Психофизиологические функции

— и деятельность I, 295—297

— как основа субъективных явлений 1, 295 (см. также Системные психические функции)

— и определение I, 295

Развитие психики ребенка

— движущие силы II, 218

— ведущая деятельность I, 285—287, 290, 291, 292; II, 215, 216 (см. также Игра)

— изменение места ребенка в системе общественных отношений 1, 281—284, 286, 287, 300, 301

— кризисы I, 287, 288; II, 217

— общая динамика I, 297, 298, 300, 301; II, 213—218

— подход Ж. Пиаже I, 100

— процесс умственного развития I, 9, 326, 331

— усвоения человеческого опыта I, 78, 79, 113, 114

— формирование внутренних умственных действий I, 9 (см. также Умственные действия)

— развитие (формирование) личности ребенка I, 326; II, 205

— дошкольное детство I, 117, 281, 282, 297, 298; II, 215, 216

— зависимость от конкретно-исторических условий I, 74, 286, 287

— школьный возраст 1, 283—284, 300 (см. также Мотивы,учебной деятельности)

— юность I, 284; II, 218

— теория двух факторов и "ее разновидности II, 189

Раздражимость

— избирательная II, 20—22

— и чувствительность 1, 147—151, 169—174; II, 13, 14, 143

— определение II, 18

Расовые различияI, 95

Редукция

— и восстановление звеньев системы I, 135—137

— невозможность ее при осязательных движениях II, 27, 28

— эффекторных звеньев в системах рефлексов I, 128—135

Рефлекторная концепция ощущенияI, 83, 134, 139, 149—152; II, 6, 12, 13

Рецепторная концепция ощущенияI, 83; II, 6—9

Рецепция

— аналогия принципиальных механизмов ее различных видов II, 19—21

дистантная

как она определяется объектом II, 12, 21—23

— на препятствия (см. также Анализ; Адекватность раздражителя; Раздражимость; Чувствительность)

и дифференцирование I, 204. 205; II, 18—22

и приспособление живого организма II, 9—1 I

и уподобление (см. Уподобление) Речь I, 11

— возникновение и развитие I, 68— 75, 234, 235, 256, 257, 340—342

— звуковая, членораздельная I, 69, 72; 79, 80, 235

— и обучение I, 339

— и разделение функций I, 40, 69, 235, 257, 340

— как деятельность I, 68, 69, 257, 339

и овладение речью в онтогенезе 71, 339—341, 343--345, 363; 215

— речевое мышление I, 234, 257

— роль в деятельности человека I, 20

— у животных I, 72, 79, 220

— формирование I, 234, 235, 236

—формы I, 69, 340

Решение задачи

— как нахождение операции I, 207, 208

— возможность различных способов решения I, 211, 212

СамонаблюдениеI, 147, 151, 153, 154, 250; II, 61 (см. также Интроспекция)

СамообучениеI, 336,337, 338, 380, 381

СамосознаниеII, 109, 226, 227

СимволI, 13

СинопсияI, 40

Системные психические функции

— звуковысотный слух I, 79—82, 86—88, 92; II, 25—29

— их органы (см. Функциональные системы)

— как отражательные I, 140, 141

— патология I, 137, 138

— понятие о них в старой психологии I, 83

Слово

и сознание I, 18, 26



—как единица речи 1, 69 Слух

— звуковысотный (см. Системные психические функции)

— речевой I, 78, 80, 82, 83

— формирование I, 79, 84—86, 92

Смысл

— биологический (см. Биологический смысл воздействия)

— в буржуазной психологии I, 71, 243,' 272

— действия (см. Действие)

— деятельности и ее объективное значение

их несовпадение в условиях труда в классовом обществе I, 257, 262—263; 11, 182

устранение этого несовпадения 1, 268, 269

— и значение I, 15, 241, 242, 247, 248, 253, 257, 268, 273. 274, 369, 372; II, 179, 183, 184

— и мотив (смыслообразование) II, 212, 213, 218, 223, 224

— как отношение мотива к цели 1, 244, 366, 367; II, 181 (см. также Мотивы)

— личностный II, 237 (см. также Цель)

Содержание как феноменальная сторона сознания

— изменение I, 257

— иллюзия бесструктурности поля I, 250, 253

— сознательно контролируемое I, 249-251, 360, 361

— чувственное II, 171 —175

— строение

—дезинтегрированное I, 256, 260—262, 265, 270, 271

интегрированное I, 272—276

примитивная интеграция I, 246, 248, 249, 250, 252, 253, 256

функциональное I, 252, 253, 256

— явление «презентации» I, 240, 241, 250

Сознание

— адекватность I, 270, 271

— возникновение и развитие I, 10, 252, 331, 387; II, 112, 150, 168, 169, 170, 171, 177—178

— его законы в буржуазной психологии I, 238, 239; II, 108

— и восприятие I, 353

— и деятельность I, 15 (см. также Деятельность,и сознание)

— и мозг I, 153, 154

— индивидуальное и общественное I, 14, 15*, 71, 75, 99; И, 151, 170, 177, 178

— и слово I, 11

— как общественный продукт II, 110, 111

— как отношение I, 15, 377

— как отражение I, 22, 25, 154, 157, 158, 222, 223, 232—237, 242, 252, 369

— как предмет конкретно-научного изучения I, 23, 29, 385

— как процесс

механизм I, 250—252, 361

нейрофизиологическое понимание I, 249

— как рефлексия I, 14

— определение I, 13—15, 27, 348; II, 100, 107, 151, 237

— патология I, 245

— первобытное I, 238, 246, 247, 252— 256; II, 82

— предмет («поле» сознания) I, 250, 351, 352, 353, 354, 357, 358; 11, 108

— природа I, 14, 23, 24; II, 108

— противоречия I, 267—268

— развитие

качественные изменения сознания 1,26,222,237,238,261,273, 274, 276; II, 219

принципиальный подход к проблеме 1, 15, 23—26, 237—240, 243, 244, 245

— самосознание II, 226, 227

— строение I, 15

системное I, 11, 20, 25, 256; II, 184, 185

смысловое 1, 20, 25

— теории I, 11, 14, 20, 25, 388; П, 107—110

— явления I, 14

Социализация индивидаI, 99

Способности

— их «опредмечивание» I, 77, 78, 113

— как прижизненно формирующийся процесс I, 76, 77, 78, 82, 83, 91, 92, 93, 113

Среда

— вещнооформленная I, 151, 175, 176, 216

— внешняя I, 182, 183, 223

— внутренняя I, 146, 182, 183

— гомогенная I, 176; II, 142, 143

— дискретная II, 142, 143

— социальная I, 101, 118

«Стимул-средство»(см. Память)

Стремление(пристрастность) I, 167, 180

Субъективное и объективноеI, 152,153, 156, 157, 181; II, 14, 15

Темперамент и личностьII, 102, 193, 194

Теория автоматов(схемы анализирующих устройств) II, 29, 30

Теория антропогенеза I, 108—111



Теория деятельности I, 8—16

Теория культурно-исторического развития психикиI, 19,20, 25, 102, 385

Теория эволюцииI, 10

ТропизмI, 195,196

Труд

— его нравственное осознание I, 266, 267

— его роль в антропогенезе I, 109, ПО, 222—227, 341, 342

— как процесс опредмечивания духовных сил и способностей человека 1,77,78, 112; 11,85,86, ПО

— как специфическая деятельность человека I, 112, 113, 226, 227

— орудия (см. Орудие)

— трудовые операции I, 225, 250

— трудотерапия II, 42

— умственный 1, 258, 259

— экономическое отчуждение в классовом обществе I. 119. 120, 262; II, 112, 220

Умение как операцияII, 23, 24

Умственная недостаточность ребенка,возможность ее устранения I, 74, 87, 88

Умственные действия,процесс формирования I, 103, 127—131, 299; II, 178

Уподобление

— как принципиальный механизм непосредственного чувственного отражения II, 24

— протекание процесса во внутреннем поле II, 27, 28, 29, 30

— свойства отражаемого объекта II, 23, 24, 27—30

Усвоение

— внешнее действие как основа процесса I, 104, 105

— в теории Л. С. Выготского I, 102—104

— и мыслительный процесс II, 78

— понятий I, 114, 115, 127, 129

— способов действий I, 121, 122 (см. также Присвоение)

Условный рефлекс

— генетический аспект 1,294; II, 14— 16

— и возникновение чувствительности I, 90, 91

— и динамика сенсорных процессов I, 194

— и особенности метода его выработки I, 204, 217, 218

— и условная деятельность организма I, 186, 187; II, 11, 12

Установка II,245

— двигательная II, 4i

— и иллюзия Шарпантье II, 37

— инерция II, 62, 63

— личности II, 196

«Феномен обоев»II, 44

Физиологическая психология XIX в.I, 154,156

Физиологический детерминизмII, 96, 97

Фонема1, 297

Фонематический слух,его формирование у ребенка I, 297

Функциональные системы

— и механизм деятельности I, 88 - 92, 250; II, 162

— и формирование новых двигательных систем у человека I, 83, 85, 86, 97, 98, 123, 124, 133, 134, 137, 249

— как орган I, 77, 79, 93, 94, 134, 135

Цель(сознательная) I, 231, 240, 241,

248, 249, 253; II, 153, 154 (см. также Действие; Сознание)

— и задача I, 360; II, 155

— и мотив I, 375; II, 154, 155, 214 и орудие (см. Орудие)

— личностный смысл I, 243, 244, 293, 294

Цепные ассоциативные ряды (см. Ассоциации,и высшие ассоциативные процессы)

Цепные рефлексы

— механизм цепной реакции у низших животных I, 191, 198, 199

— отличие от системы рефлексов, выступающих в .роли функциональных органов I, 93

Человек будущего I, 94

ЧувстваII, 211

Чувственная ткань I, 13,14

Наши рекомендации