Тексты итоговых контрольных работ.
Вариант 1.
Задания 1 уровня сложности.
Выберите правильный ответ.
1. Восприятие предметов и явлений зависит от …
А) опыта и знаний человека;
Б) от качества его ощущений;
В) от окружающих условий;
Г) все ответы верны;
Д) все ответы неверны.
2. Устойчивость внимания проявляется в том, что …
А) человек может долго смотреть на предмет стоя;
Б) человек может длительно следить за чем-то;
В) человек долго не устает что-то делать.
Г) все ответы верны;
Д) все ответы неверны.
3. Человека как индивида характеризуют:
А) цвет глаз и волос;
Б) тип высшей нервной деятельности;
В) принадлежность к расе;
Г) все ответы верны;
Д) все ответы неверны.
Вставьте пропущенные слова.
4. В результате исследований темперамента к трем основным свойствам нервной системы
( ..., ..., ...) были добавлены еще два: ..., ... .
5. От ... зависят особенности характера, определяющие динамику его проявления.
6. Сознание человека зарождается, развивается и проявляется в ... .
7.
Задания 2 уровня сложности
7. Из данных понятий составьте логический ряд.
радость, отражение, чувство, психика, ликование.
8. Исключите лишнее слово:
А) опрос, интервью, анкетирование, наблюдение;
Б) обоняние, слух, зрение, осязание
9.С какими тезисами можно согласиться, с какими нет? Какие тезисы нуждаются в уточнении? Обоснуйте ответ.
А) Уже у растений можно обнаружить примитивные формы психической организации.
В) Под воздействием эмоций нарастает продуктивность деятельности.
Г) Мышление есть процесс чистой активности сознания.
Задания 3 уровня сложности.
10.. Определите, какие психические процессы, свойства и состояния актуализируются в следующих ситуациях. Вы можете привести несколько вариантов ответа.
1) Студент был так поглощен чтением книги, что не заметил, как в аудиторию вошел преподаватель.
2) Задание ученикам: «Представьте, как будет выглядеть наш город через сто лет».
3) «Вряд ли ты справишься с этим заданием!» - сказала учительница, обращаясь к ребенку.
11. При каком способе дети обратят внимание на существенные особенности тычинок и пестиков, а при каком, прежде всего, на запах и внешний вид цветка? В каком случае и почему сформируются более точные понятия о тычинках и пестиках? Объясните.
Правильное сочетание показа и слова учителя играет большую роль в организации внимания учащегося. Так, например, объяснение строения цветка учитель может вести двумя способами: 1) вначале раздать детям цветки, чтобы они обратили внимание на строение цветка, затем рассказать о значении тычинок и пестиков в жизни растений; 2) рассказать о роли тычинок и пестиков в жизни растений, после чего раздать детям цветки и предложить отыскать в каждом цветке тычинки и пестики.
Вариант 2.
Задания 1 уровня сложности.
Выберите правильный ответ.
1. Константность проявляется в том, что …
А) мы воспринимаем предметы окружающего мира как относительно постоянные;
Б) воспринимаемые предметы зависят от окружающих условий;
В) человек способен ориентироваться в окружающем мире.
Г) все ответы верны;
Д) все ответы неверны.
2. Долговременная память…
А) обладает неограниченной длительностью;
Б) не имеет ограничений по своему объему;
В) может развиваться в упражнениях;
Г) все ответы верны;
Д) все ответы неверны.
3. Важнейшими элементами психологической структуры личности являются:
А) способности;
Б) направленность;
В) темперамент;
Г) характер;
Д) все ответы верны;
Е) все ответы неверны.
Вставьте пропущенные слова.
4. У животных, находящихся у основания эволюционной лестницы, наблюдаются очень примитивные формы поведения, известные под названием ... .
5.Мышление дает знание о ... свойствах, связях и отношениях ... реальности, осуществляет процесс познания человеком не только явлений, но и их ... .
6.Воля - ... регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внешних и внутренних ... .
Задания 2 уровня сложности
7. Из данных понятий составьте логический ряд.
Сознание, понятие, отражение, абстрактное мышление, познание.
8. Исключите лишнее слово:
а) радость, удивление, страдание, аффект.
Б) интеллект, разум, мышление, знание.
9.С какими тезисами можно согласиться, с какими нет? Какие тезисы нуждаются в уточнении? Обоснуйте ответ.
А) Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного участия практических действий.
Б) Человек не способен осознавать и осмысливать свои эмоции, но только переживать их.
В) Мы всегда дольше помним о работе, которую успели закончить.
Задания 3 уровня сложности.
10. Определите, какие психические процессы, свойства и состояния актуализируются в следующих ситуациях. Вы можете привести несколько вариантов ответа.
1) Не справившись с заданием, девочка еще больше осознала, что она хуже всех в классе.
2) Виктор уже в который раз опаздывает на свидание к Кристине: то он забудет выключить газ на кухне, и ему приходится возвращаться, то он попадает в «пробку», то ему приходится «внезапно» вызывать слесаря.
3) На экзамене по математике ученик долго не мог воспроизвести необходимую формулу. Стоило учителю показать ему только часть формулы, как он безошибочно определил: «Это формула бинома Ньютона».
11. Проанализируйте приведенную ситуацию и охарактеризуйте потребностно-мотивационную сферу личности каждого строителя.
Трое, напрягаясь изо всех сил, везут тяжелые тачки с камнями. Прохожий задает каждому из них один и тот же вопрос: «Что ты делаешь?». Первый ответил: «Вот везу эту проклятую тачку». Второй сказал: «Я зарабатываю себе на хлеб». Третий произнес: «Строю город».