Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различия этих явлений.

Генотип, свойства нервной системы и способности человека.

Исследование типов темпераментов и их психологическая характеристика.

Характер и темперамент.

Акцентуированные характеры подростков по А.Е. Личко.

Типология социальных характеров по Э. Фромму.

Характер и личность: общее и различное в этих понятиях.

Основные направления развития воли.

Становление волевых качеств личности.

Психологические теории эмоций. Сравнительный анализ их.

Проявление эмоций в творчестве.

Функции и виды эмоций у человека.

4. Примерные вопросы для подготовки к зачету

1-я часть дисциплины

1. Предмет научной психологии.

2. Методы изучения психики.

3. Место психологии в системе наук.

4. Ведущие направления современной психологии.

5. Основные этапы развития психологии.

6. Развитие психики в филогенезе.

7. Проблема структуры психики человека.

8. Сознание, его признаки и структура.

9. Язык и речь.

10. Виды речевой деятельности.

11. Деятельность и её структура.

12. Нервная система и психика.

13. Научение и его виды.

14. Управление движениями и действиями.

15. Автоматизация действий и формирование навыков.

5. Примерные вопросы к экзамену по общей психологии

2-я часть дисциплины

1. Ощущения и их классификация.

2. Основные закономерности ощущений.

3. Методы изучения ощущений.

4. Восприятие, его виды.

5. Свойства восприятия.

6. Методы изучения восприятия.

7. Память и её виды.

8. Процессы памяти.

9. Методы изучения памяти.

10. Развитие памяти.

11. Внимание, его виды.

12. Свойства внимания.

13. Методы изучения внимания.

14. Мышление и его формы.

15. Виды мышления.

16. Процессы мышления и мыслительные операции.

17. Развитие мышления.

18. Изучение мышления.

19. Воображение и его виды.

20. Приёмы структурирования образа в воображении

3-я часть дисциплины

1. Мотивация в ведущих психологических направлениях.

2. Виды мотивов.

3. Структура мотивационной сферы личности

4. Мотивация и ведущий вид деятельности.

5. Мотивы и стратегии поведения.

6. Эмоции как специфическая форма психического отражения.

7. Эмоции и их функции.

8. Виды эмоциональных состояний.

9. Психологические теории эмоций.

10. Психологические теории воли.

11. Воля и её динамика в онтогенезе.

12. Функции воли.

13. Структура волевого действия.

14. Эмоции и воля в структуре регуляции деятельности.

15. Личность и индивидуальность.

16. Структура личности.

17. Направленность личности.

18. Интернальные теории личности.

19. Экстернальные теории личности.

20. Гуманистические теории личности.

21. Теория черт.

22. Типологический подход к изучению личности.

23. Темперамент и типологические свойства.

24. Характер и его структура.

25. Темперамент и характер в структуре личности.

26. Способности и их основные концепции.

27. Проблема измерения способностей.

28. Общение и его функции.

29. Социальная перцепция.

30. Общение и коммуникация.

31. Интерактивная функция общения.

32. Проблема межличностной совместимости.

VIII. УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебный словарь дисциплины «Общая психология» содержит понятийный минимум дисциплины. Дополнительно в словарь включены определения понятий носящих специальный и междисциплинарный характер.

Цель словаря

Студенты должны знать терминологию учебной дисциплины.

Задачи словаря

В процессе работы со словарем студенты:

■ освоят понятийный минимум дисциплины;

■ будут понимать относящуюся к курсу специальную и междисциплинарную терминологию;

3. Требования к освоениюсодержания словаря

В результате работы со словарем студенты:

■ знают понятийный минимум дисциплины;

■ применяют понятия, входящие в понятийный минимум дисциплины;

■ различают философскую, психологическую, культурологическую и биологическую терминологию;

■ используют понятия, носящие междисциплинарный характер, при анализе психологического материала;

Специфика словаря

Словарь предназначен для учебных целей и представляет собой пособие, используемое на практических занятиях по дисциплине.

Характер включенных в словарь понятий

Словарь содержит философские, психологические, культурологические и биологические понятия.

Принцип систематизации содержания словаря

Словарь систематизирован в алфавитном порядке.

Содержание словаря

Абсолютная чувствительность — психофизическая ха­рактеристика чувствительности индивида, которая характе­ризует способность индивида ощущать предельно малые по интенсивности воздействия объектов реального мира.

Абстрактно-логическое мышление — особый вид мысли­тельного процесса, который заключается в использовании по­нятий и логических конструкций.

Абулия — аномалия мотивации человека, характеризующа­яся резким ослаблением силы потребностей.

Агрессия — осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному.

Аддиктивное поведение (англ. addiction — склонность, па­губная привычка) — злоупотребление одним или нескольки­ми химическими веществами, протекающее на фоне изменен­ного состояния сознания.

Адекватная самооценка — реалистичная оценка челове­ком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнес­тись к себе критически, правильно соотнести свои силы с зада­чами разной трудности и с требованиями окружающих.

Аккомодация (биол.) — изменение формы хрусталика гла­за при приближении или удалении предмета, на который смот­рит человек.

Аккомодация (психол.) — пластичное изменение индивида, в ходе которого он перестраивает (модифицирует) старые схе­мы действий и вырабатывает новые. Благодаря аккомодации происходит перестройка, модификация имеющихся схем (по­нятий) и выработка новых, усвоенных понятий.

.Активность — деятельное состояние организма как усло­вие его существования и поведения. Активное существо содер­жит в себе источник активности, и этот источник воспроиз­водится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого и индивид воспроизводит самого себя. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоле­ния сопротивления среды. Принцип активности противосто­ит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма — это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности — это уравновешива­ние организма со средой. Активность проявляет себя в актива­ции, различных рефлексах, поисковой активности, произволь­ных актах, воле, актах свободного самоопределения.

Актуальная (корригирующая) самооценка — отражает в настоящем времени самопроявления личности, констатирует степень адекватности поведения, что способствует его коррек­ции или оптимизации.

Акцентуация характера — чрезмерная выраженность от­дельных черт характера и их сочетаний, которая представляет собой крайние варианты нормы, граничащие с аномалиями личности. При акцентуациях характера у каждого типа имеет­ся своя «ахиллесова пята», делающая личность уязвимой в от­ношении ситуации определенного типа. В то же время личность может проявлять хорошую или даже повышенную устойчи­вость к другим типам жизненных ситуаций.

Альтруистическая установка — готовность, предраспо­ложенность субъекта к поведению, направленному на благо других.

Амбивалентность — внутренне противоречивое эмоцио­нальное состояние или переживай не, связанное с двойствен­ным отношением к чему-либо, характеризующееся одновре­менным принятием и отвержением.

Амбивалентные переживания — несогласованные, проти­воречащие друг другу (положительные и отрицательные) од­новременно испытываемые человеком эмоциональные отно­шения к некоторому объекту или явлению.

Амнезия детства — феномен психики взрослого челове­ка, который заключается в том, что человек не помнит собы­тия первых 3-4 лет жизни.

Аналитическая деятельность полушарий — деятель­ность полушарий головного мозга по расчленению получен­ной информации на составные элементы.

Асоциальные черты поведения — поведенческие проявле­ния, которые не соответствуют социальным нормам и требо­ваниям; не одобряются или порицаются вобществе; способ­ствуют совершению поступков, противоречащих нормам мо­рали и права.

Ассимиляция— процесс приспособления повой информа­ции (ситуации, объекта) к существующим у индивида схемам действий (схема действия - это сенсомоторный эквивалент понятия), не изменяя их в принципе. Благодаря ассимиляции индивид уточняет, совершенствует имеющиеся у пего схемы действия (понятия, умении).

Атрибуция — приписывание социальным объектам (чело­веку, группе, социальной общности) характеристик, не пред­ставленных в поле восприятия.

Аттрактор цели — одно из основных понятий синергети­ки — конечное состояние развивающейся системы, цель ее раз­вития.

Аффект неадекватности — неадекватные эмоциональные реакции. Переживание мнимой несправедливости и неадекват­ной обиды у субъекта в ситуации неуспеха, когда отрицается собственная ответственность за неуспех, используется защит­ная форма осознания происшедшего и в неудачах обвиняются другие либо обстоятельства.

Аффективная реакция — ярко выраженное, бурно проте­кающее действие; эмоциональный отклик в ответ на то или иное воздействие; резкая перемена эмоционального состояния; пе­реход к состоянию, противоположному прежнему.

Аффективная сфера — совокупность переживаний чело­веком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе.

Аффективное поведение — поведение, действие или вза­имодействие, которое в первую очередь определяется эмоци­ональным состоянием или отношением: действия под влияни­ем эмоций.

Аффективно-защитная функция воображения — функ­ция воображения, которая заключается в создании вообража­емой ситуации с целью условного разрешения конфликтов, которые в данный момент не могут быть разрешены на прак­тике.

Аффективность — бурное элементарное реагирование на ситуацию, быстрый переход от одного эмоционального состо­яния к другому, эмоциональная импульсивность.

«Аффекты на себя» — аутонаправленная негативная эмо­циональная реакция.

Афферентные нервы — нервные каналы, обеспечивающие передачу нервного возбуждения от рецепторов в кору голов­ного мозга.

Аффилиативная потребность — потребность вобщении, в эмоциональных контактах, стремление быть среди других людей.

Б

Биодинамическая ткань движения — гармоничная систе­ма мельчайших фрагментов (импульсов) двигательного акта, которые заполняют всю траекторию, описываемую органами движения при выполнении этого акта.

Бред — объективно ложное, обусловленное болезненными причинами суждение, возникающее у человека без адекватных внешних поводов, не поддающееся разубеждению и всегда вов­лекающее личность больного. В отличие от ошибочных суж­дений, бред не корригируется при разубеждении или разъяс­нении. Бред противостоит даже самым веским доводам.

В

Вербальная агрессия- выражение негативных чувств в словесной форме (проклятия, угрозы, крик).

Вербальная память - вид памяти, который определяет способность запоминать, сохранять и воспроизводить речевую (словесную) информацию.

Вербальные функции (лат. verbalis — словесный) — про­цесс оперирования различными формами знакового (словес­ного) материала.

Вербальные функции интеллекта - функции интеллек­та, связанные с оперированием словами, в том числе возмож­ность получения и анализ речевой информации, понимание смысла слов и др.

Витальные потребности— жизненно важные, органичес­кие потребности; потребности, непосредственно связанные с органической жизнью; состояние индивида, создаваемое испы­тываемой им нуждой в объектах и предметах, необходимых для его биологического существования, и выступающее источни­ком его активности.

Внешние факторы трудовой деятельности — поддерж­ка удовлетворенности человека процессом труда за счет внеш­не организованных стимулов: повышенной заработной платы, премий, комфортных условий труда, досрочного выхода на пенсию и т. д.

Внимание — направленность и сосредоточенность психи­ческой деятельности на чем-либо определенном.

Внутренние факторы трудовой деятельности — под­держка интереса человека и высокой мотивации его труда в силу увлекательности, ценности, сложности и значимости са­мого рабочего процесса.

Внутренний мотивационный конфликт — противоречие, возникающее в результате борьбы мотивов, одновременной актуализации противоречащих друг другу или несовместимых мотивов.

Внутренний самоотчет — сравнение желании и целей, убеждений и чувств с социальными установками, ценностями, ожиданиями.

Внутренняя речь — вид речи, обеспечивающий процессы мышления и саморегуляции поведения.

Воображение — процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создания па этой основе новых представлений.

Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих в сознании человека при непосред­ственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности его органов чувств.

Враждебность — агрессия, при которой главной целью агрессора является причинение страданий и вреда жертве.

Временные нервные связи — механизм замыкания в коре головного мозга условно-рефлекторных нервных связей при сочетании условных и безусловных раздражителей и появле­нии соответственно двух очагов возбуждения; путь прохожде­ния нервного импульса в определенный промежуток времени.

Время реакции— временной интервал между предъявле­нием какого-либо сигнала (оптического, акустического, так­тильного и т. д.) и началом обусловленного инструкцией (при проведении обследования) ответа на этот сигнал.

Вторичная (долговременная) память — память, обеспе­чивающая сохранение и возможность воспроизведения инфор­мации на длительный срок.

Вторичные, или интегративные, поля коры головного мозга — участки коры головного мозга, обеспечивающие син­тез сенсорной информации, полученной от отдельных первич­ных полей коры головного мозга, в целостный психический образ.

Высокий статус — значимое положение в группе и актив­ное влияние на динамику отношений в группе.

Высшие психические процессы — сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, соци­альные по своему происхождению. К числу высших психичес­ких процессов относятся произвольная память, произвольное внимание, мышление, речь и др.

Высшие чувства — эмоциональные процессы, выражаю­щие целостное отношение человека к миру и окружающим его людям, отражающие его морально-нравственную позицию.

Г

Гендерные особенности — особенности, связанные с при­знаками половой принадлежности.

Гендерные роли — существующая в данной культуре модель полового поведения, определяемая системой традиций, стерео­типов, предписаний, экспектаций, которую индивид должен усвоить и которой должен соответствовать.

Гендерные схемы — набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.

Генерализованные движения (лат. generalis — общий) — двигательная активность, подтверждающая (или сопровожда­ющая) эмоциональное состояние, эмоциональные реакции; представлены одновременными движениями конечностей, уча­щением дыхания, голосовыми реакциями.

Генетическая психология — изучает проблемы возникно­вения и развития психических процессов, отвечая на вопрос, как происходит то или иное психическое движение, как про­исходят процессы, результатом которых является мысль.

Генетический фактор — влияние на развитие ребенка про­цессов в организме, обусловленных унаследованным от роди­телей набором генов.

Генотип — совокупность всех генов, генетическая консти­туция организма.

Гипертим — личность гипертимного типа. Центральными свойствами личности данного типа являются: оптимизм, по­вышенный фон настроения, активность, общительность, ини­циативность, авантюристичность, социальная гибкость и лег­кость в общении, некоторая поверхностность в межличност­ных отношениях, необязательность, легкое отношение к вопросам морали. Тяжело переносят одиночество, дисципли­ну и ограничение их активности.

Гипопротекция (гипоопека) — в крайнем варианте — пол­ная безнадзорность, чаще же лишь недостаток опеки и контро­ля за поведением детей. Наиболее неблагоприятна при акцен­туациях по неустойчивому и конформному типам.

Гипоталамус (греч. hypo + thalamos комната; син.: подбугорье, гипоталамическая область, подбугровая область) — от­дел промежуточного мозга, расположенный к низу от таламуса под гипоталамической бороздой и представляющий собой скопление нервных клеток с многочисленными афферентны­ми и эфферентными связями.

Глубина чувства — определяется тем, насколько суще­ственны для данной личности данное чувство и та сфера, с ко­торой оно связано.

Голосовые реакции {лат. re — против + actio — действие) — воспроизведение звуков, подражание звуковым раздражите­лям (человеческой речи, звукам животных, шуму и т. п.).

Д

Двигательные навыки — навыки выполнения определен­ных движений.

Девиантное поведение — отклоняющееся от принятых в обществе правовых или нравственных норм поведение.

Декларативные знания — знания типа «что», т. е. знания об объектах и явлениях окружающего мира описательного ха­рактера.

Делинквентное поведение — разновидность отклоняюще­гося поведения; противоправное, преступное поведение.

Деменция (приобретенное слабоумие) — необратимая дезорганизация личности как в интеллектуальном, так и в эмо­циональном плане. Она часто связана со старческим возрас­том и может вызываться множеством причин — прямых или косвенных.

Депрессия (лат. depressio — подавленность) - угнетенное, подавленное психическое состояние; аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной, когнитивной сфер, общей пассив­ностью поведения.

Депривация —лишение, утрата или приближающаяся к ним по выраженности и значению для субъекта недостаточ­ность чего-то желанного, необходимого.

Деформация поведения — негативные изменения в специ­фике поведения субъекта под воздействием «внешних сил».

Дивергентное мышление — особый вид мышления, кото­рый предполагает, что па один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Принято считать, что этот вид мышления является одним из компонентов творчества.

Динамические стереотипы (греч. dinamikos — подвиж­ный, stereos — отпечаток) — интегральная система первичных условно-рефлекторных ответов, соответствующая сигнальной, порядковой и временной характеристике стимульного ряда. Вся система условно-рефлекторных ответов разворачивается в полном объеме при предъявлении даже одного стимула, име­ющего ответ в цепочке рефлексов.

Директивно-распорядительный способ взаимодей­ствия — форма общения в процессе совместной деятельнос­ти, при которой преобладают команды и распоряжения.

Дистимический тип личности — ведущими свойствами являются: пессимистический жизненный настрой, постоянно или часто сниженный фон настроения, пассивность, безыни­циативность, стремление к ограничению социальной активно­сти и социальных контактов, серьезность этической позиции, дисциплинированность, обязательность, замедленность психи­ческого темпа.

Дистресс — стресс разрушительный, деструктивный; вызы­вает адаптационную активность, но даже если и расширяет адап­тивные возможности, то часто одновременно тормозит разви­тие индивида, мешает достижению далеких и близких целей; может вести к истощению сил, например, в том случае, если ре­зерва сил для данной стрессовой ситуации недостаточно.

Дифференцированность экспрессии (лат. differentia -различие) - соотнесение внешних проявлений с конкретной, характерной эмоцией; способность различать эмоции по вне­шним проявлениям.

Диффузность самоидентичности — «рассеянное», «раз­мытое» восприятие и отражение субъектом того, что относит­ся к нему самому (к его телу и духовному содержанию); комп­лекс переживаний человека, связанный с чувством его непол­ноценности и потерей собственного Я.

Долговременная память - вид памяти, благодаря которо­му человек способен длительное время сохранять и воспроиз­водить полученную им информацию.

Доминанта — функциональная система, проявляющая себя в виде господствующего очага возбуждения, обусловли­вающая работу нервных центров в данный момент и придаю­щая поведению определенную направленность. Доминанта суммирует и накапливает импульсы, поступающие в централь­ную нервную систему, одновременно подавляя активность дру­гих центров. Этим объясняется системный и целенаправлен­ный характер поведения.

Доминирующая гиперпротекция (гиперопека) — чрезмер­ный, мелочный контроль за поведением ребенка. Особенно неблагоприятна в плане формирования акцентуаций характе­ра гипертимного типа (усиливает реакцию эмансипации), ас­тенического и психастенического типов (усиливает неуверен­ность в себе, неумение постоять за себя, нерешительность).

Доминирующие установки — готовность, предрасполо­женность субъекта к определенной форме реагирования.

Драйв — сильный стимул, который побуждает организм к действию.

Ж

Жестокое отношение — частые расправы за мелкие про­ступки, «срывание зла» на ребенке. Жестокость господствует во всей атмосфере семьи. Особенно пагубно при формирова­нии эпилептоидного типа акцентуации или даже психопатии.

Жизненный путь — история формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения.

Жизненный сценарий — постепенно развертывающийся, формирующийся в детстве, во многом под влиянием родите­лей, жизненный план поступков и действий, которые человек намерен совершить в будущем.

З

Завышенная оценка — в одобрении содержится большая позитивность, не соответствующая уровню реальных достиже­ний или объективных характеристик.

Завышенная самооценка — неадекватное завышение в оце­нивании себя субъектом.

Закономерность — способность системы к воспроизведе­нию однотипных изменений у разных людей.

Заниженная оценка — уровень одобрения ниже степени позитивности или уровень неодобрения выше степени негатив­ности — не соответствует объективности.

Заниженная самооценка — неадекватное недооценивание себя субъектом.

Защитно-психологический механизм — механизм сведе­ния к минимуму осознания несоответствия внутриЯ-концепции или между Я-концепцией и актуальным опытом.

Защитные механизмы — физиологические ипсихологи­ческие способы саморегуляции, снимающие избыточноепси­хическое напряжение, защищающие человека отнеприятных эмоций, искажающие или скрывающие импульсы, которые угрожают целостности личности.

Зеркальный Я-образ — отражает то, как воспринимается личность значимыми другими.

Зрительно-моторная координация — осуществление ко­ординированных движений, осуществляемых под контролем зрения.

И

Игра — это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу дея­тельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и нефор­мального общения.

Идеальное Я — представление «каким я должен быть, ис­ходя из усвоенных моральных и иных образцов».

Идентификация — отождествление себя с другим челове­ком, непосредственное переживание личностью своей тожде­ственности.

Идентичность (лат. identicus — тождественный, одинако­вый) — эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных от­ношений.

Избирательность внимания — выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов и явлений.

Инволюция личности — «обратное» развитие личности, связанное с упрощением, свертыванием или утратой основных социально значимых личностных характеристик.

Индивид (человек как индивид) — человек как единичное природное существо, представитель Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, носитель индивидуально своеобразных, генетически обусловленных черт.

Индивидуализм — ориентация человека на самого себя, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности лич­ных интересов и потребностей, безотносительно к интересам других людей, социальных групп.

Индивидуальность — «глубина личности» — предстает как результат единства и согласованного взаимодействия индивид­ных, личностных и субъектных свойств человека.

Индивидуальный стиль деятельности — индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилуч­шего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметами и внешними условиями дея­тельности.

Инертность — отсутствие инициативы и должной энергии, приводящее к вялости и безволию в деятельности и застою в достижениях.

Инертный тип нервной системы — тип нервной системы, характеризующийся медленным протеканием нервных процес­сов. Данный тип нервной системы свойствен людям с флегма­тическим темпераментом.

Инструментальная агрессия — агрессия, при которой причинение вреда другим не является самоцелью, а является средством достижения какой-либо иной цели.

Интеграция — сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Интеграция характеризуется ростом объема и интенсивностью взаимосвязей и взаимодействия между элементами, их упоря­дочиванием и самоорганизацией в некое целостное образова­ние с появлением качественно новых свойств.

Интеллект — это глобальная интегральная биопсихичес­кая особенность человека, характеризующая его возможности в адаптации; обобщенная характеристика умственных способ­ностей человека.

Интеллектуальные чувства — переживания, связанные с процессом познания: чувство удивления и любознательнос­ти, радость открытия истины и т. п.

Интериоризация (лат. interior — внутренний) — формиро­вание внутренних структур человеческой психики посредством усвоения структур внешней социальной деятельности.

Интернальность — личностное образование, присущее людям, которые принимают ответственность за то, что проис­ходит с ними, за свои поступки на себя.

К

Классификация — способность классифицировать группу объектов по какому-то признаку.

Когнитивная составляющая Я-образа — представления индивида о себе, основанные как на объективном знании, так и на субъективном мнении (Берне Р., с. 32).

Когнитивные процессы — совокупность процессов, обес­печивающих преобразование сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получе­ния ответа в виде .знания.

Когнитивные свойства — свойства, характеризующие дея­тельность познавательных процессов и способностей человека.

Когнитивный диссонанс — явление, содержание которого состоит в том, что личностью, если в ее сознании сталкивают­ся логически противоречивые знания об одном и том же объек­те или событии, переживается чувство дискомфорта и она стре­мится от него избавиться. Стараясь найти решение, личность реконструирует свои знания или социальные установки отно­сительно соответствующих объектов или событий таким об­разом, чтобы противоречие между ними было снято.

Когнитивный компонент самооценки — комплекс убеж­дений о себе, которые могут быть как обоснованными, так и необоснованными. Показатели когнитивного компонента са­мооценки: мера реалистичности, способ ориентации при обо­сновании самооценки, разнообразие и широта самооценочных суждений, форма (проблематичная или категоричная) выра­жения суждений о себе.

Конвенциональная роль (лат. con.ven.tio — соглашение) — представление о предписанном образце поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации, если известна социальная позиция, занимаемая им в совместном действии.

Конвенциональные нормы — совокупность общепринятых в данной общности правил и требований, играющих роль важ­нейшего средства регуляции поведения ее членов, характера их взаимоотношения, взаимодействия и общения.

Конвергентное мышление — вид мышления, который предполагает, что существует лишь одно правильное решение проблемы. В некоторых случаях понятие используется как синоним «консервативного» или «ригидного» мышления.

Конгруэнтность Я-концепции — соответствие, состояние гармонии, которое ощущается, когда нет несоответствия меж­ду переживаниями человека и его Я-концепции.

Конкретные страхи — эмоции, возникающие в ситуации, когда опасность связывается с конкретными предметами, су­ществами или явлениями окружающей действительности.

Консервация — термин, предложенный Ж. Пиаже для обо­значения способности индивида видеть неизменное на фоне видимых (кажущихся) перемен.

Константное ядро Я-концепции - основные представле­ния о себе. У полноценно функционирующих, или самоактуа­лизирующихся, людей: открытость для опыта, рациональность, личная ответственность, чувство собственного достоинства и др.

Контрнормативная шкала ценностей — ценности, про­тивопоставленные социальным, нормативным- для социально ориентированной личности.

Конформность — тенденция людей изменять свое поведе­ние таким образом, чтобы это соответствовало поведению и. требованиям других людей.

Концентрация внимания — одна из характеристик внима­ния, отражающая степень или интенсивность сосредоточенно­сти субъекта на выполнении какой-либо деятельности или на каком-либо предмете.

Косвенная агрессия — агрессия, окольным путем направ­ленная на другое лицо.

Кратковременная память — вид памяти, характеризую­щийся очень кратким сохранением воспринимаемой инфор­мации.

Кристаллизованный интеллект — является результатом опыта и образования и опирается на осведомленность и зна­ния, накопленные человеком в течение длительного времени. Уровень развития данного типа интеллекта выражается в спо­собности человека устанавливать отношения, формулировать свои суждения, анализировать проблемы и использовать усвоенные стратегии для решения задач.

Кросскультуральные исследования (англ. cross — пере­крестный) — исследования однородных психических явлений, проводимые среди представителей различных культур (этни­ческих групп) с целью установления влияния культуры на эти явления.

Кумулятивность развития — накопление входе роста психических свойств, качеств, умений, навыков, приводящее к качественным изменениям в их развитии.

Л

Латентный период (по З. Фрейду) — внутри четырех ста­дий психосексуального развития З. Фрейд выделял так назы­ваемый латентный период, приходящийся на младший школь­ный возраст, на протяжении которого психическая энергия (либидо) дремлет, а внимание сосредоточено на развитии ин­тересов и навыков в контактах со сверстниками того же пола.

Латентный (скрытый) период — период времени, в те­чение которого в силу определенных субъективных или объек­тивных обстоятельств невозможно наблюдение за каким-либо предметом или явлением.

Либидо (лат. libido — желание, влечение) — психическая энергия, лежащая о основе основных влечений человека (сек­суальных и влечения к жизни).

Лимбическая система — комплекс структур конечного, промежуточного и среднего отделов мозга, составляющих суб­страт для проявления наиболее общих состояний организма (сна, бодрствования, эмоции, мотивации и т. д.). Термин «лим­бическая система» введен П. Мак-Лейпом в 1952 году.

Личность (человек как личность) — в отечественной пси­хологии это: 1) субъект социальных отношений и сознатель­ной деятельности, носитель психосоциальных свойств челове­ка; 2) системное качество индивида, формирующееся в совме­стной деятельности и общении. В зарубежной психологии личность, как правило, определяется на основе частных эмпи­рических представлений, развиваемых в рамках той или иной теории личности.

Лобные доли — области правого и левого полушарий голов­ного мозга, обеспечивающие программирование, регуляцию и контроль деятельности человека. Их поражение ведет к снижению умственных способностей и невозможности планиро­вания за счет выпадения ориентировочной основы действии. Логическая или словесно-логическая память — запоми­нание и воспроизведение мыслей.

Логическое мышление - вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые по­нятия.

Ложные цели - рационально объясненные самому себе причины того или иного действия или поступка, оправдываю­щие поведения человека в его собственных глазах, а также в глазах общества.

Локус контроля — склонность человека видеть источник управления своей жизнью либо преимущественно во внешней среде, ли

Наши рекомендации