Краткая история исследований в области психологии профессиональной

Деятельности

Истоками наших знаний оместе и роли труда в жизни человека являются мифы, легенды, обряды, сказки, песни, посло­вицы и поговорки, в которых в образной форме отражаются психологические осо­бенности человека труда, его способнос­ти и личностные характеристики, поведе­ние в трудовых ситуациях, пути и спосо­бы достижения больших и благородных целей. Эти страницы истории зарожде­ния психологических взглядов на трудо­вую деятельность достаточно полно изло­жены в книге Е.А.Климова и О.Г.Носко-вой «История психологии труда в Рос­сии» [Климов, Носкова, 1992].

Однако только к концу XIX в. намети­лось оформление психологии професси­ональной деятельности как самостоя­тельной отрасли. Этому способствовало развитие воздухоплавания, морского, же­лезнодорожного и городского (автомоби­ли, трамвай) транспорта, появление авиа­ции, внедрение техники в горнорудное дело, промышленность и сельское хозяй­ство. Технический прогресс сопровож­дался ростом аварийности и травматизма, поиском путей повышения производи­тельности труда, в том числе на основе

26*

научных знаний об индивидуальных осо­бенностях и возможностях человека.

В этот период И.М.Сеченов проводит цикл исследований трудовой деятельности, в результате которых обосновывает реко­мендации по продолжительности рабочего дня (1897), изучает биомеханические осо­бенности рабочих движений человека (1899) и организацию движений в про­странстве и времени (1901), разрабатывает принципы чередования нагрузок, органи­зации перерывов в работе и «активного от­дыха» как способа повышения продуктив­ности труда (1895— 1901). Им начато изуче­ние природы утомления (1903— 1904), роль «чувствования» в регуляции движений, сформирована идея о взаимодействии ор­ганов чувств и общее представление о роли психики, что позволило создать учение об автоматизации движений и формировании навыка. В трудах Сеченова выдвинута идея двигательного опыта как основы психичес­кого отражения. Широкую известность по­лучают его работы «Физиологические кри­терии для установки длины рабочего дня» (1897), «Участие нервной системы в рабо­чих движениях человека» (1900), «Очерк рабочих движений человека» (1901).

Его последователи И.П.Павлов и В.М.Бехтерев раскрыли информацион­ную функцию сигнала и образа ситуа­ции, подчеркнули значение мотива в де­ятельности, обусловленность внутрен­ней динамики нервных процессов вне­шними воздействиями.

Велика роль выдающегося педагога К.Д.Ушинского в исследовании проблем психологии труда. В своей статье «Труд в его психическом и воспитательном зна­чении» (1860) он раскрывает высокую нравственную силу свободного труда, его роль в школьном и семейном воспита­нии, развивающее значение труда.

Идея о приспособлении человека к машине высказывалась Д.И.Менделее­вым (1880) и Н.ААрендтом (1888) в свя­зи с развитием воздухоплавания. В 1915 г. Е.В.Руднев обосновал необходимость разработки стандартной кабины самоле­та с учетом антропометрических и психо­физиологических особенностей человека.

Всвязи с развитием железнодорожно­го транспорта и возникновением пробле­мы обеспечения безопасности движения начались исследования иллюзорных яв­лений, особенностей восприятия и оцен­ки движения, а также обоснование реко­мендаций к сигнальным системам, к органам управления и т.д. И.И.Рихтером в 1895 г. была подготовлена серия статей под общим названием «Железнодорож­ная психология», в которых обсуждались вопросы безопасности работы персонала.

Изучение особых состояний в экстре­мальных ситуациях проведено Г.Е.Шум-ковым, который описал особенности чув­ства тревоги у солдат в период русско-японской войны (1904), а в 1912 г. издал книгу «Психофизическое состояние воз­духоплавателей во время полета».

К этому периоду следует отнести и ра­боты гигиениста Ф.Ф.Эрисмана. Он од­ним из первых поставил вопросы изуче­ния и классификации профессий с учетом их психосоматических факторов («труд должен обеспечивать нормальные отправ­ления умственных способностей»). Под его руководством составлена одна из пер­вых классификаций профессий, основан­ная на учете характеристик физического и умственного труда. В 1913 г. С.М.Богос­ловский издал книгу «Система професси­ональной классификации».

Создание сложной техники (авиация, железнодорожный транспорт и т.д.) спо­собствовало развитию идей оценки и про­гнозирования профессиональной пригод­ности учеников и профессионалов. Суще­ствование связи индивидуальных психо­логических и физических особенностей человека, его возраста, профессиональной подготовленности и других характеристик с производительностью и безопасностью труда обусловливало актуальность пробле­мы профессионального отбора специали­стов, основные направления ее изучения и в первую очередь — разработку методик проведения отбора. Уже в 1895 г. было проведено первое освидетельствование персонала паровых машин, но особенно интенсивно это направление стало разви­ваться с зарождением авиации и поста-

новкой задачи специального подбора в летные школы, оценки у курсантов состо­яния психоэмоциональной сферы. Одна­ко А.Ф.Лазурский считал процедуру отбо­ра недостаточно гуманной, а более оправ­данной идею подбора человеку соответ­ствующей его возможностям работы. В 1897 г. в Москве было создано первое «Го­родское посредническое бюро» для содей­ствия в трудоустройстве.

Наиболее интенсивные исследования трудовой деятельности человека начались в начале XX в. В Институте по изучению мозга и психической деятельности, руко­водимом В.М.Бехтеревым, в 1919 г. были организованы лаборатории рефлексоло­гии труда, психологии профессиональных групп и др. В 1920 г. создан Центральный институт труда, затем организованы Лабо­ратория промышленной психотехники НКТ, Всеукраинский институт труда, Ка­занский институт НОТ, Институт охраны труда. Формируются разнообразные ис­следовательские коллективы по изучению конкретных видов труда: Центральная психофизиологическая лаборатория ГВФ, Психофизиологическая лаборатория на железнодорожном транспорте и на Горь-ковском автомобильном заводе и др.

В начале 1921 г. в Москве собирается I Всероссийская инициативная конфе­ренция по научной организации труда и производства. В.М.Бехтерев и В.Н.Мяси-щев предложили начать комплексную разработку психологических, физиологи­ческих, медицинских аспектов организа­ции труда. Начал выходить журнал «Ор­ганизация труда». Этот период истории развития психологии профессиональной деятельности неразрывно связан с имена­ми таких видных ученых, как А.П.Нечаев, С.Е.Минц, И.Н. Шпильрейн, С.Г.Геллер-штейн, Н.Д. Левитов, А.К.Гастев и др.

Дальнейшее развитие исследований в области психологии профессиональной деятельности шло в рамках направления, получившего название «психотехника». Термин «психотехника» был предложен в 1903 г. немецким психологом В.Штерном. Наиболее подробно задачи и методы пси­хотехники как прикладной психологии

описал Г.Мюнстерберг в книгах «Психо­логия и эффективность производства» (1913) и «Основы психотехники» (1914). Он разработал систему тестов для профот­бора телефонистов, вагоновожатых, мор­ских штурманов, а также обосновал прин­ципы и методы профессиографии.

В последующих исследованиях, прове­денных в США, Германии, СССР, было предложено изучение профессионально важных качеств водителей городского и железнодорожного транспорта, влияния на безопасность движения стажа работы, возраста, состояния здоровья, а также раз­работка методических приемов их оценки в целях профессионального отбора.

Наиболее интенсивно проводилось изучение вопросов безопасности летного труда. Одними из первых в этой области были работы английского врача В.Андер­сена и немецкого психолога О.Зельца. Они разработали метод расследования причин летных происшествий, основан­ный на изучении докладов их участников и очевидцев. Главный акцент в этих рас­следованиях делался на установлении связи происшествия с личностными ка­чествами пилотов, в частности на выявле­нии тех качеств, которые непосредствен­но связаны с происшествием.

К изучению индивидуальной склонно­сти к авариям следует подходить с истори­ческой точки зрения в связи с модными в психологии в первые десятилетия про­шлого века стремлениями к дифференци­ально-психологическим методам и к пси­ходиагностике в психологии вообще. О.Зельц обратил внимание на постоянно высокий процент личностно обусловлен­ных аварий. Оставалось проверить, не яв­ляются ли аварии причиной ошибочных действий определенных людей.

В работе К.Марбе (1926) получила от­ражение крайняя точка зрения на роль личного фактора в аварийности. Корень неудач и ошибочных действий он видел в том, что некоторые люди оказываются предрасположенными к инертным фор­мам поведения и трудно приспосаблива­ются к неожиданно изменившейся обста­новке. Так возникла идея фатальных не-

удачников, предрасположенных к ава­рии. В 1928 г. К. Рипп предложил ввести понятие «аварийная личность» для харак­теристики летчиков, неоднократно до­пускавших ошибки в полете. Исследова­тели разработали специальные описания типов личности, неизбежно склонных к аварии, предприняли попытку связать склонность к авариям с образом поведе­ния человека, с укладом его жизни.

Типу «аварийщиков» противопоставля­ется тип «надежного» человека. Оба типа понимаются как полюсы комплексного закрепления признака «склонности» к ава­рии. Согласно этой концепции, цель ис­следования аварий должна заключаться в отработке методики, позволяющей сделать отбор людей, подверженных авариям, и та­ким образом предотвратить их. Эта кон­цепция постулирует также ряд других по­ложений: «...1) существование «склоннос­ти» к ошибочным действиям впоследствии приводит к авариям; 2) сущность этой «склонности» следует рассматривать как предрасположенность; 3) практические действия по предупреждению аварий зак­лючаются в предотвращении ошибок пре­имущественно не за счет эффективной тех­ники безопасности, а за счет повышения требований к предпосылкам человеческих возможностей» [Хаккер, 1985, с. 304].

В последующих исследованиях полу­чили развитие положения о влиянии ин­дивидуально-психологических и, в част­ности, конституциональных особенностей человека на успешность освоения летной деятельности и обеспечение ее надежно­сти. Однако концепция о врожденной предрасположенности к авариям не полу­чила подтверждения.

Уже первый опыт применения авиа­ции в военных целях (итало-турецкая вой­на 1911—1912 гг.) выявил наличие взаимо­связи летных происшествий с индивиду­ально-психологическими особенностями летчика, что полностью подтвердилось в период первой мировой войны. Это обсто­ятельство в нашей литературе было отме­чено С.Е.Минцем (1920). Установление указанной взаимосвязи явилось весьма прогностичным в отношении последую-

щей значимости «психологического ком­понента» в формировании авариалогии.

В 1920—30-е годы значительное внима­ние в исследованиях уделялось проблемам согласования рабочего места с психологи­ческими и физиологическими возможнос­тями человека, совершенствованию мето­дов психологического отбора, регламента­ции трудовой деятельности, а также тео­рии и методам изучения роли индивиду­альных особенностей человека в обеспече­нии безопасности труда, анализе причин ошибочных действий. Значительный вклад в решение перечисленных проблем внесли Н.В.Зимкин, Н.А.Эпле, С.Г.Геллерштейн, К.К.Платонов.

В работах известного авиационного психолога С.Г.Геллерштейна была обо­снована концепция роли личного факто­ра в причинах аварийности, дана класси­фикация методов изучения летного про­исшествия. В отличие от зарубежных спе­циалистов в области авиационной меди­цины и психологии, которые понятие «личный фактор» отождествляли либо с отклонениями в нервно-психической сфере летчика, либо с фатальной пред­расположенностью некоторых лиц к ава­риям вообще, по определению Геллер-штейна личный фактор охватывает сфе­ру эмоциональных и волевых качеств, черты характера и темперамента, задатки и способности, склонности и интересы, общую и социальную подготовку, состо­яние здоровья. В дальнейшем его идеи получили развитие в работах К.К.Плато­нова, А.Г.Шишова, А.М.Пиковского.

В 1939—1945 гг. обширные исследова­ния по психологии обучения пилотов про­ведены К.К.Платоновым. В последующие годы в сфере его научных интересов были проблемы профессиональных способнос­тей и психологического отбора, конструи­рования и использования пилотажных тре­нажеров, регламентации деятельности авиационных специалистов, психологи­ческого анализа аварийности и многие дру­гие. Результаты исследований обобщены им в ряде монографий: «Человек в полете» (1957); «Психология летного труда» (1960); «Вопросы психологии труда» (1970) и др.

В 1957 г. в Институте общей и педаго­гической психологии создана лаборатория индустриальной психологии (руководи­тель— проф. Д.А.Ошанин) и проведена первая конференция по психологии труда. Систематические исследования в СССР в области инженерной психологии начаты в 1959 г., когда в Ленинградском государ­ственном университете Б.Ф.Ломовым была создана первая кафедра и лаборато­рия инженерной психологии. С 1964 г. под его руководством регулярно проводились Всесоюзные конференции по инженер­ной психологии.

В 1960 г. по инициативе Б.Ф.Ломова организована группа инженерной психо­логии в ЦНИИ комплексной автоматиза­ции (г. Москва), Д.Ю.Пановым и В.Д.Не-былицыным на базе Института общей и педагогической психологии АПН СССР создана лаборатория инженерной психо­логии, а в 1961 г. — кафедра и лаборатория инженерной психологии в МГУ (руково­дитель — проф. В.П.Зинченко). В 1963 г. аналогичная лаборатория появилась в со­ставе ВНИИ технической эстетики (руко­водитель — проф. В.Ф.Венда).

Значительная активизация исследова­ний, проводимых в различных аспектах проблемы психологии профессиональной деятельности, связана с открытием фа­культетов психологии при Московском, Ленинградском, Ярославском, Саратовс­ком и других университетах и созданием кафедр и лабораторий психологии труда, инженерной психологии, эргономики и других смежных направлений. Начиная со II Всесоюзного съезда Общества психоло­гов и на всех последующих научных фору­мах работали специальные секции и сим­позиумы по различным проблемам и на­правлениям психологии профессиональ­ной деятельности.

В Академии наук СССР эта отрасль психологии начала развиваться в русле ис­следований по кибернетике и системам управления в начале 1960-х годов в Инсти­туте автоматики и телемеханики, а затем в Институте кибернетики АН УССР. С мо­мента создания в 1971 г. Института психо­логии АН СССР в нем была организована

лаборатория психологии труда, а в 1973 г. по инициативе Б.Ф.Ломова и В.Ф.Рубахи-на открыта лаборатория инженерной пси­хологии.

7.5.3. Современное состояние исследований

7.5.3.1. Направления исследований

Исследования психологических проблем профессиональной деятельности челове­ка на современном этапе (начиная с 60-х годов прошлого века) развития данной отрасли психологии осуществлялись в че­тырех основных направлениях.

В психофизиологических экспери­ментах изучались свойства человека, имеющие наибольшее значение в обеспе­чении работоспособности. Исследова­лись процессы психической регуляции деятельности, функциональные состоя­ния человека, методы их контроля и уп­равления, зависимость работоспособнос­ти от уровня функциональных резервов, значение влияния индивидуально-психо­логических различий на эффективность и качество деятельности, механизмы адап­тации к условиям деятельности.

Системотехническое направление бы­ло связано с изучением инженерно-пси­хологических вопросов построения сис­тем «человек—машина». Сюда входило инженерно-психологическое обоснова­ние построения систем, разработка прин­ципов проектирования деятельности опе­ратора с учетом психологических особен­ностей обеспечения надежности, создание методов инженерно-психологической эк­спертизы элементов системы, исследова­ние эффективности деятельности при ав­томатизации управления, решение задач распределения функций между операто­ром и автоматикой, исследование влияния особенностей компоновки оборудования на обеспечение надежной работы систе­мы, разработка методов и показатели ка­чественной и количественной оценки на­дежности и многое другое.

Эксплуатационное направление ис-

следований заключалось в проведении практического анализа нарушений на­дежности систем управления (их проис­хождения, проявления и последствий) и решении задач оптимизации режимов и форм организации труда, нормирования рабочей нагрузки, разработки рекоменда­ций по технической документации, мето­дам и организации контроля за функци­ональным состоянием операторов и т.д.

К психолого-педагогическому направ­лению относились работы по созданию системы психологического отбора специ­алистов и комплектования рабочих групп, а также по обоснованию принципов, форм и методов подготовки, анализу алго­ритмических основ учебной подготовки, оптимизации потоков учебной информа­ции, разработке математических моделей обучения и тренировки, критериев уров­ня подготовленности, обоснованию тре­бований к адаптивным тренажерам на базе широкого применения ЭВМ.

В этот период была разработана теоре­тико-методологическая основа исследова­ний проблемы профессиональной деятель­ности человека, которая включает: антропо­центрический подход к анализу и оптими­зации систем человек—машина (Б.Ф.Ло­мов, 1966); системный подход к решению инженерно-психологических проблем (Б.ФЛомов, 1975); эргономические осно­вы проектирования и эксплуатации техни­ки (В.П.Зинченко, 1974); принцип «вклю­чения» оператора (А.А.Крылов, 1972); структурно-эвристическую концепцию по­слойной переработки информации опера­тором (В.Ф.Рубахин, 1974); функциональ­но-алгоритмический подход к анализу де­ятельности (Г.М.Зараковский, 1966); структурно-психологическую концепцию анализа и многоуровневой взаимной адап­тации человека и машины (В.Ф.Венда, 1975); концепцию генезиса психологичес­кой системы деятельности (В.Д.Шадриков, 1982); структурно-алгоритмический подход к анализу и проектированию деятельности (Г.В.Суходольский, 1976); концепцию иде­ализированных структур деятельности (А.И.Галактионов, 1978); обобщенный структурный метод (А.И.Губинский, 1966);

концепцию психологической структуры совмещенной деятельности и структурно-динамический подход к профессионально­му отбору операторов (В.А.Бодров, 1981, 1984); концепцию учета «человеческого фактора» при создании техники (В.А.По-номаренко, Н.Д.Завалова, 1975); принцип активного оператора и концепцию психи­ческого образа (Н.Д.Завалова, Б.Ф.Ломов, В.А.Пономаренко, 1971, 1986); теорети­ческие положения системы саморегуля­ции функциональных состояний (Л.Г. Ди­кая, 2001).

7.5.3.2. Методы исследований

Изменения характера деятельности челове­ка в условиях технического прогресса по­требовало развитие способов и методов изучения и описания трудового процесса. В 1960-е годы начались активные поиски единого языка описания и анализа отдель­ных элементов человеко-машинных комп­лексов и всей системы в целом. Совершен­ствуются и внедряются в практику психо­логических экспериментов алгоритмичес­кие и расчетно-информационные методы. Определенный, заранее заданный алго­ритм предполагается на уровне либо от­дельных операций (Г.М.Зараковский, А.И.Галактионов), либо блочной структу­ры деятельности (А.И.Губинский), либо передаточных функций человека-операто­ра (А.П.Чернышев, В.Г.Зазыкин, В.А.Де­нисов). Делается акцент на оценке жесткой обусловленности, четкой предсказуемости поведения человека в системах управления.

Важное достоинство этих методов — описание взаимодействия человека и тех­ники на едином языке. Однако языки ал­горитмических, стохастических и разно­образных динамических моделей подчер­кивали в основном общность между пове­дением человека и функционированием машины, специфика же человека как осо­бого активного звена системы при этом выявлялась недостаточно.

Получившие преимущественное раз­витие в психологии 1950—60-х годов каче­ственные методы анализа деятельности были направлены на поиски специфичес-

ких черт в поведении человека, отличаю­щих его от функционирующей машины. Основное внимание уделялось процессам целеобразования, мотивации, эмоцио­нально-волевым аспектам, психическим состояниям. На этом пути между субъек­том, с одной стороны, средствами и про­цессом деятельности — с другой, усугуб­лялся разрыв их взаимосвязи.

Выход из этой кризисной ситуации был найден на основе развития и приме­нения системного подхода в психологии. Системная методология, предложенная Б.Ф.Ломовым, предполагает выделение и исследование системообразующих факто­ров взаимодействия субъекта со средства­ми деятельности, отражающих соответ­ствующие изучаемые ее структуры, влия­ние на них совокупности внутренних и внешних условий. Выявление много-структурности деятельности, несводи­мость ее ни к одной «универсальной» схе­ме, в том числе и схеме «операции—дей­ствие—деятельность», стало одним из важнейших теоретических результатов применения системного подхода к психо­логическим исследованиям.

Переход от внешних (технических) к внутренним (психологическим) факторам сложности деятельности позволил отби­рать ограниченное число действительно релевантных факторов, системно отража­ющих влияние внешних и внутренних ус­ловий труда и тесно связанных с критери­ями сложности, которые являются показа­телями эффективности, надежности и на­пряженности деятельности.

Развитие методов исследования про­фессиональной деятельности шло также в направлении создания полунатурных стендов изучения конкретных видов дея­тельности; разработки приемов психоло­гического моделирования структуры и условий деятельности, психических со­стояний; совершенствования приемов исследования трудовых процессов в ре­альном масштабе времени в нормальных и экстремальных условиях; поиска адек­ватных методов изучения личностной де­терминации поведения субъекта в не­обычных, опасных ситуациях и т.д.

7.5.3.3. Вклад отечественных ученых в развитие психологии профессиональной

деятельности

К наиболее существенным достижениям в области психологии профессиональной деятельности за последние три десятиле­тия можно отнести результаты исследова­ний ведущих отечественных ученых в следующих основных направлениях:

• обоснование системной методологии психологического анализа, моделирова­ния и проектирования деятельности (Б.ФЛомов, В.Ф.Рубахин, А.А. Крылов, В.А.Пономаренко, В.Ф.Венда, В.А.Ва­вилов, Г.В.Суходольский, Г.М.Зара­ковский, В.Д.Шадриков, А.В.Карпов, П.Я.Шлаен, В.П.Зинченко, В.М.Муни-пов);

• инженерно-психологическое проекти­рование и оценка средств отображения информации, систем автоматизиро­ванного управления, распределения функций между человеком и автомати­кой, компоновки рабочего места опе­ратора (Г.М.Зараковский, В.П.Зин­ченко, А.И.Галактионов, Н.Д.Завало­ва, В.А.Пономаренко, И.И.Литвак, Т.П.Зинченко);

• исследование функциональных состо­яний человека в деятельности, разра­ботка методов их оценки и коррекции (Ф.Д.Горбов, Л.П.Гримак, Л.Г.Дикая, В.И.Медведев, А.Б Леонова, Л.Д. Чай-нова);

• изучение психологических особеннос­тей трудовой деятельности специалистов в нормальных и экстремальных услови­ях и разработка рекомендаций по регла­ментации труда, нормированию его ус­ловий и ускоренной адаптации к нему (ВАБодров, Л.ГДикая, Л.С.Хачатурь-янц, ВЛ.Марищук, В.И.Медведев);

• обоснование теории, методологии и практических рекомендаций по профес­сиональной ориентации, отбору и под­готовке специалистов (В.А.Бодров, Т.Т. Джамгаров, К.К.Платонов, Е.А.Климов, В.Н.Дружинин, В.Д.Шадриков, А.И. Нафтульев, В.А. Пухов, Б.Л. Покровс­кий, В.Ф. Венда, А.И. Галактионов);

• исследование профессиональной и функциональной надежности челове­ка-оператора (В.А. Бодров, А.И.Губин­ский, Б.Ф.Ломов, В.М.Небылицин, Г.С.Никифоров, В.А.Пономаренко, М.А.Котик, Ю.Г.Фокин). Многообразно влияние работ в облас­ти психологии профессиональной дея­тельности на развитие других отраслей психологической науки.

Общепсихологическое значение име­ет разработка принципов алгоритмиза­ции мыслительной деятельности челове­ка (Г.М.Зараковский, В.Н.Пушкин), ис­следование глазодвигательного поведе­ния при решении мыслительных опера­тивных задач (Н.Д.Завалова, М.М.Власо­ва, В.А. Барабанщиков, А.А.Митькин), анализ психологических факторов слож­ности деятельности (В.Ф.Венда, Ю.Я.Го­ликов, А.Н.Костин), изучение процессов профессионализации, развития личности в период профессионального становле­ния (В.А.Бодров, Е.А.Климов, Т.В.Куд­рявцев, Ю.П.Поваренков).

Исследования образных компонентов восприятия и мышления (В.П Зинченко, В.А. Барабанщиков, Д.Н. Завалишина, Т.П. Зинченко, Н.Д. Завлова) в связи с за­дачами инженерно-психологической прак­тики внесли существенный вклад в разра­ботку проблем константности восприятия, механизмов информационного поиска, об­наружения и опознание сигналов, изуче­ние вербальных компонентов мышления. Разработаны принципы образного пред­ставления информации. Исследования проблемы оптимального кодирования ин­формации позволили более полно предста­вить восприятие как активный процесс, в основе которого лежит свойство преобра­зования опознавательных знаков, сокра­щения их числа путем синтезирования в новые оперативные единицы.

Развитие и применение методов сис­темного анализа и организации взаимо­действия человека и ЭВМ (В.Ф. Венда, O.K. Тихомиров, Г.Л. Смолян, П.С. Тур-зин) позволило выделить и изучить пробле­мы соотношения творческих и детермини­рованных компонентов в процессах реше-

ния интеллектуальных задач с помощью ЭВМ, психологические критерии и факто­ры сложности решения и их оптимизации, многоуровневую взаимную адаптацию че­ловека и ЭВМ, перспективы создания но­вых интеллектуальных систем типа «гиб­ридного интеллекта» и т.д. Установлено, что, опосредуя психический образ, концеп­туальную модель интегральными характе­ристиками — например, психологически­ми факторами сложности задачи, — можно измерять ее как целостную систему.

Исследование детерминации процессов решения технических задач с помощью специальных программ и информацион­ных систем ЭВМ представляет интерес при изучении закономерностей познания. Тра­диционно процесс принятия решения пси­хологи пытались разложить на составляю­щие (процессы, операции, блоки, функции и т.п.). Каждое из этих описаний методоло­гически основано на допущении аддитив­ности составляющих процессов решения. В то же время, опосредствуя психический об­раз, концептуальную модель интегральны­ми характеристиками — психологическими факторами сложности (В.Ф.Венда) вместо попытки раскладывать модель на составля­ющие, можно измерить ее как целостную систему. Эта система является: а) вторичной по отношению к реальному объекту в сис­теме отображения информации; б) истори­чески обусловленной развитием техники, обучением, т.е. априорными стратегиями решения, отраженными в структурах и про­граммах ЭВМ; в) целеустремленной — цели системного решения определены социаль­но через профессию человека, ее обще­ственные функции; г) обусловленной онто­генетически индивидуальными особеннос­тями человека; д) стохастической — подвер­женной случайным воздействиям.

Ряд других направлений исследова­ний в области психологии профессио­нальной деятельности (например, про­фессионализация личности, механизмы регуляции психических состояний, лич­ностная детерминация поведения в экст­ремальных условиях и др.) имеет столь же высокое значение для развития дру­гих отраслей психологии.

Научные школы (центры)

Развитие исследований в области психоло­гии профессиональной деятельности не­разрывно связано с формированием науч­ных школ и коллективов ученых, разраба­тывающих различные проблемы психоло­гии труда и управления, инженерной пси­хологии и эргономики. Эти коллективы сложились прежде всего в Московском, Санкт-Петербургском (Ленинградском), Ярославском университетах, в ГосНИИ авиационной и космической медицины (г. Москва), Институте психологии РАН. Ряд известных специалистов продуктивно работают в этой отрасли психологии в дру­гих высших учебных заведениях, академи­ческих и отраслевых институтах.

В Московском государственном уни­верситете им. М.ВЛомоносова становле­ние школы психологов труда и инженер­ных психологов связано с именами А.Н. Леонтьева, В.П.Зинченко, Е.А.Климова, а также с деятельностью Ю.К.Стрелкова, А.Б.Леоновой, О.Г.Носковой, Е.М.Ива­новой, О.Н.Чернышевой и других специ­алистов. Основные направления исследо­ваний по психологии профессиональной деятельности включают методологические вопросы анализа деятельности; формиро­вания концептуальной и информацион­ной модели; когнитивные закономернос­ти операторской деятельности; психоло­гические проблемы самоопределения лич­ности; изучение механизмов регуляции функциональных состояний и др. Работы Е.А. Климова в области психологии про­фессий позволили создать наиболее уни­версальную их классификацию. Разработ­ке теоретико-методологических проблем инженерной психологии и эргономики и, в частности, их социально-предметного статуса, дисциплинарной организации и концептуального строя, исторической схематизации посвящены исследования А.А. Пископпеля, Л.П. Щедровицкого и др. Одним из основателей отечественной инженерной психологии и эргономики является В.П.Зинченко.

Санкт-Петербургский университет во­шел в историю психологической науки

как родоначальник отечественной инже­нерной психологии. Развитию этой отрас­ли психологии способствовала прежде всего деятельность Б.Г.Ананьева, его уче­ника Б.Ф.Ломова, а также их последовате­лей: А.А.Крылова, Г.В.Суходольского, Г.С.Никифорова, Т.П.Зинченко, М.К.Ту-тушкиной, А.И.Нафтульева, В.Л.Мари-щука и др. Широкую известность и неоце­нимое влияние на становление этой науч­ной дисциплины оказало издание в 1963 г. (2-е изд. — 1966 г.) книги Б.ФЛомова «Че­ловек и техника».

В стенах ЛГУ работами Б.ФЛомова по­ложено начало развитию идей системного подхода применительно к задачам психо­логической науки. Одним из путей реали­зации системного подхода в инженерной психологии стала разработанная А.А.Кры­ловым концепция включения человека в информационный процесс. Ведущими проблемами инженерно-психологических исследований ученых университета яви­лись: 1) проектирование деятельности оператора на основе ее декомпозиции, алгоритмизации, синтеза алгоритмичес­ких моделей, компоновки информацион­ных моделей и рабочих мест; 2) изучение психологических аспектов профессио­нальной надежности человека, в частности механизмов ее психической регуляции, са­моконтроля и т.д.; 3) исследование процес­сов приема и переработки информации оператором, кодирования информации и декодирования сообщений; 4) изучение макро- и микроструктурных процессов опознания сигналов и интегральных изоб­ражений; 5) теоретико-эксперименталь­ные исследования проблем психологичес­кого отбора и подготовки специалистов, в частности вопросов диагностики и разви­тия профессионально важных качеств лич­ности [Никифоров, Суходольский, 1989].

Факультет психологии СПбУ активно развивает новые формы подготовки психо­логических кадров по вопросам трудовой деятельности и систематически проводит республиканские научные конференции по инженерной психологии и эргономике. Научная школа психологов Ярославско­го государственного университета сформи-

ровалась под влиянием идей и активной деятельности В.Д.Шадрикова и его учени­ков: В.Н.Дружинина, А.В.Карпова, Ю.П. Поваренкова, В.А.Шкаликова, Р.В.Шрей-дера и др. Ведущим направлением работ представителей этой школы явились систе-могенетические исследования профессио­нальной деятельности, а также вопросы профессиональных способностей и их пси­ходиагностики, психологического анализа деятельности, закономерностей процесса трудового обучения и регламентации дея­тельности, изучения процессов принятия решений, профессионализации личности и др. Существенное влияние на развитие ряда направлений психологии труда оказа­ла монография В.Д.Шадрикова «Пробле­мы системогенеза профессиональной дея­тельности» (1982).

В ГНИИИ авиационной и космичес­кой медицины работы по психологичес­кому изучению профессиональной дея­тельности связаны с именами К.К.Плато­нова, ЮА.Петрова, П.К.Исакова, Н.Д.За-валовой, В.А.Пономаренко, В.А.Бодрова, Г.М.Зараковского, Б.Л.Покровского, В.А.Попова, Л.С. Хачатурянца и многих других специалистов. Работы авиацион­ных психологов и медиков проводились совместно с ведущими учеными других организаций, такими как Ю.П.Добролен-ский, А.А.Красовский, М.И.Бобнева, В.П.Зинченко, Ю.М.Забродин, В.Ф.Руба-хин, Д.Н.Завалишина и др.

К основным достижениям авиакосми­ческой психологии следует отнести разра­ботку теоретических и методических вопро­сов профессионального психологического отбора авиационных специалистов и его внедрение в 1964 г. в практику комплекто­вания высших учебных заведений ВВС.

Применение методологии системного подхода к изучению проблемы безопасно­сти полетов и надежности деятельности летчиков привело к разработке концепции о «личном» и «человеческом» факторах в авиационной аварийности [Лапа, Поно-маренко, Разумов, 1993]. Под «личным» фактором понимается совокупность ин­дивидуальных особенностей конкретного человека (профессиональных, физиологи-

ческих, психологических), которые могут стать причиной возникновения ошибок или же способствовать их возникновению. В понятие «человеческий» фактор вклю­чается совокупность свойств и качеств че­ловека, характерных для летного контин­гента в целом, неучет которых в конструк­ции авиационной техники, в условиях и организации летной деятельности может приводить к ошибочным действиям.

Опираясь на теорию психического от­ражения, на результаты системного инже­нерно-психологического изучения дея­тельности летчика, Н.Д.Завалова, Б.Ф.Ло­мов и ВА.Пономаренко разработали ори­гинальную концептуальную схему поня­тия «образ полета» [Завалова, Ломов, По-номаренко, 1986]. Представления о его структуре и функциях имеют продуктив­ное значение для авиационной инженер­ной психологии, являясь теоретической основой для решения практических задач инженерно-психологического проектиро­вания деятельности летчика, его обучения и тренировки, оптимизации информаци­онной модели полета.

Обобщение экспериментального мате­риала по изучению закономерностей пси­хической регуляции действий летчика в автоматизированных системах позволило обосновать в качестве определяющего принципа при решении практических за­дач распределения функций между чело­веком и автоматическими устройствами принцип активного оператора, предпола­гающий актуализацию техническими средствами психофизиологических воз­можностей человека, поддержание его ба­зовых характеристик, прежде всего — уровня активности мыслительных процес­сов и готовности к двигательным действи­ям [Пономаренко, Завалова, 1992].

К числу других направлений исследова­ний авиационных психологов следует от­нести совершенствование методов обуче­ния летчиков на основе применения кон­цепции образной регуляции действий и со­знательного построения их внутренних ме­ханизмов, использования речевого обще­ния для формирования (или поддержания) целостного образа полетной ситуации; раз-

работку концепции создания адаптивных систем индикации (изменение характери­стик средств отображения информации (СОИ) в зависимости от условий среды и состояния летчика); обоснование принци­пов, методов и средств медико-психологи­ческой реабилитации летчиков с функци­ональными нарушениями вследствие хро­нических профессиональных неудач и т.д. (В.А. Бодров, А.А. Ворона, В.В. Лапа, Ю.А. Кукушкин, А.А. Обознов, А.Н. Разу­мов, В.А. Пономренко, П.С. Турз<

Наши рекомендации