Психологические особенности младшего школьника

I. Вопросы для обсуждения.

1. Мотивы учебной деятельности младших школьников.

2. Особенности памяти младших школьников

3. Особенности мышления и воображения младших школьников

4. Индивидуально-типологические особенности учащихся начальных классов

II. Знакомство с упражнениями, направленными на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы младшего школьника

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.:Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2000. – 624 с.

2. АкимоваМ.К., КозловаВ.Т. Психологическаякоррекцияумственногоразвитияшкольников: Учеб. пособиедля студ. высш.пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2000.-160с.

3. АлферовА. Д. Психологияразвитияшкольников: Учеб. пособиедлястуд. вузов / А.Д. Алферов. -Ростовн/Д:Феникс,2000.- 384с.

4. БадмаевБ.Ц. Психологиявработеучителя: В2кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. – 240(391) с.

5. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 160 с.

6. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2007. – 368 с.

7. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979.- 286 с.

8. ВолковБ.С. Психологиямладшегошкольника: Учебноепособие / Б. С. Волков.
М.: Пед. общ-воРоссии, 2002. – 208 с.

9. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2004 - 276 с.

10. ЕрмолаеваМ. В. Практическаяпсихологиядетскоготворчества. Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, МПСИ, 2005 г. – 304 с.

11. Крайг, Д. Психология развития / Д. Крайг, Д Бокум. – СПб: Питер, 2005 – 940 с.

12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.

13. ЛевитинаС.С. Можнолиуправлятьвниманиемшкольника? - М.: Исток, 1999 - 216с.

14. МарковаА.К. Формированиемотивацииучениявшкольномвозрасте. – М.: Просвещение, 2001. – 157с.

15. Матвеева, Л. Г. . Что я могу узнать о своем ребенке. Психологические тесты, задания и игры / Л.Г. Матвеева, И. В. Выбойщик, Д. Е. Мякушкин. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 384 с.

16. Немов, Р.С. Психология: Учеб.для студ. педвузов: В 3 кн. Кн.2. Психология образования/ Р.С. Немов.– М.: ВЛАДОС, 1998. – 608 с.

17. Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.В. Типы темперамента в практической психологии. – СПб.: Речь, 2003. – 288 с.

18. Психология развития. Под редакцией Т.Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2001. – 352 с.

19. Родари, Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй / Д. Родари; Пер. с ит. Ю.Добровольской. – М.: Прогресс, 1990. – 191 с

20. СтреляуЯ. Рольтемпераментавпсихологическомразвитии. – М.: Прогресс, 1982. – 231с

21. Цукерман Г.А. Две фазы младшего школьного возраста //Психологическая наука и образование – 2000 – №2. 45-67.

22. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 – 512 с.

Занятие 7

Психология подростка

План проведения занятия

Семинар проводится в форме дискуссии по группам (командам).

Вопросы для обсуждения:

1. а) Кризис в подростковом возрасте обусловлен биологическим фактором развития - внутренним изменением в самом ребенке, половым созреванием.

б) Кризисность подросткового возраста объясняется тем, что изменяются социальные условия жизни и деятельности подростка.

2. а) Основными особенностями личности подростка являются: направленность на внутренний мир, противопоставление себя взрослым, бунтарство, конфликт со взрослыми.

б) Подросткам характерны: общительность, активность, любознательность, стремление к сотрудничеству со взрослыми.

3. а) Подростки способны к адекватной самооценке.

б) Подростки недооценивают или переоценивают свои реальные возможности.

4. а) В подростковом возрасте явно прослеживаются различия в поведении старших и младших подростков.

б) Средства самоутверждения в подростковом возрасте зависят от половой принадлежности.

5. а) Большое значение для воспитания подростков играет знание общих для данного возраста особенностей психики.

б) В процессе воспитания подростка большое внимание надо уделять индивидуальным особенностям психики.

6. а) Педагогическая запущенность это причина, а не характеристика личности подростка.

б) Педагогическая запущенность - качественная характеристика состояния объекта воспитательных воздействий.

7. а) Главную роль в перевоспитании «трудных» подростков играет воспитатель, учитель, семья.

б) Перевоспитание «трудных подростков» происходит только под влиянием коллектива.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.:Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2000. – 624 с.

2. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2007. – 368 с.

3. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979.- 286 с.

4. Кле,М. Психологияподростка: Психосексуальное развитие: пер. с фр. - М.: Педагогика, 1991. – 172 с.

5. Крайг, Д. Психология развития / Д. Крайг, Д Бокум. – СПб: Питер, 2005 – 940 с.

6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.

7. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. 5-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1999. –176с.

8. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для вузов / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2000. – 456 с.

9. Палагина, Н. Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / Н.Н. Палагина – М.: МПСИ, 2005. – 287 с.

10. Психология человека от рождения до смерти; Младенчество, детство, юность, взрослость, старость/ В.А. Аверин, Ж.К. Дандарова, А.А. Деркач; Под ред. А.А. Реана. — СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК: Олма-Пресс, 2002. — 656 с.

11. Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). – СПб.: «Речь», 2006. – 320 с.

12. Харламенкова, Н. Е. Самоутверждение подростка / Н. Е. Харламенкова; Российская академия наук, Институт психологии. – М.: Ин-т психологии РАН, 2007. – 384 с.

Занятие 8

Наши рекомендации