Нетрадиционные методы моделирования

Моделирование на «размытых» множе­ствах. Нетрадиционный подход к моде­лированию связан с приписыванием эле­менту некоторой числовой оценки, кото­рая не может объясняться объективной или субъективной вероятностью, а трак­туется как степень принадлежности эле­мента к тому или иному множеству Мно­жество таких элементов называется «не­четким», или «размытым» множеством.

Каждое слово х естественного языка можно рассматривать как сжатое описание нечеткого подмножества М(х) полного множества области рассуждений U, где М(х) есть значение х. В этом смысле весь язык как целое рассматривается в качестве системы, в соответствии с которой нечет­ким подмножествам множества U припи­сываются элементарные или составные символы (т. е. слова, группы слов и пред­ложения). Так, цвет объекта как некоторую переменную, значения этой переменной (красный, синий, желтый, зеленый и т. д.) можно интерпретировать как символы не­четких подмножеств полного множества всех объектов. В этом смысле цвет являет­ся нечеткой переменной, т. е. переменной, значениями которой являются символы нечетких множеств. Если значения пере­менных — это предложения в некотором специальном языке, то в данном случае со­ответствующие переменные называются лингвистическими (Л. Заде, Ю. Шрейдер).

Синергетика в психологии. Еще одна альтернатива традиционному математичес­кому аппарату — синергетический подход, в котором математическая идеализация проявляется чувствительностью к началь­ным условиям и непредсказуемостью исхо­да для системы. Поведение можно описать с помощью апериодических и поэтому не­предсказуемых временных рядов, не огра­ничиваясь при моделировании стохасти­ческими процессами. Беспорядок в обще­стве может предшествовать появлению но­вой структуры, в то время как стохастичес­кие системы имеют низкую вероятность порождения интересных структур. Именно апериодические решения детерминиро­ванных уравнений, описывающих самоор­ганизующиеся структуры, помогут прийти к пониманию психологических механиз­мов самоорганизации (Фриман, 1992). В этих работах разум рассматривается как «странный аттрактор», управляемый урав­нением сознания. Математически «стран­ный аттрактор» — это множество точек, к которому приближается траектория после затухания переходных процессов.

В основе большинства традиционных моделей психотерапии лежит концепция равновесия. Согласно синергетическому подходу, разум является нелинейной сис­темой, которая при далеких от равновесия условиях превращается в части сложных аттракторов, а равновесие — лишь пре­дельный случай. Этот тезис развивают те­оретики психотерапии, выбирая тот или иной аспект теории хаоса. Так, например, выделяется феномен хаотического в пси­хофизиологической саморегуляции (Step­hen, Franes, 1992) и обнаруживаются ат­тракторы в паттернах семейного взаимо­действия (L. Chamber, 1991).

Рекомендуемая литература

Берка К. Измерения: понятия, теории, пробле­мы. М.: Прогресс, 1987.

Благуш П. Факторный анализ в обобщении. М.: Финансы и статистика, 1989.

Глинский В.В., Ионин В.Г. Статистический анализ данных. М.: Филин, 1998.

Гмурман В.Е. Теория вероятности и математи­ческая статистика. М.: Высшая школа, 1998.

Головина Г.М., Крылов В.Ю., Савченко Т.Н. Ма­тематические методы в современной психо­логии: статус, разработка, применение. М.: ИП РАН, 1995.

Гласе Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976.

Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михайлевская М.Б. Психологический практикум. Измерения. М.: МГУ, 1997.

Девидсон М. Многомерное шкалирование. М.: Финансы и статистика, 1987.

Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М., 2002.

Классификация и кластер. М.: Мир, 1980.

Кочетков В.В., Скотникова И.Г. Индивидуаль­но-психологические проблемы принятия решения. М.: Наука, 1993.

Крылов В.Ю. Геометрическое представление данных в психологических исследованиях. М.: Наука, 1980.

Лоули Д., Максвелл А. Факторный анализ как статистический метод. М.: Мир, 1967.

Многомерный статистический анализ в эконо­мике. М.: Юнити, 1999.

Плюта В. Сравнительный многомерный анализ в экономическом моделировании. М.: Ста­тистика, 1981.

Сидоренко Е.И. Методы математической обра­ботки в психологии. СПб., 2001.

Синергетический подход к моделированию пси­хологических систем / Под ред. Т.Н. Сав­ченко. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1998.

Суходольский Г.В. Основы математической ста­тистики для психологов. СПб., 1997.

Терехина А.Ю. Анализ данных методами много­мерного шкалирования. М.: Наука, 1986.

Используются для самостоятельной работы компьютерные статистические программы: SPSS, STATISTICA, STADIA, LISREL и др.

Медицинская психология.

7.3.7. Введение

Современная медицина и психология — это системы медицинских и психологи­ческих наук, имеющие один и тот же объект изучения и практического прило­жения добываемых знаний — человека. Их взаимодействие порождает большой круг медико-психологических проблем. Основное положение медицины о том, что врач должен лечить не болезнь, а боль­ного, требует знания не только биологи­ческих и физиологических особенностей организма человека, но и его психики. Единство клинического и психологичес­кого подходов в лечебной практике ха­рактеризовало всех выдающихся меди­ков, многие из которых стали основате­лями целых направлений в психологии (3. Фрейд, В.Н. Бехтерев, В.Н. Мясищев и др.).

7.3.2. Краткая история развития медицинской психологии

Несмотря на то что исторически понима­ние необходимости глубокого изучения медико-психологических вопросов сложи­лось давно, специальная научная дисцип­лина — медицинская психология — как от­дельная область психологической науки образовалась сравнительно недавно.

Непосредственными предшественни­ками медицинской психологии были два течения, сформировавшиеся в XVIII сто­летии — френология и месмеризм.

Основатель френологии — Франц Галль (1758—1828), врач из Вены. Галль был убежден в том, что умственные спо­собности зависят от структуры мозга, ко­торая в свою очередь оказывает влияние на формирование строения черепа. Галль локализовал различные свойства ума в 28 различных областях мозга. Его работы предвосхитили концепцию церебральной локализации функций мозга в более по­здних исследованиях П. Брока, У. Пенфилда и др.

Франц Месмер (1734—1815) утверж­дал, что человек наделен некими особы­ми магнитными флюидами, освобожде­ние которых приводит к поразительному исцеляющему эффекту. Эти флюиды он обозначил как «животный магнетизм». Можно считать, что его работы послужи­ли своеобразной основой как для развития суггестивных методов, так и для разработ­ки техник групповых сеансов, являясь предтечей современных методов группо­вой психотерапии.

Экспериментируя с гипнотическими техниками, разработанными Ф. Месме­ром, Жан Шарко (1825—1893) установил, что психическая травма, главным обра­зом сексуальная, вызывает идеи и чув­ства, которые затем становятся неосозна­ваемыми и являются содержанием исте­рических симптомов.

3. Фрейд продолжил исследование ис­терии, показав ее психогенное происхож­дение ивозможность лечения истеричес­ких симптомов с помощью гипноза. Впос­ледствии он отказался от гипноза и разра­ботал психоаналитическое направление, которое внесло большой вклад в развитие медицинской психологии как самостоя­тельной области психологии.

Весомый вклад в развитие теории ме­дицинской психологии внес французс­кий психиатр и психолог Пьер Жане (1859— 1947), разработав концепцию диссоциации — потери «функции реаль­ности» и неспособности удерживать идеи всецело в области сознания из-за слабо­сти высшей интегративной деятельности. Известный французский психолог Теод-роль Рибо (1839—1916) впервые начал изучать закономерности психической де­ятельности не только у здоровых лиц, но и удушевно больных. Эти эксперимен­тальные исследования расширили и обо­гатили медицинскую психологию.

Герман Роршах (1884— 1922) разрабаты­вает одну из основных проективных техник психодиагностики. Особый вклад в разви­тие медицинской психологии внес Э. Кречмер, получивший мировую известность своей работой о связи строения тела и ха­рактера. Его книга «Медицинская психология», вышедшая на русском языке в 1926 г., была первой работой по медицинской пси­хологии, содержащей систематизирован­ную сводку физиологических и психологи­ческих данных, необходимых как врачу, так и психологу в работе с больными.

Карл Юнг (1875—1961), первое время являясь последователем психоаналити­ческого метода лечения, разработанного 3. Фрейдом, позже «отходит» от него и создает свое собственное направление — аналитическую психологию.

В России на необходимость знания основ психологической науки для врачей указывал еще И.М. Сеченов. Его работа «Рефлексы головного мозга» (1866) ока­зала большое влияние на формирование принципов и методов медицинской пси­хологии. Все известные русские психиат­ры начинали чтение курсов психиатрии с основ психологии.

Психологические лаборатории в кли­никах нервных и «душевных» болезней су­ществуют в России с 80-х гг. XIX столетия (лаборатория А.А. Токарского при клини­ке С.С. Корсакова, лаборатория Г. Телятникова, а затем В. П. Осипова при клини­ке В.М. Бехтерева, лаборатория А.Н. Бернштейна при клинике В. И. Сербского и многие другие).

Наши рекомендации