они напоминают детские реакции и проявляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми признаками переживаний. Так, если человек расстроен, он может теребить мочку уха или одежду, а в затруднительных ситуациях – почесывать затылок.

Способы саморегуляции.

1. СПОСОБЫ, СВЯЗАННЫЕ С УПРАВЛЕНИЕМ ДЫХАНИЕМ

Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Способ 1

Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании. На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна); на следующие четыре счета проводится задержка дыхания; затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6 и снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4. Уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

2. СПОСОБЫ, СВЯЗАННЫЕ С УПРАВЛЕНИЕМ ТОНУСОМ МЫШЦ, ДВИЖЕНИЕМ

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.

Способ

Поскольку добиться полноценного расслабления всех мышц сразу не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.

Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза;

- дышите глубоко и медленно;

- пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);

- постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;

- прочувствуйте это напряжение;

- резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе;

- сделайте так несколько раз. В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр.).

3. СПОСОБЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВОЗДЕЙСТВИЕМ СЛОВА

Известно, что «слово может убить, слово может спасти». Вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения.

Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма.

Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

Способ 1. Самопрограммирование

Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.

- Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.

- Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова, например «именно»: «Именно сегодня у меня все получится»; «Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»; «Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»;

«Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».

- Мысленно повторите его несколько раз.

4. СПОСОБЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБРАЗОВ

Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики.

Чтобы использовать образы для саморегуляции:

- Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации.

- Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте:

1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес);

2) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка);

3) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).

- При ощущении напряженности, усталости:

1) сядьте удобно, по возможности, закрыв глаза;

2) дышите медленно и глубоко;

3) вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций;

4)проживите ее заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения;

5) побудьте внутри этой ситуации несколько минут;

6) откройте глаза и вернитесь к работе.

В заключение отметим следующее. В работе по профилактике нервно-психической напряженности первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся

Метод визуализаций

Метод визуализации – это мысленное представление того, что должно произойти или что мы хотим осуществить в жизни. Поэтому нам необходимо четко знать и ясно представлять, что мы на самом деле на данном этапе жизни и в данное время хотим.


Визуальные методы хороши бывают тогда, когда ты не кино крутишь, а делаешь картинку. Причем, картинку с чувствами.

Например, ты желаешь получить большой, роскошный, комфортный дом. Сначала ты пишешь список, зачем он тебе нужен и что тебе даст. В списке должно быть при очень быстром написании, без раздумий пунктов 10. При обдумывании - еще 20.

Потом пишешь отдельно (когда я говорю "пишешь" - это значит именно писать ручкой на бумаге.Печать на компьютере даёт совершенно другой эффект), что ты будешь чувствовать, когда получишь этот дом. И только потом ты стараешься представить, что ты будешь ощущать, выбираешь самый яркий образ своего наслаждения этим шикарным домом и теперь держишь его в себе по 5 минут каждый день. Например: "Если у меня будет большой, шикарный дом, то:

Я получу то, что желал все свои сознательные годы;

Мне кажется, что в прошлых жизнях у меня были роскошные апартаменты и сейчас я хочу так же, а если и не были, то тем более хочу;

Поместится много моих друзей;

Я люблю иногда побыть один, мне так становится спокойнее, в таком доме у меня точно будет место для уединения;

Я люблю танцевать и гостям будет приятно танцевать в просторной гостиной;

Спортзал на дому - это лучшее, что можно сделать для семьи;

Я хочу комнату под кинозал - обожаю стерео звук;

Я хочу возродить семейные традиции и быть дедом своим внукам;

У дома будет великолепная терраса, где мы будем собираться в теплое время года на завтраки, ужины и обеды: кушать на свежем воздухе - это лучшее, что можно придумать в нашей жизни;

Рядом я построю коптильню и мангал - мы уже на природе! - шашлыки - всей семьёй;

У меня будет между деревьев висеть гамак. Я буду ложиться и просить, чтобы качали или тянуть за веревку. Мне будет приятно;

В моём саду будут плодоносить малина, смородинка, клубника, яблоки, виноград;

Конечно, можно подумать, что мангал, смородина и гамак не при чём, но это только кажется: если всё это будет при маленьком домике в деревне, то это будет просто уютно, просто приятные мелочи, а если это всё будет при большом доме, роскошном, то это будет именно полное ощущение гармонии: я наслаждаюсь природой и всем, что она даёт и наслаждаюсь полным комфортом."

Что я буду чувствовать, когда получу этот дом?

Наслаждение бытиём со всех сторон.

Вера, что мои желания для вселенной тоже важны.

И вера, что я могу желать для себя даже роскоши.

А кроме того, все же человека всегда встречают по одёжке.

И вот я рисую картину: "Я сижу в окружении своей семьи, друзей, я чувствую себя как рыба в воде, потому что я всегда ощущал страсть к лестницам и просторным холлам, гостиным. Внутри меня есть спокойствие, что всё идёт как надо. Мне дают желанный роскошный дом потому, что от меня ждут большей отдачи. Дают, значит, верят в меня. Значит, мне есть что дать. Я верю себе больше, когда я вижу, что мои самые лучшие мечты сбываются. Самые большие и самые желанные. Я, ощущая всё это, например, кушаю крылышко куриное, как и все остальные".

Но я не вижу никого и самого дома тоже. Может быть, я могу видеть только фоном цвет этого дома. Я вижу себя на фоне цвета и ощущаю описанные чувства. Всё. Всё остальное я просто знаю и ощущаю. Вот такая визуализация будет правильной.

А представлять себе дом в подробностях - неправильно. И вообще. Тебе нужен именно дом как показатель статуса или дом как радость жизни?

Я рассказала о своём желании. С точки зрения мужчины, потому что часть пожеланий к дому - мужнины. И к тому же мужчины должны же чувствовать наше внимание к ним тоже.

Кстати. Очень важный момент. Разумеется, что для такой интересной дамы как я, выдали такого же интересного мужа. Он тоже очень сильный и энергии - масса. Как-то мы с ним что-то хотели - уже не помню точно - что именно. И оба согласились, что оба хотим то и так-то. Но, видимо, мало поговорили на эту тему. И желание не подходит. А потом выяснилось, что оно застряло в фазе распределения деталей. Я хотела например, носик чайника справа, а муж - сверху. И - никак. У обоих энергии и воли много и желания друг друга если не совпадают, то никто не получает ничего или получается коза с туловищем льва.

Поэтому очень важно соглашаться и принимать сторону своего супруга/и. А если не согласны, то искать компромиссы. Так, вполне разумно в своё или общее желание вставлять и пожелания своей половинки.

Надеюсь, что была понятной. Желайте на здоровье для себя самого лучшего.

А. Чуть не забыла. Слова из Библии: "Чем больше тебе дают, тем больше с тебя спросится".

И еще. Если вес человека меньше, чем то, что он желает, то желаемое он не получит или не удержит. Вес кармический. Чтобы быть больше чем то, что ты желаешь, нужно: 1 - Выполнить все те пункты, которые я назвала, 2 - работать душой и физически.

Это равносильно тому, что Иванушка-дурачок будет желать женитьбе на царевне. Так только желалось. Да в сказке делалось. А на самом деле такое невозможно. Свой кармический вес меньше, чем жена - царевна и полцарства впридачу.

Когда в отечественной науке появился термин «психология общения»?

Наши рекомендации