Классификация методов психологии труда

Прежде чем говорить о классификации методов психологии труда, дадим определения терминов, описывающих категориальный аппарат понятия «методы психологии» [31, с.11–12].

Ø Методы психологии– это приемы и средства, при помощи которых происходит получение достоверных фактов и сведений, используемых далее для построения научных теорий и разработки практических рекомендаций.

Значение того или иного психологического метода зависит от его валидности и надежности, от возможности его применения, часто связанной с трудоемкостью овладения данным методом, временем и уровнем сложности его реализации, а также временем и сложностью расчета и интерпретации полученных результатов.

Ø Валидностьметода отражает его адекватность и действенность, ха­рактеризует точность измерения данным методом психического свойства, а также насколько психологический метод адекватен исследуемой проблеме. Валидность метода определяется корреляцией его резуль­татов с другими критериями измеряемого свойства. Проверка валидности метода называется валидизацией.

Ø Надежностьметода связана с постоянством и устойчивостью результатов, получаемых при помощи данного психологического метода. Надежность метода определяется путем установления корреляции между результатами первого и повторного применения данного метода или путем сопоставления данных, полученных при помощи данного метода, и результатов, полученных при помощи другого, эквивалентного метода.

Ø Трудоемкостьовладения методом проявляется в том, какое время требуется для овладения данным методом специалистом-психологом или специалистом из другой, смежной профессиональной области. Трудоемкость метода проявляется также и в том, какой уровень квалификации необходим для специалиста, реализующего данный метод. В некоторых случаях овладение методом требует сравнительно незначительного времени и общей профессиональной квалификации специалиста. В других случаях для овладения методом необходимы дополнительный период стажировки и высокий уровень специальной квалификации психолога.

Например, при овладении методами опроса и анкетирования является достаточным обучение специалиста в отечественном высшем учебном заведении психологического или социологического профиля. При овладении методом психоанализа необходима специальная многолетняя стажировка психолога в соответствующем психоаналитическом центре за пределами России.

Трудоемкость метода проявляется также в уровне сложности его реализации и количестве времени, необходимого для нее. Так, некото­рые опросные методики занимают незначительное время и содержат простые, однозначно понимаемые обследуемым человеком вопросы и варианты предлагаемых ответов, из которых он должен выбрать один, соответствующий его позиции и мнению. Такие методики, как MMPI или тест Т. Лири, содержат несколько десятков вопросов, не имеющих готовых ответов, и требуют значительного времени и усилий обследуемого для формулирования собственных ответов.

Кроме того, трудоемкость психологического метода определяется еще и тем, насколько сложным выступает способ анализа и расчета полученных результатов. Многие валидные и надежные психологические методы имеют нетрудоемкую форму анализа результатов. К таким методам можно отнести, например, дифференциально-диагностический опросник, направленный на выявление сферы предпочтений человека (автор Е.А. Климов), уже много лет очень популярный среди психологов-диагностов [там же].

Психология труда как отрасль психологической науки использует весь арсенал общепсихологических методов, наполняя их специфическим содержанием [17, с. 14–15]. Это обусловлено особенностями объекта и целями исследования. Помимо общепсихологических методов, психология труда применяет ряд специфических приемов изучения поведения человека в условиях трудовой деятельности. Большинство методов используются в трех самостоятельных планах:

▪ для психологического анализа профессиональной деятельности;

▪ для проведения разнообразных прикладных исследований (профотбора, профессиональной консультации, рационализации труда и отдыха и т. д.);

▪ для исследования личности конкретного работника, его способностей, мотивации, состояний.

Существует несколько классификаций методов психоло­гии труда, которые предлагают практически одинаковый набор методов и критерии их группировки. Обобщая их, можно предложить классификацию методов

психологии труда, которая включает две большие категории методов:

       
  Классификация методов психологии труда - student2.ru   Классификация методов психологии труда - student2.ru
 


группа неэкспериментальных методов, представляющая собой целенаправленное изучение профессиональной деятельности в естественных условиях   группа экспериментальных методов, включающая целенаправленное изучение организации условий и способов выполнения деятельности

В первую группу входят два основных метода – метод наблюдения и метод опроса, а также ряд дополнительных методов и вспомогательных средств.

Вторая группа включает эксперимент в двух своих разновидностях – лабораторный и естественный (производственный), а также метод тестов.

Обоснованным будет рассмотрение методов исследования профессиональной психологии,которая является составляющей психологии труда (табл. 9) [13, с.66 ].

Таблица 9

Классификация методов профессиональной психологии в зависимости от задач исследования

Задача исследования Группа методов исследования Конкретные методы исследования
Описание профессионального становления личности Генетические методы ▪ лонгитюдный метод ▪ биографический метод ▪ каузометрия ▪ психобиография ▪ метод анамнеза
Характеристика профессий Праксиметрические методы ▪ анализ заданий ▪ изучение документации ▪ трудовой метод ▪ наблюдаемый опрос
Измерение профессионально значимых признаков Психометрические методы Тесты: ▪ специальных способностей ▪ достижений ▪ опросники интересов ▪ диагностики обучаемости
Объяснение профессионального становления личности Экспериментальные методы Эксперименты: ▪ естественный ▪ лабораторный ▪ моделирующий ▪ формирующий
Обработка методов исследования Методы математической обработки Анализ: ▪ дисперсионный ▪ корреляционный ▪ факторный

5.2. Эмпирико-познавательные методы[19; 20]

Ø Наблюдение (является классическим методом психологии) может рассматриваться либо как деятельность, либо как методика, либо как процедура или как метод. Если рассматривать наблюдение как деятельность, работу, то его можно определить как специально организованное установление фактов, опирающееся на функции органов чувств человека (как субъекта познания) и не предполагающее специального создания условий для провоцирования изучаемых процессов. В этом смысле наблюдение является общенаучным средством движения от незнания к знанию. И не только общенаучным, но и «общепрактическим», если бы было такое слово. Очевидно, что многие виды практической (разъяснительной, обучающей, коррекционной, консультатив­ной) работы психолога в области труда ведутся под контролем наблюдения.

Едва ли Едва ли когда удастся указать какую-либо научную или прак­тическую профессию, в которой работнику не нужно было бы следить за ходом дела, объектом труда, устанавливать факты, характеризующие этот объект, его состояния, изменения. В случаях когда работник пользуется инструментами, техническими средствами в этих целях, наблюдение все равно имеет место в той или иной форме. Даже «чистый» и глубоко убежденный в исключительности своего занятия экспериментатор не перестает быть в то же время и наблюдателем. Меняется только структура наблюдения (предметом наблюдений могут стать эксперименталь­ная установка, приборы, индикаторы и пр.).

Наблюдение и эксперимент (опыт) как основные общенауч­ные способы движения от незнания к знанию различаются прежде всего, как известно, по признаку вмешательства субъекта позна­ния в условия возникновения и протекания изучаемых явлений, процессов. Если человек провоцирует, вызывает изучаемые явле­ния, события – это эксперимент, если только использует скла­дывающиеся ситуации – наблюдение. Следует сразу же оговориться, что признак строгости, корректности способа движения от незнания к знанию не является, вообще говоря, неотъемлемым качеством эксперимента. Легко убедиться, что эксперимент, даже обставленный весьма внушительной техникой, может оказаться весьма нестрогим, а наблюдение, наоборот, может быть весьма строгим (если хорошо определены и скрупулезно фиксируются изучаемые признаки исследуемого объекта).

Будет ли наблюдение научным или практическим, это зависит от того, в решение каких задач оно включено. Следует иметь в виду, что практическое наблюдение может быть очень высокого качества по параметрам истинности, объективности, систематичности, полноты, а также напряженности и ответственности деятельности. Так, например, летчик-наблюдатель лесного хо­зяйства проверяет систему альтернатив, гипотез: есть ли призна­ки пожара или нет их. Если есть, то действительно ли это пожар или, быть может, это большой костер, разведенный туристами, или случайный выброс, например дыма на промышленном предприятии, и т.п. Если пожар, то каковы его характер, площадь, координаты. Корректность результатов наблюдения здесь имеет большое и разностороннее значение (экономическое, социаль­ное, ибо пожар – это не только материальные потери, но, возможно, и потери человеческого здоровья и жизней).

Практическое наблюдение, проводимое непсихологом, может иметь и психологическое содержание. Например, линейный инспектор службы безопасности движения может проверять следующие предположения (по поведению автомашин на дороге): не оказался ли за рулем просто неопытный водитель, или водитель в нетрезвом или возбужден­ном состоянии, или угонщик, не привыкший к данной машине, или неопытный, но самоуверенный, потерявший бдительность водитель и пр.

Наиболее важные результаты наблюдений документируются, отражаются в протоколах, технических записях (видео, кино и т.п.).

Метод наблюдения, по крайней мере в психологии труда, является и исторически, и логически, и по месту, которое он занимает в работе специалиста, базовым по отношению к остальным методам сбора эмпирических данных. Все остальные методы этого рода, как экспериментальные, так и неэкспериментальные, возникают как своего рода полезные деформации метода наблюдения.

Все методы сбора эмпирических данных имеют признаки, свойственные наблюдению. В частности, это пять важных требований:

• объективность,

• систематичность,

• предварительная программа,

• учет внешних и внутренних условий активности исследуемого,

• фиксация полученных результатов [там же].

В рамках каждого метода структурируются методики – системы материально представленных средств. Они должны включать следующие составляющие:

• некоторое исходное теоретическое представление об изучаемой реальности, выраженное на понятном для специалистов языке;

• программу исследования в виде общего его плана и перечня единиц рассмотрения с указанием их признаков;

• описание требований к процедуре проведения исследования как деятельности, к организации работы исследователя, включая описание возможных ошибок, изложение правил, советов, предостережений;

• описание и фактическое наличие необходимых вещественных средств (начиная от бланка протокола и карандаша при про­стейшем наблюдении и кончая сложными приборными комп­лексами, сооружениями);

• описание порядка первичной обработки и представления эмпи­рических данных в определенных показателях. Вопросы интер­претации, истолкования этих данных уже выходят за рамки собственно методики их сбора в том смысле, что собирать может один человек, а интерпретировать – другой. Это может быть принципом исследования и (или) реализа­цией «принципа незнания», гарантирующего беспристраст­ность сбора и разбора (анализа) данных.

Ниже кратко охарактеризованы специфические особенности некоторых психологических методов сбора эмпирических данных.

Ø Эксперимент– это метод психологического исследования, при помощи которого целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается. Основное достоинство эксперимента заключается в том, что он позволяет сделать надежные выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, тем самым научно объяснив происхождение изучаемых явлений и событий [34, с. 17–18].

Различают такие виды эксперимента, как лабораторный эксперимент, формирующий эксперимент и естественный эксперимент.

В ходе лабораторного эксперимента при помощи специальной измерительной аппаратуры исследуется отдельный психический процесс. Например, предметом исследования могут выступить объем, точность и механизм восприятия человека или время реакции человека на статичные или движущиеся объекты. Как правило, лабораторный эксперимент направлен на выявление, измерение и оценку психологического процесса в том виде и на том уровне развития, на котором он находится в деятельности испытуемого человека в данный момент. Лабораторный эксперимент – это точная фиксация и количественная оценка развития процесса или функции во время исследования.

Ø Формирующий экспериментстроится таким образом, чтобы произ­вести изучение выделенной психологической функции или процесса в ходе их развития. Следовательно, в начале формирующего эксперимен­та производится констатирующая диагностика уровня развития психо­логической функции, затем реализуется развивающая или формирую­щая программа педагогических или психологических воздействий на данную функцию, и только после этого осуществляется повторное кон­статирующее психодиагностическое исследование того уровня развития, который был достигнут в результате целенаправленного воздействия. Формирующий эксперимент строится на основе разработанного перед началом эксперимента понятия о формируемом свойстве или функ­ции. Так, основоположником научной школы развивающего обучения В. В. Давыдовым была разработана концепция учебной деятельности, а затем построена программа учебных предметов для младших школь­ников, направленная на развитие у них учебной деятельности.

Применение формирующего эксперимента основано на положении о том, что развитие психических функций и процессов, в целом пси­хики человека является естественно-искусственным. Естественную компоненту в ходе развития психических явлений составляют воз­растные и индивидуальные процессы внутреннего развития челове­ка. Искусственная компонента задается обществом и социокультурными требованиями: необходимостью посещения ребенком школы, обучением его по определенным школьным предметам, выполнением им требований школьной дисциплины и пр. [там же].

Ø Естественный эксперимент был разработан А. Ф. Лазурским и состоит в том, что ребенка специально и целенаправленно (т.е. экспериментально) помещают в ту естественную среду его жизнедеятельности, в которой, по мнению психолога, у него происходит наиболее интенсивное развитие исследуемой психологической функции. Например, поскольку в процессе игровой деятельности осуществляется развитие социальных навыков общения детей, при изучении социального ком­понента деятельности детям предлагается заняться игрой. В ходе игровых взаимодействий детей осуществляется исследование развития у них навыков общения и социального взаимодействия.

Ø Методы беседы применяются при изучении индивидуальной психологической структуры труда, при изучении профессий, некоторых функциональных состояний людей в труде, личных профессиональных планов (в системе профконсультации при выборе профессии или вынужденной перемене труда), при оценке рабочих мест (в системе их эргономической проработки) и т. д. Беседа обычно применяется в сочетании с другими методами.

Предмет рассмотрения здесь – высказывания, их содержа­ние, выразительные средства речи, динамические ее характеристики (темп, ритм).

Основные требования к беседе как методу:

• наличие нежесткой, гибкой программы, но заранее продуманной (с мысленным «проигрыванием» возможных вариантов ее развития), позволяющей оперативно строить общение в зависимости от высказываний испытуемого, его реакций, состояний;

• наличие специального доверительного социального контакта психолога с испытуемым;

• беседа не должна вырождаться в устную анкету (или опрос). Вопросы должны естественно вытекать из контекста общения и, возможно, перемежаться с высказываниями психолога и о себе. Тем более беседа не должна вырождаться в допрос (вслед­ствие, например, тенденции инициатора беседы к доминированию в ходе общения);

• вопросы не должны ставиться во внушающей, «подсказываю­щей», «подталкивающей» форме;

• вопросы должны ставиться не столько в прямой форме, сколько в косвенной, провоцирующей свободное вы­сказывание. Например: «А что если бы...?», «Как Вы думае­те...?», «Что бы нужно сказать о Вашей профессии школьни­кам...?» и т.п.;

• система вопросов должна допускать взаимопроверку ответов, (спрашивать о чем-то одном в разных контекстах, разными словами);

• ход беседы должен как-то фиксироваться по соображениям этики, условиям общения и при согласии респондента-испытуемого, звуко- или видеозапись. При протоколировании – дословно без малейшего редактирования. Иногда, чтобы не сковывать испытуемого, беседу протоколируют после ее завершения;

• беседа не обязательно происходит одномоментно, но может складываться из обмена репликами, разобщенными во времени и пространстве. Если беседа проводится в рабочее время, то она не может не быть фрагментарной, поскольку занятый работой испытуемый, как правило, не может надолго отвлекаться от дела. А проявлять назойливость со стороны исследователя в таких случаях бестактно [там же].

Ø Интервью(устный опрос) применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями отвечающего человека. В данном случае специально фиксируются такие моменты беседы, как время обдумывания ответа, переспрашивание и уточнение вопроса, возгласы и оценки отвечающего, длительное молчание и отказ от ответа. Ответы опрашиваемых людей и их поведение во многом зависят от установления во время беседы психологического контакта и доверия между спрашиваемым и отвечающим, от индивидуальных особенностей отвечающего, его стремления к открытости и искренности. Устный опрос бывает информативным, если беседуют мужчина и женщина, подростки примерно одного возраста, организована неформальная, позитивная психологическая атмосфера, имеется продолжительное время для беседы [34, с.14].

Ø Анкета(письменный опрос) позволяет охватить большое количество людей, но не обладает такой глубиной и подробностью в получении инфор­мации, как устный опрос. Получаемые в результате анкетирования данные имеют несколько нивелированный характер, содержат минимум индивидуальных характеристик и больше относятся к социологическим, чем к психологическим, данным. Однако стандартизированный письменный опрос, или анкетирование, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен по времени и материальным затратам, чем свободный устный опрос (беседа) [там же].

Для получения достоверной информации с помощью метода анкетирования необходима правильная организация исследования [17, с. 21-22]:

- наличие вступительной статьи с изложением целей и задач исследования и инструкций по заполнению анкеты;

- правильная формулировка вопросов. Они должны быть однозначно понимаемы, касаться конкретных аспектов поведения и деятельности работника, не содержать малоупотребляемых иностранных слов и узкоспециальных терминов, не носить внушающего характера, предполагать равновероятность выбора всех предложенных вариантов ответа;

- подготовка анкеты, которая легко читается, на­печатана без помарок и исправлений, удобно графически оформлена с выделением соответствующих разделов.

Отбор испытуемых для проведения анкетирования должен соответствовать целям и задачам исследования. Он может быть случайным, когда анкета выдается каждому рабочему на предприятии, или проведенным в соответствии с оп­ределенными критериями, когда выбирается определенный контингент (например, молодые рабочие до 25 лет).

Ø Метод изучения документации– это способ сбора объективной информации о процессе труда, травматизме, составе работающих, их профессиональной подготовке и квалификации. Эту информацию извлекают из следующей документации:

- технологических карт, характеризующих последовательность действий работников, способы их выполнения, требования к качеству работы;

- технических характеристик оборудования, аппаратуры и приборов, определяющих психофизиологическую и психологическую нагрузку на человека;

- сведений о возрасте, стаже, образовании, профессиональной подготовке, квалификации работников, текучести кадров, ее причинах и др.;

- информации о производственных авариях и травматизме, а также о состоянии здоровья работников [13, с. 75] .

Из профессионально ориентированной документации по заранее составленной программе извлекают информацию, необходимую для работы с персоналом: планирования повышения квалификации, профилакти­ки текучести кадров, проведения аттестации, профессиональной экспертизы, определения профпригодности и др.

Ø Метод экспертной оценки – систематизированный опрос компетентных лиц или опытных специалистов по определенным вопросам с представлением их обоснованных выводов и рекомендаций. Может быть врачебно-трудовая, судебная и психологическая экспертиза [34, с. 14 – 15].

Метод экспертных оценок, или экспертизы,предполагает разнообразные методы, приемы, методики, но общим их признаком является преимущественное использование внутренних средств деятельности. Выделим варианты этого метода [19, с. 260 – 267].

1) Индивидуальная психологическая экспертиза. Специалист-психолог, используя доступную информацию и логические средства, должен построить заключение (о психологических причинах определенной аварии, достоинствах и недостатках рабочего места, личных качествах выбирающего профессию или профессионала и т.п.). Результатом экспертизы может быть и прогнозная оценка – о возможных неблагоприятных влияниях особенностей рабочего места, предметных или социальных, организационных условий труда на того или иного человека или группу людей. Экспертная оценка называется здесь индивидуальной потому, что субъектом ее является один-единственный специалист, в то время как объектом оценки оказывается не обязательно один человек или одна производственная ситуация, а множество людей, ситуаций.

Применение метода экспертизы переплетается с применением других методов сбора данных (проведением дополнительных бесед, опросов, наблюдений, экспериментов).

2) Психологический консилиум.В этом случае специалист-пси­холог, вырабатывающий заключение, опирается на согласованное мнение группы коллег, к которой обращается в связи с тем, что затрудняется решать поставленную задачу индивидуально (понятно, что применение этого варианта ограничено – не всегда психолог работает в окружении коллег). Простейший вариант консилиума – коллективное обсуждение задачи, ситуации, казуса, оснащения рабочего места, средств, стиля деятельности профес­сионала (или бригады) и пр. Задача руководителя обсуждения – добиться максимально согласованного мнения группы экспертов (консенсуса).

· Метод анализа ошибок – это систематизация ошибок в деятельности, выяснение их причин и последствий, анализ роли психологических факторов в возникновении ошибок, определение возможности их профилактики за счет профессиональной подготовки или отбора специалистов.

Разновидностью метода анализа ошибок являетсяметод критических инцидентов. Метод разработан американским психологом Джоном Фланаганом в начале 50-х гг. XX в. Суть метода состоит в том, что психологи проводят опрос работников изучаемой профессии, просят их описать критическую ситуацию в работе и ее исход. Инцидентом может стать любая, поддающаяся наблюдению и анализу человеческая деятельность, позволяющая по особенностям ее осуществле­ния сделать определенные выводы о работнике. Критическим инцидент становится в том случае, если цель деятельности четко представлена наблюдателю и определены последствия трудового поведения (успешные, неуспешные). Сами описания не должны содержать истолкований с использованием научно-психологиче­ской терминологии, допускается обычный, житейский язык. Особо обращается внимание на то, чтобы как можно более точно и полно была описана сама ситуация. Каждое описание должно со­держать: описание профессиональной ситуации и предпосылки поведения работника, конкретизированные во времени и в пространстве; точное описание действий работника, которые счита­ются эффективными или неэффективными для данной ситуации; последствия поведения работника; зависимость результатов действий от работника или от внешних причин. Накапливается банк такого рода описаний. Критерий достаточности – появление не более двух-трех новых по сути сюжетов на каждые 100 разных ситуаций. Далее карточки с описанием ситуаций предлагают экспертам для группировки по критерию причин проблем и субъектным факторам успеха в их разрешении. Метод получил признание в работах по профотбору, профобучению, в составлении программ профессиональных тренингов, в работах по аттестации персонала и других направлениях. В исследованиях военных летчиков в 1940-е гг., к примеру, было собрано свыше 700 критических инциден­тов, далее они были разбиты на 24 группы индивидуально-лично­стных свойств, составивших основу профессиональных требований к специалисту, а также базу подбора психодиагностических методик для профотбора летчиков [29,

с. 54 – 55].

Ø Метод анализа продуктов (результатов) деятельности заключается в психологическом изучении результатов труда испыту­емых: различных поделок, технических устройств, про­изводственных изделий, чертежей и т.п. По качеству продуктов деятельности можно сделать заключение об уровне развития профессионально важных качеств испытуемого: аккуратности, ответственности, точности. Анализ количества и качества изделий, изготовленных в течение определенного промежутка времени, позволяет обнаружить продолжительность врабатывания, период наивысшей производительности труда, время наступления утомления и сделать выводы о наилучшем режиме труда.

Поскольку очень часто психолога может интересовать область потенциальных возможностей человека, занятого тем или иным трудом, нецелесообразно всегда ограничиваться рассмотрением только лишь продуктов деятель­ности человека по обязательному заданию. Если же речь идет о ситуации выбора профессии, то тем более важно анализировать продукты не только собственно труда человека, но решительно все результаты его преднамеренной активности [13, с.76 – 77].

Продукты деятельности могут быть не только вещест­венными, но и информационными, процессуальными, могут представлять собой некоторые временные функциональные эффекты. Областью существования продуктов может быть и внутренний мир человека (скажем, продуктом труда воспитателя может быть некоторое новое отношение ребенка к тем или иным сторонам действительности, новые представления о мире, при­ращения к самосознанию и т.п.). Продукты деятельности можно разделить на две группы:

Материальные, материализованные, документально фиксированные продукты работы Функциональные (процессуальные) продукты деятельности
· продукты сельского хозяйства, лесного хозяйства, строительства, промышленности, народных художественных промыслов и т.п.; · созданные работником инструменты, приспособления, варианты оформления рабочего места; · составленные документы, деловые записи (например, в сменных журналах и пр.), докладные записки, распоряжения, приказы, планы, отчеты, методические разработки, публикации, рукописи, компьютерные программы и другие проявления письменной речи; заявки на изобретения и пр.; · результаты изобразительного, графического труда (чертежи, схемы, карты, рисунки, шрифты, гравировки и пр.); · результаты труда по упорядочению вещественных и информационных материалов (набранные тексты, если речь идет об операторе фотонаборного аппарата, наборщике; подобранные информационные материалы, библиографические указатели и пр.). · общественное настроение в контактном коллективе, создаваемое тем или иным его членом или руководителем, «психологический климат» в группе (бригаде, экипаже, экспедиции, отряде и подобном сообществе). Это делается средствами личного примера, генерированием напряженности, конструктивными предложениями, «миротворческими» функциями, интригами и пр.; · устные выступления на производственных совещаниях, доклады, лекции, циклы лекций и другие акции, формирующие образ мыслей людей (а также и приращения к этому образу мыслей, если его удается зафиксировать), акты делового общения (начиная от реплик и кончая поступками в критических ситуациях), факты активного участия в совещательных органах, акты обмена опытом (или утаивания опыта), консультирования, наставничества в широком смысле и выполнения других педагогических, организаторских фун-кций, инновации

Анализ продуктов деятельности как метод целесо­образно использовать при исследовании обучаемости профессии. Поскольку результаты профессиональной деятельности различны, требуются определение количественных характеристик и оценка качественных показателей, в том числе новизны и индивидуальности [там же] .

Статистическая обработка результатов такого ана­лиза крайне затруднена. Речь скорее идет о психологической интерпретации полученных данных в форме описания профессионального профиля. Возможно при-менение данного метода при исследовании продуктов труда предшествующих поколений и реконструкции на этой основе профессионального облика работников предшествующих эпох.

Ø Трудовой метод – это метод исследования профессии непосредственно на рабочем месте. Психолог, осваивая и выполняя профессиональную деятельность, совмещает в одном лице исследователя и работника. В основе данного метода лежит самонаблюдение. В отечественной психологии трудовой метод изучения профессий рассмотрен в работах И.Н. Шпильрейна (1925), Е.А. Климова (1974), Ю.В. Котеловой (1986). Достоинство этого метода заключается, по мнению Е.А. Климова, в том, что достигается доскональное знание профессии «изнутри», что крайне обостряет наблюдательность исследователя. Метод включает анализ условий труда, выделение физических и умственных действий и операций, характеристику психической напряженности, рассмотрение взаимоотношений между работниками. Изучение профессий осуществляется по заранее разработанной программе, после каждого дня работы заполняется протокол по стандартизированной схеме.

Применение трудового метода оправдано при исследовании профессионального обучения на рабочем месте и профессиографии несложных видов тру­да. Использование этого метода требует много времени. В настоящее время трудовой метод изучения профессий уже не применяется [13, с. 75 – 76] .

Ø Алгоритмический метод(будет подробно рассмотрен в следующем пособии как один из методов профессиографии).

Ø Метод обобщения независимых характеристикиспользуется при описании профессионально важных качеств конкретного профессионала. Его сущность заключается в получении информа­ции о личности из разных источников, которыми могут быть руководители организации или подразделения, коллеги, подчиненные, в силу тех или иных обстоятельств хорошо знающие изучаемого специалиста. Психолог рассматривает в качестве экспертов таких людей, которые, не будучи психологами, могут быть источником сведений, представляющих ценность для психолога. Экспертам в количестве 5 –7 человек предлагается оценить ту или иную особенность личности по предложенной шкале. При этом оценка данной черты должна опираться на предложенную им систему жизненных показателей, представляющих собой описание типичных ситуа­ций из жизни и деятельности данного человека, в которых эта черта проявляется. Разработка такого подробного списка не требует от экспертов специальных знаний, психологическую интерпретацию их суждений дает психолог. Полученные баллы от каждого эксперта усредняются путем подсчета среднеарифметической оценки.

Например, нужно отобрать для изучения группу выдающихся работников того или иного профиля. Естественно, что необходимая информация находится в сознании руководителей соответствующих трудовых коллективов, товарищей по работе, которые в данном случае могут быть «источниками» эмпирически обоснованных оценок соответствующих лиц по уровню профессиональной квалификации. Если изучаются руководители, то в число таких «источников» уместно отнести и их подчиненных [17].

Ø Метод анамнеза, биографический метод, сводится (в контексте нашей науки) к сбору данных об истории развития данного человека как субъекта труда. Это бывает необходимо для обоснования оценок устойчивости мотивов, для демаскировки некоторых способностей и других личных качеств, не обнаруживающихся, например, в наблюдаемой деятельности. Анамнез может пролить свет на объяснение поступков, может быть полезен для построения прогнозов развития личности, для обоснования наиболее эффективных средств воспитательного воздействия на определенного человека и т.д. В методологическом плане этот метод реализует принцип изучения психики в развитии.

Предметом рассмотрения являются высказывания, документы, вещи, характеризующие испытуемого. Высказывания испы­туемого о событиях своего прошлого объединяют иногда понятием «субъективный анамнез». Высказывания же о нем других лиц и характеризующие его документы обозначают как «объективный анамнез». «Субъективный» здесь надо понимать в значении «субъектный», а отнюдь не обязательно как «ненадежный», «неистинный». Точно так же и высказывания сторонних лиц, кото­рые тоже ведь являются субъектами, не обязательно будут непре­менно «объективными» в смысле «беспристрастными», «истинными». Все эти сложности надо воспринимать как нормальные, поскольку они неизбежно связаны с тем, что предмет нашего интереса и исследования есть как раз субъект, его свойства, проявления.

В качестве документальных и вещных источников анамнестического исследования могут быть: личное дело, аттестационные документы (дипломы, аттестаты, удостоверения о принадлеж­ности к той или иной партии, справки и пр.), знаки отличия, почетные грамоты, библиотечный абонемент (как свидетельство читательских интересов, их направленности), групповые, сюжетные фотографии, медицинская карта, переписка, личная библиотека, поделки, предметы рукоделия и т.д.

В качес

Наши рекомендации