Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различия этих явлений.
Генотип, свойства нервной системы и способности человека.
Исследование типов темпераментов и их психологическая характеристика.
Характер и темперамент.
Акцентуированные характеры подростков по А.Е. Личко.
Типология социальных характеров по Э. Фромму.
Характер и личность: общее и различное в этих понятиях.
Основные направления развития воли.
Становление волевых качеств личности.
Психологические теории эмоций. Сравнительный анализ их.
Проявление эмоций в творчестве.
Функции и виды эмоций у человека.
4. Примерные вопросы для подготовки к зачету
1-я часть дисциплины
1. Предмет научной психологии.
2. Методы изучения психики.
3. Место психологии в системе наук.
4. Ведущие направления современной психологии.
5. Основные этапы развития психологии.
6. Развитие психики в филогенезе.
7. Проблема структуры психики человека.
8. Сознание, его признаки и структура.
9. Язык и речь.
10. Виды речевой деятельности.
11. Деятельность и её структура.
12. Нервная система и психика.
13. Научение и его виды.
14. Управление движениями и действиями.
15. Автоматизация действий и формирование навыков.
5. Примерные вопросы к экзамену по общей психологии
2-я часть дисциплины
1. Ощущения и их классификация.
2. Основные закономерности ощущений.
3. Методы изучения ощущений.
4. Восприятие, его виды.
5. Свойства восприятия.
6. Методы изучения восприятия.
7. Память и её виды.
8. Процессы памяти.
9. Методы изучения памяти.
10. Развитие памяти.
11. Внимание, его виды.
12. Свойства внимания.
13. Методы изучения внимания.
14. Мышление и его формы.
15. Виды мышления.
16. Процессы мышления и мыслительные операции.
17. Развитие мышления.
18. Изучение мышления.
19. Воображение и его виды.
20. Приёмы структурирования образа в воображении
3-я часть дисциплины
1. Мотивация в ведущих психологических направлениях.
2. Виды мотивов.
3. Структура мотивационной сферы личности
4. Мотивация и ведущий вид деятельности.
5. Мотивы и стратегии поведения.
6. Эмоции как специфическая форма психического отражения.
7. Эмоции и их функции.
8. Виды эмоциональных состояний.
9. Психологические теории эмоций.
10. Психологические теории воли.
11. Воля и её динамика в онтогенезе.
12. Функции воли.
13. Структура волевого действия.
14. Эмоции и воля в структуре регуляции деятельности.
15. Личность и индивидуальность.
16. Структура личности.
17. Направленность личности.
18. Интернальные теории личности.
19. Экстернальные теории личности.
20. Гуманистические теории личности.
21. Теория черт.
22. Типологический подход к изучению личности.
23. Темперамент и типологические свойства.
24. Характер и его структура.
25. Темперамент и характер в структуре личности.
26. Способности и их основные концепции.
27. Проблема измерения способностей.
28. Общение и его функции.
29. Социальная перцепция.
30. Общение и коммуникация.
31. Интерактивная функция общения.
32. Проблема межличностной совместимости.
VIII. УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебный словарь дисциплины «Общая психология» содержит понятийный минимум дисциплины. Дополнительно в словарь включены определения понятий носящих специальный и междисциплинарный характер.
Цель словаря
Студенты должны знать терминологию учебной дисциплины.
Задачи словаря
В процессе работы со словарем студенты:
■ освоят понятийный минимум дисциплины;
■ будут понимать относящуюся к курсу специальную и междисциплинарную терминологию;
3. Требования к освоениюсодержания словаря
В результате работы со словарем студенты:
■ знают понятийный минимум дисциплины;
■ применяют понятия, входящие в понятийный минимум дисциплины;
■ различают философскую, психологическую, культурологическую и биологическую терминологию;
■ используют понятия, носящие междисциплинарный характер, при анализе психологического материала;
Специфика словаря
Словарь предназначен для учебных целей и представляет собой пособие, используемое на практических занятиях по дисциплине.
Характер включенных в словарь понятий
Словарь содержит философские, психологические, культурологические и биологические понятия.
Принцип систематизации содержания словаря
Словарь систематизирован в алфавитном порядке.
Содержание словаря
Абсолютная чувствительность — психофизическая характеристика чувствительности индивида, которая характеризует способность индивида ощущать предельно малые по интенсивности воздействия объектов реального мира.
Абстрактно-логическое мышление — особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании понятий и логических конструкций.
Абулия — аномалия мотивации человека, характеризующаяся резким ослаблением силы потребностей.
Агрессия — осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному.
Аддиктивное поведение (англ. addiction — склонность, пагубная привычка) — злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающее на фоне измененного состояния сознания.
Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.
Аккомодация (биол.) — изменение формы хрусталика глаза при приближении или удалении предмета, на который смотрит человек.
Аккомодация (психол.) — пластичное изменение индивида, в ходе которого он перестраивает (модифицирует) старые схемы действий и вырабатывает новые. Благодаря аккомодации происходит перестройка, модификация имеющихся схем (понятий) и выработка новых, усвоенных понятий.
.Активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого и индивид воспроизводит самого себя. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма — это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности — это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.
Актуальная (корригирующая) самооценка — отражает в настоящем времени самопроявления личности, констатирует степень адекватности поведения, что способствует его коррекции или оптимизации.
Акцентуация характера — чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, которая представляет собой крайние варианты нормы, граничащие с аномалиями личности. При акцентуациях характера у каждого типа имеется своя «ахиллесова пята», делающая личность уязвимой в отношении ситуации определенного типа. В то же время личность может проявлять хорошую или даже повышенную устойчивость к другим типам жизненных ситуаций.
Альтруистическая установка — готовность, предрасположенность субъекта к поведению, направленному на благо других.
Амбивалентность — внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживай не, связанное с двойственным отношением к чему-либо, характеризующееся одновременным принятием и отвержением.
Амбивалентные переживания — несогласованные, противоречащие друг другу (положительные и отрицательные) одновременно испытываемые человеком эмоциональные отношения к некоторому объекту или явлению.
Амнезия детства — феномен психики взрослого человека, который заключается в том, что человек не помнит события первых 3-4 лет жизни.
Аналитическая деятельность полушарий — деятельность полушарий головного мозга по расчленению полученной информации на составные элементы.
Асоциальные черты поведения — поведенческие проявления, которые не соответствуют социальным нормам и требованиям; не одобряются или порицаются вобществе; способствуют совершению поступков, противоречащих нормам морали и права.
Ассимиляция— процесс приспособления повой информации (ситуации, объекта) к существующим у индивида схемам действий (схема действия - это сенсомоторный эквивалент понятия), не изменяя их в принципе. Благодаря ассимиляции индивид уточняет, совершенствует имеющиеся у пего схемы действия (понятия, умении).
Атрибуция — приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия.
Аттрактор цели — одно из основных понятий синергетики — конечное состояние развивающейся системы, цель ее развития.
Аффект неадекватности — неадекватные эмоциональные реакции. Переживание мнимой несправедливости и неадекватной обиды у субъекта в ситуации неуспеха, когда отрицается собственная ответственность за неуспех, используется защитная форма осознания происшедшего и в неудачах обвиняются другие либо обстоятельства.
Аффективная реакция — ярко выраженное, бурно протекающее действие; эмоциональный отклик в ответ на то или иное воздействие; резкая перемена эмоционального состояния; переход к состоянию, противоположному прежнему.
Аффективная сфера — совокупность переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе.
Аффективное поведение — поведение, действие или взаимодействие, которое в первую очередь определяется эмоциональным состоянием или отношением: действия под влиянием эмоций.
Аффективно-защитная функция воображения — функция воображения, которая заключается в создании воображаемой ситуации с целью условного разрешения конфликтов, которые в данный момент не могут быть разрешены на практике.
Аффективность — бурное элементарное реагирование на ситуацию, быстрый переход от одного эмоционального состояния к другому, эмоциональная импульсивность.
«Аффекты на себя» — аутонаправленная негативная эмоциональная реакция.
Афферентные нервы — нервные каналы, обеспечивающие передачу нервного возбуждения от рецепторов в кору головного мозга.
Аффилиативная потребность — потребность вобщении, в эмоциональных контактах, стремление быть среди других людей.
Б
Биодинамическая ткань движения — гармоничная система мельчайших фрагментов (импульсов) двигательного акта, которые заполняют всю траекторию, описываемую органами движения при выполнении этого акта.
Бред — объективно ложное, обусловленное болезненными причинами суждение, возникающее у человека без адекватных внешних поводов, не поддающееся разубеждению и всегда вовлекающее личность больного. В отличие от ошибочных суждений, бред не корригируется при разубеждении или разъяснении. Бред противостоит даже самым веским доводам.
В
Вербальная агрессия- выражение негативных чувств в словесной форме (проклятия, угрозы, крик).
Вербальная память - вид памяти, который определяет способность запоминать, сохранять и воспроизводить речевую (словесную) информацию.
Вербальные функции (лат. verbalis — словесный) — процесс оперирования различными формами знакового (словесного) материала.
Вербальные функции интеллекта - функции интеллекта, связанные с оперированием словами, в том числе возможность получения и анализ речевой информации, понимание смысла слов и др.
Витальные потребности— жизненно важные, органические потребности; потребности, непосредственно связанные с органической жизнью; состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и предметах, необходимых для его биологического существования, и выступающее источником его активности.
Внешние факторы трудовой деятельности — поддержка удовлетворенности человека процессом труда за счет внешне организованных стимулов: повышенной заработной платы, премий, комфортных условий труда, досрочного выхода на пенсию и т. д.
Внимание — направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном.
Внутренние факторы трудовой деятельности — поддержка интереса человека и высокой мотивации его труда в силу увлекательности, ценности, сложности и значимости самого рабочего процесса.
Внутренний мотивационный конфликт — противоречие, возникающее в результате борьбы мотивов, одновременной актуализации противоречащих друг другу или несовместимых мотивов.
Внутренний самоотчет — сравнение желании и целей, убеждений и чувств с социальными установками, ценностями, ожиданиями.
Внутренняя речь — вид речи, обеспечивающий процессы мышления и саморегуляции поведения.
Воображение — процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создания па этой основе новых представлений.
Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих в сознании человека при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности его органов чувств.
Враждебность — агрессия, при которой главной целью агрессора является причинение страданий и вреда жертве.
Временные нервные связи — механизм замыкания в коре головного мозга условно-рефлекторных нервных связей при сочетании условных и безусловных раздражителей и появлении соответственно двух очагов возбуждения; путь прохождения нервного импульса в определенный промежуток времени.
Время реакции— временной интервал между предъявлением какого-либо сигнала (оптического, акустического, тактильного и т. д.) и началом обусловленного инструкцией (при проведении обследования) ответа на этот сигнал.
Вторичная (долговременная) память — память, обеспечивающая сохранение и возможность воспроизведения информации на длительный срок.
Вторичные, или интегративные, поля коры головного мозга — участки коры головного мозга, обеспечивающие синтез сенсорной информации, полученной от отдельных первичных полей коры головного мозга, в целостный психический образ.
Высокий статус — значимое положение в группе и активное влияние на динамику отношений в группе.
Высшие психические процессы — сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. К числу высших психических процессов относятся произвольная память, произвольное внимание, мышление, речь и др.
Высшие чувства — эмоциональные процессы, выражающие целостное отношение человека к миру и окружающим его людям, отражающие его морально-нравственную позицию.
Г
Гендерные особенности — особенности, связанные с признаками половой принадлежности.
Гендерные роли — существующая в данной культуре модель полового поведения, определяемая системой традиций, стереотипов, предписаний, экспектаций, которую индивид должен усвоить и которой должен соответствовать.
Гендерные схемы — набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.
Генерализованные движения (лат. generalis — общий) — двигательная активность, подтверждающая (или сопровождающая) эмоциональное состояние, эмоциональные реакции; представлены одновременными движениями конечностей, учащением дыхания, голосовыми реакциями.
Генетическая психология — изучает проблемы возникновения и развития психических процессов, отвечая на вопрос, как происходит то или иное психическое движение, как происходят процессы, результатом которых является мысль.
Генетический фактор — влияние на развитие ребенка процессов в организме, обусловленных унаследованным от родителей набором генов.
Генотип — совокупность всех генов, генетическая конституция организма.
Гипертим — личность гипертимного типа. Центральными свойствами личности данного типа являются: оптимизм, повышенный фон настроения, активность, общительность, инициативность, авантюристичность, социальная гибкость и легкость в общении, некоторая поверхностность в межличностных отношениях, необязательность, легкое отношение к вопросам морали. Тяжело переносят одиночество, дисциплину и ограничение их активности.
Гипопротекция (гипоопека) — в крайнем варианте — полная безнадзорность, чаще же лишь недостаток опеки и контроля за поведением детей. Наиболее неблагоприятна при акцентуациях по неустойчивому и конформному типам.
Гипоталамус (греч. hypo + thalamos комната; син.: подбугорье, гипоталамическая область, подбугровая область) — отдел промежуточного мозга, расположенный к низу от таламуса под гипоталамической бороздой и представляющий собой скопление нервных клеток с многочисленными афферентными и эфферентными связями.
Глубина чувства — определяется тем, насколько существенны для данной личности данное чувство и та сфера, с которой оно связано.
Голосовые реакции {лат. re — против + actio — действие) — воспроизведение звуков, подражание звуковым раздражителям (человеческой речи, звукам животных, шуму и т. п.).
Д
Двигательные навыки — навыки выполнения определенных движений.
Девиантное поведение — отклоняющееся от принятых в обществе правовых или нравственных норм поведение.
Декларативные знания — знания типа «что», т. е. знания об объектах и явлениях окружающего мира описательного характера.
Делинквентное поведение — разновидность отклоняющегося поведения; противоправное, преступное поведение.
Деменция (приобретенное слабоумие) — необратимая дезорганизация личности как в интеллектуальном, так и в эмоциональном плане. Она часто связана со старческим возрастом и может вызываться множеством причин — прямых или косвенных.
Депрессия (лат. depressio — подавленность) - угнетенное, подавленное психическое состояние; аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной, когнитивной сфер, общей пассивностью поведения.
Депривация —лишение, утрата или приближающаяся к ним по выраженности и значению для субъекта недостаточность чего-то желанного, необходимого.
Деформация поведения — негативные изменения в специфике поведения субъекта под воздействием «внешних сил».
Дивергентное мышление — особый вид мышления, который предполагает, что па один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Принято считать, что этот вид мышления является одним из компонентов творчества.
Динамические стереотипы (греч. dinamikos — подвижный, stereos — отпечаток) — интегральная система первичных условно-рефлекторных ответов, соответствующая сигнальной, порядковой и временной характеристике стимульного ряда. Вся система условно-рефлекторных ответов разворачивается в полном объеме при предъявлении даже одного стимула, имеющего ответ в цепочке рефлексов.
Директивно-распорядительный способ взаимодействия — форма общения в процессе совместной деятельности, при которой преобладают команды и распоряжения.
Дистимический тип личности — ведущими свойствами являются: пессимистический жизненный настрой, постоянно или часто сниженный фон настроения, пассивность, безынициативность, стремление к ограничению социальной активности и социальных контактов, серьезность этической позиции, дисциплинированность, обязательность, замедленность психического темпа.
Дистресс — стресс разрушительный, деструктивный; вызывает адаптационную активность, но даже если и расширяет адаптивные возможности, то часто одновременно тормозит развитие индивида, мешает достижению далеких и близких целей; может вести к истощению сил, например, в том случае, если резерва сил для данной стрессовой ситуации недостаточно.
Дифференцированность экспрессии (лат. differentia -различие) - соотнесение внешних проявлений с конкретной, характерной эмоцией; способность различать эмоции по внешним проявлениям.
Диффузность самоидентичности — «рассеянное», «размытое» восприятие и отражение субъектом того, что относится к нему самому (к его телу и духовному содержанию); комплекс переживаний человека, связанный с чувством его неполноценности и потерей собственного Я.
Долговременная память - вид памяти, благодаря которому человек способен длительное время сохранять и воспроизводить полученную им информацию.
Доминанта — функциональная система, проявляющая себя в виде господствующего очага возбуждения, обусловливающая работу нервных центров в данный момент и придающая поведению определенную направленность. Доминанта суммирует и накапливает импульсы, поступающие в центральную нервную систему, одновременно подавляя активность других центров. Этим объясняется системный и целенаправленный характер поведения.
Доминирующая гиперпротекция (гиперопека) — чрезмерный, мелочный контроль за поведением ребенка. Особенно неблагоприятна в плане формирования акцентуаций характера гипертимного типа (усиливает реакцию эмансипации), астенического и психастенического типов (усиливает неуверенность в себе, неумение постоять за себя, нерешительность).
Доминирующие установки — готовность, предрасположенность субъекта к определенной форме реагирования.
Драйв — сильный стимул, который побуждает организм к действию.
Ж
Жестокое отношение — частые расправы за мелкие проступки, «срывание зла» на ребенке. Жестокость господствует во всей атмосфере семьи. Особенно пагубно при формировании эпилептоидного типа акцентуации или даже психопатии.
Жизненный путь — история формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения.
Жизненный сценарий — постепенно развертывающийся, формирующийся в детстве, во многом под влиянием родителей, жизненный план поступков и действий, которые человек намерен совершить в будущем.
З
Завышенная оценка — в одобрении содержится большая позитивность, не соответствующая уровню реальных достижений или объективных характеристик.
Завышенная самооценка — неадекватное завышение в оценивании себя субъектом.
Закономерность — способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.
Заниженная оценка — уровень одобрения ниже степени позитивности или уровень неодобрения выше степени негативности — не соответствует объективности.
Заниженная самооценка — неадекватное недооценивание себя субъектом.
Защитно-психологический механизм — механизм сведения к минимуму осознания несоответствия внутриЯ-концепции или между Я-концепцией и актуальным опытом.
Защитные механизмы — физиологические ипсихологические способы саморегуляции, снимающие избыточноепсихическое напряжение, защищающие человека отнеприятных эмоций, искажающие или скрывающие импульсы, которые угрожают целостности личности.
Зеркальный Я-образ — отражает то, как воспринимается личность значимыми другими.
Зрительно-моторная координация — осуществление координированных движений, осуществляемых под контролем зрения.
И
Игра — это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.
Идеальное Я — представление «каким я должен быть, исходя из усвоенных моральных и иных образцов».
Идентификация — отождествление себя с другим человеком, непосредственное переживание личностью своей тождественности.
Идентичность (лат. identicus — тождественный, одинаковый) — эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений.
Избирательность внимания — выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов и явлений.
Инволюция личности — «обратное» развитие личности, связанное с упрощением, свертыванием или утратой основных социально значимых личностных характеристик.
Индивид (человек как индивид) — человек как единичное природное существо, представитель Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, носитель индивидуально своеобразных, генетически обусловленных черт.
Индивидуализм — ориентация человека на самого себя, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности личных интересов и потребностей, безотносительно к интересам других людей, социальных групп.
Индивидуальность — «глубина личности» — предстает как результат единства и согласованного взаимодействия индивидных, личностных и субъектных свойств человека.
Индивидуальный стиль деятельности — индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметами и внешними условиями деятельности.
Инертность — отсутствие инициативы и должной энергии, приводящее к вялости и безволию в деятельности и застою в достижениях.
Инертный тип нервной системы — тип нервной системы, характеризующийся медленным протеканием нервных процессов. Данный тип нервной системы свойствен людям с флегматическим темпераментом.
Инструментальная агрессия — агрессия, при которой причинение вреда другим не является самоцелью, а является средством достижения какой-либо иной цели.
Интеграция — сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Интеграция характеризуется ростом объема и интенсивностью взаимосвязей и взаимодействия между элементами, их упорядочиванием и самоорганизацией в некое целостное образование с появлением качественно новых свойств.
Интеллект — это глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характеризующая его возможности в адаптации; обобщенная характеристика умственных способностей человека.
Интеллектуальные чувства — переживания, связанные с процессом познания: чувство удивления и любознательности, радость открытия истины и т. п.
Интериоризация (лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения структур внешней социальной деятельности.
Интернальность — личностное образование, присущее людям, которые принимают ответственность за то, что происходит с ними, за свои поступки на себя.
К
Классификация — способность классифицировать группу объектов по какому-то признаку.
Когнитивная составляющая Я-образа — представления индивида о себе, основанные как на объективном знании, так и на субъективном мнении (Берне Р., с. 32).
Когнитивные процессы — совокупность процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде .знания.
Когнитивные свойства — свойства, характеризующие деятельность познавательных процессов и способностей человека.
Когнитивный диссонанс — явление, содержание которого состоит в том, что личностью, если в ее сознании сталкиваются логически противоречивые знания об одном и том же объекте или событии, переживается чувство дискомфорта и она стремится от него избавиться. Стараясь найти решение, личность реконструирует свои знания или социальные установки относительно соответствующих объектов или событий таким образом, чтобы противоречие между ними было снято.
Когнитивный компонент самооценки — комплекс убеждений о себе, которые могут быть как обоснованными, так и необоснованными. Показатели когнитивного компонента самооценки: мера реалистичности, способ ориентации при обосновании самооценки, разнообразие и широта самооценочных суждений, форма (проблематичная или категоричная) выражения суждений о себе.
Конвенциональная роль (лат. con.ven.tio — соглашение) — представление о предписанном образце поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации, если известна социальная позиция, занимаемая им в совместном действии.
Конвенциональные нормы — совокупность общепринятых в данной общности правил и требований, играющих роль важнейшего средства регуляции поведения ее членов, характера их взаимоотношения, взаимодействия и общения.
Конвергентное мышление — вид мышления, который предполагает, что существует лишь одно правильное решение проблемы. В некоторых случаях понятие используется как синоним «консервативного» или «ригидного» мышления.
Конгруэнтность Я-концепции — соответствие, состояние гармонии, которое ощущается, когда нет несоответствия между переживаниями человека и его Я-концепции.
Конкретные страхи — эмоции, возникающие в ситуации, когда опасность связывается с конкретными предметами, существами или явлениями окружающей действительности.
Консервация — термин, предложенный Ж. Пиаже для обозначения способности индивида видеть неизменное на фоне видимых (кажущихся) перемен.
Константное ядро Я-концепции - основные представления о себе. У полноценно функционирующих, или самоактуализирующихся, людей: открытость для опыта, рациональность, личная ответственность, чувство собственного достоинства и др.
Контрнормативная шкала ценностей — ценности, противопоставленные социальным, нормативным- для социально ориентированной личности.
Конформность — тенденция людей изменять свое поведение таким образом, чтобы это соответствовало поведению и. требованиям других людей.
Концентрация внимания — одна из характеристик внимания, отражающая степень или интенсивность сосредоточенности субъекта на выполнении какой-либо деятельности или на каком-либо предмете.
Косвенная агрессия — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо.
Кратковременная память — вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации.
Кристаллизованный интеллект — является результатом опыта и образования и опирается на осведомленность и знания, накопленные человеком в течение длительного времени. Уровень развития данного типа интеллекта выражается в способности человека устанавливать отношения, формулировать свои суждения, анализировать проблемы и использовать усвоенные стратегии для решения задач.
Кросскультуральные исследования (англ. cross — перекрестный) — исследования однородных психических явлений, проводимые среди представителей различных культур (этнических групп) с целью установления влияния культуры на эти явления.
Кумулятивность развития — накопление входе роста психических свойств, качеств, умений, навыков, приводящее к качественным изменениям в их развитии.
Л
Латентный период (по З. Фрейду) — внутри четырех стадий психосексуального развития З. Фрейд выделял так называемый латентный период, приходящийся на младший школьный возраст, на протяжении которого психическая энергия (либидо) дремлет, а внимание сосредоточено на развитии интересов и навыков в контактах со сверстниками того же пола.
Латентный (скрытый) период — период времени, в течение которого в силу определенных субъективных или объективных обстоятельств невозможно наблюдение за каким-либо предметом или явлением.
Либидо (лат. libido — желание, влечение) — психическая энергия, лежащая о основе основных влечений человека (сексуальных и влечения к жизни).
Лимбическая система — комплекс структур конечного, промежуточного и среднего отделов мозга, составляющих субстрат для проявления наиболее общих состояний организма (сна, бодрствования, эмоции, мотивации и т. д.). Термин «лимбическая система» введен П. Мак-Лейпом в 1952 году.
Личность (человек как личность) — в отечественной психологии это: 1) субъект социальных отношений и сознательной деятельности, носитель психосоциальных свойств человека; 2) системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. В зарубежной психологии личность, как правило, определяется на основе частных эмпирических представлений, развиваемых в рамках той или иной теории личности.
Лобные доли — области правого и левого полушарий головного мозга, обеспечивающие программирование, регуляцию и контроль деятельности человека. Их поражение ведет к снижению умственных способностей и невозможности планирования за счет выпадения ориентировочной основы действии. Логическая или словесно-логическая память — запоминание и воспроизведение мыслей.
Логическое мышление - вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые понятия.
Ложные цели - рационально объясненные самому себе причины того или иного действия или поступка, оправдывающие поведения человека в его собственных глазах, а также в глазах общества.
Локус контроля — склонность человека видеть источник управления своей жизнью либо преимущественно во внешней среде, ли