Научного знания о человеке и труде
История становления научной дисциплины отражается в процессах ее взаимодействия с другими дисциплинами; выделении и самостоятельном становлении ее отдельных ветвей, подходов, направлений. Взаимосвязи психологии труда с другими науками и отраслями психологии обусловлены запросами социальной практики и опорой на психологическую теорию деятельности.
Составить правильное представление о психологии труда – это, значит, разобраться в ее связях и взаимодействиях с другими: общественными, естественными, медицинскими, педагогическими и техническими науками [3; 7; 11; 17 и др.].
Непсихологические области научного знания, связанные с психологией труда, можно сгруппировать в следующие три категории [19, с. 17-20; 20 ].
1. Области знания, имеющие первую степень родства с психологией труда:
- философия (в аспекте общего понимания труда в развитии и существовании человека, а также профессиональной этики и деонтологии[6]);
- экономика труда, социология труда, физиология труда, гигиена труда, медицина профзаболеваний и экспертизы трудоспособности;
- профессиональная педагогика, педагогика трудового обучения и воспитания, частные методики профессиональной школы;
- история техники и палеоантропология (в разделах, посвященных анализу орудий, средств труда и реконструкции соответствующей деятельности человека).
2. Области знания второй степени родства с психологией труда (те отрасли технического знания и практики, предметом которых является внешнее орудийное оснащение трудовых процессов – теория, расчет и конструирование машин, приборов):
- техническая эстетика;
- художественное конструирование.
Психология труда в лице ее представителей должна здесь сочетаться
с тенденциями технического прогресса, ориентироваться в мире технических средств труда, используя информацию, производимую в технических науках. В то же время она с позиций гуманизации труда призвана вносить свою лепту в оптимизацию тенденций технического прогресса, в процессы проектирования внешних средств и условий труда.
3. Области знания и практики третьей степени родства с психологией труда связаны с объективными системами, которые представляют множество объектов человеческой деятельности : системы биологические (труд врачей, ветеринаров, агрономов), технические (труд наладчиков, механиков, операторов ПК), неживые природные системы (труд геологов), социальные, социально-исторические, социально-экономические системы (политолог, историк, экономист), знаковые системы, являющиеся предметами математики, математической логики, лингвистики, семиотики (труд математика, программиста, лингвиста), явления, процессы художественного отображения и преобразования мира человеком (писатель, художник, музыкант, артист). Без ориентировки в областях знаний и практики названного рода невозможно правильно понять деятельность соответствующих разнотипных специалистов, профессионалов, а тем более стать им полезными или хотя бы ориентировать подрастающих людей в мире труда в связи с вопросами проектирования жизненных путей («выбора профессии») [ там же ].
Взаимосвязи психологии труда с другими отраслями психологии представлены в табл.3.
Таблица 3
Взаимосвязи психологии труда с другими отраслями психологии
Чем данная отрасль психо- логии обогащает психологию труда | Чем психология труда обогащает данную отрасль психологии |
Общая психология | |
обеспечивает применение психологических знаний к изучению трудовых процессов, проявлению в них основных закономерностей психики человека (мышления, внимания, памяти, восприятия, эмоций, воли и др. свойств) | обогащается новыми фактами об особенностях человеческой психики в условиях деятельности, исследуемыми психологией труда. Это способствовало развитию психологической теории деятельности, кото- рая является ведущей в системе теоретических знаний в общей психологии |
Психология развития, педагогическая психология | |
проясняют вопросы о развитии человека как субъекта деятельности (игры, учебы, труда) | разрабатывает системное представление о задачах трудового воспитания и обучения, профессионального самоопределения, профконсультации, профориентации учащихся |
Клиническая психология : | |
помощь в сфере профотбора, трудовой экспертизы, коррекции и предупреждения нарушений психики в условиях трудовой деятельности, в т.ч. в экстремальных условиях | предупреждение и своевременная корректировка возможных отклонений психики с помощью специальных приемов и требований |
Социальная психология : | |
данные о характере труда в различных видах трудовых коллективов | исследование фактов о возможностях человека при его взаимодействии с другими людьми |
Акмеология, инженерная психология, психология искусства, космическая психология, юридическая психология, военная психология, психология управления, организационная психология, психология рекламы и т.п. в большей или меньшей мере пересекаются с психологией труда, так как в качестве объекта имеют реальные профессиональные сообщества людей, занятых теми или иными видами труда.
Структура психологии труда как научной дисциплины представлена в табл. 4.
Таблица 4
Основные разделы (направления) психологии труда
Направления изучения человека в трудовой деятельности (отрасли психологии труда) | Предмет изучения |
1. Психология труда в традиционном варианте – психофизиологические основания труда, история развития знаний о труде, теоретико-методологи-ческие основы психологии труда, психологичес-кие характеристики трудовой и конкретной профессиональной деятельности, выделение профессионально важных качеств, развитие человека в труде, профессиональные кризисы и деструкция личности в труде | Субъект труда, то есть человек |
2. Инженерная психология – информационное взаимодействие человека (субъекта труда) со сложной техникой, изучает различные характеристики и функциональные состояния человека-оператора | Субъект труда во взаимоотношениях со сложной техникой (системы «человек –машина», а в более современных вариантах – «человек – машина –среда – социум –культура – природа» |
3. Психология управления (в более современном звучании – организационная психология) – иерархические взаимоотношения работников в условиях организации, а также условия оптимизации этих отношений в целях повышения производительности труда, личностного развития работников и трудовых коллективов | Субъект труда, включенный в различные иерархические структуры и взаимоотношения |
4. Профориентация (как один из уровней профориентации – профессиональное самоопределение, предполагающее формирование субъекта самоопределения, а также «психология карьеры», где основной акцент сделан на построении «жизненного успеха») – профинформация, профреклама, профпросвещение, профдиагностика, профотбор, профподбор, помощь в окончательном выборе профессии (принятии решения), морально-эмоциональная поддержка клиента | Субъект, самоопределяющийся в мире профессионального труда и в «пространстве» личностных смыслов самой трудовой деятельности |
5. Профессиональное образование – профессиональное обучение, больше ориентированное на целенаправленное формирование личности профессионала и профессиональное саморазвитие субъекта труда, предполагающее психолого-педагогическую поддержку (или сопровождение) самоопределяющейся в труде личности | Субъект, включенный в систему учебно-воспитательного процесса профессионального образования |
Вопросы для самопроверки:
1. Какова структура предмета психологии труда.
2. Назовите основные разделы психологии труда.
3. В чем различия между основными группами задач психологии труда?
4. Назовите основные этапы развития психологии труда.
5. Что такое психотехника? Какова роль Мюнстерберга в развитии науки?
6. Дайте краткую характеристику основных зарубежных школ.
7. Охарактеризуйте этапы развития психологии труда в России. Укажите периоды наиболее и наименее активного развития научной дисциплины.
8. Назовите основные направления работы отечественных психотехников.
9. Перечислите и охарактеризуйте особенности психологии труда как междисциплинарного научного направления.
Тест по главе 1