Современная психология представляет собой систему наук, в которой центральное место принадлежит общей психологии.


щения основных цветов: красного, зеленого и фио-летового.

Такой способ объяснения оказался непригодным, когда Гельмгольц от ощущений перешел к анализу восприятия целостных объектов в окружающем про-странстве. Это побудило его ввести два новых фак-тора: 1) движения глазных мышц; 2) подчиненность этих движений особым правилам, подобным тем, по которым строятся логические умозаключения. По-скольку эти правила действуют независимо от со-знания, Гельмгольц назвал их «бессознательными умозаключениями». Таким образом, эксперимен-тальная работа столкнула Гельмгольца с необходи-мостью ввести новые причинные факторы. До того он относил к ним либо превращения физической энергии, либо зависимость ощущения от устройства органа. Теперь к этим двум причинным «сеткам», которыми наука улавливает жизненные процессы, присоединялась третья. Последующее исследования стали основой психологии, развившейся и достиг-шей расцвета уже в XX в.

Дальнейшие исследования в области психики

и психологии проводились уже многочисленными уче-ными. Было открыто понятие рефлекторной дуги и ана-лизатора (Сеченовым), затем были исследованы прак-тически все основные психические процессы, память

и подведена научная основа под понятия «гипноз»

и «подсознание», исследованы сны. В нашем веке пси-хология стала одной из самых «влиятельных» наук,

а знание системы психики человека, его характера, темперамента и иного стало неотъемлемой частью уже производственного, научного и многих других процес-сов. Однако есть еще много непознанного в человеке,

в его психике, поэтому исследования в этой области должны постоянно продолжаться.


7. КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ 8. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ   9. РАЗЛИЧИЯ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ  
ЯВЛЕНИЙ В психологии филогенезпонимается как про-   И ЛЮДЕЙ    
           
Психические процессы, состояния и свойства че- цесс возникновения и исторического развития пси-   Нет сомнения, что существует огромная разница  
ловека - это единое проявление его психики. Исход- хики и поведения животных, а также как процесс    
  между психикой человека и психикой животного.  
ным психическим образованием, проявляющимся возникновения и эволюции форм сознания в ходе    
  Так, ни в какое сравнение не идет «язык» живот-  
и в свойствах личности, и в различных психических истории человечества.      
    ных и язык человека.В то время как животное  
состояниях, являются психические процессы. Возникновение психики связывают с формирова-    
  может лишь подать сигнал своим собратьям по по-  
Психический процесс- это акт психической нием на определенном этапе развития живых су-    
  воду явлений, ограниченных данной, непосред-  
деятельности, никогда изначально полностью не ществ их способности к активному перемещению    
  ственной ситуацией, человек может с помощью язы-  
заданный, а потому формирующийся и развиваю- в пространстве, при котором удовлетворение по-    
  ка информировать других людей о прошлом,  
щийся и имеющий свой объект отражения и свою требностей осуществляется посредством активных    
  настоящем и будущем, передавать им социальный  
регуляционную функцию. Психическое как процесс движений в окружающей среде, которые должны    
не сводится к последовательности стадий во вре- предваряться поиском необходимых предметов. По   опыт.      
мени, формируясь в ходе непрерывно изменяюще- мере эволюционного развития у животных форми-   Разница в «языке» животных и языке человека  
гося взаимодействия индивида с внешним миром. руется специальный орган психики - нервная сис-   определяет различия и в мышлении.Это объяс-  
Психические процессы - это ориентировочно-ре- тема, обеспечивающая отражение окружающего   няется тем, что каждая отдельная психическая фун-  
гулирующие компоненты деятельности. мира и регуляцию поведения   кция развивается во взаимодействии с другими  
К психическим процессам относятся следующие Раздражимость - основное свойство живых орга-   функциями. Высшим животным свойственно лишь  
явления: 1) ощущение; 2) восприятие; 3) мышле- низмов - способность живого реагировать на вне-   практическое мышление.    
ние; 4) память; 5) воображение; 6) речь. шние воздействия внутренними (исходно биологи-      
  Животное может действовать только в пределах  
Понятие «психическое состояние»использует- ческими) изменениями. Включает в себя множество    
  наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может  
ся для условного выделения в психике индивида от- реакций, начиная с диффузных реакций протоплаз-    
  выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее  
носительно статического момента, в отличие от по- мы у простейших и кончая сложными, высокоспе-    
  и усвоить отвлеченный принцип. Поведение чело-  
нятия «психический процесс». Психические состояния циализированными реакциями человека.    
  века характеризуется способностью абстрагировать-  
являются относительно устойчивой интеграцией всех Выделяют несколько форм активности жи-    
  ся отданной конкретной ситуации и предвосхищать  
психических проявлений человека при определенном вого:1) тропизмы (от греч. tropos - «поворот», «на-    
  последствия, которые могут возникнуть в связи  
его взаимодействии с действительностью. Таким об- правление») - изменение направления в движении    
  с этой ситуацией.      
разом, психическое состояние - это временное сво- частей растения под воздействием биологически        
  Отличия психики человека от психики животного:  
еобразие психической деятельности, определяемое значимых раздражителей (света, притяжения зем-    
ее содержанием и отношением человека к этому со- ли/химических раздражителей); 2) таксисы (от греч.   1) человек способен поступать соответственно по-  
держанию. taxis - «порядок», «расположение») - ориентирую-   знанной необходимости - сознательно; 2) способ-  
Психическое состояние можно также представить щие компоненты поведенческих актов, врожденная i ность создавать и сохранять орудия. Животное  
как общий функциональный уровень психической способность к пространственной ориентации живых I создает орудие в конкретной ситуации. Вне конк-  
активности в зависимости от условий деятельности организмов в сторону благоприятных, жизненно не- | р е Т ной ситуации животное никогда не выделяет ору-  
человека и его личностных особенностей. Психичес- обходимых элементов окружающей среды (по- д и е как орудие, не сохраняет его впрок. Как только  
кие состояния могут быть: 1) кратковременными; \/ложительные таксисы), либо от неблагоприятных V орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно  

Современная психология представляет собой систему наук, в которой центральное место принадлежит общей психологии. - student2.ru






тут же перестанет существовать как орудие, напри-мер для обезьяны. Таким образом, животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, ору-дийная деятельность животных никогда не соверша-ется кЬллективно - в лучшем случае обезьяны мо-гут наблюдать деятельность своего собрата.

В отличие от животного, человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его; 3) передача обще-ственного опыта. И животное, и человек имеют

в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного типа раз-дражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь, но только человек присваивает обществен-ный опыт. Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт. С момента рождения ребенок овладевает способа-ми употребления орудий, способами общения. Пси-хические функции человека качественно меняются благодаря овладению отдельным субъектом оруди-ями культурного развития человека. У человека раз-виваются высшие, собственно человеческие функ-ции (произвольная память, произвольное внимание, абстрактное мышление); 4) различив в чувствах. Только в человеке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и радость другого человека.

Важнейшие отличия психики человека от психики животного заключаются в условиях их развития. Если на протяжении развития животного мира раз-витие психики шло по законам биологической эво-люции, то развитие собственно человеческой пси-хики, человеческого сознания подчиняется законам общественно-исторического развития.

(отрицательные таксисы); 3) инстинкты (от лат. instinctus - «побуждение») - генетически запрог-раммированное поведение, которое проявляется

Современная психология представляет собой систему наук, в которой центральное место принадлежит общей психологии. - student2.ru

в виде поведенческих актов, характерных для дан-ного биологического вида. Они обладают достаточ-ным постоянством и независимостью от локальных изменений окружающей среды; 4) рефлекс (от лат. reflexus - «отраженный») - форма психического отражения, которая представляет собой ответную реакцию живого организма, обусловленную воздей-ствием на анализатор какого-либо определенного фактора внешней или внутренней среды.

С развитием коры головного мозга появились но-вые, индивидуально изменчивые формы поведения, основанные на образно-концептуальном отражении окружающего мира.

У высокоорганизованных животных возникает спо-собность ситуативного, предметного отражения действительности, отражения отношений, связей между элементами данной ситуации, на основе чего вырабатывается гибкая программа поведения. Наи-более высокоразвитые животные способны даже на

отдельные интеллектуальные действия.

Развитие психики в онтогенезе- процесс эво-

люции способов взаимодействия индивида с окру-жающей средой, а также процесс формирования основных структур психики.

Основное содержание онтогенеза составляютпредметная деятельность и общение ребенка. В хо-де интериоризации ребенок присваивает соци-альные, знаково-символические структуры и сред-ства деятельности и общения, на основе чего развивается его психика, формируются его созна-ние и личность.

Исследованием онтогенеза занимается возрастнаяпсихология. Основой этих исследований является выделение периодов психического развития.

2) ситуативными; 3) устойчивыми (характеризуют при этом конкретную личность).

Все психические состояния подразделяются на че-тыре вида: 1) мотивационные - желания, стремления, интересы, влечения, страсти; 2) эмоциональные - эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликт-ные эмоциональные состояния: а) стресс, б) аффект, в) фрустрация; 3) волевые состояния - состояния ини-циативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структу-рой сложного волевого действия); 4) состояния разных уровней организованности сознания (они проявляют-ся в различных уровнях внимания или внимательности личности).

Понятие «психическое свойство»указывает наустойчивость проявлений психики индивида, их зак-репленность и повторяемость в структуре его личнос-

ти. Таким образом, психические свойства личности - О

это типичные для данного человека особенности его т"~

психики,

К психическим свойствам личности относятся:

1) темперамент; 2) направленность; 3) способнос-ти; 4) характер.

Выше было обозначено, что психические процессы, состояния и свойства человека являются едиными про-явлениями его психики. Поэтому одно и то же прояв-ление психики может быть рассмотрено в различных отношениях. Например, аффект как психическое свой-ство представляет собой общую характеристику эмо-циональных, познавательных и поведенческих аспек-тов психики субъекта в определенный, относительно ограниченный отрезок времени; как психический про-цесс он характеризуется стадиальностью развития эмоций; он может рассматриваться и как проявление психических свойств индивида - вспыльчивости, не-сдержанности, гневливости.


Наши рекомендации