Содержательный модуль 1. Проблема личности в психологии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ»

«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

ПЕДАГОГИКА ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

профессиональная переподготовка с присвоением новой квалификации

(получение дополнительного профессионального образования к высшему профессиональному образованию)

Донецк,2017

Рабочая программа дисциплины«Психология»

Программаразработана Новиковой Е.В, заведующей кафедрой психологии, кандидатом психологических наук

Рекомендована к утверждению на заседаниикафедрыпсихологии

протокол заседания

от 12 мая 2017 г. № 9

Заведующийкафедройпсихологии___________________Новикова Е.В.

1. Планируемые результаты обучения по дисциплине(модулю)

Целью изучения дисциплины «Психология» являетсяформирование базовых представлений и навыков в сфере основных психических явлений.

Задачиизучения дисциплины:

- ознакомление студентов с теоретическими принципами, лежащими в основе исследования личности, индивидуальности и деятельности;

- формирование представления о психике как о сложном системном образовании;

- формирование системы базовых знаний у студентов о теоретических и экспериментальных основах развития и функционирования познавательных психических процессов, свойств и образований личности;

- овладение основами категориального аппарата психологической науки;

- формирование у студентов основы профессионального мышления;

- сформировать у студентов базовые представления обобщих принципах, методах и приемах общения;

- ознакомить с психологическими закономерностями взаимодействия людей в социальных группах;

- рассмотретьтехники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности,приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения, методы разрешения конфликтов;

- сформировать навыки эффективного общения;

- проанализировать возможности и ограничения в процессе общения;

- способствовать развитию профессиональной компетенции студентов в русле гуманистических ценностных ориентаций.

В результате освоения дисциплины «Психология» слушатель должен

знать:

- психологические аспекты познавательных процессов психики (ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи);

- психологические аспекты эмоционально-волевых процессов психики;

- психологические аспекты состояний психики;

- психологические аспекты свойств личности (направленности, темперамента, характера);

- иметь представление: о различных видах, сторонах и механизмах общения, об особенностях оптимизации процесса общения, о методах развития коммуникативных способностей личности, обэтике и культуре общения;

уметь:

- исследовать особенности развития познавательной и эмоционально-волевой сферы, самосознания, направленности личности, способностей, характера, темперамента, самосознания личности;

- рационально построить процесс своего общения, оптимизировать коммуникативное взаимодействие других людей; применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

владеть:

- умениями и навыкамианализа всех форм проявления психики человека, их исследования и развития.

2. Учебно-тематический план освоения дисциплины

2.1. Содержание дисциплины

Содержательный модуль 1. Проблема личности в психологии

Тема 1. Психология личности

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

Понятие личности.Понятие личности в системе человекознания. Личность в философии, социологии и психологии. Понятие личности в общей, дифференциальной и социальной психологии.

Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.

Личность как предмет психологического исследования.

Психические процессы, состояния и свойства.

Свойства, структура и типологии личности.

Тема 2. Структура личности

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

Темперамент. Понятие темперамента, основные теории темперамента. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Темперамент и его влияние на характер индивидуальности.

Характер. Понятие характера. Основные теории и типологии характера. Акцентуация характера.

Способности: психологический анализ. Виды способностей. Уровни развития способностей.

Направленность личности. Потребности и мотивация. Проблема мотивации в психологии деятельности. Теории мотивации зарубежной психологии. Мотивация отдельных видов деятельности. Эмпирические исследования мотивации.

Тема 4. Психология общения

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

Понятие «общение» в психологии. Категории «общения» и «деятельности» в психологии. Цели общения.

Структура общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения.

Основные функции общения: контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, функция установления отношений, функция оказания влияния.

Виды общения.

Конфликтное и бесконфликтное общение.

Этика общения.

2.2. Распределение видов учебной работы по темам дисциплины

Таблица 1

№ п/п Наименование тем Количество часов
Всего Аудиторная работа СР
Л ПЗ ЛР
Проблема личности в психологии -
1.1 Психология личности -
1.2 Структура личности -
Межличностные отношения -
2.1 Межличностные отношения: психологический анализ -
2.2     Психология общения     -      
  ВСЕГО     -

Таблица 2Практические занятия

№ п/п Раздел Тема и краткоесодержание Характер и цель практического занятия Количе-ствочасов
Проблема личности в психологии Психология личности Понятие личности. Понятие личности в системе человекознания. Личность в философии, социологии и психологии. Понятие личности в общей, дифференци­альной и социальной психологии. Индивид, субъект деятельности, лич­ность, индивидуальность. Личность как предмет психологического иссле­дования. Психические процессы, состояния и свойства. Свойства, структура и типологии личности. Структура личности Темперамент. Понятие темперамента, основные теории темперамента. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Темперамент и его влияние на характер индивидуальности. Характер. Понятие характера. Основные теории и типологии характера. Акцентуация характера. Способности: психологический анализ. Виды способностей. Уровни развития способностей. Направленность личности. Потребности и мотивация. Проблема мотивации в психологии деятельности. Теории мотивации зарубежной психологии. Мотивация отдельных видов деятельности. Эмпири­ческие исследования мотивации. Семинар: овладеть знаниями отеоретико-методологическими знаниями подходов к пониманию личности в психологии   Анализ психологических ситуаций      
Межличностные отношения Межличностные отношения: психологический анализ Межличностные отношения: психологический анализ. Понятие межличностных отношений. Виды межличностных отношений. Стили межличностных отношений. Классификация межличностных отношений. Формирование межличностных отношений. Методы исследования межличностных отношений. Методы гармонизации межличностных отношений. Психология общения Понятие «общение» в психологии. Категории «общения» и «деятельности» в психологии. Цели общения. Структура общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Основные функции общения: контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, функция установления отношений, функция оказания влияния. Виды общения. Конфликтное и бесконфликтное общение. Этика общения. Круглый стол «Особенности межличностных отношений в современном мире»   Тренинг коммуника-тивных умений и навыков    

Таблица 3 Самостоятельная работаслушателей

№ п/п Тема Видысамостоятельнойработы Количествочасов
Психология личности Изучение литературных источников философско-психологического характера, конспектирование    
Структура личности Подготовка индивидуального проекта «Структура личности»  
Межличностные отношения: психологический анализ Подготовка докладов и выступлений для круглого стола
Психология общения Подбор психологических упражнений с целью развития коммуникативных умений и навыков

3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

3.1. Основнаялитература

Печатный ресурс :

1. Гамезо, М. В. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу «Психология человека». – М. : Педагогическое общество России, 2007. – 276 с.

2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : АСТ, 2009. – 183 с.

3. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебн. для вузов. / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2010. – 583 с.

4. Немов, Р. С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.

5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2010. – 713 с.

6. Аминов И.И. Психология делового общения: Учебное пособие / И.И. Аминов. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 287 c.

7. Болотова А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 327 c.

8. Бороздина, Г.В. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 463 c.

9. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 192 c.

10. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. / Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2013. – 576 с.

Электронный ресурс :

1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : АСТ, 2013. – 183 с. – Режим доступа: http://qps.ru/KkGDm

2. Ефимова, Н. С. Основы общей психологии. Учебник. / Н. С. Ефимова. – М. : «Академия», 2013 – 288 с. – Режим доступа: http://qps.ru/DyorV

3. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебн. для вузов. / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с. – Режим доступа: http://qps.ru/MmSpn

4. Немов, Р. С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. – Режим доступа: http://qps.ru/d9kaJ

5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2011. – 713 с. – Режим доступа: http://qps.ru/f52L3

3.2. Дополнительнаялитература

1. Ананьев, Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б. Г. Ананьев. – М., 2008. 416 с.

2. Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. – М., 2007.

3. Большой психологический словарь / Сост. и общ.ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб: Прайм-Еврознак, 2007. – 672с.

4. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. – М. : Смысл, 2005. – 1136 с.

5. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: учеб.пособие для вузов / П.Я. Гальперин; ред., предисл. и коммент. А.И. Подольского. – 7-е изд. – М.: КДУ, 2007. – 336 с.

6. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2009; М.: Юрайт, 2011.

7. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М. : Академия, 2004. – 316 с.

8. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Электронный ресурс] / Б. Ф. Ломов. М. : Наука, 1974. – 226 с. – Режим доступа : http://www.kodges.ru

9. Рамендик, Дина Михайловна . Общая психология и психологический практикум : учебное пособие для студентов вузов / Рамендик, Дина Михайловна ; Д. М. Рамендик. – М. : ФОРУМ, 2009. – 303 с.

10. Столяренко, Людмила Дмитриевна. Основы психологии : учебное пособие / Столяренко, Людмила Дмитриевна ; Л. Д. Столяренко. – М. : Проспект, 2012. – 458 с.

11. Ананьев, Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б. Г. Ананьев. – М., 2008. – 416 с.

12. Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. – М., 2007.

13. Большой психологический словарь / Сост. и общ.ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб: Прайм-Еврознак, 2007. – 672с.

14. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. – М. : Смысл, 2005. – 1136 с.

15. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: учеб.пособие для вузов / П.Я. Гальперин; ред., предисл. и коммент. А.И. Подольского. – 7-е изд. – М.: КДУ, 2007. – 336 с.

16. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2009; М.: Юрайт, 2011.

17. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М. : Академия, 2004. – 316 с.

18. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Электронный ресурс] / Б. Ф. Ломов. М. : Наука, 1974. –226 с. – Режим доступа : http://www.kodges.ru

19. Рамендик, Дина Михайловна. Общая психология и психологический практикум : учебное пособие для студентов вузов / Рамендик, Дина Михайловна ; Д. М. Рамендик. – М. : ФОРУМ, 2009. – 303 с.

20. Столяренко, Людмила Дмитриевна. Основы психологии : учебное пособие / Столяренко, Людмила Дмитриевна ; Л. Д. Столяренко. – М. : Проспект, 2012. – 458 с.

Ресурсы сетиИнтернет

№ п/п Название (адрес в Интернет)
Большой психологический словарь / Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс, 2004 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/30/
Электронно-библиотечная система издательства Лань [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://e.lanbook.com/
Популярная электронно-библиотечная система (ЭБС) современной учебной и научной литературы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://BOOK.ru
КондаковИ. Психологический словарь, 2000 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/478/
Краткий словарь-справочник по психологии. – М.: изд-во РУДН, 2004 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/35/
Психологический словарь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://azps.ru/handbook/
Психологический словарь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html
Психология [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_paph.cgi?R4uu4Pxo)urujo9
http://www.psy.msu.ru/science/seminars/activity/materials.html, http://narrlibrus.wordpress.com
PSYLIB® – Библиотека Киевского фонда содействия развитию психической культуры
http://www.koob.ru/
http://www.rae.ru/
http://www.yrpi.ru:8001/library.html - электронная библиотека Южно-Российского психологического института.
http://oba.wallst.ru/library.htm- электронная библиотека «Нестор»
http:// www.rospsy.ru- Российская психология. Информационно-аналитический портал
http://flogiston.ru - представлена литература (тексты классиков, книги по психологии),
http://institut.smysl.ru/article/4.php - библиотека института экзистенциальной психологии и жизнетворчества
http://magazine.mospsy.ru/links/p1.shtml
http://www.auditorium.ru/lib/ - на сайте представлены авторефераты, диссертации, материалы конференций, научный монографии, научно-аналитические обзоры.

Вариант № 1

1. Психология как наука. Предмет и объект психологической науки. Место психологии в системе наук.

2. Сущность, формы и функции психического. Психика, поведение, деятельность.

3. Структура психики. Структура сознания.

Вариант № 2

1. Основные этапы развития психологического знания. Анимизм.

2. Психологические представления первых философских систем (Египет, Индия, Китай).

3. Психологическая проблематика античной философии.

Вариант № 3

1. Основные направления мировой психологии. Психоанализ.

2. Бихевиоризм. Гештальтпсихология.

3. Гуманистическая психология. Когнитивная психология.

Вариант № 4

1. Психология познавательных процессов. Ощущение

2. Восприятие

3. Представление. Внимание.

Вариант № 5

1. Психология познавательных процессов. Память.

2. Мышление. Речь.

3. Воображение.

Вариант № 6

1. Психология. Понятия «человек», «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность».

2. Направленность личности: мотивы, мировоззрение, жизненный опыт, нравственные ориентиры и ценности, потребности.

3. Виды потребностей. Социализация потребностей.

Вариант № 7

1. Эмоционально - волевая сфера личности. Эмоции.

2. Чувства.

3. Воля.

Вариант № 8

1. Темперамент и характер в структуре личности. Понятие темперамента.

2. Физиологические основы темперамента (И.П. Павлов, Теплов, Небылицын).

3. Характеристика основных типов темперамента.

Тестовые задания

Эмоции являются

а. психическими свойствами

б. психическими процессами

в. психическими процессами и психическими состояниями

г. психическими состояниями

20.«Совокупность чрезмерно развитых черт характера, что обуславливает повышенную адаптивность личности в одних ситуациях и повышенную уязвимость – в других» – это определение...

а. Интроверсии

б. Акцентуации характера

в. Динамического стереотипа

г. Патологии характер

Вопросы для самоконтроля по курсу

1. Объект, предмет и методы психологии.

2. Отрасли психологии.

3. История развития психологического знания.

4. Основные направления в психологии.

5. Этапы развития науки психологии.

6. Основные направления в психологии.

7. Понятие психики.

8. Структура психики человека.

9. Психические познавательные процессы.

10.Психические состояния.

11.Психические свойства.

12.Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза.

13.Этапы развития психики.

14.Сознание и бессознательное.

15.Структура и функции сознания

16.Основные психические процессы.

17.Ощущения. Виды ощущения.

18. Пороги ощущений. Адаптация. Сенсибилизация.

19.Восприятие и его виды.

20.Свойства восприятия.

21.Понятие памяти. Процессы памяти.

22. Забывание. Факторы, влияющие на забывание.

23.Виды памяти. Законы памяти.

24.Воображение и его виды.

25.Мышление, его виды и формы.

26.Мыслительные операции.

27.Речь, ее виды.

28.Внимание, его виды и свойства.

29.Индивид, субъект, личность, индивидуальность.

30.Темперамент.

31.Способности.

32.Характер.

33.Черта характера. Классификация черт характера.

34. Типология характера.

35.Эмоции, их виды.

36.Направленность личности и её компоненты.

37.«Я-концепция».

38.Мотивы. Функции мотивов.

39.Особенности потребностей.

40.Принцип единства общения и деятельности, исследования взаимосвязи общения и деятельности в отечественной психологии.

41.Общение как взаимодействие. Западные подходы к взаимодействию (интеракционизм, необихевиоризм, транзактный анализ).

42.Общение как коммуникация, структура коммуникативного процесса.

43.Вербальные и невербальные компоненты коммуникации.

44.Обратная связь в общении.

45.Педагогическое общение.

46.Базовая техника проведения групповой дискуссии (Д. Дан).

47.Классификации коммуникативных барьеров и их характеристика.

48.Общая характеристика основных знаковых систем невербальной коммуникации.

49.Представленность личности в общении (самораскрытие, самопредъявление, психология имиджа).

50.Феномен понимания в межличностном общении.

51.Механизмы взаимопонимания (идентификация, эмпатия, рефлексия).

52.Эффекты межличностного восприятия.

53.Каузальная атрибуция как содержательная сторона межличностного восприятия. Зарубежные и отечественные исследования феномена каузальной атрибуции.

54.Классификации уровней и видов общения. Их психологическая характеристика.

55.Формирование первого впечатления о другом человеке как о личности. Исследования первого впечатления о человеке.

56.Феномен межличностной аттракции, психологические исследования аттракции, внутренние и внешние факторы аттракции.

57.Механизмы воздействия в процессе общения.

58.Психологическая характеристика стратегий воздействия (по Г. А. Ковалеву).

59.Представления о диалогическом общении в отечественной психологии.

60.Гуманистическое общение и его понимание в гуманистической психологии.

61.Манипулятивное общение и воздействие. Способы противостояния манипуляции.

62.Техники активного слушания.

63.Психологическая характеристика воздействия и влияния в процессе общения. Сходство и различия содержания понятий.

64. Феномен личного влияния. Типы влияния.

65.Стратегии и тактики влияния.

66.Деловое общение.

67.Эффективное разрешение конфликтов в разных сферах жизнедеятельности.

68.Переговоры в процессе делового общения.

69.Факторы успешного общения. Стили общения.

70.Убеждающее воздействие в общении.

71.Общая характеристика социально-психологического тренинга. Тренинг общения: цели, задачи, особенности построения программы тренинга.

72.Приемы и техники успешного общения и конструктивного разрешения конфликтов.

Примерные темы рефератов

1. Предмет психологии с позиции «психологии сознания».

2. Предмет психологии с позиции психоанализа.

3. Предмет психологии с позиции бихевиоризма.

4. Система явлений, изучаемых в современной психологии.

5. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики.

6. Методы психологических исследований.

7. Физиологические механизмы познавательных процессов.

8. Генотипически обусловленные психические и поведенческие свойства человека.

9. Психология и история.

10. Социологические аспекты психологических исследований.

11. Основные этапы развития психики у животных.

12. Элементарные и высшие психические функции у человека.

13. Мотивация и эмоция у человека и животных.

14. Проявление сознания в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.

15. Соотношение между сознанием и бессознательным.

16. Проявление в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.

17. Специфика человеческой деятельности.

18. Виды деятельности человека.

19. Психические процессы как форма деятельности.

20. Образование умений и навыков.

21. Роль и виды чувствительности у человека.

22. Основные параметры ощущений.

23. Виды и свойства восприятия.

24. Факторы, влияющие на формирование образов.

25. Виды памяти у человека.

26. Индивидуальные особенности памяти и способности человека.

27. Сравнительный анализ основных механизмов памяти по ее психологическим теориям.

28. Пути, приемы и средства улучшения памяти человека.

29. Определение и функции воображения.

30. Воображение и индивидуальное творчество.

31. Влияние воображения на состояние организма.

32. Мышление, эмоции и мотивация: проблемы связи мышления, его продуктов с реальностью.

33. Психология творческого мышления.

34. Понятие, тесты и коэффициент интеллекта.

35. Развитие мышления.

36. Виды и функции речи.

37. Коммуникативная речь у животных.

38. Понятие внутренней речи.

39. Феномен эгоцентрической речи.

40. Сравнительный анализ и синтез различных определений личности.

41. Классификация и содержание новейших теорий личности.

42. Условия и факторы нормального и аномального развития личности.

43. Проблема устойчивости личности.

44. Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различия в этих явлениях.

45. Природа индивидуальных различий в способностях людей.

46. Развитие способностей у человека.

47. Определение характера у человека.

48. Типология характеров.

49. Формирование характера.

50. Место характера в общей структуре личности.

51. Основные направления и пути развития воли.

52. Понятие, признаки и проявление воли у человека.

53. Функции и виды эмоций.

54. Теории эмоций.

55. Основные понятия из области психологических исследований мотивации.

56. Теории мотивации.

57. Психологические исследования мотивации достижения успехов.

58. Личностные корреляты мотивации.

59. Типы темпераментов, их психологическая характеристика.

60. Индивидуальный стиль деятельности.

61. Основные этапы представлений о предмете психологии и современные взгляды

62. Проблема происхождения психики и критерии психического отражения.

63. Стадии и уровни развития психики.

64. Адаптивная роль психики в эволюции животных и активность психики человека.

65. Инстинктивное поведение и научение животных.

66. Проблема интеллекта у животных. Критерии интеллектуального поведения.

67. Групповое поведение и «общение» в животном мире.

68. Становление и развитие психики человека антропогенезе.

69. Труд и проблема возникновения сознания.

70. Язык и развитие сознания.

71. Натуральные и высшие психические функции. Сходство и различие.

72. Характеристика высших психических функций.

73. Проблема социализации и формирование сознания и психики.

74. Проблема интериоризации и формирование психических структур человека.

75. Характеристика сознаваемых и неосознаваемых психических процессов.

76. Роль труда и характеристика психической деятельности.

77. Познавательная деятельность человека. Формы познания как стадии развития. Практика как критерий истины.

78. Значение общения, речи и языка в развитии сознания.

79. Значение и роль Л.С.Выготского в развитии психологии.

80. Значение и роль А.Н.Леонтьева в развитии психологии.

81. Проблема сознания в философии и психологии.

82. Проблема биологического и социального.

83. Человек как объект и субъект деятельности.

84. Индивидуально психологические особенности человека.

85. Направления психологической науки и основные положения.

86. Характеристика принципов общей психологии.

87. Характеристика чувствительности как элементарной формы психики.

88. Понятие генезиса и характеристика основных форм развития.

89. Характеристика психического (отражение и деятельность).

90. Поведение и деятельность (сравнительный анализ психологичес­ких категорий).

91. Психика как деятельность и психика как образ

92. Социальной обусловленности сознания (различные точки зрения на ее решение).

93. Естественнонаучная и гуманитарная ориентации в психологии.

94. О соотношении сознания и бессознательного в психике человека.

95. Психические процессы: их взаимосвязь и взаимовлияние.

96. Обзор представлений о побудительных силах поведения человека.

97. Поведение и деятельность.

98. Способности. Одаренность. Талант.

99. Воля и эмоции в обыденной жизни.

100. Творческое мышление личности.

Экзаменационные вопросы

1. Понятие «Психика», ее особенности, функции и механизмы.

2. Основные формы проявления психики человека (структура психики человека).

3. Этапы развития психики.

4. Понятие «Сознание».

5. Психологические характеристики Сознания.

6. Структура Сознания.

7. Функции Сознания.

8. Понятие «Самосознание».

9. Критерии Самосознания.

10. Структура Самосознания.

11. Модели Самосознания.

12. Самооценка личности.

13. Неосознаваемые механизмы сознательных действий:неосознаваемые автоматизмы; неосознаваемые установки; неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

14. Неосознаваемые побудители сознательных действий: сновидения; ошибочные действия; невротические симптомы.

15. «Надсознательные» процессы.

16. Понятие об ощущениях: психологический анализ. Физиологическая основа ощущений.

17. Виды ощущений.

18. Свойства ощущений.

19. Чувствительность анализатора и порог чувствительности

20. Понятие о восприятии. Физиологическая основа восприятия.

21. Свойства восприятия.

22. Виды восприятия.

23. Иллюзии восприятия.

24. Восприятие и личность.

25. Понятие о памяти: психологический анализ.

26. Теории памяти.

27. Виды памяти.

28. Запоминание и его виды.

29. Воспроизведение и его виды.

30. Забывание и его причины.

31. Индивидуальные особенности памяти.

32. Понятие о мышлении: психологический анализ.

33. Мыслительные операции.

34. Формы мышления.

35. Виды мышления.

36. Мышление как деятельность (процесс решения задач).

37. Индивидуальные особенности мышления

38. Понятие о воображении: психологический анализ. Физиологическое основание воображения.

39. Виды воображения.

40. Процесс создания образов воображения.

41. Понятие о внимании. Физиологическая основа внимания.

42. Виды внимания.

43. Свойства внимания.

44. Недостатки внимания.

45. Условия устойчивости внимания.

46. Язык и речь: психологический анализ.

47. Элементы языка. Функции языка.

48. Общая характеристика речи. Функции речи.

49. Физиологические основы речи.

50. Виды речи.

51. Эмоции и чувства: психологический анализ. Понятие «эмоции», «чувства».

52. Различие эмоций и чувств.

53. Физиологические механизмы эмоций и чувств.

54. Характеристика эмоций и чувств.

55. Функции эмоций и чувств.

56. Виды эмоций.

57. Теории эмоций.

58. Эмоциональные состояния.

59. Высшие чувства человека.

60. Понятие о воли: психологический анализ. Физиологические основы волевой деятельности.

61. Функции воли.

62. Теории воли.

63. Анализ сложного волевого действия.

64. Структура волевого акта.

65. Основные качества воли.

66. Безволие, его причины и борьба с ним.

67. Понятие «Личность» в психологии.

68. Разграничение понятий в психологии: «индивид», «субъект деятельности», «личность», «индивидуальность».

69. Структура личности (по Б.Г. Ананьеву, С.Л. Рубинштейну, К.К. Платонову, Л.Н. Собчик, З.Фрейду, К.Г. Юнгу и др.).

70. Направленность личности: психологический анализ.

71. Потребности человека.

72. Виды потребностей.

73. Мотивы личности. Понятие «мотив», «мотивация»

74. Виды мотивов.

75. Подходы отечественных и зарубежных ученых к проблеме мотивации в психологии.

76. Темперамент человека: психологический анализ.

77. Подходы к понимании темперамента (И.П. Павлов, Г.Ю. Айзенк и др.).

78. Типы темперамента: психологическая характеристика.

79. Роль темперамента в деятельности человека.

80. Индивидуальный стиль деятельности.

81. Характер личности: психологический анализ.

82. Структура характера.

83. Акцентуации характера (А.Е. Личко, К.Леонгард).

84. Связь темперамента и характера.

85. Способности: психологический анализ.

86. Признаки способностей.

87. Способности и задатки.

88. Способности и ЗУН.

89. Структура способностей.

90. Виды способностей.

91. Уровни развития способностей.

92. Формирование способностей.

93. Индивидуальные особенности способностей.

94. Понятие о деятельности человека: психологический анализ.

95. Структура деятельности: психологический анализ.

96. Овладение деятельностью.

97. Основные виды деятельности человека.

98. Понятие «межличностные отношения».

99. Понятие «группа» в психологии.

100. Уровни развития группы.

101. Психологические характеристики коллектива как высшего уровня развития группы.

102. Межличностные отношения в группе.

103. Механизмы взаимовлияния в группе.

104. Понятие об общении.

105. Этапы общения.

106. Функции общения.

107. Структура общения.

Начальник отдела аттестации педагогических,

научно-педагогических инаучныхкадров ___________И.П.Масюченко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ»

«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

ПЕДАГОГИКА ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

профессиональная переподготовка с присвоением новой квалификации

(получение дополнительного профессионального образования к высшему профессиональному образованию)

Донецк,2017

Рабочая программа дисциплины«Психология»

Программаразработана Новиковой Е.В, заведующей кафедрой психологии, кандидатом психологических наук

Рекомендована к утверждению на заседаниикафедрыпсихологии

протокол заседания

от 12 мая 2017 г. № 9

Заведующийкафедройпсихологии___________________Новикова Е.В.

1. Планируемые результаты обучения по дисциплине(модулю)

Целью изучения дисциплины «Психология» являетсяформирование базовых представлений и навыков в сфере основных психических явлений.

Задачиизучения дисциплины:

- ознакомление студентов с теоретическими принципами, лежащими в основе исследования личности, индивидуальности и деятельности;

- формирование представления о психике как о сложном системном образовании;

- формирование системы базовых знаний у студентов о теоретических и экспериментальных основах развития и функционирования познавательных психических процессов, свойств и образований личности;

- овладение основами категориального аппарата психологической науки;

- формирование у студентов основы профессионального мышления;

- сформировать у студентов базовые представления обобщих принципах, методах и приемах общения;

- ознакомить с психологическими закономерностями взаимодействия людей в социальных группах;

- рассмотретьтехники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности,приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения, методы разрешения конфликтов;

- сформировать навыки эффективного общения;

- проанализировать возможности и ограничения в процессе общения;

- способствовать развитию профессиональной компетенции студентов в русле гуманистических ценностных ориентаций.

В результате освоения дисциплины «Психология» слушатель должен

знать:

- психологические аспекты познавательных процессов психики (ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи);

- психологические аспекты эмоционально-волевых процессов психики;

- психологические аспекты состояний психики;

- психологические аспекты свойств личности (направленности, темперамента, характера);

- иметь представление: о различных видах, сторонах и механизмах общения, об особенностях оптимизации процесса общения, о методах развития коммуникативных способностей личности, обэтике и культуре общения;

уметь

Наши рекомендации