Иллюзии зрительного восприятия
Классификация ощущений по Ч. Шеррингтону производится по следующим основаниям: 1. Ло на-личию или отсутствию непосредственного контак-та с раздражителем, вызывающим ощущение, вы-деляют следующие ощущения: а) дистантные (зрение, слух); б) контактные (вкусовые, болевые, тактильные); в) обоняние занимает промежуточное положение между этими видами ощущений. 2. По месту расположения рецепторов выделяют следу-ющие ощущения: а) экстероцептивные ощущения возникают от раздражения рецепторов, располо-женных на поверхности тела (зрительные, слухо-вые, тактильные и другие ощущения); б) интеро-цептивные ощущения возникают при раздражении рецепторов, находящихся внутри организма (ощу-щения голода, жажды); в) проприоцептивные ощу-щения возникают при раздражении рецепторов, находящихся в мышцах и сухожилиях и обеспечи-вают сигналы о положении тела в пространстве.
3. По модальности (виду раздражителя) ощущения зрительные - которые возникают в результате воз-действия световых лучей на чувствительную часть нашего глаза - сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора.
При восприятии пространственного взаимораспо-ложения объектов в некоторых случаях возникают иллюзии зрительного восприятия. Зрительные иллюзии(от лат. illusere - «обманывать») - иска-жение зрительного восприятия частных признаков тех или иных предметов. Они вызываются физичес-кими, физиологическими и психологическими при-чинами. Кажущийся излом ложки в стакане чая - это
V пример физической иллюзии. Если надавить на
глазное яблоко сбоку, то видимый предмет раздва-ивается - это пример физиологической иллюзии.
Психологические иллюзии зрениямогут бытьсгруппированы в зависимости от различных причин, которыми они вызываются. Принято выделять следу-ющие виды зрительных иллюзий: 1) иллюзии, осно-ванные на физиологических явлениях, таких, как ир-радиация возбуждения в сетчатке, за счет действия которой обусловлено восприятие светлых предметов на черном фоне как более крупных, чем объективно равных с ними черных предметов на светлом фоне; 2)#иллюзия, при которой длина вертикальных линий воспринимается как большая по сравнению с горизон-тальными, объективно равными им; 3) иллюзия кон-траста (иллюзия Г. Эббингауза), при которой один
и тот же предмет воспринимается как более крупный среди маленьких фоновых предметов и меньший сре-ди больших фоновых предметов; 4) распространение признаков целой фигуры на ее части, как, например,
в иллюзии Мюллера-Лайера, в которой одинаковые прямые воспринимаются как неодинаковые в зависи-мости от их завершения; 5) иллюзии, обусловленные применением штриховки, когда параллельные линии воспринимаются изогнутыми (иллюзия Цельнера); 6) иллюзии, основанные на переоценке величин острых углов; автокинетический феномен (от греч. autos - «сам» + kinema - «движение» и phainomenon - «являю-щееся»), при котором если в темном помещении на эк-ран или стену проецируется маленькое неподвижное световое пятно, то оно кажется движущимся; 7) кажу-щееся движение, при котором возникает субъективное восприятие движения при последовательном предъяв-лении неподвижных стимулов, находящихся в разных точках пространства. Может возникать как в зрительной системе, так и в слуховой или тактильной.
Константность восприятия.Одни и те же пред-меты воспринимаются нами в различных изменяю-щихся условиях: при различной освещенности,
с разных точек зрения, с разного расстояния. Од-нако объективные качества предмета воспринима-ются нами в неизменном виде.
Константность восприятия - независимость отра-жения объективных качеств предметов (величины, формы, цвета) от временных условий. Изображение величины предмета на сетчатке глаза при восприя-тии его с близкого и с далекого расстояния будет разным. Однако это интерпретируется нами как уда-ленность или приближенность предмета, а не как изменение его величины. При восприятии прямоу-
' гольного предмета (папки, листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке глаза могут отобразиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предметом при-сущую ему форму.
Константность восприятия - не наследственное качество, она формируется в опыте, в процессе обу-чения. В ходе исследования восприятия людей, по-стоянно живущих в густом лесу, которые не видели предметов на большом расстоянии, обнаружено, что они воспринимают их как маленькие, а не как уда-ленные. В некоторых непривычных условиях констан-тность восприятия может быть нарушена - возникает аконстантность. Так, если мы смотрим вниз с боль-шой высоты, то привычные для нас предметы могут восприниматься несколько искаженно (например, люди, автомобили кажутся нам неестественно умень-шенными). Пилоты сверхзвуковых самолетов на пер-вых порах очень быстрое приближение предмета ин-терпретируют как его увеличение в размерах.
Благодаря константности восприятия мы узнаем предметы в разных условиях и успешно ориентиру-емся среди них.
цифических для данного предмета признаков, его примет.
При узнавании человек не выделяет всех призна-ков предмета, а использует его характерные опоз-навательные признаки. Для узнавания материальных объектов существенное значение имеют их конту-ры, характерное для данного предмета сочетание линий. Узнавние затрудняется, когда имеется мало характерных внешних признаков предмета.
Целостность восприятия- характеристика вос-
приятия, которая заключается в том, что отдельные признаки какого-либо объекта, которые актуально не воспринимаются, все же оказываются интегри-рованными в целостный образ восприятия этого объекта. В предметах и явлениях реальной действи-тельности отдельные их признаки и свойства нахо-дятся в постоянной устойчивой взаимосвязи. В вос-приятии, как в психическом образе предмета, также отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или явления. Это выражается в целостно-сти восприятия. Даже в тех случаях, когда мы вос-принимаем лишь некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно дополняем недостающие при-знаки и части этого объекта. Отдельные, разрознен-ные части объекта мы стремимся объединить в еди-ное знакомое нам целостное образование.
Структурность восприятия.Мы узнаем различ-ные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии осуществляется вычлене-ние взаимоотношений, частей, сторон предмета. Осознанность восприятия неразрывно связана с от-ражением отношений между элементами восприни-маемого объекта.
В тех случаях, когда выделение частей объекта зат-руднено, затрудняется и восприятие предмета в целом.