Осознание (см. Сознание) Отражение

— адекватность I, 230—232; II, 21—25, 26—28

— и качество раздражителя II, 26, 27, 28,. 29 (см. также Качество ощущения)

— исторический смысл 1, 386; II, 121 — 123, 125

— необходимость I, 157—159, 178 (см. также Эпифеноменалистиче ский подход к психическим явлениям, его критика)

— предметное I, 13, 14, 200, 203, 217, 218, 221, 222, 226, 231, 240, 242, 248

— развитие новых форм как разрешение особого противоречия (см. также Деятельность) I, 216

— функция I, 214—217; 11,21—22, 30

ОчеловечиваниеI, 78, 79, 97

Ощущение

— виды

— вибрационные I, 88, 89

— слуховые (см. Системные психические функции; Слух)

— и дифференциация чувствительности I, 174, 187—189 (см. также чувствительность)

— перестройка II, 9, 10

— развитие I, 14

— сигнальная, опосредующая и ориентирующая функции I, 92, 93, 172—174; II, " 11 — 12, 13-15, 21—22

— участие эффекторных процессов в его возникновении I, 88, 89; II, 9—13, 21—22, 25—27, 29

ПамятьI, 11, 385 (см. также Деятельность)

— действие как средство запоминания I, 36—37

запоминание

— его внутренние «стимулы—средства» I, 34—40, 43, 61—65, 103

— его «стимул — объект» I, 32—33

Произвольное

— его развитие в онтогенезе I, 9, 42, 51, 62—63

— возрастные этапы и особенности I, 47—48, 53 55, 56-62

опосредствованное

-- общие линии развития I, 25, 37, 38, 39, 40, 51, 385

-- отношение к непосредственному запоминанию I, 32—34, 36, 37, 38, 40—43, 48—52, 56—63

-- содержание запоминаемого I, 50—51, 52, 61

-- структура акта I, 32—35, 36—39, 46, 48

— механизмы I, 38—39, 43

— произвольное воспроизведение I, 48, 52—62

развитие

— «параллелограмм» I, 62—64, 385

— - в филогенезе I, 40—42, 64, 204,

205-217

— расстройство ее внешних форм I, 41

— первобытных и культурно отсталых племен I, 32—34, 35—37, 238

— функция I, 31—35, 46, 47

«Панпсихизм»I, 143,144

ПедагогикаI, 328

Педагогическая теорияI, 327, 328

Педагогический процесс1, 327, 328, 329

Перенос (см. Интеллект; Обобщение; Операция)

ПерсеверацияII,52, 53, 119

Перцептивная психика

— анатомофизиологическая основа I,200—202

— особенности строения I, 200, 202—205

— появление операции как характерная черта I, 200, 201

Перцептивный «конфликт»II, 49

Письменность, возникновение и развитиеI, 36,37, 40

Поведение

— биологический и исторический тип развития (см. Антропогенез; Присвоение)

—- специфическая структура у человека I, 41, 97—99

— механизмы врожденные и приобретенные I, 120—123, 129, 130, 194, 197—199, 202;'II, 214

Подкрепление

— в системе рефлексов I, 137—139

— раздражителя I, 148 (см. также Анализ; Условный рефлекс)

— подражательных движений у человека I, 278

ПознаниеI, 234

Поисковая деятельность

---и общая активность животных II, 21, 22

— при выделении качества раздражителя II, 28, 29

Порог

— дифференциальный I, 89

— зависимость от типа деятельности I, 80, 82; II, 25, 26

— изменения I, 81, 84-86, 90, 91, 297

— превращение надпороговых раздражителей в пороговые II, 15— 17,

— «сопоставительный» метод измерения порогов тонального слуха I, 80, 81, 89

Постулат непосредственностиII, 137, 138

Потребности

— животных I, 251; II, 182, 206, 207

— и метод условных рефлексов I, 187



— и мотивы I, 251; II, 204-206

— их трансформация II, 206, 207

— как предпосылка (условие) деятельности II, 205

— конкретизация в предмете I, 187. 291; II, 144, 145, 206, 207

— предмет I, 11, 14

— развитие II, 208, 209

— физиологические механизмы II, 209

— человека I, 228—230; II, 145, 206, 207, 208, 226

Практика

— как критерий истины II, 79, 80, 88, 89, 118

— общественная I, 13

Пралогические явления в психикеI,253—255

Предметный мирI, 14

Принцип развития органов специфических энергийI, 179—181; II, 7, 8, 22,23

Присвоение(общечеловеческого опыта)

— в процессе обобщения I, 78, 115— 117, 119, 137, 138

— механизмы I, 77, 94, 123, 124, 127, 140

— отличие от биологического приспособления I, 78, 79, 114, 115, 123—126 (см. также Развитие психики ребенка)

Приспособление (см. Поведение; Присвоение)

Пробы

— при решении интеллектуальных задач I, 212

— при дифференцировании навыка I, 202, 203

Производственные отношения I, 226,227, 238

Промежуточные переменныеII, 138

Процесс формирования психических способностей и функций(см. Присвоение; Системные психические функции)

Психика

— биологическое и социальное в психике человекаI, 77—95, 97, 98, 99, 100, 101, 108—110, 277; II, 197, 198, 199, 220, 221, 225 (см. также Личность,общественно-историческая сущность)

— генезис I, IK 386

— ее социальная обусловленность I, 19

— критика буржуазных теорий по вопросу о сущности и методах изучения I, 153—157; II, 11, 12

— как субъективная феноменальная действительность I, 19

--- подход к анализу I, 24

--- двухчленная схема II, 118, 137, 138

--- дуалистический I, 278

--- трехчленная схема II, 138, 140—141

— определение 1, 19

— общественно-историческая природа I, 19, 23, 222, 275, 344; II, 194

— системное строение I, 25

— соотношение психологического и физиологического I, 66—68

--- психофизический параллелизм I, 66

--- диалектико-материалистическое решение I, 67, 68

Психические процессы

— непосредственные (натуральные) I, 25

— опосредствованные (культурные) I, 19, 24, 25

— строение I, 24, 26, 386

«Психологический мир»I, 10

Психология

— буржуазная и ее критика I, 19, 23, 24; II, 95

— ее предмет I, 67, 104, 105, 265, 324

--- и НТР II, 240—242

--- как наука I, 1, 23, 113, 324, 325; II, 244—245

— кризис I, 23; II, 94, 95

— марксистская I, 23, 24, 324, 325; II, 103—106

— направления, подходы, теории

--- бихевиоризм I, 21, 24, 98, 333; II, 81

--- гештальттеория 1, 326; II, 82, 255, 256 (см. также Восприятие)–

— глубинная психология II, 109

— кибернетический подход II, 123—125, 139, 140

— культурология II, 138, 139

— методологический подход 1, 10

— позитивистский эволюционизм I, 97

— социологическая теория I, 99, 100; II, 108

—субъективистская теория I, 19; II, 160, 176

— разделы

— биопсихология I, 10

— детская I, 9, 23, 325

— дифференциальная II, 188, 189

— клиническая I, 9, 23

— педагогическая I, 9, 23, 325— 347

— предмет 1, 327—330

— и педагогика I, 328—330

— и экспериментальная педагогика I, 325

психология восприятия (см.



Восприятие)

— психология искусства I, 10; II, 232 (см. также Деятельность,творческая, эстетическая)

— психология общения II, 247

— психофизиология I, 10; II, 96, 97

— этническая I, 253 -255

— советская I, 8-16, 19, 21, 22—30, 324; II, 95, 96, 99, 136, 243— 244

— этапы развития I, 9

Наши рекомендации