История и методы социальной психологии

6.1.1. Предмет и структура социальной психологии

Опредмете социальной психологии. В лю­бой отрасли науки предмет исследования является основным дифференцирующим ее признаком. Несмотря на то, что сегод­няшние представления о предмете мно­гообразны, можно выделить основные точки зрения.

Предметом социальной психологии являются:

1. Социально-психологические харак­теристики (свойства, процессы и состоя­ния) индивида как субъекта социальных отношений. Другими словами, соци­альная психология изучает те особеннос­ти человека, которые проявляются в ре­зультате его включения в различные соци­альные группы, отношения с другими людьми, в систему общественных (поли­тических, экономических, правовых, уп­равленческих и других) отношений, соци­альную микро- и макросферу в целом. Наиболее часто изучаются такие проявле­ния личности в конкретных группах, как: общительность и конформность, толеран­тность и агрессивность, совместимость с группой и конфликтогенность и т. д.

2. Феномен взаимодействия между людьми и как частная, но наиболее инте­ресная его форма — общение. К данному

теоретическому подходу относятся мно­гочисленные исследования супружеско­го, детско-родительского, педагогическо­го, управленческого, коррекционного, психотерапевтического и многих других видов общения. Следовательно, наиболее типичными объектами изучения (субъек­тами взаимодействия и общения) явля­ются такие диады, как: учитель—ученик, преподаватель—студент, врач—больной, консультант—клиент, руководитель—ис­полнитель, командир—подчиненный, родитель-ребенок и т. д.

Взаимодействие как социально-пси­хологический феномен может быть не только межличностным, но и между лич­ностью и группой, а также межгруппо­вым, что детально изучается в социаль­ной психологии и существенно расширя­ет границы ее предмета.

3. Социально-психологические харак­теристики (свойства, процессы, состоя­ния) социальных групп как целостных об­разований. В отличие от индивида груп­па — коллективный субъект, не сводимый к какому бы то ни было индивиду — это, например, социально-психологический климат и атмосфера в группе, групповая напряженность и конфликтные отноше­ния (групповые состояния), лидерство и групповое давление, групповое принятие решений и совместные действия (группо­вые процессы), совместимость и срабо­танность, сплоченность и конфликтность (групповые свойства) и т. п. Традицион­ными для социальной психологии объек-

тами исследования являются различные малые группы (семья, учебные, воинские и трудовые коллективы, группы друзей, круг общения и т. д.).

4. Массовые психические явления, субъектами которых, как правило, высту­пают средние по количественному соста­ву и большие социальные группы. Соци­альные психологи концентрируют внима­ние на исследовании паники, распростра­нении в широких масштабах слухов, воз­никновении массовых апатий и страхов, моды, обычаев и традиций. Особый инте­рес вызывают такие группы, как толпы, большие диффузные (неконтактные) и др.

5. Собственно психологические меха­низмы социальных влияний на человека и его общности как участников социальной жизни, субъектов социального взаимодей­ствия. Типичными для социально-психо­логического исследования стали механиз­мы убеждения, внушения, психологичес­кого принуждения, подражания, психи­ческого заражения, идентификации, ин-териоризации, проекции и др. Данный взгляд на предмет социальной психологии наиболее характерен для исследователей таких направлений, как социальный кон­троль и управление поведением людей в социальной среде, социализация личнос­ти, формирование социальных норм и правил поведения, воздействие на лич­ность и группы средств массовой инфор­мации и т. п.

В настоящее время рассмотрение пред­мета социальной психологии — это важная теоретическая проблема. Сложившиеся представления о предмете можно квалифи­цировать как чрезвычайно дифференциро­ванные, что характерно для большинства пограничных, смежных отраслей науки, к числу которых относится и социальная пси­хология. Не снимая вопроса о предмете, се­годня целесообразнее говорить о «предмет­ном поле» социальной психологии.

Если придерживаться более «узкого» и конкретного понимания предмета (напри­мер, какой-то из пяти сформулированных позиций), то неизбежно сталкиваешься с некоторыми ограничениями в вопросе об объектах социальной психологии. «Узкое»

понимание предмета может «диктовать» выбор объекта социально-психологическо­го исследования. Если же опираться на те­оретическое положение о существовании «предметного поля», то основными объек­тами социальной психологии являются личность в группе, межличностное взаимо­действие, малая группа, межгрупповое вза­имодействие и большая группа.

Конечно, можно пытаться интегриро­вать большинство сложившихся на сегод­няшний день теоретических подходов к по­ниманию предмета социальной психоло­гии. Результатом этих попыток обычно ста­новятся два распространенных варианта: либо эклектичное формулирование пред­мета социальной психологии, т. е. механи­ческое соединение двух или трех предметов в одном определении, либо несколько аб­страктное его толкование как некоторого «надпредмета» или «метапредмета». При­мером такого понимания может быть сле­дующее: социальная психология изучает психологические явления (свойства, про­цессы и состояния), характеризующие ин­дивидуального и группового субъектов со­циального взаимодействия.

Структура социальной психологии. Вданном контексте под структурой пони­мается строение социальной психологии, взаиморасположение и связь основных составляющих ее частей. Структура соци­альной психологии в каждый историчес­кий период ее развития, в том числе и со­временное состояние, является результа­том взаимодействия двух принципиально различных (даже противоположных), но тесно связанных процессов: дифферен­циации, т. е. дробления, разделения со­циальной психологии, и интеграции ее с другими (не только психологическими) отраслями науки.

Дифференциация социальной психо­логии происходит по многим направле­ниям, однако главные тенденции просле­живаются в следующем: Ведущая ориен­тация на теоретический, эмпирический (в частности, экспериментальный) или практический анализ порождает соответ­ственно теоретическую, эмпирическую (или экспериментальную) и практичес-

кую социальную психологию. Эти взаи­мосвязанные части социальной психоло­гии по-разному реализуют основные функции науки. Если теоретическая со­циальная психология призвана объяснять природу социально-психологических яв­лений и прогнозировать их динамику в определенных социальных условиях, то эмпирическая социальная психология точно описывает эти явления, раскрыва­ет внутренние закономерности их функ­ционирования и развития. Практическая же социальная психология разрабатыва­ет и реализует программы оптимизирую­щего воздействия на те же явления, т. е. должна управлять ими. Они различаются и тем, чем приходится оперировать, что должно получиться в результате и др.

Дифференциация социальной психо­логии, особенно практической, произош­ла в ходе ее приложения к различным сферам общественной жизни человека и его общностей. В результате к настояще­му времени сформировалась промыш­ленная социальная психология, соци­альная психология сельского хозяйства, торговли, образования, семьи, науки, массовых коммуникаций, спорта, искус­ства и др. Этот процесс интенсивно про­должается в сферах политики, экономи­ки, рекламы, культуры в целом (не толь­ко искусства) и т. д.

Социальная психология дифференци­ровалась также в процессе исследования основных видов жизнедеятельности чело­века. Сложились такие ее части, как соци­альная психология труда, познания (в том числе учения), творчества, общения, игры и т. п. В свою очередь из ведущей части — социальной психологии труда — образова­лись различные виды трудовой деятельно­сти; отдельные из них стали заметными от­раслями в современной психологии: соци­альная психология управления, руковод­ства, предпринимательства и т. д. Данное основание дифференциации содержит в себе огромный потенциал дальнейшей спецификации социальной психологии.

Любая дифференциация социальной психологии может рассматриваться как относительно условная. Например, со-

циальная психология торговли как от­расль одновременно изучает торговлю, с одной стороны, как сферу общественной жизни людей и становится тем самым в один ряд с промышленной социальной психологией и другими, а с другой — как вид деятельности людей (продажа това­ров), исследуя частный вид труда. То же самое можно сказать о социальной пси­хологии управления, которая изучает и управленческий труд, и управление как сферу общественной жизни людей.

Строение современной социальной психологии, особенно исследовательской, будет неполным, если не представить ее дифференциацию по основным объектам исследования. В результате ее структуру со­ставляет социальная психология личности, психология взаимодействия, в том числе отношений и общения (т. е. объект иссле­дования — система «личность—личность»), психология малых групп, межгрупповых отношений и взаимодействий («группа-группа»), больших социальных групп и массовых психических явлений. Назван­ные пять разделов социальной психологии логично было бы дополнить исследовани­ями таких важных объектов, как: «лич­ность—малая группа», «личность—боль­шая группа», «малая группа—большая группа»; однако выделения соответствую­щих им разделов не произошло из-за «про­межуточного» характера указанных объек­тов, которые исследуются в контексте вы­шеперечисленных основных разделов. Чрезвычайно медленно формируется и та­кой раздел, который можно было бы назвать как «Психология общества», т. е. в нем об­щество в целом должно рассматриваться как качественно специфический объект по сравнению с большими социальными груп­пами. Этот процесс затруднен прежде всего потому, что в исследовании такого объекта теряется специфика социально-психологи­ческого метода в сравнении с социологичес­ким. Общество как объект исследования от­носится пока, скорее, к социологии, чем к социальной психологии.

В данной главе структура социальной психологии представлена разделами, со­ответствующими основным объектам ее

исследования, и дополненными вводной теоретической и заключительной частя­ми, посвященными некоторым приклад­ным социально-психологическим отрас­лям — политической, экономической и этнической психологии, — выбор кото­рых определяется более высокой степе­нью их разработанности.

Структурирование современной со­циальной психологии невозможно по­нять, не рассмотрев интеграционных процессов, в которые она включена. Это относится прежде всего к интеграции со­циальной психологии с многочисленны­ми психологическими отраслями, на «стыке» которых возникла большая сово­купность социально-психологических направлений исследования, постепенно оформившихся в относительно самосто­ятельные подотрасли — части социаль­ной психологии. Этот «контур» (или уро­вень) интеграции можно обозначить как внешний социально-психологический. Социальная психология личности, на­пример, сформировалась как результат интеграции социальной психологии с психологией личности, социопсихолинг-вистика — социальной психологии с пси­холингвистикой, социально-педагоги­ческая психология — социальной и педа­гогической психологии и т. д. Как смеж­ные психологические отрасли образова­лись социальные психологии:труда, уп­равления, спорта, искусства, социально-историческая и социально-политическая психология, психология межнациональ­ных отношений. Этот интеграционный процесс продолжается — в настоящее время идет интенсивное формирование социально-экономической и социально-экологической психологии.

Таким образом, описанные ранее части социальной психологии, которые разделились и влились в различные сферы общественной жизни и виды жизнедеятельности человека, диффе­ренцировались именно в «зонах» интег­рации социальной психологии с други­ми психологическими отраслями. В этом смысле процессы дифференциа­ции и интеграции социальной психоло-

гии, несмотря на их полярность, тесно взаимосвязаны.

Интеграционные процессы характер­ны и для самой социальной психологии — это внутренний социально-психологичес­кий «контур» интеграции. Проявляется он в объединении теоретического, эмпири­ческого и практического методов анализа социально-психологических данных, в од­новременном изучении различных соци­ально-психологических объектов(напри­мер, личности в группе, личности и малых групп в организации, малых групп в кон­тексте больших социальных групп и т. п.). Наиболее очевидным направлением внут­ренней интеграции социальной психоло­гии является объединение ее частей, диф­ференцировавшихся по сферам обще­ственной жизни и видам жизнедеятельно­сти людей. В результате возникло и про­должает появляться множество интегри­рованных научных направлений, напри­мер: психология руководства педагогичес­ким коллективом (на стыке социальной психологии управления и социальной психологии образования), психология ру­ководства научным коллективом, соци­альная психология творчества инженеров, психология познания в процессах обще­ния и т. д.

Наши рекомендации