Практическое занятие «Изучение свойств внимания»

Изучение объема внимания.

Инструкция: вам представлена таблица с расположенными на ней вразброс числами (одно- и двухзначными). Необходимо как можно быстрее отыскать и назвать все числа в порядке возрастания.

Материал для изучения объема внимания

Для определения объема внимания используется косвенный показатель – скорость работы с таблицей.

Изучение распределения внимания.

Тест Поппельрейтера

Инструкция: Перед вами таблица. Вам необходимо попеременно: а) считать вслух от 20 до 1 и отыскивать римские цифры самого меньшего до самого большого числа; б) находить арабские числа от 1 до 25 и срочные буквы в порядке алфавита; в) отыскивать заглавные буквы по алфавиту и римские цифры по порядку. Варианты такого чередования можно продолжить. Эффективность определяется: а) количеством ошибок; б) скоростью нахождения.

ХХY И ХY а YIII Е Р ХХII Д
Х г Х1Y к р
ХIII У В б Г м с
Х1Х М Ж С в К ХYIII Л О
Д ХII е Х1 Н з п
ХХ1Y Ф Ж ю Ш П т
Т III Б и А х ХХ1
Ц Я н л ХYI Ю
ХХIII ф YII о   Н ш
YI Х я Щ ХYII Ч ХХ

Вопросы и задания

В чем состоит социальная природа внимания?

2. С. Джонсон заметил, что «истинное искусство памяти – это искусство внимания». Обоснуйте эту точку зрения.

3. Охарактеризуйте основные свойства внимания. Какие условия необходимы для их актуализации?

4. Перечислите качества личности, которые характеризуют ее как человека внимательного или невнимательного.

5. Объясните механизм формирования различных видов внимания. В чем сходство и различия между ними. Почему все виды внимания взаимосвязаны?

6. Почему учителю у учащихся произвольное внимание нужно поддерживать, а непроизвольное формировать?

4. Укажите, какие условия нужны для: а) поддержания произвольного внимания; б) возникновения непроизвольного внимания:

1) Отчетливое понимание целей и задач; 2) создание благоприятных условий для деятельности; 3) устойчивость интересов; 4) осознание долга и обязанностей выполненной деятельности; 5) начало или прекращение действия раздражителя; 6) новизна, сила, контраст раздражителей; 7) активная умственная работа; 8) контраст между раздражителями, абсолютная и относительная сила раздражителя; 9) необычность раздражителя; 10) наличие косвенных интересов; 11) осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета; 12) привычные условия работы.

5. Назовите условия, позволяющие сохранить распределение внимания:

А) свободное владение одним видом деятельности при совмещении нескольких занятий; б) группировка объектов внимания; в) непроизвольный переход с одного объекта к другому; г) совмещение двух видов умственной деятельности; д) одновременное выполнение практической и умственной деятельности; е) связь между объектами внимания; ж) активность человека по отношению к объекту внимания; з) интерес к деятельности; и) автоматизированное выполнение одного из действий; к) одновременное выполнение двух трудных видов деятельности.

6. Дайте психологическое объяснение следующим фактам:

А) Почему в 1 классе текст задачи, задания к упражнениям целесообразнее читать учителю?

б) Почему в начальной школе не следует давать домашнее задание со звонком с урока?

в) Чем объяснить, что в 1 классе дети часто сразу после чтения текста не могут ответить на вопросы по содержанию? Что следует делать учителю?

г) Почему на уроках в начальной школе сдует использовать динамическую наглядность?

д) Почему в 1-2 классах на уроках чтения первоначальное прочтение текста рекомендуется делать учителю или хорошо читающему ученику?

Е) почему в 1-2 классах не рекомендуется во время урока входить в класс и делать объявления?

7.Подготовьте рекомендации воспитания внимания в учебной деятельности школьников среднего звена.

8. Вспомните ситуации, когда у вас наблюдалась рассеянность внимания. Чем это было вызвано? Опишите.

Литература

1. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников – М. –Воронеж, 1995. – 64 с.

2. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология – М., 1982

3. Гальперин П.Я. К проблеме внимания –

4. Лурия А.Р. Внимание и память – М., 1975 – с. 4 – 41

5. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьников. – М., 1984

6. Романов В.Я., Дормашев Ю.Б. Психология внимания – М., 1995 – 352 с.

7. Солсо Р.Л. Когнитивная психология – М., 1996

8. Хрестоматия по вниманию /Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова – М., 1976

Глава 5. ПАМЯТЬ

Трудно представить, как бы развивалось человечество, если бы не обладало такой психической функцией как память. Не случайно древние греки матерью всех муз считали богиню Мнемозину. По имени этой богини активность, связанная с запоминанием, называется мнемическая активность, а процессы запоминания, сохранения, воспроизведения информации - мнемическими процессами.

Наши рекомендации