Педагогического взаимодействия
Проблемы поиска закономерностей профессионально-педагогического взаимодействия. Роль педагогических принципов параллельного действия
(А. С. Макаренко), научности и доступности, последовательности и системности и др. Педагогические принципы ‒ важнейший фактор, оказывающий определяющее влияние на характер профессионально-педагогического взаимодействия для обеспечения результативности и эффективности обучения и воспитания.
Роль педагогических принципов в организации эвристической деятельности в структуре проектирования профессионально-педагогического взаимодействия. Стохастический характер результатов профессионально-педагогического взаимодействия. Особенности профессионально-педагогического общения. Гуманистическая парадигма образования и воспитания. Признание личности как субъекта общения в педагогическом взаимодействии. Новая позиция воспитателя в организации педагогического взаимодействия.
Система психолого-педагогических принципов организации личностного педагогического взаимодействия. Современное прочтение принципов диалогизации, проблематизации, персонификации, индивидуализации.
Психологические центрации в деятельности педагога. Личностная и ситуативная центрации. Диалог с доминантой на собеседнике как особый тип центрации. Особенности психологической центрации педагога и гуманистический характер организации педагогического взаимодействия.
Современный подход к рассмотрению роли воспитателя и воспитанника. Безусловное принятие личности. Возможность организации субъект-субъектного взаимодействия
Современная парадигма образования и ее роль в организации педагогического взаимодействия. Педагогика сотрудничества как основа гуманистически организованного учебно-воспитательного процесса. Научные исследования
и профессионально-педагогическое взаимодействие педагогов и обучающихся.
Тема 4. Содержание проектирования профессионально-
Педагогического взаимодействия
Профессионально-педагогическое взаимодействие: сущность и принципы. Педагогическое воздействие и педагогическое взаимодействие. Субъект-объектные и субъект-субъектные отношения. Активность личности и организация жизнедеятельности воспитанников. Согласованная деятельность педагога и обучающихся. Развитие личности в сотрудничестве педагога и воспитанника. Сущностные аспекты содержания проектирования профессионально-педагогического взаимодействия – сочетание прогнозирования и конструирования в интересах появления новых технологий профессионально-педагогического общения. Привнесение новизны как сущность процесса проектирования.
Бифуркация в профессионально-педагогическом взаимодействии: конструирование программированной педагогической деятельности и конструирование эвристической деятельности. Программирование в профессионально-педагогическом взаимодействии. Обострение внутреннего противоречия, связанного с нежеланием участников образовательного процесса участвовать в таком взаимодействии из-за резкого ограничения академической свободы.
Тема 5. Методы и средства профессионально-педагогического
Взаимодействия
Методы, приемы и средства воспитания. Методы воспитания как совокупность способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. Общественная природа методов воспитания. Логическая связь между педагогическими закономерностями, принципами содержанием и методами взаимодействия.
Формы выражения отношения (иррациональная, рациональная, эмоциональная и поведенческо-деятельностная) и классификация методов воспитания. Три группы методов воспитания: методы убеждения, методы организации жизни и деятельности обучающихся, стимулирующие методы. Общение как контекст и способ психологического влияния. Межличностное общение: деятельность и
активность.
Основные стороны и функции процесса общения. Коммуникативная и информативная функции общения. Интеракция и регулятивная функции общения. Перцепция и аффективно-когнитивная функции общения.
Феномен психологического влияния и характеристики воздействия. Средства психологического влияния. Влияние посредством стимулирования сенсорной системы объекта. Применение невербальной и вербальной знаковых систем как средств влияния. Регулирование реализации потребностей как средство влияния. Подключение к совместной деятельности как средство влияния.
Влияние в процессе взаимодействия в профессионально-педагогическом общении и обеспечение субъектности воспитанника.
Элементы материальной и духовной культуры как средства воспитания. Способы коммуникации как средства воспитания. Коллектив и социальная группа, как среда для установления коммуникации и как организующие условия воспитания.