РАЗДЕЛ V. Неформальное общение и его особенности

Глава 14. Общение, обращение, отношение

Общение как центральная категория социальной психологии

Общение является центральной категорией и проблемой социальной психологии как науки и рассматривается ею всесторонне: как потребность и условие жизни человека, как взаимодействие и взаимовлияние, как своеобразный обмен отношениями и сопереживание, как взаимное познание и деятельность.

Общение можно определить как наиболее широкую категорию для обозначения всех видов коммуникативных, информационных и прочих контактов людей, включая простые формы взаимодействия – например, присутствие.

Категория общения традиционна для отечественной психологической науки. Ее центральное, «базовое», по выражению Б. Ф. Ломова, положение можно сопоставить лишь с такими категориями, как отношение, личность, деятельность. В социально-психологической науке она является центральной системообразующей категорией, скрепляет воедино понятийный аппарат.

Необходимо более детально проанализировать взаимосвязь близких понятий – общение и отношение, отношение и установка, отношение и оценка, отношение и самоотношение, общение и коммуникация, общение и взаимодействие.

В межличностном общении есть такие аспекты, которые не могут быть обозначены как деятельность. Б. Ф. Ломов в своей работе «Методологические и теоретические проблемы психологии» поднимает вопрос: «Правомерно ли рассматривать общение лишь как частный случай деятельности, „растворять" его в деятельности?» (Ломов, 1984, стр. 245). По его мнению, введение в сравнительный анализ категории «отношение» позволяет показать специфику и самостоятельность категории общения.

Общение

это наиболее широкая категория для обозначения всех видов коммуникативных, информационных и прочих контактов людей, включая простые формы взаимодействия – например, присутствие.

Значение категории «отношение» определяется тем, что любой акт психического отражения представляет единство знания и отношения. Эта категория является ключевой в понимании сущности характера, основным структурообразующим элементом которого является отношение человека к миру вещей и людей.

Соотношение общения и отношения диалектично. С одной стороны, общение в определенном смысле слова при анализе социального бытия человека и общества – это форма существования общественных отношений. С другой стороны, на уровне индивидуального бытия «общение выступает как самостоятельная и специфическая форма активности субъекта. Его результат – это не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения с другим человеком, с другими людьми» (Б. Ф. Ломов, стр. 248).

Рассмотрение отдельных форм общения и, прежде всего, так называемого доверительного общения позволяет говорить об относительной самостоятельности и специфичности категории общения в системе психологической науки. Многие виды общения (например, рефлексивное общение) не сводимы к категории деятельности. Прежде чем обратиться к классификации видов и форм общения, к характеристике особенностей, структуры, функций межличностного доверительного общения, необходимо рассмотреть родственные категории – категории «коммуникация» и «взаимодействие».

Межличностная коммуникация – это преимущественно информационный процесс, состоящий в передаче социальной информации, фиксируемой в знаках и предполагающей понимание людьми друг друга.

Определение коммуникации, в котором подчеркивается ее культурная обусловленность, находим в книге Э. В. Соколова:

«Коммуникация – это специфически культурная форма общения, обмен информацией между людьми посредством знаков и символов, при котором информация передается целенаправленно, принимается избирательно, а взаимодействие осуществляется в соответствии с определенными правилами и нормами» (Соколов, 1972, с. 104). В отличие от коммуникации, взаимодействие людей, простейшим примером которого является рукопожатие, может содержать минимум информации, однако является социально организованным процессом, который протекает в соответствии с определенными нормами.

Коммуникация

это специфически культурная форма общения, обмен информацией между людьми по средством знаков и символов, при котором информация передается целенаправленно, принимается избирательно, а взаимодействие осуществляется в соответствии с определенными правилами и нормами.

Категория «взаимодействие» приложима не только к социально организованным контактам людей. В этом ее отличие от категории «общение». Б. Г. Ананьев, говоря о необходимости изучения целостного образа жизни как «комплекса взаимодействующих обстоятельств», указывал, что «взаимодействие человека с этими обстоятельствами жизни составляет ту или иную социальную ситуацию развития личности» (Ананьев, 1965, с. 279). Для социальной психологии оказалось чрезвычайно продуктивным акцентирование понятия «социальная ситуация развития личности». Позднее к содержательному анализу этого понятия обратились многие отечественные и зарубежные психологи; в частности, известный польский психолог Ст. Мика в своем труде «Социальная психология» (Мика, 1985) уделяет ему значительное место.

Одним из важных и малоизученных видов общения следует считать общение человека с самим собою, которое менее всего подпадает под категорию «взаимодействие».

Понять этот вид общения помогают работы Б. Г. Ананьева о природе внутренней речи, одной из функций которой, по его мнению, является актуализация нравственного самосознания личности. Он называет внутреннюю речь «голосом совести» (Ананьев, 1960, с. 9). Этой же цели служат дневники и другие личные документы, фиксирующие опосредованные результаты самонаблюдения и общения человека с самим собою.

Наши рекомендации