По характеру психической активности
1. Эмоциональная память. В ней сохраняются чувства и эмоции, которые пережил человек. Эти чувства побуждают или, напротив, удерживают человека от каких – либо действий, которые вызывают положительные или отрицательные эмоциональные переживания. Является самым сильным видом памяти.
2. Словесно–логическая память является главенствующей по отношению к остальным разновидностям памяти. При данном виде памяти человек анализирует полученный материал и выделяет логические части. Содержимое материала тщательно обрабатывается и делится на логические части.
3. Образная память. Подразделяется на вкусовую, обонятельную, осязательную, зрительную и слуховую. Особенно развита образная память у подростков и детей.
4. Двигательная память. Хранит информацию о движениях, а также об их системах. Является фундаментом, необходимым для формирования различных трудовых и практических навыков. У физически развитых людей, как правило, отличная двигательная память.
5. Механическая память. Помогает человеку запомнить содержание материала, который он по каким–то причинам не может запомнить. Человек повторяет необходимую информацию до тех пор, пока она не отложится в его головном мозге.
32.Физиологические механизмы воображения очень сложны и могут быть охарактеризованы следующим образом: основная функция коры больших полушарий – образование системы связей, в которых фиксируется прошлый опыт. Этот опыт включает круг представлений и знаний человека о мире. Система временных связей динамична: она изменяется, дополняется и преобразуется. Выделенные в процессе анализа части и признаки комплексного раздражителя, каким является предмет и данная ситуация, соотносятся, синтезируются в новых комбинациях. В результате этого создается новый образ или система новых образов, в которых реальная действительность отражается человеком в преобразованном виде и содержании.
Физиологический механизм, обеспечивающий формирование нового образа, - это образование новых сочетаний из временных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий мозга. Для того чтобы образовались новые ассоциации, необходима диссоциация, т.е. расщепление сложившихся связей. Диссоциированные связи включаются звеньями в новые системы связей. Этот процесс не следует рассматривать как мгновенно протекающий. Он имеет фазовый характер и в каких-то фазах протекает скрытно от самого человека в слабо возбужденных и даже частично заторможенных участках коры больших полушарий головного мозга. Примером такого рода деятельности являются сновидения, в которых причудливо сочетаются образы ранее воспринятых объектов и связанные с ними переживания человека.
Создания образов воображения – результат совместный деятельности первой и второй сигнальных систем, хотя любое представление, любой образ формально должен быть отнесен к первосигнальному, чувственному отражению действительности.
Виды воображения:
1.Активное воображение - воображение, комбинирующее и преобразующее прежние образы и представления в новые образы и представления.
а) воссоздающее воображение (воспроизводящее, репродуктивное). Образы воссоздающего воображения имеют существенное значение в познавательной деятельности, так как они пополняют знания, которыми оперирует человек в своей умственной и практической деятельности. При освоении основ наук эти образы являются необходимым условием понимания природы тех предметов и явлений, которые не воспринимаются, и может быть, никогда не будут восприниматься.
б) творческое воображение. Примером творческого воображения может быть образ изобретаемой конструктором машины, образ литературного героя, создаваемый писателем, или образ скульптуры, возникшей у художника. Новизна, оригинальность, неповторимость – существенные признаки образов творческого воображения.2.Пассивное воображение - более или менее отчетливое воспроизведение в памяти или в сновидениях образов прошлого.
а) фантастические образы. Разновидностью образов творческого воображения будут
фантастические образы. К ним относятся религиозно-мистические, сказочно-фантастические, научно-фантастические образы.
- Образы религиозно-мистической фантастики оторваны от реальной действительности. В них в искаженном виде отражаются как силы природы, так и сам человек.
- Сказочно-фантастические образы, представленные в народных былинах, сагах, в своей основе имеют реалистическое отражение мира. В этих сказочно-фантастических образах воплощаются мечты народа, рисуются герои с несгибаемой волей, отдающие свою силу борьбе за народное счастье.
- Научно-фантастические образы характеризуются, прежде всего тем, что создающий их допускает далекий отлет от действительности, скачок в далекое будущее или прошлое. Для научно-фантастических произведений типичен выход за пределы круга представлений и знаний, которыми располагает человечество в данное время.
Процессы воображения.
Процессы воображения имеютаналитико-синтетический характер и в этом они похожи на процессы восприятия, памяти, мышления
Если память восстанавливает образы и ситуации, копируя реальные, то воображение создает новые образы и ситуации, которые раньше не возникали есть механизм воображения базируется на основе тех образов, что имеет человек, но эти образы предстают в новых неожиданных связях и сочетаниях Слово \"новый'' имеет двойное значение: различаютзняють объективноновое исубъективно новое Объективно новое - это образы, идеи, которые не существуют в этот момент ни в материальном, ни в идеальном плане Субъективно новое - это новое для каждого конкретного человека (ребенка) Новый образ воображения моути материализованный или остаться на уровне идеальногого.
Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер и осуществляются различными способами Основные из них:
Агглютинация (от лат aggiutinare - склеивать) - создание нового образа путем сочетания элементов, взятых из различных представлений Например, образ русалки в сказках, где голова и туловище - женщины, а хвост - рыбы Этот прием ом не получил большого распространения, поскольку образы его трудно воплощаются в предметные вещи Впрочем, примеры материализации таких образов в реальной жизни имеем - это танк, аккордеон, амфибия, тролейбуйбус.
Гиперболизация - характеризуется увеличением предмета (великан Гулливер) изменением количества частей предмета (дракон, который имеет семь голов), или их смещением
литота - в отличие от гиперболизации, характеризуется уменьшением предмета (мальчик-с-пальчик) Эти приемы используют в народных сказках, фантастических произведениях
Подчеркивание - акцентирование какой-то части образа или определенного качества С помощью такого приема создают шаржи, карикатуры
Схематизация - образ воображения, когда разногласия уменьшаются, а черты сходства выступают на первый план
Типизация - выделение существенного в однородных фактах и воплощение их в конкретных образах Это сложный прием, его широко используют в литературе.