Характеристики и строение человеческой деятельности
Основное, чисто внешнее отличие живой материи от неживой, высших форм от низших, более развитых жи-вых существ от менее развитых заключается в том, что названные первыми гораздо более подвижны и актив-ны, чем вторые. Жизнь во всех своих формах связана
с движением, и по мере ее развития двигательная ак-тивность приобретает все более совершенные формы.
С помощью очень простых автоматических движе-ний парамеция (инфузория-туфелька) направляет-ся ко всему тому, что похоже на пищу, и удаляется от любых неприятных стимулов, в частности, от слишком яркого света. Такая общая и притом меха-ническая ориентация организма по отношению
к источнику раздражения получила название такси-са. Таксисы обычно свойственны одноклеточным организмам, лишенным нервной системы, но наблю-даются также и у некоторых видов с более высокой организацией. Например, насекомых летним вече-ром неудержимо влечет к зажженной лампе.
Процесс, когда сигналы от какого-либо органа чувств передаются с помощью нервной системы и вызывают автоматическую реакцию, называется рефлексом.Таксисы и рефлексы - это простыестереотипные реакции, особенно характерные для самых примитивных животных. Но как объяснить такие формы поведения, как постройка гнезда у птиц или организация общественного образа жизни
в пчелином улье? Здесь мы имеем дело со сложны-ми стереотипными формами поведения, присущи-ми данному виду, причем модели и цели такого поведения детерминированы генетически. Его на-зывают инстинктивным поведением.
Активность человека непосредственно проявляет-ся в его поведении. Однако, когда мы наблюдаем за животными, мы тоже говорим об их поведении. Отличие поведения животных от поведения человека состоит в том, что оно является непосредственно биологическим. Иначе говоря, поведение животноговозможно лишь по отношению к предмету, жизнен-ной биологической потребности, всегда оставаясь
в пределах их инстинктивных, биологических отно-шений к природе. В отношении человека поведение есть совокупность движений, актов и действий, ко-торые может наблюдать другой человек и которые ог-раничиваются и регулируются не только его биоло-гическими потребностями, но и социальной средой. Представляя собой прежде всего существо обще-ственное, человек в своем поведении, даже если оно и не носит целенаправленного характера, поступает
в соответствии с социальной средой процедур и об-разцов, которых надо придерживаться.
Другой формой проявления активности человека является деятельность. Деятельность - динами-ческая система взаимодействий субъекта с миром,
в процессе которых происходят возникновение и воплощение в объекте психического образа и ре-ализация опосредованных им отношений субъекта
в предметной действительности.
Деятельность - это внутренняя (психическая)
и внешняя (физическая) активность человека, регу-лируемая сознаваемой целью. В отношении чело-
Хве к ас другими людьми осуществляется его деятель-
Деятельность человека имеет следующие основ-ные характеристики:1) мотив; 2) цель; 3) пред-мет; 4) структура; 5) средства.
Мотивомдеятельности называется то, что побуж-дает человека выполнять ее. В качестве мотива обыч-но выступает конкретная потребность, которая в ходе
и с помощью данной деятельности удовлетворяется. Деятельность субъекта всегда связана с некоторой потребностью. Являясь выражением нужды субъекта
в чем-либо, потребность вызывает его поисковую активность, в которой проявляются пластичность де-ятельности, связь деятельности со свойствами неза-висимо существующих от нее объектов. Это, в свою очередь, предполагает детерминированность дея-тельности человека внешним миром и опредмечива-ние потребности, превращение ее в конкретный мо-тив деятельности. В дальнейшем деятельность субъекта направляется уже не самим объектом, а его образом. Таким образом, осознанная потребность становится мотивом поведения.
В качестве целидеятельности выступает иде-альное представление ее (деятельности) будущего результата, которое определяет характер и спосо-бы действий человека. Результатом деятельности может быть реальный физический предмет, созда-ваемый человеком, определенные знания, умения
и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат.
Цель не привносится в индивидуальную деятель-ность извне, а формируется самим индивидом.
В этот процесс неизбежно включается опыт, накоп-ленный человечеством, который данный индивид ус-ваивает в процессе обучения и воспитания. Обычно
в процессе деятельности человек имеет не одну,
а целую систему подчиненных друг другу целей.
Понятиям мотива и цели в психологическом ана-лизе деятельности принадлежит важное место. Не-мотивированной деятельности, также, как и неце-ленаправленной, просто не может быть. Мотив
и цель образуют своего рода вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся и развер-тывающихся в ходе деятельности.
Важно подчеркнуть, что на почве одного и того же мотива могут формироваться разные цели. Если мотив побуждает к деятельности, то цель «констру-ирует» конкретную деятельность, определяя ее ха-рактеристику и динамику. Мотив относится к по-требности, побуждающей к деятельности, целъ -
к предмету, на который деятельность направлена
и который должен быть в ходе ее выполнения пре-образован в продукт.
Предметом деятельностиназывается то, с чемнепосредственно имеется дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом трудовой де-ятельности - создаваемый материальный продукт.
В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия или операции.
ность, т. е. в ней выражается личность человека
и одновременно она формирует его личность.
Под деятельностью понимается специфическая
форма отношения человека к окружающему миру
и самому себе, выражающаяся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческо-го сознания. Изменяя окружающий мир, человек тем самым изменяет условия своего существова-ния. Трансформация реальности, в свою очередь, изменяет условия и направление деятельности че-ловека. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, строит общество, создает то, что без его активности не существовало бы в при-роде. Понятие деятельности связано с понятием активности, но не тождественно ему. К. А. Абуль-ханова-Славская принципиальное отличие активно-сти от деятельности определяет в том, что дея-тельность исходит из потребности в предмете, активность - из потребности в деятельности. Ак-тивность как бы предшествует деятельности во времени и сопровождает ее в течение всего про-цесса осуществления.
Деятельность отличается не только от активнос-ти, но и от поведения. Однако провести четкое раз-личие между ними достаточно трудно. Главное от-личие состоит в том, что поведение не всегдацеленаправленно, не всегда предполагает создание некоторого продукта, носит зачастую пассивный характер; деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продук-та. Единицей поведения и деятельности индивида является действие.
Инстинкты- комплекс врожденных реакций, сти-мулом для которых являются отдельные биологичес-ки значимые свойства окружающей среды. Этот этап развития психики называется еще и этапом элемен-тарного анализа. Паук, сидящий, в паутине, набрасы-вается на запутавшуюся в ней муху. Сигналом, вы-зывающим реализацию этой программы действия, является вибрация. Достаточно приложить к паутине вибрирующий камертон, чтобы паук высунулся из гнезда и бросился на него. Лягушка, подстерегая свою жертву, набрасывается лишь на летающую мош-ку - сигналом к ее действию является мелькание.
Активностьпредставляет собой всеобщую харак-теристику живых существ, их собственную динамику как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром.
К. X. Момджян указывает, что активность прежде
всего выступает как самодвижение системных ^ объектов, которое вызывается и определяется не внешними для системы, экстернальными причина-ми, а внутренними, имманентными ей факторами организации.
Отличительным признаком активности,опре-
деляющим способ существования живых систем, от
спонтанных преобразований вещества и энергии,
происходящих в неживой природе, является «само-
регулируемое поведение в среде существования,
направленное на самосохранение в ней путем це-
лесообразной адаптации к ее условиям»(2). X. Хек-
хаузен отмечает, что активность человека включает
не только разного рода действия или сообщения,
но и переживания - психическую активность в виде
восприятий, мыслей, чувств и1 представлений, даже
если она и не производит каких-либо непосред-
ственных изменений во внешнем мире (3).
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Всякая деятельность имеет определенную струк-туру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. В дея-тельности выделяют движения и действия. Каждый относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой теку-щей задачи, называют действием. Выполнение дви-жения постоянно контролируется и корректируется сопоставлением его результатов с конечной целью действия. Важно, что выполнение предметного дей-ствия не ограничивается осуществлением опреде-ленной системы движений. Оно включает сенсорным контроль и корректировку движений в соответствии
с их текущими результатами и свойствами объек-тов действия.
Действиемназывают часть деятельности, име-ющую вполне самостоятельную, осознанную чело-веком цель. Любая деятельность осуществляется в форме действий или цепи действий. Это значит, что когда мы наблюдаем какой-либо внешний или внутренний процесс активности человека, то по от-ношению к ее мотиву эта активность есть деятель-ность, а по отношению к цели - или отдельное действие, или совокупность, цепь действий. Дея-тельность и действие жестко не связаны. Одна и та же деятельность может реализовываться разными действиями, и одно и то же действие может вхо-дить в различные виды деятельности.
Могут быть выделены следующие составные час-ти действия: 1) принятие решения; 2) реализация;3) контроль и коррекция.
4 4 . РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ | 45. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. КОМПОНЕНТЫ | ||
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Различают три генетически сменяющих друг друга | |
и сосуществующих на протяжении всего жизненного | ||
В своем развитии человеческая деятельность про- | пути вида деятельности: 1) игру; 2) учение; 3) труд. | |
ходит следующие аспекты прогрессивного пре- | Они различаются: 1) по конечным результатам; 2) по | |
образования:1) филогенетическое развитие сис- | организации; 3) по особенностям мотивации. | |
темы деятельности человека; 2) включение человека | Игране создает общественно значимого продукта. | |
в различные виды деятельности в процессе его ин- | В игре начинается формирование человека как субъек- | |
дивидуального развития; 3) изменения, происходя- | та деятельности, и в этом ее огромное значение. | |
щие внутри отдельных видов деятельности по мере | В психическом развитии ребенка игра выступает | |
их развития; 4) дифференциацию деятельностей, | прежде всего как средство овладения миром взрос- | |
в процессе которой из одних деятельностей рожда- | лых. В ней на достигнутом ребенком уровне психи- | |
ютсядругие за счет обособления и превращения от- | ческого развития происходит освоение объективно- | |
дельных действий в самостоятельные виды деятель- | го мира взрослых. | |
ности. | В игре имитируется действительность, что позво- | |
Филогенетическое преобразованиесистемы | ляет ребенку впервые самому стать субъектом дея- | |
человеческих деятельностей совпадает по существу | тельности. | |
с историей социально-экономического развития че- | Игра организуется свободно, нерегламентирован- | |
ловечества. Интеграция и дифференциация об- | но. Никто не может обязать ребенка играть с 10 до | |
щественных структур сопровождались появлением | 11 часов в настольные игры, а после 11 - в «дочки- | |
у людей новых видов деятельности, экономики. Про- | матери». Ребенок сам переходит от одной игры | |
цесс интеграции растущего индивида в действующую | к другой. | |
систему деятельностей называется социализацией. | Учениеявляется непосредственной подготовкой | |
При этом каждый из названных видов деятельности | личности к труду, развивает ее умственно, физичес- | |
сначала усваивается в самом элементарном виде, | ки, эстетически и лишь на конечном этапе освое- | |
а затем усложняется и совершенствуется. | ния профессии связано с созданием материальных | |
В процессе развитиядеятельности происходят | и культурных ценностей. | |
ее внутренние преобразования: 1) деятельность | Труд- процесс создания человеком материаль- | |
обогащается новым предметным содержанием; | ных и духовных ценностей общества. | |
2) у деятельности появляются новые средства реа- | В отличие от игры учение и труд протекают в обя- | |
лизации, которые ускоряют ее течение и совершен- | зательных для человека организационных формах. | |
ствуют результаты; 3) в процессе развития дея- | В точно установленное время начинается работа, | |
тельности | происходит автоматизация отдельных | и в течение ее в соответствии с планом и заданной |
^ о п е р а ц и й | и других компонентов деятельности; V | |
^продуктивностью изготовляются продукты труда. |
Различные формы организации видов деятельно-сти связаны и с различной их мотивацией:
1) мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры; 2) ос-новным мотивом учения и труда являются чувство долга, чувство ответственности.
Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в уче-нии и в труде следует вызвать у человека интерес к са-мому процессу деятельности или к ее результатам.
Разнообразные виды деятельности допол-няют друг друга,взаимно существуют, взаимопро-никают. В детском саду дошкольник не только иг-рает, но и учится считать, рисовать. Школьник после окончания занятий с удовольствием играет. Внесе-ние игровых моментов в процесс обучения позво-ляет повысить эффективность усвоения материала.
В жизни взрослого человека игра также имеет боль-шое значение, занимая определенное место в орга-низации отдыха.
Хотя виды деятельности не существуют изолирован-но, в разные периоды жизни человека они имеют нео-динаковое значение. Для одного периода жизни веду-щей деятельностью является игра, для другого - учение, а для третьего - труд. Таким образом, можно говорить о видах деятельности, которые являются ве-дущими в тот или иной период развития личности. Ведущая деятельность - деятельность, при реализа-ции которой происходит возникновение и формиро-вание основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и зак-ладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности. До поступления ребенка в школу веду-щий вид деятельности - игра. Ведущий вид деятель-ности школьника - учение, взрослого - труд.
4) в результате развития деятельности из нее мо-гут выделяться, обособляться и дальше самостоя-тельно развиваться новые виды деятельности.
Деятельность имеет внешние и внутренние ком-поненты.
К внутренним относятся:1) анатомо-физиоло-
гические структуры и процессы, участвующие в уп-равлении деятельности со стороны центральной не-рвной системы; 2) психологические процессы
и структуры, включенные в регуляцию деятельности.
К внешним компонентам можно отнестираз-нообразные движения, связанные с практичес-ким выполнением деятельности.
Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. Внешняя предметная деятельность как бы предваряется внут-ренней деятельностью. Предметные действия над объектами заменяются идеальными (психическими) операциями. Процесс такого перехода от внешнего действия к внутреннему идеальному называют ин-териоризацией.Таким образом, интериориза-ция - это формирование внутренних структур че-ловеческой психики благодаря усвоению структур внешней деятельности.
В свою очередь экстериоризация представляет собой процесс порождения внешних действий, выс-казываний на основе преобразования, ряда внутрен-них структур, сложившихся на основе интериориза-ции внешней сознательной деятельности человека.
Внешнюю предметную деятельность можно рассмат-ривать как экстериоризацию внутренней, психической деятельности, так как человек в процессе деятельно-сти всегда реализует идеально представленный план действий. Таким образом, внешняя деятельность кон-тролируется внутренним планом действия.
При этом в принятии решения происходит увязы-вание образа ситуации, образа действия, интеграль-ной и дифференциальной программ. Реализация
и контроль осуществляются циклически. В каждом из них происходит использование как усвоенных, так
и индивидуально выработанных средств и орудий.
Действие, имея определенную цель, осуществляет-ся разными способами в зависимости от тех условий,
в которых это действие совершается. Способы осуще-ствления действия называются операциями.
Операция(от лат. operatio - «действие») - ис-полнительная единица деятельности человека, со-относимая с задачей и с предметными условиями ее реализации. Операцией именуется способ осу-ществления действия. Операции, при помощи ко-торых человек достигает своих целей, являются ре-зультатом овладения человеком общественно выработанными способами действий. В качестве операций рассматриваются прежде всего врожден-ные или рано сформированные: 1) перцептивные; 2) мнестические; 3) интеллектуальные акты.
Операции - это преобразованные действия,~дей-ствия, ставшие способами осуществления других, более сложных действий. Например, когда ребенок учится писать буквы, то написание буквы является для него действием, направляемым сознательной целью - правильно написать букву. Но, овладев этим действием, ребенок использует написание букв как способ для написания слов (более сложно-го действия), и, следовательно, написание букв пре-вращается из действия в операцию.
Предпочитаемые человеком операции характери-зуют его индивидуальный стиль деятельности.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
И ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Психические процессы - восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступа-
ют как важнейшие компоненты любой челове-ческой деятельности.Для того чтобы удовлетво-рять свои потребности, общаться, играть, учиться
и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказы-вать суждения. Следовательно, без участия психи-ческих процессов человеческая деятельность не-возможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Но оказывается, ч*то психичес-кие процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.
Восприятиев процессе практической деятель-ности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основ-ные виды. Практическое манипулирование ребен-ка с объемными близлежащими и удаленными предметами открывает ему тот факт, что предме-ты и пространство имеют определенные измере-ния: ширину, высоту, глубину. В результате че-ловек обучается воспринимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза, сопро-вождаемые синергическими, координированными сокращениями определенных групп мышц, спо-собствуют становлению восприятия движения
и его направления. Изменения скорости движу-
ИГРА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Игра- это вид деятельности в условных ситуа-циях, направленный на воссоздание и усвоение ре-бенком общественного опыта. Игра тренирует ре-бенка в осознании значений предметов и явлений, развивает умение в овладении различными действи-ями и операциями, расширяет самосознание от вос-приятия себя как субъекта действия до восприятия себя как субъекта человеческих отношений.
Научный анализ игровой деятельности показыва-ет, что игра есть отражение ребенком мира взрос-лых, путь познания окружающего мира. В первыхиграх ребенка отчетливо выступает руководящая роль взрослых. Взрослые «обыгрывают» игрушку. Подражая им, ребенок начинает играть самостоя-тельно. Затем инициатива организации игры пере-ходит к ребенку, но и на этом этапе руководящая роль взрослых остается.
В игре принято выделять такие элементы, как: 1) во-ображаемая ситуация; 2) роль; 3) игровые действия.
Если в младшем дошкольном возрасте в игре вос-производятся прежде всего предметные-действия людей, а направленность на партнера или на разви-тие сюжета минимальна, то в среднем дошкольном возрасте в центр игры начинают перемещаться от-ношения между людьми. Формируется ролевая игра, которая достигает своего максимального расцвета
в 4-5 лет. В старшем дошкольном возрасте в игру вступает процесс контроля над выполнением тех пра-вил, которые обусловлены взятой на себя ролью.
ВИДЫ ИГР
Все игры также можно разделить на два типа:
1) индивидуальные игры - представляют собой род
деятельности, когда игрой занят один человек;
2) групповые игры - включают несколько индивидов.
С развитием ребенка игра изменяется. В первые
два года жизни ребенок овладевает движениями
и действиями с окружающими предметами, что
приводит к возникновению функциональных игр.
В функциональной игреперед ребенком раскры-
ваются не известные для него свойства предметов
и способы действия с ними. Так, впервые открыв
и закрыв дверь ключом; ребенок начинает многократ-
но повторять это действие, пытаясь при всяком удоб-
ном случае повернуть ключ. Это реальное действие
переносится в игровую ситуацию. Играя, дети дела-
ют в воздухе движение, напоминающее поворот клю-
ча, и сопровождают его характерным звуком.
Более сложными являются конструктивные
игры.В них ребенок что-то создает: строит дом,
печет пирожки. В конструктивных играх дети осмыс-
ливают назначение предметов и их взаимодействие.
Функциональные и конструктивные игры относятся
к разряду манипулятивных, в них ребенок осваива-
ет окружающий предметный мир, воссоздает его
в доступных для него формах.
Ролевые игры- допускают поведение человека,
ограниченное определенной ролью, которую в игре
он берет на себя. Ролевая игра - преобладающая для
детей дошкольного возраста, форма игры, в которой
щихся объектов автоматически воспроизводятся Дошкольный возраст имеет чрезвычайно важное в ускорениях и замедлениях сокращений опреде- ^значение для формирования личности ребенка. На- (
происходит игровое моделирование детьми действий и взаимоотношений взрослых людей.
Отношения между людьми осмысливаются в сю-жетных играх. Ребенок играет в «дочки-матери»,
в «магазин», беря на себя определенную роль, по-этому сюжетные и ролевые игры тесно взаимосвя-заны, и имеет смысл говорить о сюжетно-ролевых играх.
Сюжетно-ролевые игры возникают в 3 - 4 года. Доэтого возраста дети играют рядом, но не вместе. Сюжетно-ролевые игры предполагают коллективные отношения. Конечно, включение ребенка в коллек-тивные игры зависит от условий воспитания. Дети, воспитывающиеся дома, включаются в коллектив-ные игры с большим трудом, чем дети, посещаю-щие детский сад. В коллективных сюжетных играх, которые к 6-7 годам становятся более длительны-ми, дети следят за замыслом игры, за поведением товарищей. Сюжетно-ролевые игры учат детей жить
в коллективе. Постепенно в игры вводятся прави-ла, накладывающие ограничения на поведение парт-неров.
Коллективная сюжетно-ролевая игра расширяет круг общения ребенка. Он привыкает подчиняться правилам, требованиям, которые к нему предъяв-ляются в игре: он то капитан космического кораб-ля, то его пассажир, то восторженный зритель, на-блюдающий за полетом. Эти игры воспитывают чувство коллективизма и ответственности, уважение
к товарищам по игре, приучают соблюдать правила и вырабатывают умение подчиняться им.
Игры по правилам широко представлены в жиз-ни школьников и взрослых. Они регулируются оп-ределенной системой правил поведения их участ-ников.
ряду с игровой деятельностью в этом возрасте фор-мируются и другие формы деятельности: конструи-рование, рисование. Существенным в формирова-нии личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким-то правилом или образцом.
Игра основана на условном моделировании той или иной развернутой деятельности. Впервые немецкий ученый К. Гроос отметил, что игра и жи-вотных и детей имеет упражняющую функцию: игра характерна именно для тех животных, у которых поведение не саодится лишь к автоматической реа-лизации инстинктивных актов и которым требует-ся вариативное приспособление к изменчивым ус-ловиям существования. Игра в этом случае служит для предварительного приспособления инстинктов
к условиям будущей жизни. В той же степени и дет-ская игра, возникающая в процессе историческо-го развития общества, заключается в воспроизве-дении детьми действий и взаимоотношений взрослых.
В подходе К. Бюлера, который строил свою тео-рию на основе теории игры К. Грооса, акцент в ана-лизе игры был смещен с операционного аспекта на мотивационный. Стремление к игре, которая заклю-чается в повторении одних и тех же действий, мо-жет поддерживаться только положительными эмо-циями, которые порождаются самим процессом деятельности. Эти положительные эмоции были на-званы им функциональным удовольствием.
ленных групп мышц, и это обучает органы чувств восприятию скорости.
Воображениетоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало
в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное,опыта практической деятельности.
Запоминаниекак основной процесс памяти осу-ществляется в деятельности и само представляет особого рода мнемическую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его запоминанию. Это: 1) структурирование; 2) осмысление; 3) ассо-циирование материала с известными фактами; 4) включение разнообразных предметов и движений
в процесс запоминания.
Припоминаниетакже предполагает выполнениеопределенных действий, направленных на то, что-бы вовремя и точно вспомнить запечатленный в па-мяти материал.
Мышлениев ряде своих форм идентично прак-тической деятельности (так называемое ручное, или практическое мышление). В более развитых фор-мах - образной и логической- деятельностный мо-мент выступает в мышлении в виде внутренних мыслительных действий и операций. Речь также представляет собой особого рода деятельность, так что часто, характеризуя ее, пользуются словосоче-танием «речевая деятельность». Поскольку внутрен-ние психические процессы у человека обнаружива-ют то же строение, что и внешние действия, есть все основания говорить не только о внешнем, но и о внутреннем действии.
школьного обучения нередко мотивом является не |
В процессе школьного обучения формируются |
50. МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ |
Хорошо известно, что человеческое поведение редко обусловлено одним-единственным мотивом. Чаще всего их бывает несколько. Ими могут стать: |
1) идеалы; 2) мечты; 3) чувства; 4) стремления; |
5) интересы и т. д. |
Мотивы учениямогут бытьподразделены- на две большие категории:1) первые связаныс содержанием самой учебной деятельности и про-цессом ее выполнения; 2) другие - с более широ-кими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. |
К первым относятся познавательные интересыдетей, потребность в интеллектуальной активнос-ти и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями; другие связаны с потребностями ре-бенка в общении с людьми, в их оценке и одобре-нии, с желаниями ученика занять определенное ме-сто в системе доступных ему общественных отношений. |
Обнаружено, что для этого у школьников необхо-димо вызвать особое отношение к собственной мо-тивационной сфере, выработать умение активно ее анализировать, соотнося с целями действий. Было обосновано важное психологическое положение о том, что существенным условием становления ка-кого-либо конкретного учебного мотива является направленность сознания школьника не только на результат учебной деятельности, но и на способы его достижения. |
УЧЕНИЕ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учениевыступает как вид деятельности, цельюкоторого является приобретение человеком знаний, умений и навыков, необходимых в конечном счете для выполнения трудовой деятельности. Особен-ность учебной деятельности состоит в том, что она прямо служит средством психологического разви-тия индивида.
Учебная деятельность- ведущая деятельностьшкольного возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта прежде всего в виде интеллектуальных основ-ных операций и теоретических понятий.
Развернутый анализ учебной деятельности дан
в трудах Д. Б. Эльконина (1904-1984) и В. В. Да-выдова (1930-1998).
^ В учебной деятельности участвуют непременно
"^ два лица: *} учитель; 2) учащийся.
Но это не просто передача знаний от одного
к другому. Это прежде всего процесс активного ов-ладения знаниями, умениями и навыками под руко-водством учителя. Сообщая учащимся знания, пре-подаватель учит их мыслить и наблюдать, выражать понятое в речи. Ученик овладевает не только знани-ями, но и способом самостоятельно мыслить, добы-вать знания. Хорошо организованное обучение носит воспитывающий характер. В процессе обучения фор-мируется личность ученика: ее направленность, во-левые черты характера, способности и т. д.
За время обучения в школе ребенок проходит дли-тельный путь развития. В начальных классах он овладевает основами грамоты, доступными ему ес-тественнонаучными и историческими знаниями,
а также элементарными формами труда (обработ- (