Влияние значимых других на чувства и эмоции

Репертуар чувств у каждого человека формируется в процессе его общения с ограниченным числом людей, входящих в его окружение. Реакции таких людей очень важны для создания и укрепления его «Я-концепции», и те, от кого зависит ее подтверждение, могут быть обозначены как значимые другие. Каждый из нас весьма чувствителен к требованиям таких лиц, поскольку мы не можем себе позволить потерять поддержку этой аудитории.

Значимые другие – это все, с кем человек близко знаком. Высокая степень интимности при этом не является необходимой. Учитель или популярный актер могут оказывать очень большое влияние, даже если человек не знаком с ними в личной жизни. Круг значимых других включает, согласно данным целого ряда исследований, от 3 до 22 человек. Он образуется родными и друзьями, число которых приблизительно одинаково (52 и 48 %). Однако, если учитывать продолжающиеся отношения и уже завершенные, то среди партнеров, отношения с которыми продолжаются, 65 % составят родственники и 35 % друзья, а среди тех, с кем отношения завершились, – 15 % родные и 85 % друзья. Следовательно, отношения с друзьями менее устойчивы, более конечны и заменяемы, чем отношения с родственниками.

Мужчины склонны относить к категории значимых скорее мужчин (65 %), женщины – женщин (56%). Однако и те и другие самые главные роли в своей жизни отводят женщинам: мужчины – женам и матерям, женщины – матерям и дочерям. В целом иерархия значимых людей выглядит следующим образом: мать и отец, затем – супруги, дети, друзья, подруги.

С возрастом увеличение близости с другими людьми отмечают 57 % женщин и только 25 % мужчин, увеличение дистанции в отношениях – 50 % мужчин и лишь 7 % женщин.

Материалы о том, как люди относятся друг к другу, собираются путем интенсивных интервью, наблюдений в заранее подготовленной ситуации и разнообразных тестов. Например, чрезвычайно информативна стандартная процедура ТАТ (Тест Тематической Апперцепции): интерпретируя двусмысленные рисунки, человек почти неизменно обнаруживает свои характерные ориентации по отношению к межличностным ролям. Это позволяет определить, как он понимает свое место в системе межличностных отношений.

Виды социальных эмоций

Социальные эмоции – это эмоции и чувства, возникающие при удовлетворении социальных потребностей. Они включают чувства, вызванные непреднамеренным и нежелаемым социальным положением, расхождением между тем, как нам хочется выглядеть, и тем, как мы действительно выглядим, дискредитацией основной установки на характер отношения (смущение, застенчивость, социальная тревога) и т. д.

Как и в случае с любыми другими видами эмоций (биологическими или психологическими), социальные эмоции могут быть позитивными (иногда их называют объединяющими, или конъюнктивными) и негативными (иногда их называют разделяющими, или дизъюнктивными).

Позитивные чувства обычно возникают тогда, когда люди преследуют общие цели, достижение которых приносит каждому определенное удовлетворение. Участники общения в таких ситуациях взаимозависимы: инициатива и активность одного зависит от вклада, внесенного другими. Соответственно, каждая сторона рассматривает другую в качестве желаемого объекта. Возлюбленным или товарищем дорожат, о таком человеке заботятся, его защищают, поддерживают, одаривают, иногда способствуют развитию его способностей.

Положительные чувства варьируются по интенсивности от слабого предпочтения до глубокой преданности. При переживании положительных чувств партнеру, как правило, приписываются только самые желательные намерения. Тот факт, что желание воспринимающего может не соответствовать объективным качествам объекта любви, легко обнаружить, понаблюдав за поведением влюбленного человека: он приписывает своему партнеру самые возвышенные мотивы, во всем его оправдывает, упорно не замечает недостатков и наделяет его именно теми качествами, которыми привык восхищаться.

Негативные чувства обычно возникают в тех случаях, когда успех одного человека влечет за собой какую-то неудачу для другого. Возникает ситуация соперничества, следствием которой, как правило, оказывается конфликт: противник рассматривается как опасный объект, его необходимо вывести из строя или уничтожить. Дизъюнктивные чувства поддерживаются с помощью контрастных концепций. В поведении противоположной стороны замечается только то, что считается отвратительным. Поскольку почти каждый поступок человека может получить несколько толкований, то, как правило, реальное поведение оппонента не имеет значения. Если тот держится мужественно, его называют фанатиком, если перед лицом внушительной оппозиции он отступает, его называют трусом. Поскольку врага расценивают как нечто низшее, по отношению к нему оправдывают использование принципа «цель оправдывает средства» . Противники приписывают друг другу нереалистические мотивы и затем эмоционально реагируют на образы, которые сами сконструировали. Этим объясняется тот факт, что соперники и враги редко понимают друг друга.

Социальные эмоции

эмоции и чувства, возникающие при удовлетворении социальных потребностей.

К важнейшим социальным эмоциям, регулирующим характер межличностных отношений, обычно относят смущение, застенчивость, зависть и ревность. Рассмотрим некоторые из их подробнее.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ

Группа британских психологов под руководством М. Аргайла провела ряд исследований влияния различных видов взаимоотношений на ощущение счастья и удовлетворенности. Ими была выявлена следующая иерархия видов взаимоотношений: наиболее значимым источником удовлетворения является супруг (супруга). Близкие родственники и друзья занимают следующее место, сотрудники по работе и соседи находятся на последних местах. При этом было выявлено три фактора, определяющих степень удовлетворенности: материальная (осязаемая) помощь, эмоциональная поддержка (включая степень доверительности и самораскрытия, обращение к другому как к доверенному лицу) и общность интересов.

Почему брак настолько значим? При сравнении поведения супругов в счастливых и конфликтных браках оказалось, что в счастливых браках положительные высказывания существенно преобладают над отрицательными и особенно над критическими. В дисгармоничных браках очень часты ссоры, к которым мужья относятся более негативно, чем жены. Для гармоничных браков характерно преобладание положительных невербальных поведенческих актов (например, поцелуи, подарки, помощь). Для них типичны большая удовлетворенность интимной жизнью, большее количество часов, проводимых вместе, согласие в финансовых вопросах и совместный подход к решению возникающих проблем. Важнейшее значение имеют взаимное подкрепление и поддержка. Каждый из партнеров привносит что-то свое, а секс и общение одновременно служат поощрением обоим.

Брак таит в себе источники всевозможных конфликтов. Однако в нем заложены и великолепные возможности для удовлетворения. В одном исследовании были получены результаты, согласно которым степень супружеской удовлетворенности можно предсказать исходя из следующих данных: частота интимной жизни минус число ссор. Общая удовлетворенность зависит от сбалансированности этих двух составляющих.

Дружба – самостоятельный источник счастья. Она менее значима, чем брак или семейная жизнь, но более важна, чем работа или отдых (хотя для разных возрастных групп это соотношение может меняться). Дружба важна более всего для молодежи, с подросткового возраста и до вступления в брак. В это время она является основным видом взаимоотношений и снова становится значимой в пожилом возрасте, после того, как уход на пенсию или потеря близких людей сокращают число человеческих связей. В промежутке между этими двумя периодами семья и работа занимают гораздо больше времени, чем дружба. Обнаружено интересное различие между полами: женщины образуют более тесные дружеские взаимоотношения, чем мужчины, и ведут более интимные разговоры. Они более склонны к самораскрытию, в то время как мужчины – к совместной деятельности и совместным играм.

В ходе одного из исследований было выявлено, что друзья вместе едят, пьют, беседуют, вместе проводят досуг. Сочетание общения с едой и выпивкой кажется самой характерной чертой дружеских встреч. Друзья моментально поднимают друг другу настроение либо в форме забав и развлечений, характерных для детей и молодежи, либо в более спокойной форме, свойственной людям старшего возраста.

Обнаружено, что люди нуждаются в друзьях по трем причинам:

1) материальная помощь и информация, хотя друзья обеспечивают ее в меньшей степени, чем семья или сослуживцы;

2) социальная поддержка в форме совета, сочувствия, доверительного общения или просто общность взглядов на мир (для некоторых замужних женщин друзья в этом отношении более важны, чем мужья);

3) общность интересов, совместные занятия, общие игры.

Социальные навыки и умения находить и сохранить дружеские взаимоотношения включают способность к поддерживающему стилю в общении, оказание взаимных услуг и выражение дружеской привязанности. Важным является умение общаться с третьими лицами. Друзья приходят не поодиночке: каждый несет с собой связи с целой группой своих друзей и знакомых, и очень важно научиться правильно общаться с этой системой дружеских контактов. Дружба может распасться, если люди ревниво относятся к другим взаимоотношениям своих друзей, не умеют хранить тайны или не могут постоять за друга в его отсутствие.

Источником достаточно сильных социальных эмоций являются родственники, в особенности родные (брат или сестра), родители и взрослые дети. При встречах они обычно вместе едят и делятся семейными новостями. Им просто приятно быть вместе. При необходимости они готовы оказать существенную помощь, например, присмотреть за детьми, помочь деньгами, оказать поддержку в случае затруднений на работе или при иных неприятностях. Вместе с тем родственники гораздо реже вместе проводят досуг (здесь друзья имеют преимущество), кроме того, между родственниками чаще наблюдаются совершенно различные отношения к жизненным ценностям и образу жизни. Брат и сестра – одна из самых сильных связей, вызывающих удовлетворение, но между ними складываются сложные взаимоотношения. Они могут переживать сильное чувство общности и единения, но вместе с тем и чувство ревности и соперничества, возникающее еще в раннем детстве.

Объяснением значимости родственных связей может служить следующее: в течение продолжительного совместного проживания с раннего детства в одной семье происходит формирование своего рода условно-рефлекторных связей. Другая гипотеза состоит в том, что люди заботятся о благосостоянии своих генов и, следовательно, о тех, кто обладает такими же генами. Женщины обычно сильнее включены в родственные связи, чем мужчины, особенно с родственниками-женщинами (например, связи между матерью и дочерью или между сестрами).

В чем же состоит источник счастья, получаемый от родственных связей? В конструктивной помощи, которая намного выше, чем помощь, оказываемая друзьями, и в очень крепких, продолжительных привязанностях, которые выражаются в пожизненном внимании и заботе, удовольствии от общения друг с другом.

Удовлетворение от общения на работе имеет большее значение для тех, кто пользуется популярностью, принадлежит к небольшим, тесно сплоченным рабочим группам, а также для тех, кто имеет возможность непосредственно общаться во время работы. Это удовлетворение практического, инструментального плана, например, от полученного совета или помощи в работе, от сотрудничества в выполнении совместной задачи. Как правило, на работе много разговаривают, шутят, сплетничают как во время работы, так и во время обеденного перерыва.

Уровень удовлетворения, получаемый от общения с соседями, достаточно скромен и в основном связан с незначительной повседневной взаимной помощью. Довольно часто общение соседей строится по типу разговора через садовую ограду; время от времени может возникать сотрудничество по более серьезным вопросам местного значения (предполагаемое строительство жилья, дорог). Соседи имеют важное значение для тех членов семьи, которые большую часть времени находятся дома. Они оказывают помощь в присмотре за детьми, в совершении покупок в магазине. Соседи важны для пожилых людей, поскольку могут являться для них основным источником социальных контактов.

(См.: Аргайл М. Психология счастья: Пер. с англ. –

М.: Прогресс, 1990. – С. 43-56.)

Смущение. Представим сцену: в кафе во время перерыва между занятиями вы разговариваете с профессором о важной идее, которая пришла вам в голову, и, увлекшись изложением, проливаете на себя кофе. Очевидно, что вы выглядите нелепо, глупо, совсем не так, как хотелось бы. Вы смущены.

Смущение

чувство, возникающее в результате расхождения между тем, как человеку хочется выглядеть, и тем, как он действительно выглядит; беспокойство о внешнем имидже, обусловленное повышенным вниманием к человеку в ситуации реального действия или в результате неожиданной дискредитации основной установки на характер отношений.

Смущение возникает в результате расхождения между тем, как человеку хочется выглядеть, и тем, как он действительно выглядит. Иначе говоря, смущение вызывается неожиданной и неуместной дискредитацией основной установки на характер отношений. Так, в нашем примере, если вы старались казаться интеллигентным, спокойным, компетентным, уверенным, то ваш образ компетентного человека был искажен пролитым кофе, и вы смутились, поскольку «потеряли лицо». При этом потеря лица произошла помимо вашего желания. Если бы вы играли на сцене, то никакого чувства смущения в подобной ситуации у вас не было бы и в помине. Таким образом, личное унижение становится причиной смущения.

Смущение иногда объясняют тем, что человек оказывается в центре внимания помимо своего желания. В результате возникают эмоциональные реакции (краска стыда, взгляд в пол, взволнованность), которые называются и переживаются как смущение.

Состояние смущения, вызванное сознанием собственной несостоятельности, было исследовано в ходе интересного эксперимента, поставленного А. Модильяни («см. Duck, 1990). Он провел серию различных «соревнований», некоторые участники которых, сами того не подозревая, должны были выступить плохо и подвести таким образом всю команду. Те, кто испытал горечь поражения на глазах у других, были очень смущены, гораздо больше тех, кому посчастливилось потерпеть неудачу не на публике. Последние переживали не слишком сильно, да и то главным образом, потому, что об их неудаче вскоре предстояло узнать другим. Те, кто был смущен очень сильно, предпринимали огромные усилия для того, чтобы восстановить чувство собственного достоинства и вернуть уважение других членов команды. Модильяни отметил шесть тактических приемов, используемых для этого:

  • Стремление перевести внимание на другое («Сколько мне еще ждать, у меня вскоре назначена встреча?»).
  • Стремление оправдаться («Лампы дневного света мешают мне сосредоточиться»).
  • Стремление показать другие свои достоинства («Вообще-то теннис не мой конек, я люблю шахматы»).
  • Стремление отвергнуть саму идею соревнования ( «Что толку есть палочками, когда рядом лежит вилка»),
  • Отрицание своего поражения («Попробуй-ка ей угоди»).
  • Желание встретить поддержку («Надеюсь, я не слишком подвел вас, ребята?»).

Таким образом, ключевой характеристикой смущения выступает беспокойство человека о своем внешнем имидже, обусловленное повышенным вниманием к нему в ситуации реального действия. Причину смущения помогает объяснить идея Я-концепции: представление о себе включает не только то, «что я думаю о себе», но и то, «что, как мне кажется, другие думают обо мне». Если я чувствую, что уважение окружающих ко мне падает, это тревожит меня.

Однако угроза Я-концепции человека может быть сведена к минимуму, если те, кто наблюдал стрессовую ситуацию, дают знать, что случившееся не повлияет на их отношение к «пострадавшему». Для того чтобы помочь партнеру преодолеть смущение, можно использовать определенные коммуникативные приемы. В нашем примере такая помощь могла бы принять следующие формы:

1) снижение важности произошедшего: «Не беспокойтесь, ничего не случилось, пролитый кофе – такая мелочь по сравнению с тем, что мы обсуждаем»;

2) указание на смягчающие обстоятельства: «Трудно удержать чашку, сидя на таком расшатанном стуле»;

3) воспоминание о собственном опыте подобных ситуаций: «Не переживайте, со мной тоже происходит нечто подобное, когда я увлечен какой-нибудь идеей».

Со своей стороны, для восстановления статус-кво смущенный человек может либо обратить происшествие в шутку, либо прибегнуть к извинению или каким-то иным способам, например из описанных выше.

Важно, что для преодоления смущения обеим сторонам необходимо приложить усилия к тому, чтобы восстановить «публичный имидж» потерпевшего, либо подтвердить, что случившееся никак не повлияло на отношение к нему.

Зависть. Французскому писателю Ф. де Ларошфуко принадлежит афоризм: «Люди часто похваляются самыми преступными страстями, но в зависти, страсти робкой и стыдливой, никто не смеет признаться». Чувство зависти сродни чувству страха, тревоги, гнева, злобы и представляет собой одно из самых глубоких переживаний.

В основе зависти всегда лежит социальное сравнение, хотя сам процесс социального сравнения отнюдь не всегда порождает зависть. Если при сравнении человек обнаруживает чье-то превосходство – другой обладает более высокими достижениями, большими способностями или более привлекательными личностными данными, – то реакцией сравнивающего может быть снижение самоуважения, сопровождающееся досадой, огорчением, неприязненным отношением или даже ненавистью к тому, кто его превосходит; желание или реальное нанесение ему вреда. Таким образом, зависть проявляется на трех уровнях:

  • на уровне сознания – как осознание более низкого своего положения;
  • на уровне эмоционального переживания – как чувство досады, раздражения или злобы из-за такого положения (причем зависть может предстать и как эмоция – ситуативная зависть, и как чувство – устойчивая зависть, и как страсть – всеохватывающая зависть);
  • на уровне реального поведения – как разного рода деструктивные акты, направленные на разрушение, устранение предмета зависти (например, распространение слухов, клеветы, очернительство и т. д.).

Итак, зависть – это чувство, возникающее, когда индивид не имеет того, чем обладает другой человек, и страстно желает иметь этот предмет (качество, достижение, успех) либо лишить предмета зависти другого человека.

Зависть

чувство, возникающее, когда индивид не имеет того, чем обладает другой человек, и страстно желает иметь этот предмет либо лишить предмета зависти другого человека.

Фундаментальная предпосылка зависти – превосходство другого человека и осознание в связи с этим своего более низкого положения. Завидующий интерпретирует чужой успех как свое поражение.

Правда, возможности для сравнения ограничены определенными социальными рамками. Завистник, как правило, сравнивает свое положение, свои достижения с положением и достижениями тех, кто близок ему по социальному положению («гончар завидует гончару», «король завидует королю»). Жизнь людей, близких по статусу, более доступна для сравнения и анализа. Кроме того, непосредственное окружение чаще всего является референтной группой, той точкой отсчета, по отношению к которой субъект измеряет и оценивает свои достижения и приобретения, неудачи и потери. Таким образом, чем короче социальная дистанция, тем выше вероятность возникновения зависти. В свою очередь, большие различия редко вызывают зависть («нищий не завидует вельможе»). Завистника угнетают, в основном, небольшие различия. Согласно имеющимся эмпирическим данным, возникновению зависти в немалой степени способствуют такие черты характера личности, как честолюбие, себялюбие, тщеславие, эгоизм, лень. Зависть часто порождается отсутствием внутреннего мировоззренческого и психологического равновесия, гармонии. Она не возникает или реже возникает у независимой, самодостаточной, непредубежденной личности, увлеченной собственными, а не чужими делами.

Различают несколько форм, или видов, зависти: злобную (или враждебную) и незлобную (или соревновательную). В народе говорят о черной и белой зависти. Некоторые авторы в качестве особого вида выделяет депрессивную зависть, тоже порождаемую униженным положением, но являющуюся результатом возникшего чувства несправедливости.

Незлобная зависть – стремление иметь то, что другой имеет. Злобная зависть – стремление к тому, чтобы другой не имел того, что имеет. В фокусе злобной зависти, таким образом, находится устранение, разрушение ее предмета. Тот, кем руководит незлобная зависть, хочет быть лишь похожим на своего соперника: «хочу иметь то, что он имеет». Тот, кем руководит злобная зависть, желает разрушить: «хочу, чтобы он не имел того, что имеет». В первом случае человек стремится подняться до уровня объекта зависти, а во втором – унизить объект зависти до своего уровня. Если побудительный мотив незлобно завидующего – стать таким же, добиться того же – можно понять и морально принять, то побудительный мотив злобно завидующего – разрушить, отнять, устранить предмет зависти – принять невозможно. В чем корни злобной зависти?

В первую очередь она продиктована собственным бессилием, собственной неспособностью и осознанием своего статуса как безнадежно низкого. Поскольку целью злобно завидующего является преодоление неравенства, но эта задача ему не по силам, то единственно возможным решением становится использование агрессивного метода: унизить соперника, низвести его до своего уровня. Еще одна причина может быть связана с тем, что человек, обладающий превосходством, воспринимается завидующим как причина его неудач, его бессилия и униженного положения и потому вызывает к себе ненависть.

Можно ли нейтрализовать зависть? Существуют ли способы борьбы с ней?

На социальном уровне методами сдерживания зависти могут служить: уважение к индивидуальной свободе, терпимость к различиям, раскрытие в средствах массовой информации порочности зависти, наконец, религия, проповедующая отказ от соблазна покушаться на чужое.

На индивидуальном уровне также существует ряд способов ее нейтрализации. В некоторых странах руководители организаций не афишируют размеры заработной платы сотрудников, чтобы не вызвать чувство зависти. В итоге считается даже неприличным задавать вопросы о доходах. Сдерживают возникновение чувства зависти также самоконтроль и самовоспитание.

Ревность.Зависть и ревность противоположны по своему предмету: первая всегда является досадой и огорчением по поводу чужого успеха или благосостояния; вторая стремится к сохранению того, что уже имеется у субъекта. Современные словари противопоставляют зависть и ревность по направленности страсти, соответственно «к себе» и «от себя»: зависть проистекает из желания приобрести то, что другой имеет, тогда как ревность возникает из страха потерять уже приобретенное; ревнивец озабочен контролем над людьми, значимыми для него. Оба чувства имеют межличностный контекст. Однако зависть рождается из диадического отношения (завидующий и объект зависти), а ревность – из триадического (ревнующий индивид, партнер, соперник).

Причина возникновения ревности, как считают некоторые исследователи, в чувстве ущемленной гордости и в нарушении прав собственности. Там, где ревниво охраняют частную собственность вообще, супруги также могут относиться друг к другу как к собственности. При таком подходе нормы защиты частной собственности распространяются и на брачно-сексуальные отношения. Тем самым ревнивец предстает в качестве защитника собственности. Возможно, поэтому ревность, в отличие от зависти, чаще встречает социальное одобрение, а иногда даже поощряется, а не подавляется общественностью.

Обратимся еще раз к Ларошфуко: «Ревность до некоторой степени разумна и справедлива, ибо она хочет сохранить нам наше достояние или то, что мы считаем таковым, между тем как зависть слепо негодует на то, что какое-то достояние есть и у наших ближних».

И все же важнейшая функция ревности – функция защиты Я-концепции. Многие аспекты представлений человека о своем Я связаны с сексуальными отношениями, во многом они создаются и поддерживаются партнером (партнершей). Поэтому угроза потери партнера оборачивается угрозой разрушения Я-концепции личности.

Впрочем, речь может идти не только о сексуальных партнерах. Ревность возникает между друзьями, между учениками по отношению к учителю, между сотрудниками – из-за расположения начальства, между детьми – за особое внимание со стороны родителей. Близкие люди могут ревновать друг друга к какому-либо занятию (спорту, работе и т. п.), то есть к чрезмерному, на их взгляд, увлечению. Зависть и ревность вмешиваются даже в деловые отношения. Люди часто дружно работают вместе до тех пор, пока не возникает подозрение, что кто-то может вырваться вперед и обогнать остальных. Человек может затаить злобу на другого потому, что тот вежлив, красив и очевидно нравится женщинам, или невзлюбить коллегу за то, что тот напряженно работает и заставляет его испытывать угрызения совести по поводу собственной лени. Неприязнь может перерасти в ненависть со всеми вытекающими для совместной деятельности последствиями. Выделяют несколько форм ревности.

Деспотическая ревность – ревнующий смотрит на супруга(у) или партнера как на способ удовлетворения своих потребностей, поэтому не может и не хочет уважать его личность, стремится подчинить ее себе. Ревность в этом случае – инструмент подчинения. Деспотично ревнуют эгоисты, эмоционально холодные, не терпящие самостоятельности других люди.

Другая форма – ревность, возникающая из чувства собственной неполноценности. Такой человек продолжает сомневаться в своих достоинствах и в своей привлекательности, даже когда его любят. Он старается всеми способами помешать любимому общаться с другими, чтобы избежать любого сравнения. Часто опасность сравнения стараются как бы заранее нейтрализовать критикой окружающих, времени, рассуждениями о всеобщей порочности, разврате и своей собственной моральной чистоте. Такой ревнивец ведет себя не так грубо, как деспотический, но несдерживаемая ревность во всех своих формах губит отношения между людьми.

Часто обвинения в измене не имеют под собой никакого реального основания – это своеобразный способ приписать свои поступки или желания другому, перенести на него настоящую или возможную вину. Ревность зависит не только от интенсивности переживаний, силы чувств, но и от свойств личности, уровня ее культуры. Можно даже очень любя не испытывать ревности, можно и без особых чувств любви переживать сильнейшую ревность.

Таким образом, смущение, застенчивость, зависть и ревность, являясь распространенными социальными эмоциями, придают межличностным отношениям сравнительно неустойчивый напряженный характер, а часто представляют угрозу для их существования. В этой связи приобретает особую актуальность проблема управления эмоциями и чувствами.

Наши рекомендации