XI. Какая важная особенность человеческого восприятия проявляется в ответах нормального ребенка и отсутствует у ребенка с нарушенной психикой? Обоснуйте.

Если ребенку показать расплывшееся пятно от чернил на бумаге и спросить: «Что ты видишь? Что это?», - то ответы бывают такого рода: «Это птица какая-то, вот крылья», «Это две собаки встретились». Если такой же вопрос задать ре­бенку с нарушенной психикой, то чаще всего он ответит: «Клякса», «Пятно».

XII. Какой тип восприятия характеризует приведенный пример? Каковы его отличительные признаки? Обоснуйте ответ.

Прямо надо мной - черное небо и яркие, немерцающие звезды. Не так, как с земли выглядит Солнце: нет вокруг него ни ореола, ни венчиков. Оно похоже на громадный раска­ленный диск, ввинченный в бархат космического неба. А сам космос кажется бездонным колодцем. Внизу проплывает наша голубая планета. Из космоса она кажется огромным шаром.

XIII. Какое явление восприятия вы узнали в приведенных примерах? В каких примерах это явление имеет устойчивый, а когда - временный характер?

А. Некоторые жители Полинезии, впервые увидев лошадей, стали называть их свиньями, так как рубрика «свинья» была в их языке наиболее подходящей для никогда не виданного животного - лошади.

Б. Фиджийцы, как рассказывает Дарвин, удивлялись при виде маленьких лодок, большие же корабли не вызывали у них удивления.

XIV. Какие характеристики восприятия вам известны? Как вы объясните описанные феномены с точки зрения известных характеристик восприятия?

A. Стоящую передо мной тарелку я воспринимаю как круглую, в соответствии с отображением на сетчатке, но отображение, которое получается на сетчатке от тарелок моих соседей за столом не круглое, а овальное - это эллипсы. Тем не менее, видимая мной форма предметов остается относительно постоянной - в соответствии и объективной формой самих предметов.

Б. Человек способен читать текст независимо от шрифта и почерка, которым он написан.

B. По данным Грегори, человек, прозревший в 32 года и читающий с детства по Брайлю, быстро научился читать стандартный печатный текст, но рукописный текст давался ему с большим трудом. За три года практики чтения руко­писного текста он научился узнавать только простые короткие слова.

Г. Двое знакомых У. Джеймса знали еврейский язык - один очень основательно, другой поверхностно. Однако последний преподавал еврейский язык в учебном заведении. Когда он однажды обратился к приятелю с просьбой помочь исправить упражнения учеников, то оказалось, что препо­даватель умел гораздо лучше находить даже самые мелкие ошибки в импровизациях своих учеников, чем его ученый друг.

XV. Какая из перечисленных закономерностей восприятия (апперцепция, осмысленность восприятия, зависимость восприятия части от восприятия целого, выделение предмета из фона, целостность, константность) проявляется в данных примерах?

А. Маяковский был высокого роста, и все обычно привыкли видеть его снизу, с подбородка; в этом ракурсе его лицо приобретало тяжелую скульптурную монументальность. На самом же деле, с точки зрения обычных пропорций, подбородок у Маяковского не был большим (хотя многие художники и скульпторы до сих пор бьются и не могут найти эту неуловимую и характерную для лица поэта значительность: они искусственно утяжеляют ему подбородок и сразу теряют сходство). А подбородок у Маяковского был, как это ни кажется странным, совсем не резко выраженного, а даже наоборот - мягкого контура. Монументальность поэту придавали его рост, плечи, широкий великолепный рот оратора и жгучие, полные ума, человечности и ощущения скрытой силы, огромные, выразительные глаза.

Б. Человек с подвижным и выразительным лицом и богатой жестикуляцией, находящийся среди людей с бедной мимикой и пантомимикой, производит более сильное впечатление (при прочих равных условиях). Незнакомая жен­щина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем тогда, когда она будет в группе женщин. Незнакомый офицер будет острее воспринят в группе солдат, чем среди других офицеров, при прочих равных условиях восприятия.

XVI. Рассмотрите рисунок 4. Объясните механизм возникновения ощущений по предложенной схеме.

XI. Какая важная особенность человеческого восприятия проявляется в ответах нормального ребенка и отсутствует у ребенка с нарушенной психикой? Обоснуйте. - student2.ru

Рис. 4. Возникновение ощущений

Темы рефератов

1. Связь ощущений со свойствами внешней и внутренней среды организма.

2. Особенности строения и функционирования зрительных ощущений.

3. Психологические изменения у человека в условиях сенсорной депривации.

4. Взаимовлияние ощущений различной модальности.

5. Компенсаторные возможности ощущений.

6. Влияние мышления на развитие восприятия.

7. Законы и загадки зрительного восприятия.

8. Нарушения восприятия.

При подготовке реферата студентам предлагается самостоятельно найти источники по теме в библиотеке и в Интернете. Важно, чтобы доклад основывался на научных данных и в тоже время был доступным для восприятия слушателей. Для активизации внимания и мышления студентов предлагается, чтобы вопросы задавались как докладчику, так и докладчиком аудитории.

Тестовые задания по теме семинара

Наши рекомендации