Третий период (вторая половина 30-х -вторая половина 50-х гг. XX в.)

Во второй половине 30-х гг. ситуация резко меняется: изоляция отечественной науки от западной психологии; запрет на публикацию трудов иностранных авто­ров; усиление идеологического контроля за наукой; сгущалась атмосфера декрети­рования и администрирования. Все это сковывало творческую инициативу, по­рождало боязнь исследовать социально острые вопросы. Значительно сократи-

лись разработки по социальной психоло­гии, почти перестали публиковаться кни­ги по этой дисциплине. Наступил пере­рыв в развитии российской социальной психологии, который сопровождался:

1) теоретическим обоснованием не­нужности социальной психологии: так как все психические явления социально де­терминированы, нет необходимости спе­циально выделять социально-психологи­ческие феномены и науку, их изучающую;

2) резкой критикой марксистами иде­ологической направленности западной социальной психологии, расхождений в понимании общественных явлений, пси-хологизаторства в социологии. Конкрет­ные оценки нередко переносились на со­циальную психологию. Это привело к тому, что она попала в разряд лженаук;

3) практической невостребованностью результатов исследований: изучение мне­ний, настроений людей, психологической атмосферы в обществе никого не интересо­вало, более того, представляло опасность;

4) идеологическим прессом на науку, который нашел свое отражение в поста­новлении ЦК ВКП/б/ 1936 г. «О педоло­гических извращениях в системе нарком-просов». Его последствием стал запрет педологии, пострадали также психотех­ника и социальная психология. Период перерыва, начавшийся во второй полови­не 30-х гг., продолжался до второй поло­вины 50-х гг. Но и в это время не было полного отсутствия социально-психоло­гических исследований. Разработка тео­рии, методологии общей психологии по­зволяла создавать теоретический фунда­мент социальной психологии (Б.Г. Ана­ньев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Важное значение имеют идеи об общественно-историчес­кой детерминации психических явлений, разработка теории единства сознания и деятельности и принципа развития.

Основным источником и сферой при­менения социальной психологии были педагогические исследования и педагоги­ческая практика. Центральная тема — изу­чение психологии коллектива. Взгляды А.С. Макаренко определяли облик соци-

альной психологии, в историю которой он вошел прежде всего как исследователь коллектива и процесса воспитания лично­сти в коллективе. Макаренко принадле­жит одно из определений коллектива, ко­торое стало отправным для разработки со­циально-психологической проблематики в последующие десятилетия. Согласно А.С. Макаренко, коллектив — это целеус­тремленный комплекс личностей, органи­зованных, обладающих органами управле­ния. Это контактная совокупность, осно­ванная на социалистическом принципе объединения. Коллектив есть социальный организм. Его основные признаки: нали­чие общих целей, служащих на благо об­щества, совместная деятельность, направ­ленная на достижение этих целей; опреде­ленная структура; органы, координирую­щие деятельность коллектива и представ­ляющие его интересы. Коллектив являет­ся частью общества, органически связан­ной с другими коллективами. Макаренко дал новую классификацию коллективов. Он выделил два их вида:

1. Первичный коллектив, члены кото­рого находятся в постоянном дружеском, бытовом и идеологическом объединении (отряд, школьный класс, семья).

2. Вторичный коллектив — это более широкое объединение. В нем цели, взаи­моотношения вытекают из более глубоко­го социального синтеза, из задач народно­го хозяйства, социалистических принци­пов жизни (школа, предприятие). Цели различаются по времени их осуществле­ния. Были выделены ближние, средние и дальние цели. Макаренко принадлежит разработка вопроса о стадиях развития коллектива. В своем развитии коллектив, по его мнению, проходит путь от дикта­торского требования организатора до сво­бодного требования каждой личности от себя на фоне требований коллектива. Психология личности занимает централь­ное место в коллективной психологии Макаренко. Критикуя функционализм, разложивший личность на обезличенные функции, отрицательно оценивая био- и социогенетическую концепцию личности, господствовавшую тогда, индивидуалис-

тическую направленность общей психоло­гии, он ставил вопрос о необходимости целостного изучения личности. Главная теоретическая и практическая задача — это изучение личности в коллективе.

При исследовании личности Макарен­ко требовал преодоления созерцательнос­ти, применения активных методов воспи­тания. В работе «Методика организации воспитательного процесса» он приводит схему изучения личности, отражающую стержневую идею его социально-психоло­гической концепции — единство коллек­тива и личности: воспитание личности в коллективе посредством коллектива, для коллектива. Взгляды Макаренко развива­лись многими исследователями и практи­ками, освещались в многочисленных пуб­ликациях. Из психологических работ наи­более последовательно это учение пред­ставлено в работах А.Л. Шнирмана.

Локальные социально-психологические исследования в разных отраслях науки и практики (педагогической, военной, меди­цинской, производственной) в 40-50-х гг. сохраняли определенную преемствен­ность в истории российской социальной психологии. В конце 50-х гг. начался за­вершающий этап этой истории.

Четвертый период (вторая половина 50-х -первая половина 70-х гг. XX в.) Этот период характеризуется «потеплени­ем» общей атмосферы, ослаблением ко­мандного администрирования в науке, снижением идеологического контроля, де­мократизацией во всех сферах жизни, что обусловило возрождение творческой ак-тивностии ученых. Для социальной психо­логии особенно важным было то, что воз­рос интерес к человеку, задачам, связан­ным с формированием всесторонне разви­той личности, ее активной жизненной по­зиции. Изменилась ситуация в обществен­ных науках. Интенсивно стали проводить­ся конкретные социологические исследо­вания. Психологическая наука в 50-х гг. от­стояла свое право на самостоятельное существование в острых дискуссиях с фи­зиологами. Общая психология стала на-

дежной опорой для развития социальной психологии. Начался период возрождения социальной психологии в нашей стране. С известным основанием его можно назвать восстановительным. Социальная психоло­гия сформировалась как самостоятельная наука. Критериями самостоятельности вы­ступили: осознание представителями этой науки уровня ее развития, состояния ее ис­следований; характеристика места данной науки в системе других наук; определение предмета и объектов ее исследований; вы­деление и определение основных катего­рий и понятий; формулирование законов и закономерностей; институциализация на­уки; подготовка специалистов. Формаль­ные критерии: публикации специальных трудов, статей, организация обсуждений на съездах, конференциях, симпозиумах. Эти критерии соответствовали состоянию со­циальной психологии в нашей стране. Формально начало периода возрождения связывают с дискуссией по социальной психологии, открывшейся публикацией статьи А. Г. Ковалева «О социальной психо­логии» (ВестникЛГУ. 1959. № 11). Дискус­сии продолжились в журналах «Вопросы психологии» и «Вопросы философии», на II Съезде психологов СССР, на пленарном заседании и впервые организованной в рамках Всесоюзных съездов секции по со­циальной психологии. В Институте фило­софии АН СССР работал постоянно дей­ствующий семинар по социальной психо­логии. Опубликование в 1968 г. книги «Проблемы общественной психологии» под ред. В.Н. Колбановского и Б.Ф. Пор-шнева, привлекло внимание ученых. Под­нимаемые социальными психологами проблемы, затрагивающие суть социаль­но-психологических явлений, описание предмета, задач социальной психологии, определение основных направлений ее дальнейшего развития отразились в учеб­никах и учебных пособиях, основные из которых увидели свет в 60-х — первой половине 70-х гг. А.Г. Ковалев (1972), Е.С. Кузьмин (1967), Б.Ф. Парыгин (1967, 1971) и др. Работой, завершившей восста­новительный период, стала книга «Мето­дологические проблемы социальной пси-

хологии» (1975) — итог «коллективного ду-мания» социальных психологов, которое осуществлялось на постоянно действую­щем в Институте психологии семинаре по социальной психологии.

Заключительный этап в истории отече­ственной социальной психологии ознаме­новался разработкой ее основных про­блем. В области методологии социальной психологии плодотворными были кон­цепции Г.М. Андреевой, Б.Д. Парыгина, Е.В. Шороховой. В изучение проблем коллектива большой вклад внесли разра­ботки К.К Платонова, А.В. Петровского, Л.И. Уманского. Исследования социаль­ной психологии личности связаны с име­нами Л. И. Божович, К.К. Платонова, В.А. Ядова. Проблемам деятельности посвя­щены труды Л. П. Буевой, Е.С. Кузьмина. Социальной психологией общения занима­лись А.А. Бодалев, Л.П. Буева, А.А. Леон­тьев, Б.Ф. Ломов.

В 70-х гг. завершилось организацион­ное становление социальной психологии как самостоятельной науки. В 1962 г. орга­низована первая в стране лаборатория со­циальной психологии в ЛГУ; в 1968 г. — первая кафедра социальной психологии в том же университете; в 1972 г. — аналогич­ная кафедра в МГУ. С введением в 1966 г. ученых степеней по психологии соци­альная психология приобрела статус ква­лификационной научной дисциплины. Началась систематическая подготовка специалистов по социальной психологии. В научных учреждениях организуются группы, в 1972 г. в Институте психологии АН СССР создан первый в стране сектор социальной психологии. Публикуются статьи, монографии, сборники. Проблемы социальной психологии обсуждаются на научных конференциях, симпозиумах.

Наши рекомендации