Осознание (см. Сознание) Отражение
— адекватность I, 230—232; II, 21—25, 26—28
— и качество раздражителя II, 26, 27, 28,. 29 (см. также Качество ощущения)
— исторический смысл 1, 386; II, 121 — 123, 125
— необходимость I, 157—159, 178 (см. также Эпифеноменалистиче ский подход к психическим явлениям, его критика)
— предметное I, 13, 14, 200, 203, 217, 218, 221, 222, 226, 231, 240, 242, 248
— развитие новых форм как разрешение особого противоречия (см. также Деятельность) I, 216
— функция I, 214—217; 11,21—22, 30
ОчеловечиваниеI, 78, 79, 97
Ощущение
— виды
— вибрационные I, 88, 89
— слуховые (см. Системные психические функции; Слух)
— и дифференциация чувствительности I, 174, 187—189 (см. также чувствительность)
— перестройка II, 9, 10
— развитие I, 14
— сигнальная, опосредующая и ориентирующая функции I, 92, 93, 172—174; II, " 11 — 12, 13-15, 21—22
— участие эффекторных процессов в его возникновении I, 88, 89; II, 9—13, 21—22, 25—27, 29
ПамятьI, 11, 385 (см. также Деятельность)
— действие как средство запоминания I, 36—37
запоминание
— его внутренние «стимулы—средства» I, 34—40, 43, 61—65, 103
— его «стимул — объект» I, 32—33
Произвольное
— его развитие в онтогенезе I, 9, 42, 51, 62—63
— возрастные этапы и особенности I, 47—48, 53 55, 56-62
опосредствованное
-- общие линии развития I, 25, 37, 38, 39, 40, 51, 385
-- отношение к непосредственному запоминанию I, 32—34, 36, 37, 38, 40—43, 48—52, 56—63
-- содержание запоминаемого I, 50—51, 52, 61
-- структура акта I, 32—35, 36—39, 46, 48
— механизмы I, 38—39, 43
— произвольное воспроизведение I, 48, 52—62
развитие
— «параллелограмм» I, 62—64, 385
— - в филогенезе I, 40—42, 64, 204,
205-217
— расстройство ее внешних форм I, 41
— первобытных и культурно отсталых племен I, 32—34, 35—37, 238
— функция I, 31—35, 46, 47
«Панпсихизм»I, 143,144
ПедагогикаI, 328
Педагогическая теорияI, 327, 328
Педагогический процесс1, 327, 328, 329
Перенос (см. Интеллект; Обобщение; Операция)
ПерсеверацияII,52, 53, 119
Перцептивная психика
— анатомофизиологическая основа I,200—202
— особенности строения I, 200, 202—205
— появление операции как характерная черта I, 200, 201
Перцептивный «конфликт»II, 49
Письменность, возникновение и развитиеI, 36,37, 40
Поведение
— биологический и исторический тип развития (см. Антропогенез; Присвоение)
—- специфическая структура у человека I, 41, 97—99
— механизмы врожденные и приобретенные I, 120—123, 129, 130, 194, 197—199, 202;'II, 214
Подкрепление
— в системе рефлексов I, 137—139
— раздражителя I, 148 (см. также Анализ; Условный рефлекс)
— подражательных движений у человека I, 278
ПознаниеI, 234
Поисковая деятельность
---и общая активность животных II, 21, 22
— при выделении качества раздражителя II, 28, 29
Порог
— дифференциальный I, 89
— зависимость от типа деятельности I, 80, 82; II, 25, 26
— изменения I, 81, 84-86, 90, 91, 297
— превращение надпороговых раздражителей в пороговые II, 15— 17,
— «сопоставительный» метод измерения порогов тонального слуха I, 80, 81, 89
Постулат непосредственностиII, 137, 138
Потребности
— животных I, 251; II, 182, 206, 207
— и метод условных рефлексов I, 187
— и мотивы I, 251; II, 204-206
— их трансформация II, 206, 207
— как предпосылка (условие) деятельности II, 205
— конкретизация в предмете I, 187. 291; II, 144, 145, 206, 207
— предмет I, 11, 14
— развитие II, 208, 209
— физиологические механизмы II, 209
— человека I, 228—230; II, 145, 206, 207, 208, 226
Практика
— как критерий истины II, 79, 80, 88, 89, 118
— общественная I, 13
Пралогические явления в психикеI,253—255
Предметный мирI, 14
Принцип развития органов специфических энергийI, 179—181; II, 7, 8, 22,23
Присвоение(общечеловеческого опыта)
— в процессе обобщения I, 78, 115— 117, 119, 137, 138
— механизмы I, 77, 94, 123, 124, 127, 140
— отличие от биологического приспособления I, 78, 79, 114, 115, 123—126 (см. также Развитие психики ребенка)
Приспособление (см. Поведение; Присвоение)
Пробы
— при решении интеллектуальных задач I, 212
— при дифференцировании навыка I, 202, 203
Производственные отношения I, 226,227, 238
Промежуточные переменныеII, 138
Процесс формирования психических способностей и функций(см. Присвоение; Системные психические функции)
Психика
— биологическое и социальное в психике человекаI, 77—95, 97, 98, 99, 100, 101, 108—110, 277; II, 197, 198, 199, 220, 221, 225 (см. также Личность,общественно-историческая сущность)
— генезис I, IK 386
— ее социальная обусловленность I, 19
— критика буржуазных теорий по вопросу о сущности и методах изучения I, 153—157; II, 11, 12
— как субъективная феноменальная действительность I, 19
--- подход к анализу I, 24
--- двухчленная схема II, 118, 137, 138
--- дуалистический I, 278
--- трехчленная схема II, 138, 140—141
— определение 1, 19
— общественно-историческая природа I, 19, 23, 222, 275, 344; II, 194
— системное строение I, 25
— соотношение психологического и физиологического I, 66—68
--- психофизический параллелизм I, 66
--- диалектико-материалистическое решение I, 67, 68
Психические процессы
— непосредственные (натуральные) I, 25
— опосредствованные (культурные) I, 19, 24, 25
— строение I, 24, 26, 386
«Психологический мир»I, 10
Психология
— буржуазная и ее критика I, 19, 23, 24; II, 95
— ее предмет I, 67, 104, 105, 265, 324
--- и НТР II, 240—242
--- как наука I, 1, 23, 113, 324, 325; II, 244—245
— кризис I, 23; II, 94, 95
— марксистская I, 23, 24, 324, 325; II, 103—106
— направления, подходы, теории
--- бихевиоризм I, 21, 24, 98, 333; II, 81
--- гештальттеория 1, 326; II, 82, 255, 256 (см. также Восприятие)–
— глубинная психология II, 109
— кибернетический подход II, 123—125, 139, 140
— культурология II, 138, 139
— методологический подход 1, 10
— позитивистский эволюционизм I, 97
— социологическая теория I, 99, 100; II, 108
—субъективистская теория I, 19; II, 160, 176
— разделы
— биопсихология I, 10
— детская I, 9, 23, 325
— дифференциальная II, 188, 189
— клиническая I, 9, 23
— педагогическая I, 9, 23, 325— 347
— предмет 1, 327—330
— и педагогика I, 328—330
— и экспериментальная педагогика I, 325
психология восприятия (см.
Восприятие)
— психология искусства I, 10; II, 232 (см. также Деятельность,творческая, эстетическая)
— психология общения II, 247
— психофизиология I, 10; II, 96, 97
— этническая I, 253 -255
— советская I, 8-16, 19, 21, 22—30, 324; II, 95, 96, 99, 136, 243— 244
— этапы развития I, 9