Потерпевшая, 17-летняя И., была психически и физически чрезвычайно травмирована преступлением (групповое изнасилование).
В данном случае можно использовать идею психологического "заражения" И. необходимо познакомить с девушкой полной энтузиазма и уверенности, необходимо чтобы девушки подружились. Через некоторое время благодаря дружбе с полным решимости человеком И. станет иначе смотреть на окружающее. Состояние депрессии по поводу совершенного насилия сменится чувством гнева, появится уверенность в себе и на очной ставке с насильниками И. сама будет давать подробные объективные показания.
Приведите примеры возможности использования методов психологии в профессиональной деятельности юриста.
Метод | Пример |
Наблюдение | Очевидно, что любой беседе сопутствует взаимное наблюдение, так называемый визуальный контакт партнеров по общению. В психологии различают прямое и косвенное наблюдение. По характеру контактов с изучаемыми объектами наблюдение подразделяется на непосредственное и опосредованное, по характеру взаимодействия - включенное и невключенное (со стороны) наблюдение. Метод наблюдения широко используется и в юридической практике в познавательных целях, например следователем в ходе проведения следственных действий. Так, во время осмотра места происшествия, обыска, допроса, следственного эксперимента, предъявления для опознания следователь имеет возможность целенаправленно наблюдать за поведением интересующих его лиц, их эмоциональными реакциями и в зависимости от этого менять тактику своего поведения |
Беседа (интервью) | Основное нНазначение беседы состоит в том, чтобы в процессе общения в психологически благоприятной обстановке получить необходимую информацию об интересующем человеке и других лицах. В ходе беседы составляется мнение о его развитии, интеллекте, психическом состоянии, о его отношении к тем или иным событиям, людям. И хотя с помощью беседы далеко не всегда удается получить исчерпывающую информацию, тем не менее она помогает составить определенное мнение о субъекте, определить по отношению к нему наиболее тактически правильную линию поведения. Со своей стороны во время беседы юристу следует произвести благоприятное впечатление на своего партнера по общению, пробудить у него интерес к обсуждаемым вопросам, желание отвечать на них, участвовать в диалоге. Беседа помогает юристу продемонстрировать свои положительные качества, стремление объективно разобраться в тех или иных явлениях. Поэтому она является важным инструментом налаживания и поддержания психологического контакта с лицами, с которыми предстоит продолжать диалог в той или иной форме |
Биографический | Основное назначение данного метода состоит в сборе сведений о фактах и событиях, имеющих социально-психологическое значение в жизни человека, с момента его рождения и до того периода, который интересует следователя, суд. В ходе допросов свидетелей, хорошо знающих обвиняемого, выясняются сведения о родителях, социальной среде, в которой он рос и воспитывался, его взаимоотношениях с окружающими, о его учебе, работе, интересах, склонностях, перенесенных заболеваниях, травмах, характере. В необходимых случаях изучаются различные медицинские документы, характеристики из школы, с места работы, личное дело, письма, дневники и т.д. Все эти сведения помогают понять причины того или иного поведения человека, мотивы его поступков. |
Анализ материал | |
Анализ продуктов и результатов | Данный метод в совокупности с другими особенно широко применяется при изучении личности разыскиваемых преступников, причин совершения ими противоправных деяний. Юристу же необходимо иметь общее представление о тех тестах, которые чаще используются психологами при проведении судебно-психологической экспертизы, при отборе на службу в правоохранительные органы, понимать сам подход, выбираемый психологом при обследовании той или иной личности, принципы подбора и психодиагностических методик применительно к той задаче, которую предстоит решать, и умело использовать получаемую от психолога информацию, правильно оценивая ее содержание. |
Метод независимых характеристик | Данный метод позволяет увидеть личность во всех ее проявлениях, оценивать человека объективно, с разных сторон, исключив субъективное к нему отношение. Так, например, чтобы наиболее полно охарактеризовать субъекта, совершившего преступление, бывает недостаточно одной лишь характеристики с его последнего места работы. Существенно дополнят представление о нем характеристики с других мест, где он учился или работал, мнение о нем его родных, знакомых. И хотя в каждом из этих источников информации могут содержаться элементы одностороннего подхода к оценке его личности, в целом же, поскольку все эти сведения независимы друг от друга, они позволяют составить о виновном объективное мнение. Метод обобщения независимых характеристик может также успешно использоваться при составлении психологического портрета разыскиваемого преступника. |
Экспериментальный | Эксперимент является одним из распространенных методов изучения личности. Например, следователь вправе производить следственный эксперимент. В некоторых случаях целью такого эксперимента является получение данных о способности лица воспринимать то или иное явление, какой-либо предмет в определенных условиях. В результате этого следственным путем удается получить информацию психологического содержания о качественной стороне процессов восприятия у свидетеля, а также по некоторым другим вопросам. Широко используется экспериментальный метод при проведении судебно-психологической экспертизы в целях исследования психических процессов испытуемого: восприятия, памяти, мышления, внимания. С помощью специально разработанных экспериментально-психологических методик (тестов) исследуются количественные и качественные характеристики психических познавательных процессов человека. |
Психодиагностический | Психофизиологические методы диагностики функциональных состояний индивида. С их помощью исследуются разнообразные показатели работы центральной, вегетативной нервной системы человека-оператора. К ним относятся электрофизиологические показатели: электроэнцефалограмма, электромиограмма, кожногальваническая реакция, электрокардиограмма. В эту же группу можно также включить методики, фиксирующие биохимические изменения в организме при различных экстремальных состояниях психики. Например, в качестве информативных признаков при диагностике стресса выявляют повышенное содержание в крови и моче так называемых гормонов стресса - адреналина и норадреналина. Поскольку для измерения всех этих характеристик функциональных состояний, влияющих на психику человека, необходима специальная аппаратура, тестовые методики данной группы иногда называют аппаратными методами исследования. Методики: - тест американского клинического психолога Д. Векслера "Шкала Векслера для измерения интеллекта взрослых", - шкала прогрессивных матриц Равена. , - 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кэттелла (16-ФЛО). , -опросник Г. Айзенка (EPI); |
Метод экспертноценок | Под экспертными оценками понимают комплекс логических и математических процедур, направленных на получение от специалистов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выработки рациональных решений. |
Приведите примеры преступлений совершенных по следующим мотивам: самоутверждения (статусный), защитные, замещающие, игровые.
Мотив | Пример |
Самоутверждения | Наиболее распространенный мотив при совершении изнасилований. Переживание собственной неполноценности, ущербности как мужчины фиксирует его на фрустрирующем объекте (женщина вообще). Желание избавиться от зависимости и, в тоже время, утвердиться в мужской роли может подтолкнуть такое лицо на совершение преступления, изнасилование. Наиболее опасны серийные сексуальные убийства, в основе которых лежат следующие мотивы. Сексуальные посягательства на женщин, сопровождаемые проявлениями особой жестокости, за которой стоит необходимость избавиться от психологической зависимости, от женщины как абстрактного образа, обладающего большой силой. Социальное или биологическое отвержение (действительное или мнимое) женщиной порождает у лица страх потерять свой социальный и биологический статус. Полностью господствуя над жертвой, преступник самоутверждается. |
Защитный | Убийства имеют субъективный, как правило, неосознаваемый смысл защиты от внешней угрозы, которой в действительности может и не быть. О., еще будучи подростком, часто совершал хулиганские действия и избивал своих сверстников, если ему казалось, что они хоть как-то ему угрожают. Был постоянно готов к отпору и для этого всегда носил с собой нож. Уже после службы в армии ударил на работе кулаком мастера, который якобы оскорбил его. В другой раз он, подойдя к группе мужчин, ударил одного из них ножом сзади (но лишь порезал костюм) — ему показалось, что они говорили о нем плохо. Через год, увидев у входа в клуб группу подростков, подошел к ним и ударил парня ножом в сердце, от чего тот на месте скончался. О. объяснил свои действия следующим образом: «Он меня обругал, а я ни от кого не потерплю такого». Интересно, что О., по его же словам, убил не того, кто его оскорбил, а другого, рядом с ним стоявшего. Это говорит о том, что ему важно было реализовать свою готовность к нападению, а оскорбления были лишь поводом для вымещения защитной агрессивности. |
Замещающий | Насильственные преступления (если первоначальная цель становится по каким-либо причинам недостижимой, то лицо стремится заменить ее другой, более доступной). Благодаря «замещающим» действиям происходит разрядка (снятие) нервно-психического напряжения в состоянии фрустрации. «Замещение» действий, т. е. смещение в объекте нападения, может происходить разными путями. Путем «генерализации» или «растекания» поведения, когда насильственные побуждения направлены не только против лиц, являющихся источником фрустрации, но и против их родственников, знакомых и т.д. Путем эмоционального переноса. Например, подросток, ненавидящий своего отчима, портит его вещи. Агрессия при «замещающих» действиях направляется против неодушевленных предметов или посторонних лиц, подвернувшихся под руку. Автоагрессия, т.е. обращение агрессии на самого себя. Не имея возможности «выплеснуть» свою враждебность вовне, человек начинает распекать себя, и нередко причиняет себе различные повреждения. |
Игровой | Игровые мотивы часто встречаются в преступных действиях воров-карманников и нередко тех, кто совершает кражи из квартир, магазинов и других помещений. Эти мотивы ярко проявляются в мошенничестве, где осуществляется интеллектуальное противоборство, состязание в ловкости, сообразительности, умении максимально использовать благоприятные обстоятельства и быстро принимать решения. Карточные шулера ведут как бы двойную игру — и по правилам, и обманывая, получая тем самым максимальные переживания от риска. |
Приведите примеры того, как характерологические особенности личности, а также приобретенные человеком привычки и профессиональные навыки влияют на способ сокрытия им искомого.
Жадность – жадный человек стремится спрятать ценности поблизости, чтобы иметь возможность проверить их неприкосновенность
Эгоизм -
Аккуратность – аккуратный человек прячет все дальше и тщательнее, он проявит максимум предусмотрительности и тщательно скроет необходимые вещи.
Самолюбие, самоуверенность - самоуверенный субъект не будет тратить много сил на устройство сложных тайников;
Хобби (коллекционирование, моделирование и т. п.) - например тайник может быть обнаружен в чучеле птицы у человека увлекающегося охотой, но работающего в настоящее время сантехником. Так любительские занятия, хобби нередко определяют искомые зависимости - у лица увлекающегося фотографией - купюры могут быть обнаружены в пачках с фотобумагой; у автолюбителей имеющих машину - тайники оборудованы в камерах, покрышках, канистрах и т. д
Профессиональная принадлежность - Профессиональные навыки и знания открывают возможность для использования с целью сокрытия тех мест, которые известны лицу в связи с его профессией. Причём эти места могут характеризоваться оригинальностью, вытекающей из тонкостей профессии, о которых знает только лицо обладающее ею. Например, слесарь зарыл орудия взлома в землю, а сварщик оборудовал тайник под брёвнами во дворе, вероятно, что лицо, умеющее столярничать, устроит тайник в деревянных предметах, а каменщик—в кирпичной стене, сантехник—в скрытых местах санузла, пчеловод—в ульях, садовник—в земле на приусадебном участке и т. п.);
Прокурор в закрытом заседании суда принимает участие в допросе потерпевшей по делу, об изнасиловании, совершенном группой лиц. успешный прокурор должен обладать высокой эмоциональной устойчивостью и работоспособностью, развитыми волевыми качествами, коммуникативными способностями, организаторскими качествами, высоким уровнем социализации, владеть психологическими приёмами допроса.
Разработайте стратегию и примерный план проведения допроса, учитывая психологические аспекты, проанализировав приведенную ситуацию:
Ф.И.О. допрашиваемого
Место допроса:
Время начала и окончания допроса:
Технические средства фиксации:
Участники следственного действия: Обстоятельства, подлежащие выяснению, Доказательства, имеющиеся в деле, Вопросы допрашиваемому, Тактические приемы, Обстоятельства излагаются по эпизодам в хронологическом порядке их выяснения
Психологический контакт — это такое состояние общения, при котором участники допроса испытывают потребность в совместной деятельности, в передаче, обмене информацией.
Свободный рассказ допрашиваемого — это изложение известных ему фактов в той последовательности, которая кажется ему наиболее приемлемой или рекомендованной следователем.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ДОПРОСА СВИДЕТЕЛЯ
В связи с какими обстоятельствами свидетель оказался на месте происшествия и что он там делал?
Где, когда и что произошло на месте происшествия?
Что предшествовало противоправному деянию?
Кто, где конкретно находился в это время на месте происшествия?
Кто, какие действия и против кого совершал на месте преступления?
Как преступники оказались на месте происшествия и как удалились с него?
Сколько преступников, потерпевших находилось на месте происшествия, как они выглядели (признаки внешности)?
Знаком ли свидетель с потерпевшими, подозреваемыми и в каких отношениях с ними находится?
Т.к. преступник располагал транспортным средством ( то выяснить каким конкретно, марка, гос. номер, индивидуальные признаки?
Какие телесные повреждения (следы-наслоения) могли остаться на потерпевших, преступниках? Какие повреждения могли остаться на одежде потерпевших, преступников?
Предпринимал ли кто-либо действия, направленные на пресечение преступления? Каков характер этих действий и их последствия?
Что сделал сам свидетель для пресечения преступления, преследовал ли преступника?
Какие погодные условия (освещенность, слышимость) были в момент преступления?
На каком расстоянии воспринималось преступное событие?
Нет ли у свидетеля дефектов зрения, слуха?
Сможет ли он опознать преступников, оружие, предметы преступного посягательства и по каким приметам?
Ребенок в начальной школе учился на «отлично», а после перехода на среднюю ступень обучения успеваемость резко снизилась.
Переход с одной ступени на другую означает смену условий обучения, влечет за собой ломку старых стереотипов поведения и изменения во взаимоотношениях с окружающими. Состояние ребенка в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.Падение успеваемости можно объяснить тем, что учитель начальной школы, выпустив своих детей в основную школу, отчетливо видит, как вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, т.е. оценивает его оптимистично. Принимая новый класс в основной школе, учитель-предметник приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Он переносит методы обучения, формы взаимодействия со старшими школьниками на подростка, а они по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения.
Учителя средней ступени обучения предъявляют новые требования к ученикам. Не все дети легко адаптируются в новых условиях, так как это связано с переходом на кабинетную систему обучения, различным стилем преподавания, личностными особенностями учителей. В этот период недостаточно обращается внимание на психологическое состояние учеников и уровень развития их личностных качеств. Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. Ситуация новизны является для ребенка в той или иной степени тревожной. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так личностных решений. Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Предъявляются разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять. Поступает большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых. Возникает чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.
Рекомендации учителю:
- создавать благоприятную эмоциональную обстановку в классе, близкую к начальной школе: доверительность, оптимизм, возможность посоветоваться, откровенно поговорить.
- учитывать психологические особенности 10 - 12-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-й класс;
- иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях;
- формирование умения учиться в средней школе;
- развивать учебную мотивацию, формировать интерес;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
- наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в начальной школе (4-й класс) и первого этапа обучения в основной школе (5 - 6-й классы);
- знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника.
Рекомендации родителям:
1. Создавать благоприятную эмоциональную обстановку дома
2. Повышать познавательный интерес ребенка
3. Повышать уверенность в себе
4. Проявлять доброжелательность к ребенку
5. Во все м его поддерживать
Ребенок младшего дошкольного возраста стал проявлять повышенную агрессивность, драчливость по отношению к родителям, особенно к матери, если она надолго отлучается из дома.
В данной ситуациипроявление повышенной агрессивности и драчливости по отношению к родителям со стороны ребенка, особенно к матери, если она надолго отлучается из дома, скорее всего проявляется из-за недостатка внимания и любви к нему. В этом случае с помощью агрессивного поведения ребенок может привлекать к себе внимание, пусть хотя бы со знаком "минус".
Содержание психолого-педагогической помощи родителям.