Одна из индивидуально-типологических

особенностейвнимания обусловлена повышенной  
эмоциональной впечатлительностью некоторых лю-  
дей и проявляется она в значительном сокращении  
объема внимания при эмоциогенных воздействиях.  
Наряду с типологическими особенностями суще-  
ствуют личностные, сугубо индивидуальные особен-  
ности направленности внимания, обусловленные  
интересами, культурным уровнем, профессией, жиз-  
ненным опытом человека.  
Согласно теориям когнитивной последовательно-  
сти, люди стремятся построить последовательный  
набор убеждений и отношений. Непоследователь-  
ность в такой познавательной системе вызывает  
вредное психологическое напряжение. Следователь-  
но, люди более восприимчивы к информации, ко-  
торая поддерживает или усиливает последователь- СМ
ность, избегая при этом информации, которая
противоречит их убеждениям и отношениям.  
Вторая группа факторов, оказывающих влияние на  
внимание, - это детерминанты, относящиеся  

к стимулам, т. е. характеристики самих стимулов. Они «контролируемы» в том смысле, что ими можно манипулировать для привлечения и (или) усиления внимания, что и используется в борьбе за внима-ние потребителей.

Чем сильнее раздражитель, тем выше вероятность того, что он привлечет внимание. Увеличение раз-мера печатного рекламного объявления повышает шансы привлечь внимание потребителей. Подобное соотношение верно и для размера иллюстраций или изображений внутри объявления. Вероятность того, что продукт будет замечен в магазине, зависит от размера или количества торговой площади, отве-денной для товара.


73. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ 7 4. ВИДЫ ПАМЯТИ ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ 75. ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ  
  ЗАКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ МАТЕРИАЛА Различия памяти у людей бывают количе-  
Запоминание.Первоначальная форма запоми-    
нания - непреднамеренное или непроизвольное Мгновенная,или иконическаяпамять- непос- ственными и качественными.  
запоминание. Это простое запечатление того, что воз- редственный, отпечаток сенсорной информации. К количественным характеристикам относятся:  
1) скорость; 2) прочность; 3) длительность; 4) точ-  
действовало, сохранение некоторого следа от возбуж- Удерживает довольно точную и полную картину  
ность; 5) объем запоминания.  
дения в коре головного мозга. Каждый процесс, про- мира, воспринимаемую органами чувств, без пере-  
Качественные различия касаются как доминиро-  
исходящий в коре мозга, оставляет следы после работки полученной информации. Ее длительность  
вания отдельных видов памяти - зрительной, слу-  
себя, хотя степень их прочности бывает различна. 0,1-0,5 с. Данный вид памяти можно отследить  
ховой, эмоциональной, двигательной и других, так  
Успех запоминания зависит от того, в какой сте- в следующем эксперименте.  
и их функционирования. «Чистые» виды памяти  
пени материал осмысливается человеком. Механи- Кратковременная памятьпредставляет собой  
в смысле безусловного доминирования одного из  
ческое запоминание опирается на пространственную способ сохранения информации в течение коротко-  
перечисленных крайне редки. Чаще всего на прак-  
и временную близость объектов запоминания. Ос- го промежутка времени, В данном случае удержи- тике мы сталкиваемся с различными сочетаниями  
мысленное запоминание основано на понимании ваемая информация представляет собой не полное зрительной, слуховой и двигательной памяти. Ти-  
логических связей между частями материала. Оно отображение событий, которые произошли на сен- пичными их смешениями являются зрительно-дви-  
требует от человека значительно меньше усилий сорном уровне, а непосредственную интерпретацию гательная, зрительно-слуховая и двигательно-слу-  
и времени и более действенно. этих событий. Кратковременная память связана с так ховая память. Однако у большинства людей все же  
Сохранение.То, что человек запомнил, мозг хра- называемым актуальным сознанием человека. Из доминирует зрительная память.  
нит более или менее длительное время. Сохране- мгновенной памяти в нее попадает только та инфор- Наибольшего развития у человека обычно дости-  
ние как процесс памяти имеет свои закономернос- мация, которая осознается, соотносится с актуаль- гают те виды памяти, которые чаще всего исполь-  
зуются. Большой отпечаток на этот процесс накла-  
ти. Установлено, что сохранение может быть ными интересами и потребностями человека, при-  
дывает профессиональная деятельность.  
динамическим и статическим Динамическое сохра- влекает к себе его повышенное внимание.  
Процессы памятитесным образом связаны  
нение проявляется в оперативной памяти и мате- Оперативнойназываютпамять,рассчитанную  
с особенностями личности, ее эмоциональным на-  
риал изменяется мало, а статическое сохранение - на хранение информации в течение определенного,  
строем, интересами и потребностями. Они опреде-  
в долговременной памяти, и материал обязательно заранее заданного срока, в диапазоне от несколь-  
ляют то, что и как человек запоминает, хранит  
подвергается реконструкции, переработке. ких секунд до нескольких дней. Срок хранения све-  
и припоминает. То, что интересно и эмоционально  
Реконструкция материала, сохраняемого долго- дений этой памяти определяется задачей, вставшей  
значимо, запоминается лучше.  
временной памятью, происходит под влиянием той перед человеком, и рассчитан только на решение  
Память человека не является постоянной, а изме-  
информации, которая непрерывно поступает вновь. данной задачи. Этот вид памяти по длительности няется в течение жизни. Рассмотрим типичные  
Она проявляется в различных формах: в исчезнове- хранения информации и свойствам занимает про- изменения, происходящие в памяти по мере социа-  
нии некоторых деталей и замене их другими дета- межуточное положение между кратковременной лизации индивида. С раннего детства процесс раз-  
лями, в изменении последовательности материала, и долговременной. вития памяти ребенка идет по нескольким направ-  
в его обобщении. Долговременная- это память, способная хра- лениям: 1) начинают действовать аффективная  
О сохранении информации и ее видоизменении нить информацию в течение практически неограни- (эмоциональная) и механическая (моторная, двига-  

Одна из индивидуально-типологических - student2.ru можно судит по следующим двум процессам памяти. ^ ч е н н о г о срока. Информация, попавшая в хранили- V тельная) память, которая постепенно дополняется






и замещается логической и образной; 2) непосред-ственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осоз-нанным использованием для запоминания и воспро-изведения различных мнемотехнических приемов

и средств; 3) непроизвольное запоминание, доми-нирующее в детстве, у взрослого человека превра-щается в произвольное.

Характерно, что в формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадле-жит речи, которая также из чисто внешней функ-ции общения все больше превращается во внутрен-нюю.

Установлено, что лучше усваивается информация, которая является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели. Таким образом сокра-щается объем исходной информации, облегчается работа по ее переработке.

Другим мнемоническим приемом является запо-минание путем повторения. Этот механизм основан на том, что запоминаемый материал посредством сознательного повторения удерживается в кратков-ременной памяти на более длительный срок, чем несколько секунд; повышается шанс перевода ин-формации в долговременное хранилище.

Одним из возможных механизмов кратковремен-ного запоминания является временное кодирование, т. е. отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных знаков в слуховой и зрительной системе человека. Как правило, информация перекодируется в акус-тическую форму, а затем сохраняется в долговре-менной памяти в смысловой форме. Именно смысл вспоминаемого приходит на память первым, мы

в конечном счете можем вспомнить желаемое или, по крайней мере, заменить его тем, что достаточно близко к нему по смыслу.

ще долговременной памяти, может воспроизводить-ся сколько угодно, без утраты. Многократное и си-стематическое воспроизведение данной информа-ции только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Емкость долговременной памяти практичес-ки безгранична.

Одна из индивидуально-типологических - student2.ru

Кратковременная и долговременная память вза-имосвязаныи работают как единая система. Однаиз концепций, описывающих их совместную, взаи-мосвязанную деятельность, разработана американ-скими учеными Р. Аткинсоном и Р. Шифрином.

Кратковременная память характеризуется ог-раниченностью ее объема(в среднем 7 + 2). Припереполнении объема кратковременной памяти че-ловека вновь поступающая информация частично вы-тесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает. Кратковременная память выступает

в роли обязательного промежуточного храни-лища и фильтра,который перерабатывает самыйбольшой объем информации, сразу отсеивая ненуж-ную, и оставляет потенциально полезную.

Процесс запоминания может протекать более эф-фективно, если сосредоточиться на усваиваемом материале.

Особенностью долговременной памяти является то, что она, по мнению Р. Аткинсона и Р. Шифрина, практически не ограничена по объему и длительно-сти хранения в ней информации.

Оба типа памяти работают во взаимосвязи и па-раллельно. В памяти идет постоянная работа по обращению к прошлому опыту, его дополнению но-вой информацией, а также корректировка усвоен-ных сведений. Иначе говоря, человеку нет необхо-димости заучивать то, что он и так хорошо знает. На этом основана ассоциативная память.


Узнаваниекакого-либо объекта происходит    
в момент его восприятия и означает, что происхо-    
дит восприятие объекта, которое сформировалось    
у человека или на основе личных впечатлений, или    
на основе словесных описаний. Узнавая объект, мы    
всегда относим его к определенной категории    
объектов.    
Забываниевыражается в невозможности вспом-    
нить или в ошибочном узнавании и воспроизведе-    
нии. Физиологической основой забывания являются    
некоторые виды коркового торможения, мешающе-    
го актуализации временных нервных связей. Чаще    
всего это угасательное торможение, которое раз-    
вивается при отсутствии подкрепления. Для борь-    
бы с забыванием надо знать закономерности его    
протекания во времени.    
Забывание протекает во времени непрерывно.    
Наибольшая потеря материала происходит сразу же Ю  
после его восприятия, а в дальнейшем забывание  
идет медленнее. Забывание осмысленного матери-    
ала подчинено той же закономерности.    
Весьма важно своевременно организовывать по-    
вторение воспринятого, не откладывая надолго эту    
работу. Забытое сразу же после восприятия может    
восстанавливаться через некоторое время. Так, уче-    
ник сразу же после уроков не может полностью пе-    
редать содержание воспринятого материала, но че-    
рез 1-2 дня даже без дополнительного чтения    
воспроизводит урок. Забывание протекает быстрее,    
если материал недостаточно понят человеком, если    
материал неинтересен человеку, не связан непос-    
редственно с его практическими потребностями.    
Скорость забывания находится в прямой зависимо-    
сти от объема материала и степени трудности его    
усвоения.    

НЕКОТОРЫЕ ЭФФЕКТЫ

И ЗАКОНЫ ПАМЯТИ

  Эффект Зейгарникасостоит в следующем. Если  
  людям предложить серию заданий и одни из них  
  позволить довести до конца, а другие прервать не-  
  завершенными, то окажется, что впоследствии ис-  
  пытуемые почти в два раза чаще вспоминают неза-  
  вершенные задания, чем завершенные к моменту  
  прерывания. Это объясняется тем, что при получе-  
  нии задания у испытуемого появляется потребность  
  выполнить его, которая усиливается в процессе  
  выполнения задания. Эта потребность полностью  
  реализует себя, когда задание выполнено, и оста-  
  ется неудовлетворенной, если оно не доведено до  
  конца. В силу связи между мотивацией и памятью  
  первая влияет на избирательность памяти, сохра-  
СЛ няя в ней следы незавершенных заданий. Можно  
сделать вывод: человек непроизвольно удерживает  
  в своей памяти и в первую очередь воспроизводит  
  то, что отвечает его наиболее актуальным, но не  
  вполне еще удовлетворенным потребностям.  
  В своих исследованиях А. А. Смирнов установил,  
  что действия запоминаются лучше, чем мысли,  
  а среди действий, в свою очередь, прочнее запо-  
  минаются те, которые связаны с преодолением пре-  
  пятствий, в том числе и сами эти препятствия.  
  Эффект края.При запоминании ряда однород-  
  ной информации лучше всего по памяти воспроиз-  
  водятся его начало и конец.  

' 77 . МЫШЛЕНИЕ

В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, харак-теризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Отталкиваясь от ощу-щений и восприятий, мышление, выходя за приделы чувственного данного опыта, расширяет границы по-знания в силу своего характера, позволяющего по-средством умозаключения раскрыть то, что не-посредственно восприятием не дано. Ощущение

и восприятие отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее слу-чайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения. Через открытие этих отношений между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений мышление раскрывает новые, непосредственно не данные аб-страктные свойства, выявляя взаимосвязи и пости-гая действительность в этих взаимосвязях. Таким образом, мышление есть процесс обобщенного

и опосредствованного отражения действительности

в ее существенных связях и отношениях.

Наиболее развитой формой мышления считается

Одна из индивидуально-типологических - student2.ru

словесно-логическое(понятийное)мышление,посредством которого человек, опираясь на коды языка, становится способным отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать вы-воды и решать сложные теоретические задачи. Бо-


Наши рекомендации