Тема 6. Формы проектирования профессионально-

Педагогического взаимодействия

Учет в конструировании особенностей профессионально-педагогического общения как индивидуальное и коллективное взаимодействие педагога и обучающихся, обеспечивающего мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный результат и эффект в совместной коммуникативной деятельности. Общение как средство решения учебно-воспитательных задач. Общение как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса. Общение как способ организации взаимоотношений воспитателя и воспитанников, обеспечивающих успешность их обучения, воспитания и развития.

Роль общения в создании психологических ситуаций, стимулирующих самообразование и самовоспитание. Общение и преодоление социально-психологических факторов, сдерживающих развитие личности (стеснительность, скованность, неуверенность). Типы педагогического взаимодействия: «Педагог – «Я»», «Педагог – педагог», «Педагог – обучающийся», «Педагог – группа обучающихся», «Педагог – ученическое самоуправление», «Педагог – родитель» и т.д.

Типология педагогического взаимодействия, учитывающая такие характеристики как взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимовлияние: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, конфликт, индифферентность, конфронтация. Анализ различных типов взаимодействия.

Уровни педагогического взаимодействия. Стили взаимоотношений педагога и обучающихся. Характер педагогического взаимодействия в коллективе и особенности общения. Педагогическая ситуация как форма индивидуального и коллективного профессионально-педагогического взаимодействия. Ситуации, имеющие педагогическое значение: ситуации стимулирования, ситуации выбора, ситуации принятия решения, ситуация успеха, проблемная ситуация, ситуация критики и самокритики, ситуация самооценки, ситуации общения и др. Методика анализа педагогической ситуации. Поступок как действие личности, побуждаемое осознанными мотивами и целями.

Тема 7. Педагогические условия проектирования

Профессионально-педагогического взаимодействия

Необходимость учета диалектики индивидуального и коллективного начала в проектировании профессионально-педагогическом взаимодействия.

Уровень сформированности профессионально-педагогического взаимодействия является отражением гармонизации образовательной среды.

Условия проектирования профессионально-педагогического взаимодействия образовательного учреждения для обеспечения гармонизации образовательной среды: выделение доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов и обучающихся; определение конкретной ситуации, связанной с реализацией ведущей профессионально-образовательной деятельности; создание системы единых профессионально-образовательных проектов для преподавателей и обучающихся; выявление индивидуальных особенностей обучающихся; устранение ретроспективных, актуальных и перспективных конфликтов с целью формирования социально-психологической безопасной профессионально-образовательной среды; разработка проектов для включения всех участников профессионально-образовательного процесса в разнообразные виды социально-значимой деятельности; диалектика студенческого самоуправления и системы студенческого наставничества с целью социально-педагогического сопровождения обучающихся; нейтрализация негативных воздействий социума на субъектов образовательной организации; установление связей с различными социальными институтами в целях гармонизации взаимодействия с внешней средой.

Признаки результативного эффективного профессионально-педагогического взаимодействия, обеспечивающие высокий уровень развития корпоративной культуры: сочетание доверия и требовательности друг к другу; конструктивная критика; свободное выражение собственного мнения; обеспечение совместно разделенной деятельности воспитателей и воспитанников; обеспечение информированности обо всех аспектах внутренней жизни организации.

Тема 8. Перспективы проектирования профессионально-

Наши рекомендации