Как взаимодействовать с родителями ребенка, если они постоянно находятся в состоянии алкогольного опьянения.
Содержание консультации для социального педагога.Одной из важнейших составляющих социального бремени алкоголизма является его деструктивное влияние на семейные отношения. Алкоголизм одного из супругов негативным образом сказывается на различных аспектах семейной жизни, в первую очередь на характере межличностных взаимоотношений. Супруги алкоголиков имеют высокий уровень тревожно-депрессивных расстройств, более подвержены стрессам, имеют низкую социальную активность. Злоупотребление алкоголем и алкоголизм супруга является частой причиной семейных проблем, часто приводящих к разводу. Результаты многих исследований говорят о том, что люди, состоящие в браке за человеком, злоупотребляющим алкоголем, имеют плохое психическое и физическое здоровье. Алкогольные проблемы у мужа являются предиктором депрессии у жены, которая возникает вследствие психосоциального дистресса, в свою очередь возникающего в результате постоянных ссор, скандалов, психического и физического насилия, а также других проявлений супружеской дисгармонии. Злоупотребление алкоголем одним из супругов часто становиться причиной пьянства другого супруга. Острой проблемой, часто встречающейся в семьях алкоголиков, является насилие над детьми.. Как правило, ребенок становится жертвой «пьяной педагогики». В свою очередь, дети, подвергнувшиеся насилию, склонны к агрессивному поведению и злоупотреблению алкоголем. Таким образом, происходит воспроизведение антисоциального стереотипа поведения в следующем поколении.
Таким образом, злоупотребление алкоголем негативным образом сказывается на различных аспектах семейной жизни, в первую очередь на характере межличностных взаимоотношений, является частой причиной семейных конфликтов, психического и физического насилия, а также других проявлений супружеской дисгармонии, часто приводящих к разводу. Разрушение семьи катастрофическим образом сказывается на дальнейшей судьбе алкоголика, поскольку одиночество резко уменьшает шансы на выздоровление и увеличивает вероятность самоубийства. Поэтому необходимо эффективно использовать семейный ресурс в процессе комплексного лечения алкогольной зависимости. Здоровая семья является основой здорового общества. С другой стороны, в обществе с высоким уровнем потребления алкоголя многие семьи сталкиваются с проблемой алкоголизма.
Причины алкоголизма могут быть разными: наследственность, образ жизни (например, за свой труд человек получает «благодарности» в виде алкоголя), а может быть и душевная травма. Человек избавляется от эмоциональных переживаний самым быстрым способом — алкогольным опьянением, но это только усугубляет проблему. Получается замкнутый круг, из которого выйти многим уже не удаётся. При этом страдают все члены семьи, а тем более дети.
Мало того, что в семьях, где есть алкоголики, практически весь семейный бюджет уходит на алкоголь, так ещё и атмосфера в доме пропитана ссорами, криками и драками. Детям стыдно приводить в гости своих друзей. Да и ни на какую поддержку своих самых родных людей они рассчитывать не могут.
Нам очень хочется вам помочь и, уж тем более, хочется видеть ваши улыбки и счастливые глаза.
Давайте попробуем разобраться, что делать и как быть в таком сложном случае, когда есть проблемы с родителями - алкоголиками.
Для начала, вы должны понять, что алкоголизм — это заболевание. Вы бы не обижались на отца, если бы он заболел, например, воспалением легких? Так вот алкоголизм - то же самое, только гораздо серьезнее и тяжелее.
Обычно алкоголики со стажем не признают себя больными, но вам нужно постараться убедить родителя в специализированном лечении. Делать, конечно, это нужно, когда он трезв. Опишите, как вы хорошо заживете, когда он перестанет пить и вылечится. Только говорите доброжелательно и с любовью. Найдите в себе силы на многочисленные подобные разговоры.
Вполне возможно, что ваше сердце наполнено злостью и отвращением по отношению к пьющему родителю, но вам придется взять себя в руки, чтобы научиться переключаться на что-то хорошее. Ненависть разрушает душу, а у вас ещё вся жизнь впереди.
Если вдруг дома назревает драка, пьяный родитель не в духе, лучше пересидеть это время во дворе, у друзей или соседей. Не подвергайте свою жизнь опасности. Пьяный человек очень агрессивен и не контролирует свои поступки.
Важный совет: не зацикливайтесь на проблеме, если не получается в данный момент изменить ситуацию в доме. Сконцентрируйтесь на себе и своей личной жизни. Родители выбрали свой путь, а в ваших руках — ваше будущее. Не злитесь на весь мир из-за того, что у вас проблемы с родителями. Поверьте, у всех есть проблемы, только они разные.
Докажите себе, что вы многого можете добиться самостоятельно. Уделите внимание учебе, чтобы была возможность поступить в дальнейшем в ВУЗ на бюджетной основе. Участвуйте во всевозможных школьных мероприятиях и конкурсах. Читайте книги по воспитанию характера и воли. Ставьте для себя цели и твердо идите к ним.
Если нет поддержки в семье — не отчаивайтесь. Вокруг есть очень много хороших и чутких людей. Постарайтесь подружиться с большим количеством сверстников. В случае надобности, спросите совета у учителей или родителей друзей. Найдите для себя интересные занятия — спорт, музыка и т.д. Ведите здоровый образ жизни — вам не надо далеко ходить за примером.
Если эту статью читают взрослые люди, и ваши соседские дети имеют проблемы с родителями, употребляющими алкоголь, не будьте равнодушными — почаще приглашайте этих деток к себе в дом, говорите с ними, поддерживайте их. В совсем сложных случаях обращайтесь за защитой в социальные службы, если дело касается безопасности ребенка. Попытайтесь найти выход из трудной ситуации вместе. Ведь каждый из нас имеет право на счастье...
Какую роль может сыграть семья в борьбе с величайшим бичом современного человечества – алкоголизмом. Роль семьи очень велика.
Всё начинается с семьи.
Но в народных массах, даже и среди высокообразованных, интеллигентных людей не все научно образовано оценивают влияние алкоголя на организм.
Якобы питье в меру «это благо, считают многие». Алкогольные предрассудки и питейные обычаи своего универсальностью и стойкостью обязаны наркотическому влиянию алкоголя на центральную нервную систему.
Вследствие этого у человека возникает ложная самооценка, иллюзия, самообман. При таком самочувствии ощущается повышенное благосостояние организма, повышенном работоспособность и физическая и духовная. К несчастью это самообман не только себя, но и окружающих.
Большую роль играет в жизни семьи и общества роль примера, подражания, внушения. Сила внушения тем резче, чем большим авторитетом, доверием, симпатией пользуется тот, от которого внушение исходит. Поэтому влияние примера отца, матери старших братьев, сестер очень велико. Благодаря могучему влиянию примера, внушения и подражания умеренное регулярное вино питие в семье и в обществе становится опасным
в воспитании подрастающего поколения. У детей укореняется ненормальное отношение к спиртным напиткам.
Действительность такова, что благодаря родителям, которые
не ведая, что творят, с ранних лет отравляют нежный развивающийся организм различными алкогольными напитками. Это наблюдается повсюду, во всех слоях населения. Посмотрите у них задержка умственных способностей, плохо развитая речь, неустойчивое эмоциональное поведение. Это результат безвинного употребления алкоголя в меру. Роль семьи в борьбе с алкоголизмом очень велика. Именно в семье, можно на корню обрубить этот источник зла. «Секрет совершенствования человечества заключается в воспитании, - говорит Кант.
В семье, оценивающей должным образом всю могучую воспитательную силу именно примера, а не голых наставлений и поучений. Это необходимо для блага ваших детей, близких. Воспитание истинного гражданина своей родины, чутко отзывчивого к интересам всего человечества яд- алкоголь – является сильнейшим тормозом и преградой. Во имя светлого будущего ваших детей родители должны приложить волевые усилия и принцип жизни таков : в семье не должно быть места никаким спиртным напиткам!
Существует пять основных психологических характеристик
детей алкоголиков:
1. Низкая самооценка.
2. Фокусировка на внешнее окружение.
3. Неспособность выразить свои чувства и справиться с переживаниями.
4. Неспособность попросить о помощи, но готовность оказать её другим, даже если в этом нет необходимости. Такой стереотип поведения дети усвоили в родительской семье.
5. Экстремальное мышление, которое формируется в результате того, что семья алкоголика живет в ситуации постоянного стресса.
В итоге, когда члены семьи сталкиваются с какой-либо проблемой (кроме алкоголя) они ищут не способы её решения, а виноватого.
Эти психологические особенности личности накладывают отпечаток на последующую взрослую жизнь.
Чтобы помочь таким детям, необходимо сформировать
у них определённые психологические качества, которые не были сформированы в семье: надежную привязанность матери, самостоятельность, умение общаться со сверстниками и взрослыми, навыки планирования и
контроля своих действий.
Зачастую женщины отрицают факты, связанные с алкоголизмом мужа. Если женщина на это будет закрывать глаза, то возможны последствия из-за её неадаптированного поведения, ребенок часто болеет в такой семье, агрессивно себя ведет, бурно проявляет (или скрывает) свои эмоции.
Вины матери в связи с неблагополучием в семье нет. Но несчастная мать не может воспитать счастливогоребенка, поэтому женщина должна переключиться, спроблем с мужем на свои собственные проблемы и проблемы своего ребенка. Мать способна помочь ребенку и результат обязательно будет положительным. Для этого ей необходимо освоить ряд методик по регуляции своего психического состояния и состояния ребенка, по способам взаимодействия с сыном (дочерью)
Для этого можно использовать традиционные элементы семейной педагогики, как убаюкивание с помощью колыбельной песни или рассказывания сказки на ночь.
Итак, «Терапия материнской любовью»
Проводится через 20-30 минут после того, как ребенок заснул. Мать должна положить руку на голову ребенка и проговорить три раза (в слух, мысленно и опять вслух) словесные установки, внушения) следующих блоков.
Первый блок. «Витамины материнской любви» -Я тебя очень сильно люблю. -Ты самое дорогое и родное, что у меня есть.
Второй блок. «Физическое здоровье ребенка» - Ты сильный, здоровый, красивый. - Ты хорошо ешь и поэтому быстро растешь и развиваешься. - У тебя крепкое и здоровое тело.
Третий блок. «Нервно-психическое здоровье» -Ты спокойный мальчик (девочка, у тебя хорошие крепкие нервы. -Ты умный.
-тебе нравиться быть спокойным.
- у тебя хорошее настроение, ты любишь улыбаться.
- ты легко и быстро засыпаешь, хорошо спишь.
- ты видишь хорошие и добрые сны.
- у тебя хорошо развита речь.
- ты начинаешь хорошо говорить.
Четвертый блок.
«Народная медицина»
-Я забираю и выбрасываю твою болезнь.
Пять шагов для создания тесной взаимосвязи между матерью и ребенком.
1. Часто брать ребенка на руки и прижимать его к себе.
2. Долго и спокойно смотреть ему в глаза.
3. Чаще улыбаться ребенку.
4. Петь колыбельные песни.
5. Поглаживать ребенка.
Комплименты детям: «Какой ты у меня крепкий, красивый» «У тебя красивые белые зубки», «Великолепные косички».
В неблагополучной семье (такое случается и в благополучных семьях) дошкольник слышит в свой адрес в основном негативные характеристики. В результате у него формируется стойкое аффективное сознание «Я плохой» «Если я плохой, то, значит, не достоин любви! »
Люди с низкой самооценкой, как правило, избегают трудных ситуаций, ими легко руководить, их нетрудно ввести в заблуждение, для многих из них характерно заискивающее поведение. Они часто занимают в жизни оборонительнуюпозицию и легко разочаровываются, обвиняя других в своих собственных переживаниях. Зарубежные исследователи
отмечали, что самооценка закладывается в раннем детстве, приводят такой факт: в возрасте от 1 до 5 лет дети обычно слышат от 15 до 20 тыс. раз слова «нет» «не делай», «нельзя». Послания такого рода, исходящие от авторитетного лица, создают базу для снижения активности, неверия в свои силы.
Для нейтрализации этого негативного программирования потребовалось бы от 15 до 25 тыс. позитивных посланий типа «да», «ты можешь», «почему бы нет» специалисты отмечают, ребенок из алкогольной семьи находиться в сильнейшем нервно-психическом напряжении, что приводит к блокировке жизненной энергии, невозможности отреагировать отрицательные
эмоции и в конечном итоге – к различным болезням.
Упражнения, направленные на расслабление мышечного тонуса.
1. «Яйцо»
Ребенок садиться на пол, подтягивает колени к животу, обхватывает их руками, голову прячет в колени. Сзади садится взрослый, обхватывая ребенка ногами и руками, прижимает его к себе и слегка раскачивает.
2. «Колобок»
Поза эмбриона. Раскачивая вперед-назад и влево-вправо,
затем перекатывается на спину и с боку на бок. Необходимо следить.чтобы его голова была прижата к коленям
3. «Лодочка».
4. «Бревнышко»
5. «Отними-ка»
Ребенок зажимает в кулаке мелкий предмет. Взрослый в течение минуты пытается разжать кулак и забрать предмет. Если это не удается, ребенок получает предмет в подарок.
С целью коррекции эмоционального состояния детей надо
научить правильному дыханию. Упр. «Воздушный шарик» Для снятия тревожности можно использовать упражнение
«Дыхание по квадрату»
Работа с ребенком длительна и кропотлива. Она требует
терпения от мамы. Поэтому необходимо отмечать каждый его успех, чаще хвалить и подбадривать. Такая работа позволит уменьшить влияние негативного опыта и активизировать его внутренние резервы.
На современном этапе развития общества алкализация находит себе неисчислимые жертвы всюду, во всех слоях общества,
невзирая на различие экономическое, социальное, политическое, правовое.
Современные научные данные установили бесспорно, что спиртные напитки даже в малых количествах не являются обходима: физиологической потребностью для организма, без алкоголизма все функции его выполняются лучше и в количественном и качественном отношениях.
Какие особенности и акцентуации характеров (по К. Леонгарду) способствовали бы выбору и осуществлению названных видов деятельности?
Леогард выделял следующие типы акцентуации характера личности:
— Демонстративный тип. Характеризуется демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов, артистизмом. Склонен к фантазерству, позерству и притворству. Данный тип демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешне мягкой манере общения).
— Педантичный тип. Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, долгим переживанием травмирующих событий. Пунктуален, аккуратен, скрупулезен, чистоплотен, добросовестен. Усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполнения работы, формализму. Предпочитаемая деятельность: профессии, не связанные с большой ответственностью, предпочитают «бумажную работу», не склонны менять место работы.
— Застревающий тип. Данный тип характеризуется высоким уровнем задержки аффектов — «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, инертен в моторике. Склонен к затяжным конфликтам, четко определяет круг врагов и друзей. Подозрителен, отличается мстительностью. Проявляет большое упорство в достижении своих целей. Предпочитаемая деятельность: работа, дающая ощущение независимости и возможность проявить себя. Необходимо развивать гибкость, даже забывчивость.
— Возбудимый тип. Для данного типа характерны недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями, повышенная импульсивность. Для этого типа свойственны инстинктивность, гневливость, нетерпимость, склонность к конфликтам. Отмечается низкая контактность в общении, тяжеловесность поступков, замедленность психических процессов. Целиком живет в настоящем. Повышенная импульсивность гасится с трудом и может быть опасна для окружающих. Может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых. Предпочитаемая деятельность: физический труд, атлетические виды спорта. Из-за неуживчивости часто меняют место работы. Необходимо развивать выдержку, самоконтроль
— Гипертимный тип. Приподнятое настроение сочетается с жаждой деятельности, тенденцией постоянно отклонятся от темы разговора. Характеризуется большой подвижностью, общительностью, выраженностью невербальных компонентов общения. Везде вносят много шума, стремятся к лидерству. Имеют высокий жизненный тонус, хороший аппетит и здоровый сон. Самооценка повышена, характеризуются недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество. Предпочитаемая деятельность: Работа, связанная с постоянным общением: организаторская деятельность, служба сбыта, спорт, театр. Склонны к смене профессий, места работы.
— Дистимный тип. Отличается серьезностью, подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, низкая контактность, немногословность. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Добросовестны, располагают обостренным чувством справедливости. Предпочитаемая деятельность: Работа, не требующая широкого круга общения.
— Аффективно-лабильный тип. Это люди, для которых характерна смена гипертимических и дистимических состояний, иногда без видимых внешних причин.
— Экзальтированный тип. Для представителей данного типа характерна высокая интенсивность темпа нарастания реакций, их внешняя интенсивность; реагируют более бурно, чем остальные, и легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Экзальтация чаще всего мотивируется тонкими, альтруистическими побуждениями. Привязаны к близким, друзьям. Радость за них, за их удачи могут быть чрезвычайно сильными. До глубины души их могут захватить любовь к искусству, природе, переживания религиозного порядка. Предпочитаемая деятельность: склонен к поэзии, музыке. Сфера искусств, художественные виды спорта. Профессии, связанные с близостью к природе.
— Тревожный тип. Представителям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, пугливость, неуверенность в себе, обидчивость. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Сторонятся активных сверстников, испытывают чувство робости и застенчивости. У взрослых представителей данного типа выражено чувство долга и ответственности, высокие моральные и этические требования. Для них характерны робость, покорность, неумение отстоять свою позицию в споре. Предпочитаемая деятельность: нельзя быть руководителем, принимать ответственные решения, т.к. будет бесконечно взвешивать, переживать, а решение принять не сможет.
— Эмотивный тип. Характеризуется чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций. Этот тип родственен экзальтированному, но проявления его не столь бурные. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, сопереживание людям, отзывчивость, мягкосердечность, впечатлительность. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая наружу. Данному типу свойственны обостренное чувство долга, исполнительность. Предпочитаемая деятельность: сфера искусств, медицина, воспитание детей, уход за животными, растениями
драматический артист (демонстративный), шоумен (демонстративный), тренер по карате (гипертимный), садовод (эмотивный), Учитель математики (демонстративный), клоун (демонстративный), ювелир (тревожный) , преподаватель музыки (эмотивный), спасатель на лодочной станции (гипертимный), рекламный агент (гипертимный), художник – абстракционист(застревающий или эмотивный), следователь (гипертимный), философ (эмотивный), хирург (эмотивный), слесарь в домоуправлении,продавец, «вышибала» в баре, шпион, приемник стеклотары, парикмахер, часовщик (педантичный), водитель трамвая, проститутка, портниха, фельдшер «скорой помощи»(эмотивный), вор-карманник, карточный шулер, лесничный, дизайнер.
Какими способами можно повысить мотивацию студента первого курса к учебе?
Заинтересовать их. Нет никакого более действенного способа повысить мотивацию студентов, чем заинтересовать их своим предметом. Понятно, что в таком случае все с удовольствием будут ходить на лекции, заниматься саморазвитием, готовиться к практическим занятиям и с успехом сдадут экзамен.
Использовать метод кнута и пряника. Способ, когда студентов за успехи в учебе поощряют “автоматом”, а за отсутствие на занятиях наказывают лишними вопросами на экзамене используют в своей практике большинство педагогов. Но ведь метод кнута и пряника можно использовать намного продуктивнее, если в самом начале семестра расписать конкретные и широкие возможности перед обучаемыми. Т.е. что бы студент сразу понимал, что отсутствие его на лекции – это минус 1 балл, а подготовка доклада – плюс 2. В итоге студент будет замотивирован конкретными бонусами на экзамене и с большей ответственностью отнесется к учебному процессу.
Стимулирование на результат, а не на оценку Суть в том, что студента необходимо не только заинтересовать предметом, но и открыть для него возможности практического использования знаний.
В целях морального и материального стимулирования труда студентов публично отмечать успехи студентов при отличном и хорошем окончании сессии. Например, на линейке, где собираются преподаватели и студенты. Отличников поощрять объявлением благодарности, благодарственным письмом родителям.
Ввести систему рейтинговой оценки студентов. Это эффективное средство повышения мотивации учебной деятельности студентов, уровня их самостоятельности. Знания будут оцениваться в баллах, которые набираются в течение всего периода обучения по дисциплине за различные виды успешно выполненных работ (как самостоятельных, так и аудиторных);
Расширять функциональные обязанности студентов, т.е. давать студентам возможность проявить себя в той области, которая им более близка.
Внутренняя мотивация – это стремление к получению новых знаний, удовлетворение от процесса обучения, внутренний источник вознаграждений. Внешняя мотивация – престиж и статус, ориентация на возможности, лежащие вне учебной деятельности; внешний источник вознаграждений.
Какой прием использовал следователь при допросе подозреваемого в приведенномниже примере?
Ответ- Тактические приемы допроса — это наиболее рациональные приемы, методы, рекомендации, сложившиеся в ходе следственной практики, обеспечивающие получение наиболее достоверных, полных, всесторонних показаний. Тактические приемы основаны на неожиданном для допрашиваемого использовании закономерностей психологии, физиологии высшей нервной деятельности, логики, криминалистики и т.д. Предполагается, что эти приемы не должны противоречить нормам уголовно-процессуального закона. Приемы расследования, игнорирующие моральные принципы и нормы, отрицательно оцениваются законодателем. Однако правомерным считается любой тактический прием психического воздействия, если он не направлен на вымогательство показаний. Большинство приемов получения показаний от допрашиваемого в условиях его противодействия следователю (т. е. когда обвиняемый или подозреваемый пытается осуществить свое право на защиту при допросе) основаны на введение допрашиваемого в заблуждение, создание у него разнообразных и всяческих иллюзий, неправильных представлений, а также на ином обмане.
Какой тип мышления будет характерен для:
1. дошкольника, который знает, как складываются пазлы, но не знает названия, почему так происходит или почему именно так - Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов. В простой форме это мышление возникает в дошкольном возрасте, когда дети мыслят образами.
2. студента, который познает законы физики и закономерности окружающего мира- Словесно-логическое (абстрактное) мышление – данный вид мышления осуществляется за счет логических связей и структур логических операций и понятий. Оно направлено на выявление конкретных закономерностей в окружающем.
3.инженера, техника, конструктора – развитое наглядно-образное мышление, обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – х.
4. писателя и поэта - Наглядно-образным мышлением, обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет.
5. человека, у которого реализация желаний происходит так, что желаемое выдается за действительность –
6. человека, который получает результат, используя уже готовые способы решения и алгоритмы - Наглядно-образное – весь процесс мышления характеризуется опорой на образы или представления, отвлеченные мысли, что позволяет человеку в конкретных образах воплощать обобщения
7. человека, который получает некий «новый продукт» мыслительной деятельности, используя способ, которого ранее не существовало - Словесно-логическое (абстрактное) мышление – данный вид мышления осуществляется за счет логических связей и структур логических операций и понятий. Оно направлено на выявление конкретных закономерностей в окружающем мире и человеческом обществе, поскольку отражает общие отношения и связи.
Какой тип мышления будет характерен для:
1. ребенка двух лет - наглядно-действенное , т.к. ребенок уже понимает слова, но для него они тесно связаны с тем, как он воспринимает предмет, видит, слышит, осязает его.
2. школьника, овладевающего понятиями в ходе усвоения школьных предметов -Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов. Побуждая к созданию образов на основе прочитанного, восприятия объектов, к схематическому и символическому изображению объектов познания, учитель развивает образное мышление у учащихся.
3. писателя, увлеченного творческим процессом - Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов. Значение этого мышления заключается в том, что с его помощью полнее воспроизводится разнообразие характеристик объекта, происходит установка необычных сочетаний предметов и их свойств.
4. человека, который о чем-либо рассуждает - Словесно-логическое (абстрактное) мышление – данный вид мышления осуществляется за счет логических связей и структур логических операций и понятий.
5. инженера, который создает некую схему, план или проект - Наглядно-образное – весь процесс мышления характеризуется опорой на образы или представления, отвлеченные мысли, что позволяет человеку в конкретных образах воплощать обобщения;
6. студента, который освоил понятие «социал-дарвинизм» - Наглядно-образное – весь процесс мышления характеризуется опорой на образы или представления, отвлеченные мысли, что позволяет человеку в конкретных образах воплощать обобщения;
7. ученого, решающего сложную задачу, требующую множества этапов в сознании - Абстрактно-символическое мышление. Информация усваивается с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
8. ребенка, которому кажется, что лепешка из теста больше, чем шарик из теста такого же (одинакового) веса – Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов. Свойственно поэтам, художникам, архитекторам, парфюмерам, модельерам. В простой форме это мышление возникает в дошкольном возрасте, когда дети мыслят образами. Побуждая к созданию образов на основе прочитанного, восприятия объектов, к схематическому и символическому изображению объектов познания, учитель развивает образное мышление у учащихся.